Чех Зденко Худечек (Zdenko Hudecek; 1887–1974) является одним из самых результативных командиров подводного флота Австро-Венгрии, и конкурентом фон Траппа на титул «подводного аса №1» этого флота.
В военно-морской флот империи Зденко вступил сразу после окончания средней школы; отучившись в Военно-морской академии, Худечек в 1910 году получил офицерское звание, и до 1913 года служил на надводных кораблях. Летом 1913 Зденко перевелся в подводный флот, и по окончании курсов подводного плавания был назначен на учебную подлодку U-2, а летом 1915 Худечек стал помощником командира этой субмарины. В декабре чешский моряк пошел на повышение: принял командование над боевой подводной лодкой U-17, сменив ее заболевшего капитана Франца Скопинича. На этой подлодке Худечек совершил несколько боевых походов, а 10 июля 1916 г. в проливе Отранто U-17 под его командованием торпедировала и потопила итальянский миноносец «Impetuozo» водоизмещением 680 т. Это потопление осталось единственной победой U-17 за всю 1-ю мировую войну.
Подлодка Австро-Венгерского флота U-17. Вид на 1915 г. Водоизмещение 127/141 т. 1 дизель на 60 л.с. + 1 электромотор на 120 л.с. Скорость надводная 6,5 узла, подводная 5 узлов. Вооружение: 2х450 мм торпедных аппарата. Экипаж 16 человек.
В январе 1917 произошла ротация: сдав свой корабль другому командиру, Худечек принял новейшую, только что спущенную на воду субмарину U-28 (типа UB-II). Обеспечив подготовку экипажа для новой подлодки и ее ввод в строй, Худечек в мае 1917 отправился на U-28 в первый боевой поход. Правда, поход сорвался в самом начале: 30 мая в проливе Отранто U-28 подверглась атаке четверки вражеских самолетов, и полученные при обстреле повреждения заставили Худечека вернуть субмарину в базу для ремонта. Во второй боевой рейд U-28 вышла 21 июня, и до своего возвращения в базу 12 июля Худечек потопил 2 больших британских транспортных парохода общим водоизмещением 13.014 брт. В августовском походе U-28 потопила еще один английский транспорт на 3.881 брт, после чего лодка в Мессинском заливе встретилась с британским Q-ship’ом «Bradford City». Q-ship – это судно-ловушка. Встреча с ним смертельно опасна для субмарин. Внешне Q-ship выглядит как обычный безоружный транспортник, но на самом деле на таких судах стояли по несколько замаскированных пушек и торпедных аппаратов. По правилам того времени, подлодки были обязаны в надводном положении останавливать транспортники для досмотра, и имели право топить их только при обнаружении на борту военного груза. Вот в этот-то момент Q-ship’ы и сбрасывали маскировку, практически в упор расстреливая уже не успевающую погрузиться подлодку. Подобная участь угрожала и U-28; однако Худечек вовремя распознал опасность, и первым оправил «Bradford City» на дно, увеличив свой победный тоннаж еще на 3.683 брт.

Подлодка Австро-Венгерского флота U-28. Вид на 1918 г.Водоизмещение 278/312 т. 2 дизеля по 300 л.с. + 2 электромотора по 280 л.с. Скорость надводная 9 узлов, подводная 6 узлов. Вооружение: 2х450 мм торпедных аппарата, 1х7,5-см пушка. Экипаж 19-23 человек.
В следующем походе (25 сентября – 16 октября) U-28 потопила еще один британский транспорт грузоподъемностью 3.683 брт., после чего подлодка встала на двухмесячный ремонт и переоборудование. Поэтому выход в новый рейд U-28 состоялся только 6 января 1918 года. За две недели плавания Худечек уничтожил очередные 3 транспорта (1 итальянский и 2 английских) общей грузовместимостью 10.865 брт. Февральский поход 1918 года закончился безрезультатно; зато в марте за три дня Худечек потопил еще 2 британских транспорта на 9.941 брт, а так же повредил танкер на 5.592 брт. Танкер, как лишь поврежденный, в актив чешского моряка не был записан, хотя послевоенные исследования показали, что на следующий день при буксировке в порт Мальты это судно затонуло.
На этом полоса боевых успехов Зденко Худечека завершилась. За три последующих месяца он больше побед не имел, а в начале июля 1918 Худечека на посту командира U-28 сменил Франц фон Ременосвский, а Зденко был привлечен к штабной работе.
Подлодка U-28 входит в порт
Общий счет побед Зденко Худечека за 1-ю мировую войну составил 11 потопленных плавсредств. Среди них 2 боевых корабля (миноносец на 680 тонн и Q-ship на 3.683 брт), а так же 9 транспортов общей грузовместимостью 40.997 брт. Так как боевой Q-ship фактически представлял собой вооруженное транспортное судно, водоизмещение которого измерялось в брутто-тоннах, его тоннаж обычно добавляют к транспортному. Таким образом, общий тоннаж потопленных U-28 транспортных судов составляет 44.680 брт. К ним некоторые исследователи по незнанию тонкостей морской специфики прибавляют и тоннаж потопленного Худечеком миноносца, что в корне неверно, так как тонны и брутто-тонны имеют совершенно разное значение. Теоретически к указанному уничтоженному грузовому тоннажу можно было бы добавить и 5.592 брт поврежденного танкера, который впоследствии затонул; но официально Худечеку это потопление не было записано. Исходя из полученной внушительной «арифметики» многие историки называют Зденко Худечека самым результативным подводником флота Австро-Венгрии, а уничтоженный им тоннаж – рекордным для подводников «Лоскутной империи». Тем не менее, это не так. Конкурент Худечека на звание «первого подводника» Георг фон Трапп за время войны потопил 13 кораблей и судов. При этом общий грузовой тоннаж 11 уничтоженных им транспортов составил 47.656 брт, а тоннаж 2-х потопленных боевых кораблей – 12.641 т! Не идет ни в какое сравнение и важность классов этих кораблей. На счету Худечека – малый миноносец, каких было много во флотах Антанты; фон Трапп же утопил огромный броненосный крейсер и подводную лодку – корабли, принадлежавшие к классам, считавшимся в то время наиболее важными. Все вышеперечисленное делает именно фон Траппа «подводным асом №1» Австро-Венгерского флота, Худечеку же принадлежит почетное 2-е место.
Серия сообщений "Герои Великой войны":
Часть 1 - Гитлер Адольф, герой 1-й мировой...
Часть 2 - Убийца крейсеров
...
Часть 15 - Лотар фон Арнольд де ла Перьер в бою: самые значительные победы подводного аса
Часть 16 - 1МВ: асы австрийского подплава. Георг фон Трапп
Часть 17 - 1МВ: асы австрийского подплава. Зденко Худечек
Часть 18 - 1МВ: асы австрийского подплава. Рудольф Сингуле
Часть 19 - Мой дед - неизвестный герой
...
Часть 21 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (1)
Часть 22 - Герои и подвиги. 1МВ: «турецкий Геракл»
Часть 23 - 1МВ. Подводный флот Германии (04). Самые результативные подводники кайзера