Описанные в предыдущей статье семь полков легкой пехоты Великобритании по своей выучке и боеспособности являлись одними из лучших среди всех европейских войск того времени. Однако английская армия имела еще более мобильные и эффективные части, которые некоторые исследователи называют «сверхлегкой пехотой», а я бы назвал их «спецназом» того времени. Речь идет о двух «экспериментальных» батальонах 60-го полка и о 95-м стрелковом полке, которые резко выделялись даже на фоне великолепных легких полков Великобритании - как своей формой и вооружением, так и результативностью действий на поле боя. Эти специальные подразделения легкой пехоты, поголовно вооруженные нарезным оружием, предназначались для ведения огневого боя исключительно в рассыпном строю. От стрелков таких подразделений, действовавших обычно самостоятельно, в боевых условиях требовалась храбрость, личная инициатива, умение маскироваться на местности и, конечно, быстрая и меткая стрельба, причем – на самых максимальных дистанциях.
Кроме торпедных и торпедно-артиллерийских подводных кораблей в Советском Союзе с самого начала строительства подлодок разрабатывались и подводные минные заградители. Это, в общем-то, и не удивительно: минному делу в отечественном флоте традиционно уделялось большое внимание; к тому же именно России принадлежит неоспоримый приоритет в создании класса подводных заградителей (первый в истории подводный минзаг «Краб» времен 1-й мировой войны).
Помимо малоудачных попыток перестроить в заградители отдельные экземпляры торпедных лодок (серий «Щ» и «М»), а так же снабжения минно-постановочными устройствами (к сожалению, ненадежными) подводных крейсеров типа «К», советские кораблестроители разработали и запустили в производство четыре серии специализированных подводных минзагов типа «Л» («Ленинец»). Поначалу эти лодки задумывались, как заградители, главным оружием которых будут только мины, но в процессе разработки они превратились в универсальные корабли, имеющие не только минное, но и мощное торпедное вооружение.
ТРЕТИЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 24 августа по 6 сентября 1940 г)
1 СЕНТЯБРЯ бомбардировщики Не.111 разбомбили доки в Тилбери; их атаку прикрывала армада истребителей Bf.109, мобилизованных сразу из трех эскадр. Мессершмитты отразили все попытки британцев прорваться к Хейнкелям, сбив при этом не менее 5 «Харрикейнов». В тот же день в воздушном бою над Кенли, над которым «Харрикейны» 85-го эскадрона перехватили бомбардировщики Do.17Z из 9/KG-76, был сбит британский ас Патрик Вудс-Скавен (10,5 побед). Патрик успел выпрыгнуть из горящего истребителя, но парашют летчика не раскрылся… А его сослуживец сержант Эллард сбил Дорнье, на котором штурманом был Вильгельм-Фридрих Иллг, тот самый, что 18 августа здесь же, над Кенли, чудом спас свой самолет, заменив убитого пилота. За тот подвиг Иллг был удостоен высшей боевой награды Германии – Рыцарского креста. И хотя в этот раз Иллгу не удалось спасти свой самолет, он все же вновь выжил: выпрыгнув из погибавшей машины с парашютом, Иллг вместе со всем своим экипажем попал в плен.
ТРЕТИЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 24 августа по 6 сентября 1940 г)
Британское руководство назвало этот этап «критическим периодом» - основными объектами ударов Люфтваффе стали аэродромы британской истребительной авиации на юго-востоке Англии: не справившись с английскими истребителями в воздухе, немцы пытались уничтожить их на земле. Эти попытки с самого начала были обречены на провал: «Спитфайры» и «Харрикейны» были рассредоточены по замаскированным полевым аэродромам, расположение большинства из которых не было известно немцам. Еще одним неприятным для Люфтваффе сюрпризом стало появление у англичан новой модификации «Спитфайра» – Mk.II, обладавшей по сравнению с Mk.I более высокой скоростью и лучшей живучестью (на самолете усилили бронеспинку, поставили броневой лист перед пилотом и запротектировали бензобаки). К тому же усовершенствованный мотор «двойки» перестал «задыхаться» при крутых вертикальных маневрах. Благодаря этому новая версия «Спита» лишилась недостатка, которым ранее пользовались немецкие асы, чтобы «обыграть» в бою «единичку». Огорчительным для немцев было и то, что Mk.II внешне ничем не отличался от Mk.I, а потому в завязке боя невозможно было разобраться, с какой модификацией придется иметь дело. Первым на новую машину перевооружился 611-й эскадрон в Дигби, затем этот самолет стал поставляться и в другие части. Некоторое количество новых «Спитфайров» было «в порядке эксперимента» вооружено не восемью, а только четырьмя пулеметами; места остальных заняли две 20-мм автоматические пушки. Первая партия «пушечных» «Спитфайров» была направлена в 19-й эскадрон.
Малые подводные лодки изначально предназначались для обороны своего побережья и в первую очередь для отражения атак вражеских тяжелых кораблей на порты и военно-морские базы. Еще одной причиной строительства малых лодок было желание советского руководства создать малогабаритный боевой корабль, который бы можно было в собранном виде быстро перебрасывать по железной дороге на отдаленные театры военных действий. Однако все вышесказанное определило целый букет недостатков данного проекта: малую автономность, плохую обитаемость экипажа, слабое вооружение (всего 2 торпеды) и низкую живучесть лодок типа «М». Все перечисленные недостатки ярко проявились в ходе войны, когда этим прибрежным кораблям, особенно тем, что служили на Севере, пришлось ходить в дальние боевые походы…
Часть 4.2 (продолжение)
ВТОРОЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 12 по 23 августа 1940 г)
На 15 АВГУСТА германские синоптики предсказали плохую погоду с низкой плотной облачностью, и Геринг решил не проводить в тот день боевых полетов, а заняться разбором предыдущих боев. Для этого рейхсмаршал вызвал всех высших командиров в свой дворец Каринхол в районе Берлина. Однако к полудню облачность рассеялась, ветер почти стих, и небо стало ясным. И оставшийся замещать командира ударного 2-го Флигеркорпуса генерала Лорцера начальник его штаба оберст Дикман по своей инициативе отдал приказ на начало боевых вылетов. Вступление в бой 2-го Флигеркорпуса привело в движение другие авиачасти Германии; в результате в воздухе разыгралась битва намного более интенсивная, чем в любой другой день операции.
Как уже говорилось в сообщении о линейной пехоте Великобритании, в каждом пехотном полку с 1794 года присутствовала фланговая легкая рота. Эти роты теоретически предназначались для ведения стрелкового боя в рассыпном строю. Однако такое положение длительное время оставалось только на бумаге, в жизни легкие роты британской армии отличались от центральных рот лишь меньшим ростом солдат да некоторыми незначительными элементами формы. Действия в рассыпном строю предполагают индивидуальную подготовку каждого бойца и предоставление солдату значительной свободы в принятии решений, что в британской армии, полууголовный рядовой состав которой удерживался в повиновении только тотальным контролем, жесткой дисциплиной и обязательными наказаниями за малейшую провинность, считалось просто невозможным. Поэтому легкие роты Великобритании в бою действовали, как и все остальные роты, плотной массой, а так называемый «рассыпной строй» англичан представлял собой выдвижение вперед построенных шеренгами групп солдат численностью не менее десяти – пятнадцати человек под обязательным командованием офицера. При этом особо меткой стрельбой такие «застрельщики» не отличались, так как легкие пехотинцы в основной массе своей вооружались стандартными гладкоствольными ружьями и обучались только залповой пальбе на том же уровне, что и вся остальная пехота.
Часть 4.1
«ДЕНЬ ОРЛА»: НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЕВ НАЧАЛОСЬ
ВТОРОЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 12 по 23 августа 1940 г)
13 августа немцы начали мощное воздушное наступление на Англию по плану «Адлер» («Орел»), и поэтому день начала операции вошел в историю под названием «День Орла». Целью операции было: парализовать действия британской авиации, всей системы ПВО и завоевать полное господство в воздухе. На этом этапе массированным ударам с воздуха подвергались крупные аэродромы, порты, радиолокационные установки. Однако накануне «Дня Орла» спохватившиеся немцы решили посвятить один день (12 августа) нанесению ударов по станциям РЛС для «ослепления» противника. Геринг, настроенный крайне оптимистично после успехов Люфтваффе в первом периоде битвы, заявил: при хорошей погоде германская авиация добьется господства в воздухе за четыре дня!
Герой Советского Союза Игорь Александрович Каберов (1917-1995) - один из лучших асов авиации Балтийского флота, уничтоживший за 2 года участия в боях 29 вражеских самолетов. Однако известность ему принесли не только победы, но и «невезучее везение» - летчик часто попадал в необычные опасные ситуации, грозившие ему смертью, однако всегда умудрялся остаться в живых...
К средним подводным лодкам в ВМФ СССР в довоенный и военный периоды относили подлодки водоизмещением от 500 до 850 т. Средние лодки предназначались для действий в морях на удалении от своих баз, для охоты за судами противника на его коммуникациях.
В итальянской авиации в 1-ю мировую войну использовалась довольно жесткая французская система подсчета побед, которую итальянцы несколько модернизировали, сделав ее еще жестче. Как и у французов, каждая заявка на победу итальянских летчиков рассматривалась высшим руководством армии и утверждалась только в случае, если представлялись неопровержимые доказательства об уничтожении вражеского аэроплана: срезанные со сбитого аппарата бортовые номера и документы находившегося на нем экипажа. Если же это было невозможно по причине полного выгорания самолета, командованию предоставлялась информация о точном местонахождении обломков и подтверждения свидетелей, «пощупавших» сгоревшую жертву.
Англичане были одними из самых непримиримых и упорных противников французского императора. Однако основная сила Великобритании заключалась в ее флоте; сухопутная армия англичан была относительно невелика: на момент начала войн с революционной Францией в ней служило всего около 40 тысяч человек, причем половина солдат была раскидана по многочисленным колониям по всему миру и не могла принять участия в сражениях в Европе. И хотя с началом боев Британия постоянно старалась увеличить свои сухопутные силы, длительное время английская армия значительно уступала в численности французской армии. Недаром ставший известным британцам план Наполеона по вторжению в Англию вызвал у них настоящую панику. Тем более, что кроме своей малочисленности, британская армия конца 18 века отличалась еще и невысокой боеспособностью ее солдат. Набиравшаяся на основе найма, армия зачастую пополнялась далеко не лучшими «сынами отечества». Нередко в солдаты нанимались преступники, стремившиеся таким образом скрыться от наказания (британские законы того времени были крайне жестоки, и за простое воровство вполне возможно было угодить на виселицу). Там же скрывались от расплаты должники, а так же среди новобранцев оказывалось множество потенциальных мародеров, рассчитывавших набить свой карман в колониях. Лишь строгая «палочная» дисциплина, основанная на неизбежности наказания, позволяла удерживать этот сброд в приемлемых рамках. Естественно, что надежда на то, что такая армия сможет защитить Британию от вторжения, была крайне мала. Лишь победа английского флота при Трафальгаре, сделавшая высадку французов на Британском острове невозможной, позволила англичанам облегченно вздохнуть. Но, понимая, что опасность еще не миновала, британцы стали организовывать одну антинаполеоновскую коалицию за другой, стремясь ослабить врага чужими руками. А одновременно они наращивали свои сухопутные силы, минимально используя их в войне (британцы воевали против французов только на Пиренейском полуострове), чтобы потери не снижали рост армии, которая к 1813 году стала огромной, превысив численность в 255 тысяч человек. Но англичане не только наращивали численность своей армии. На рубеже столетий герцог Йоркский провел ряд реформ в вооруженных силах, которые повысили боеспособность английской армии и сделали ее достойным противником для войск Наполеона.
ПЕРВЫЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 4-10 июля по 11 августа 1940 г)
Практически это подготовительный этап к самой битве над Британией, и поэтому некоторые историки не включают его в расчет этапов сражения. В это время немцы наносили удары по британским прибрежным конвоям и вели воздушные бои над Дуврским проливом, стараясь парализовать английское судоходство в Ла-Манше. Геринг такими действиями рассчитывал «убить сразу двух зайцев»: лишить Великобританию продовольствия и стратегического сырья, а так же сбить над проливом как можно больше английских самолетов, пытавшихся прикрыть погибавшие конвои. Уничтожение английских истребителей над Ла-Маншем должно было обескровить Королевские ВВС. Эти схватки постоянно уменьшали количество британских летчиков: ведь при падении в Канал шансы на спасение у сбитых британцев были значительно ниже, чем у немцев, так как англичане плохо организовали службу спасения на воде. Что же касается убыли техники, то здесь Геринг надеялся, что его «воздушные зайцы» будут сбивать самолетов больше, чем их способна выпустить британская авиапромышленность.
Британские историки считают, что эта фаза началась 10 июля, так как именно с этого дня в небе Ла-Манша разгорелись ожесточенные воздушные бои, однако на самом деле первые воздушные схватки состоялись уже 4 июля. Они проходили все чаще, и со все большим накалом, а 10 июля в небе развернулось первое крупномасштабное сражение, которое и позволило многим английским историкам объявить этот день началом Битвы за Британию.
Накануне Великой Отечественной войны командование советского Военно-Морского Флота (в соответствии с международными взглядами того времени на проблемы флотов) считало, что для решения разных задач необходимы подводные лодки с разными тактико-техническими элементами и разным вооружением. Общепринятым мнением в 20-30 годах 20-го века было, что флоту необходимы три вида подводных кораблей:
1. лодки позиционные (малые и средние), действующие против вражеских кораблей в ограниченных районах торпедами
2. подводные крейсера (большие лодки), уничтожающие противника в отдаленных районах торпедами и артиллерийским огнем
3. лодки эскадренные (большие), взаимодействующие со своими надводными эскадрами, сопровождающие в походах линкоры и крейсера, и вместе с ними участвующие в сражениях.
Бомбардировщик – оружие наступательное. Поэтому в Битве за Англию, которая являлась наступлением германской авиации на Великобританию, активно действовали фактически только немецкие бомбардировщики. Находившиеся в «глухой обороне» англичане не поднимали свои фронтовые бомберы в воздух, чтобы не нести напрасные потери. Лишь в самом начале, а потом на заключительном этапе британцы использовали бомбардировщики Бристоль «Бленхейм» и Хендли Пейдж «Хэмпден» для нанесения бомбовых ударов по скоплениям вражеских войск на побережье. Да еще иногда поводили наступательные операции самолеты Дальнего Бомбардировочного Командования, базировавшегося далеко на севере Англии. Так, в ночь с 24 на 25 августа 1940 г британские дальние бомбардировщики провели первую в истории бомбежку Берлина. Поэтому ниже в основном будут рассмотрены немецкие бомбардировщики, активно совершавшие налеты на Великобританию в 1940 году. Из множества же типов британских бомбовозов здесь будут описаны лишь те немногие, что участвовали в боевых операциях против немецких объектов и войск на французском и голландском побережьях во время Битвы за Британию.
В период господства в бронетанковых войсках танков легкого типа немногочисленные еще средние танки поначалу считались «командирскими машинами». Так, танк Pz.III изначально создавался, как машина командиров танковых взводов, а более мощно вооруженный Pz.IV – как танк для командира танкового батальона. Исходя из такого назначения, танков Pz.III было заказано у промышленности больше, чем Pz.IV; однако фирма «Даймлер-Бенц», разработавшая эту машину, не сразу смогла наладить ее массовое производство - в отличие от концерна «Крупп», создавшего Pz.IV. В результате к началу 2-й мировой войны в танковых дивизиях Вермахта «образовался перекос»: при имевшихся всего 98 «взводных танках» Pz.III «батальонных» Pz.IV насчитывалось 211 машин.
Хотя германским командованием была сделана ставка на ударную авиацию (маршал Геринг безапелляционно пообещал Гитлеру «выбомбить Великобританию из войны»), главную роль в исходе Битвы за Англию сыграли все же истребители. Шедшие на Англию армады германских бомбардировщиков действительно могли бы «перемешать с землей» все оборонительные укрепления, военные и промышленные объекты англичан, перетопить их флот, если бы не яростное противодействие этим налетам британских истребителей. Именно английские истребители в силу своих возможностей старались не позволить немцам прицельно сбрасывать на цели бомбы; они постепенно «выбивали» ударную силу Люфтваффе, раз за разом уменьшая количество бомбовозов противника, способных подняться в воздух для новых налетов. И спасти немецкие бомбардировщики от уничтожения могли только истребители немцев, отвлекавшие на себя британские истребители и связывавшие их боем. Поэтому основной формой воздушных боев Битвы за Британию были ожесточенные «собачьи свалки» немецких и английских истребителей, от исхода которых и зависело, смогут ли германские ударные самолеты успешно отбомбиться по объектам, намеченным к уничтожению.
ПРИМЕЧАНИЕ: в историографии 2-й Мировой войны существует несколько вариантов хронологии Битвы за Англию - историки до сих пор не сошлись во мнении при оценке сроков и этапов этой битвы. Даже в английской историографии по этому поводу до сих пор не оформилось единого мнения, а в наиболее доступной для нас русскоязычной исторической литературе вообще дается совершенно другая интерпретация событий: отечественные историки всегда предпочитали иметь свое особое мнение даже о чужой истории - как правило, идущее вразрез с общепринятым на Западе. Поэтому автор данной работы опирался не на отечественную, а на наиболее часто встречающуюся среди английских исследователей версию хронологии. Но позволил себе дать некоторые ее поправки в тех случаях, где - на его взгляд - оппоненты данной версии более доказательны в своих трактовках развития событий.
ВЛАСОВ Петр Павлович
(1892 – 1957 гг.)
Кавалер 3-х солдатских Георгиевских крестов, ордена Ленина
и медали «За восстановление шахт Донбасса»
Записано со слов его сына, моего отца, Власова Анатолия Петровича
Выделить пятерку самых результативных асов Франции периода 2-й мировой войны одновременно очень просто и в то же время крайне сложно. После быстрого крушения их государства при столкновении с гитлеровской Германией те французские летчики, что не желали сдаться врагу, «разбежались» по разным странам (в основном в Англию, а позже - в СССР), чтобы продолжить борьбу под другими знаменами. Соответственно, их дальнейшие боевые счета велись по системам, принятым в тех ВВС, куда попали эти пилоты. Тем не менее, разница этих систем подсчета в выявлении лучших асов для послевоенного руководства французской авиации особой роли не играла. Ведь по окончании войны французы пересчитали полученные в английских и советских ВВС результаты своих пилотов по французский системе, выстроив стройный рейтинг асов Франции. Проблема кроется в самой французской системе подсчета. В ВВС Франции она совершенно не изменилась со времен 1-й мировой войны, и для новых времен была уже устарелой, не отражавшей достаточно точно успехи летчиков.