-Метки

антисемитизм археология атеросклероз бананы без выпечки болезнь альцгеймера брокколи вода война война с хамасом война с хизбалой газа гипертония глобальное потепление гуманитарная помощь деменция депрессия дети древности евреи живопись животные жители газы заложники иерусалим израиль израильтяне иммунитет интересные факты искусственный интеллект история кабачки картины кешью коронавирус космос кофе курение куркума лечение ливан луна мозг морковь морские обитатели овощи овсянка огурцы оздоровление оон память печень печенье полезные советы правильное питание природа рак раскопки рассказ россия рыба салат салат овощной салаты овощные сахарный диабет свекла сектор газа сердце сон стихи стресс теракты террор террористы торт тофу украина фотографии хамас холестерин холокост чечевица шоколад шпинат энергия юмор яблоки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в София_Гамерник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.06.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 9900


История еврейского народа. (часть шестая)

Воскресенье, 10 Ноября 2013 г. 03:26 + в цитатник

пятая часть  http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299027211/

Османская империя в период расцвета и стагнации.

Султан Османской империи Баязид II пригласил евреев в страну после их изгнания из Испании. Широко известно его высказывание о Фердинанде II Арагонском, короле Испании: "Как можно называть Фердинанда мудрым правителем?! Ведь он обедняет свою страну и обогащает мою!" В его правление волны еврейской иммиграции с Иберийского полуострова значительно пополнили население империи, поэтому после захвата турками Палестины большое количество евреев переселилось на Святую Землю.

Многие видные раввины выбрали местом своего проживания Цфат. Наиболее известные среди них - каббалисты Ицхак Лурия (Аризаль), Моше Кордоверо, Хаим Виталь, сочинитель субботнего гимна "Леха Доди" Шломо Алкабейц, а также автор Шулхан Аруха Иосиф Каро. Цфат в это время достиг своего расцвета.

Евреи в этот период жили не только в Цфате, но и в Бейт Шеане и на териртории Галилеи, в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Яффо, Газе и Рафияхе. Еврейские поселения в Святой Земле настолько распространились, что даже были сделаны попытки восстановить Сангедрин (высшее религиозное и судебное учреждение в древней Иудее).

Внук Баязида II Сулейман I Великолепный не только был величайшим из правителей Османской империи (именно при нем она достигла своего расцвета), но он также наиболее благосклонно относился к евреям. Он благоустроил Палестину: починил водопровод, развил сельское хозяйство и восстановил разрушенные стены Иерусалима, - а кроме этого, зная, что его визирь, бывший маран Дон Йосеф Наси мечтает о еврейской колонии на Святой Земле, наградил его в 1561 году правом собственности на город Тверию и семь более мелких поселений в округе. К 1565 году стены Тверии были перестроены заново. Чтобы способствовать развитию торговли в регионе Дон Йосеф Наси организовал посадку тутовых деревьев для выведения шелковичных червей и пригласил всех евреев, кто был преследуем в своих странах, перебраться в Святую Землю. В большинстве своем этим правом воспользовались евреи Италии, особенно после того, как Римский Папа Пий V издал свой известный указ от 1569 года об изгнании евреев из всей Папской области, за исключением Анконы и Рима, важнейших торговых центров. В управлении общиной Дону Наси помогала его тетя и свекровь Дона Грация Мендес, не менее известная в еврейской истории, чем он сам. Они открыли йешиву и поддерживали знатоков Торы в Тверии и Цфате.

К сожалению, после смерти Сулеймана Великолепного Османская империя сильно ослабла во времена правления слабовольных султанов. Это началось еще в правление Селима II, сына Сулеймана, который сам не принимал большого участия в управлении страной, предпочитая вести увеселительный образ жизни. После его смерти в 1574 году на трон взошел Мурад III, который также предпочитал плотские утехи руководству государством. Во время его правления большой властью обладали женщины: его мать Нурбану и неофициальная жена, Сафие. Дон Йосеф в это время потерял свое влияние при дворе. В Турции начался период военных потерь, интриг и восстаний, закончившийся поражением в битве за Вену в 1683 году. После чего начался период стагнации Османской империи.

Все это отразилось и на еврейском населении Палестины. К концу семнадцатого столетия они вновь уже не чувствовали себя в безопасности. В 1660 году местные друзы во время смуты, связанной со смертью их правителя из династии Маанов, наместника султана, напали на Цфат и Тверию, практически полностью их уничтожив. Несколько семей вернулись обратно в Цфат в 1662 году, куда через три года прибыли последователи лже-мессии Шаббтая Цви. Тверия же была заброшена на несколько десятилетий.

Йехудис Ханин.

седьмая часть http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299028534/

http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2366491

Рубрики:  История еврейского народа

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку