История еврейского народа. (часть седьмая) |
шестая часть http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299027984/
Начальный период нового времени.
Как уже было сказано, в середине 1600-х годов Цфат и Тверия оказались заброшены и центр еврейской жизни перекочевал на юг, в Иерусалим. К этому времени в Святом городе проживало около трехсот знатоков Торы, была открыта 21 синагога и действовала йешива. Евреи из Прованса, Италии, Западной Европы, а также многочисленных сефардских общин мирно сосуществовали, представляя собой многокультурный сплав разнообразных традиций и религиозных обычаев. К началу XVIII-го столетия в городе проживало уже около двухсот ашкеназов и раз в пять больше сефардов.
В октябре 1700 года еврейское население Иерусалима еще раз существенно пополнилось иммигрантами из Польши. Рабби Йегуда Хасид, сопровождаемый приблизительно восемью сотнями последователей, перебрался в Палестину на постоянное место жительства. Он успел купить большой участок земли в Старом городе, но неожиданно заболел и умер через несколько дней после прибытия.
Материальная ситуация в городе была очень напряженной, поскольку то небольшое число евреев, которые уже проживали там до алии рабби Йегуды, содержались на пожертвования от еврейских общин из стран рассеяния. Неожиданное появление в городе группы, превышающей половину его населения, привело к неожиданному кризису, так как постоянные жители Иерусалима были просто не в состоянии им помочь. К сожалению, из огромного числа вновь прибывших только отдельные переселенцы смогли обустроиться на Святой Земле. В основном, они переехали в другие города - Тверию, Цфат и Хеврон (в 1740 году рабби Хаим Абулафия восстановил общину в Тверии). Многие уехали обратно в Европу. На месте, которое купил рабби Йегуда Хасид, в середине XIX-го столетия была построена центральная ашкеназская синагога Иерусалима - "Хурват рабби Иегуда Ахасид", которая была разрушена иорданцами в 1948 году и отреставрирована только к 2010 г.
В 1746 году шурин Баал Шем Това, основателя хасидского движения, рабби Гершон Китовер, прибыл в Эрец Исраэль и основал там первую хасидскую общину. В течение шести лет он проживал в Хевроне, а затем в 1753 году перебрался в Иерусалим, где в дальнейшем был связан с йеменским каббалистом Шаломом Шараби и каббалистической йешивой "Бейт-Эль". В течение полувека после его прибытия в Святую Землю различные группы хасидов, следуя его примеру, тоже отправлялись В Эрец Исраэль. Например, рабби Нахман из Городенки, ученик Баал Шем Това, поселился в Тверии в 1764 году. К сожалению он умер летом того же года. Его сын Симха женился на внучке Баал Шем Това. На Украине у них родился сын, знаменитый рабби Нахман из Бреслава, назван в честь деда. В 1777 году такие хасидские лидеры, как Менахем Мендель из Витебска, вместе с 300 своими последователями, а также рабби Авраам из Калиша, оба ученики Межрического Магида, тоже обосновались в Тверии.
В 1808 году первая группа перушим, студентов Виленского Гаона, под руководством ребе Менахем Мендела из Шклова совершила алию. Вначале они поселились в Тверии и Цфате, но вскоре большинство из них переехало в Иерусалим. К 1845 году в Святом городе жило около трех тысяч еврейских семей. Теперь к и так уже довольно пестрому в культурном смысле составу добавились хасиды и перушим.
Ишув Аяшан, Старый Ишув, - это название религиозной ашкеназской общины в Эрец Исраэль. Их представители проживали в четырех основных центрах еврейской жизни после захвата Палестины Оттоманской империей: в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. Главным равом Старого Ишува с 1841 по 1909 год был рабби Шмуэль Салант. В течение этого периода Мозес Монтефиоре1 построил в 1855 году Мишкенот Шааним - первое поселение за пределами городских стен Иерусалима. Начавшись, строительство продолжало нарастать в ускоренном темпе. Общины Йемин Моше, Зихрон Моше, Кирьят Моше были названы в честь Монтефиоре. Там же были построены больницы Мисгав Ладах и Бикур Холим. От Яффо до Иерусалима была проведена железная дорога.
Но жизнь в Эрец Исроэль не была легкой, большинство еврев пребывали в бедности и подвергались преследованиям со стороны правящих мусульман. Несмотря на все это, евреи, движимые мечтой жить в Святой Земле, все равно стремились туда.
Восьмая часть http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299040900/
Йехудис Ханин
Рубрики: | История еврейского народа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |