История еврейского народа. (часть шестая) |
пятая часть http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299027211/
Османская империя в период расцвета и стагнации.
Султан Османской империи Баязид II пригласил евреев в страну после их изгнания из Испании. Широко известно его высказывание о Фердинанде II Арагонском, короле Испании: "Как можно называть Фердинанда мудрым правителем?! Ведь он обедняет свою страну и обогащает мою!" В его правление волны еврейской иммиграции с Иберийского полуострова значительно пополнили население империи, поэтому после захвата турками Палестины большое количество евреев переселилось на Святую Землю.
Многие видные раввины выбрали местом своего проживания Цфат. Наиболее известные среди них - каббалисты Ицхак Лурия (Аризаль), Моше Кордоверо, Хаим Виталь, сочинитель субботнего гимна "Леха Доди" Шломо Алкабейц, а также автор Шулхан Аруха Иосиф Каро. Цфат в это время достиг своего расцвета.
Евреи в этот период жили не только в Цфате, но и в Бейт Шеане и на териртории Галилеи, в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Яффо, Газе и Рафияхе. Еврейские поселения в Святой Земле настолько распространились, что даже были сделаны попытки восстановить Сангедрин (высшее религиозное и судебное учреждение в древней Иудее).
Внук Баязида II Сулейман I Великолепный не только был величайшим из правителей Османской империи (именно при нем она достигла своего расцвета), но он также наиболее благосклонно относился к евреям. Он благоустроил Палестину: починил водопровод, развил сельское хозяйство и восстановил разрушенные стены Иерусалима, - а кроме этого, зная, что его визирь, бывший маран Дон Йосеф Наси мечтает о еврейской колонии на Святой Земле, наградил его в 1561 году правом собственности на город Тверию и семь более мелких поселений в округе. К 1565 году стены Тверии были перестроены заново. Чтобы способствовать развитию торговли в регионе Дон Йосеф Наси организовал посадку тутовых деревьев для выведения шелковичных червей и пригласил всех евреев, кто был преследуем в своих странах, перебраться в Святую Землю. В большинстве своем этим правом воспользовались евреи Италии, особенно после того, как Римский Папа Пий V издал свой известный указ от 1569 года об изгнании евреев из всей Папской области, за исключением Анконы и Рима, важнейших торговых центров. В управлении общиной Дону Наси помогала его тетя и свекровь Дона Грация Мендес, не менее известная в еврейской истории, чем он сам. Они открыли йешиву и поддерживали знатоков Торы в Тверии и Цфате.
К сожалению, после смерти Сулеймана Великолепного Османская империя сильно ослабла во времена правления слабовольных султанов. Это началось еще в правление Селима II, сына Сулеймана, который сам не принимал большого участия в управлении страной, предпочитая вести увеселительный образ жизни. После его смерти в 1574 году на трон взошел Мурад III, который также предпочитал плотские утехи руководству государством. Во время его правления большой властью обладали женщины: его мать Нурбану и неофициальная жена, Сафие. Дон Йосеф в это время потерял свое влияние при дворе. В Турции начался период военных потерь, интриг и восстаний, закончившийся поражением в битве за Вену в 1683 году. После чего начался период стагнации Османской империи.
Все это отразилось и на еврейском населении Палестины. К концу семнадцатого столетия они вновь уже не чувствовали себя в безопасности. В 1660 году местные друзы во время смуты, связанной со смертью их правителя из династии Маанов, наместника султана, напали на Цфат и Тверию, практически полностью их уничтожив. Несколько семей вернулись обратно в Цфат в 1662 году, куда через три года прибыли последователи лже-мессии Шаббтая Цви. Тверия же была заброшена на несколько десятилетий.
Йехудис Ханин.
седьмая часть http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post299028534/
Рубрики: | История еврейского народа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |