За годы 1-й мировой войны летчики-истребители армейской и морской авиации Германии одержали 6.028 подтвержденных побед; из этого числа на пятерку самых результативных асов приходится 291 победа. Конечно, в воздушной войне, проходящей на большой высоте среди облаков, когда летчику невозможно проследить за падением пораженного противника до самой земли, а приходится крутить головой во все стороны, чтобы самому не попасть под удар врага, количество заявленных побед всегда не соответствует количеству реально погибших самолетов. Так было и в 1-ю, и во 2-ю мировую войну. Однако необходимо признать, что в немецкой авиации это расхождение между заявками и потерями врага было наименьшим среди всех воевавших стран. Во многом это было связано с принятой в кайзеровской авиации системой подсчета побед, которая была самой жесткой среди всех ВВС, участвовавших в войне стран.
В германской авиации всегда очень педантично относились к подтверждению заявок лётчиков на воздушные победы, эта скрупулезность и отразилась на особенностях системы подтверждения побед. Поскольку немецкой тактикой было ведение оборонительной войны по защите воздушного пространства позади своей линии фронта, кайзеровские летчики лишь эпизодически появлялись над территорией союзников (например, для атаки наблюдательных аэростатов). Это приводило к тому, что в основном их жертвы падали на территорию, занятую германскими войсками; поэтому обломки могли быть найдены и учтены. Оборонительная тактика германских летчиков помогала им не только подтверждать свои победы, но и сбивать больше самолетов врага. Ведь над своей территорией немцам обычно не нужно было слишком экономить горючее, в то время как пилоты Антанты зачастую выходили из боя, торопясь к своей линии фронта, пока у них полностью не закончилось топливо. И часто по такой, «показавшей хвост» машине, била меткая немецкая очередь. А потом германский пилот мог спокойно заметить место падения врага, и даже сесть рядом со своей жертвой, чтобы срезать с обшивки номер сбитого аэроплана. Так что подтверждение побед у германцев было значительно проще, чем у авиаторов союзников. Многие пилоты отличались страстью к собиранию сувениров, снятых со сбитых ими самолётов: скажем, тех же серийных номеров, которые заканчивали свой путь на стене комнаты победителя. Эти «сувениры» часто являлись доказательствами победы - ведь жёсткие германские правила обязывали каждого пилота, подающего заявку на победу, подтверждать её или обломками жертвы, или достоверным свидетельством либо летевшего с ним другого лётчика, либо наземных наблюдателей. О групповых победах в германской авиации не могло идти и речи; у тевтонцев действовало непреложное правило: «одна победа - один пилот». Так, если два пилота одержали групповую или спорную победу, решение было в пользу того, кто приводил более убедительные доводы. Введение в кайзеровской авиации системы только индивидуальных побед было связано с тем, что для награждения летчиков германское командование приняло решение учитывать лишь «чистые» победы. От количества одержанных побед зависело, какую именно награду получит пилот. Так, для получения высшей боевой награды Германии – ордена «Pour le Merite» (знаменитого «Голубого Макса») летчику требовалась сбить поначалу 7, а впоследствии – 15 аэропланов.
Но в тех случаях, когда воздушные бои проходили вблизи или прямо над линией фронта, зачастую случалось, что подбитый вражеский самолет планировал вниз и совершал аварийную посадку (или разбивался) уже на своей территории. В этих случаях германское командование победу своему летчику, как правило, не засчитывало - ведь были высоки вероятность выживания вражеского пилота и восстановления поврежденного аэроплана. Тем не менее, победа записывалась на счет пилота-победителя, если подбитый самолет садился в зоне действия германской артиллерии и уничтожался артиллерийским огнем, либо сжигался своим пилотом.
RICHTHOFEN Manfred fon
80 побед
Барон Манфред фон Рихтхофен (1892-1918) - самый знаменитый летчик-истребитель Первой мировой войны, известный по обе линии фронта, как «Красный барон». Начало войны Рихтхофен встретил лейтенантом 1-го уланского полка; воевал на Восточном, потом на Западном фронтах. За боевые заслуги был награжден Железным крестом 2-го класса. В мае 1915 Манфред перевелся в авиацию; в качестве наблюдателя летал на двухместном аэроплане на Восточном фронте. Пройдя летную подготовку, весной 1916 стал пилотом бомбардировщика в KG 2; воевал под Верденом, а затем опять в России. В сентябре 1916 по настоянию знавшего его «отца германской истребительной авиации» Освальда Бёльке Рихтхофен был переведен в эскадрилью Jasta-2, воевавшую на Западном фронте. Летая на истребителях, Манфред очень быстро начал демонстрировать искусство настоящего воздушного охотника. В январе 1917 он после 16-й победы получил высшую военную награду кайзеровской Германии – крест «Pour le Merite», и назначение на должность командира эскадрильи Jasta-11. А уже в июне Рихтхофен принял под командование целый авиаполк - только что сформированный Jagdgeschwader I, состоявший из четырех эскадрилий: Jasta-4, -6, -10 и -11. Став «большим начальником», Рихтхофен тем не менее продолжал постоянно участвовать в боевых вылетах. В начале июля он был ранен в воздушном бою в голову, но уже в конце этого месяца вернулся в строй.
Всего Манфред фон Рихтхофен сбил 80 вражеских самолетов; еще 10 его заявок на победу не получили подтверждения. За такую высокую результативность ротмистр был награжден практически всеми наградами, которые тогда мог получить немецкий летчик. Но 21 апреля 1918 он был сбит в бою и погиб. Обстоятельства гибели Рихтхофена до сих пор вызывают споры: одни утверждают, что немца уничтожил британский ас Рой Браун, другие – что летчик был убит пулеметным огнем с земли…
UDET Ernst
62 победы
Эрнст Удет (1896-1941) научился летать на аэроплане еще до войны, однако он тогда не озаботился оформлением соответствующих удостоверяющих это документов. Поэтому с началом войны добровольца направили не в авиацию, как он просил, а в пехоту, где разбирающегося в технике новобранца назначили связным мотоциклистом. Настойчивые попытки Эрнста о переводе в авиацию оставались без ответа до тех пор, пока Удет не предъявил начальству свой диплом пилота (который он попросту купил). Направленный в разведывательную авиачасть, ефрейтор Удет за успешные боевые вылеты был награжден Железным крестом 2-го класса, а в сентябре 1915 получил перевод в истребительную эскадрилью Jasta-15.
Первую победу Удет одержал 18 марта 1916: в одиночку атаковал 22 вражеских самолета, сбив один из них. После третьей победы Эрнст был награжден Железным крестом 1-го класса и произведен в офицеры. В ноябре 1917 Удет получил Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, и был назначен командиром эскадрильи Jasta-37. Весной 1918 за 20 одержанных побед лейтенант Удет был удостоен высшей награды Германии - ордена «Pour le Merite», и назначен командиром Jasta-4. А 29 июня 1918, когда его боевой счет достиг 40 побед, Удет едва не погиб: он был сбит в бою с двухместным бомбардировщиком. Эрнст спасся, выпрыгнув из горящего самолета с парашютом – это был один из первых в истории случаев спасения летчика на парашюте!

26 сентября 1918 года Удет одержал свою 62-ю воздушную победу, но при этом он получил тяжелое ранение в бедро, и выбыл из строя до самого окончания войны. Тем не менее, Эрнст Удет оказался вторым по результативности германским пилотом 1-й мировой войны, и первым среди выживших асов.
В межвоенный период его жизнь была полна приключений - Удет выступал во многих странах в авиашоу, участвовал как пилот-каскадер в съемках фильмов про авиацию, а также работал летчиком-испытателем. В 30-е годы Удет вошел в состав создающихся Люфтваффе, получил звание генерал-полковника, но при этом не играл в иерархии германских ВВС определяющую роль. Отвечал за техническое оснащение Люфтваффе, и во время 2-й мировой войны был обвинен в поражениях германской авиации «из-за неправильного отбора типов самолетов». В результате 17.11.1941 в Берлине Удет покончил жизнь самоубийством.
LOWENHARDT Erich
54 победы
Эрих Лёвенхардт (1897-1918) в начале войны вступил в пехотный полк, в составе которого он принял участие в боях на Восточном фронте. Уже в октябре 1914 он получил офицерское звание и Железный крест 2-го класса. Был ранен, по излечении вернулся в свой полк, сражавшийся теперь в Карпатах. В мае 1915 за спасение пятерых солдат Лёвенхардт был награжден Железным крестом 1-го класса. Переведеный в авиацию, Эрих некоторое время летал в качестве наблюдателя на самолете-разведчике. В 1916 он обучился пилотированию и в марте 1917 стал летчиком истребительной эскадрильи Jasta-10.
Дважды Лёвенхардт едва не погиб. 20.09.1917 он был ранен, но сумел совершить вынужденную посадку. А 6.11.1917 у его самолета сорвались нижние крылья, и летчик буквально чудом сумел посадить разваливающуюся машину. 1.04.1918 Лёвенхардт был назначен командиром Jasta-10; в это время на его счету было уже 15 побед. В мае ас был награжден Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, австрийским «Крестом заслуг 2-й степени», и самым вожделенным для немецких летчиков орденом - «Pour le Merite». В это время он и Удет были наиболее результативными пилотами JG I - «летающего цирка Рихтхофена». С 19 июня по 6 июля Лёвенхардт исполнял обязанности командующего этой истребительной эскадрой. 8.08.1918 Эрих сбил три самолета; один из них стал его 50-й жертвой, а сам Лёвенхардт - вторым из трех германских летчиков, достигших этой цифры побед. 10.08.1918 он сбил британский истребитель SE-5a, ставший его 54-й победой. Но, выходя из атаки, Лёвенхардт столкнулся с лейтенантом Альфредом Венцем, молодым летчиком из Jasta-11. Оба германских пилота выпрыгнули с парашютом, однако парашют Лёвенхардта не раскрылся, и он разбился.
VOSS Werner
48 побед
Вернер Фосс (1897-1917) в начале войны добровольцем вступил в 11-й гусарский полк и отправился с ним на Восточный фронт. В боях Фосс заслужил унтер-офицерское звание и Железный крест 2-го класса. В августе 1915 Вернер добился перевода в авиацию. Весной 1916 начал совершать боевые вылеты в качестве наблюдателя разведывательного самолета; в конце мая Фосс получил диплом пилота и стал сам управлять аэропланом. Осенью Вернера произвели в офицеры и перевели в истребительную эскадрилью Jasta-2. До конца 1916 года Фосс одержал две победы, за что был награжден Железным крестом 1-го класса. С первых недель 1917 года он начал быстро увеличивать свой боевой счет. Это принесло ему уже в марте Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, а в апреле – высшую боевую награду Германии – орден «Pour le Merite» (за 20 воздушных побед). В мае Фосса перевели в Jasta-5, но уже в июне последовал новый перевод: 20-летний лейтенант был назначен исполняющим обязанности командира в Jasta-29. Однако и здесь Фосс задержался не надолго – 3 июля его перебросили в Jasta-14 (на ту же должность), а уже 30 июля Фосс был официально назначен командиром Jasta-10.
23.09.1917 Вернер сбил своего 48-го противника, и в тот же день он принял бой, который стал одной из самых знаменитых воздушных схваток Первой мировой войны. Совершенно один он сражался против целого отряда британских истребителей SE-5a. Причем германскому «воздушному гусару» противостояли такие известные английские асы, как Мак Кадден, Рис-Дэвидс, Барлоу, Маспратт, Кронин, Хойдж, Мэйбери, Чидлоу-Робертс и Боуман. С невероятнейшим мастерством Фосс в десятиминутной схватке ухитрился повредить почти все дравшиеся против него самолеты, заставив выйти из боя Кронина, Мэйбери, Чидлоу-Робертса и Маспратта. Но, в конце концов, пулеметная очередь кавалера Военного креста лейтенанта Артура Рис-Дэвидса, подобравшегося к немцу снизу, пока тот расстреливал очередного британца, поставила точку в этой невероятной схватке. Триплан Фосса рухнул на землю в расположении английских войск; британские солдаты и похоронили молодого германского летчика…
JACOBS Josef
48 побед
Йозеф Карл Петер Якобс (1894-1978) научился летать еще в 1912 году; поэтому когда началась война, он сразу же записался в германскую военную авиацию. Определенный в FA-11, Йозеф уже в начале 1916 летал на истребителях Fokker E.III, заявив о первой победе весной этого года (правда, она не получила подтверждения). В октябре 1916 Якобс перешел в Jasta-22, а в августе 1917, когда его боевой счет достиг пяти побед, Якобс стал командиром Jasta-7 и оставался на этом посту до конца войны. К моменту назначения командиром эскадрильи Йозеф уже был награжден Железными крестами 1-го и 2-го класса, а вскоре он получил еще и Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами.
В начале 1918 г. Якобс пересел на триплан Fokker Dr.I, который стал самой любимой его машиной: даже после оснащения эскадрильи более совершенным Fokker D.VII Йозеф часто летал на «допотопном» триплане – вплоть до октября! В общей сложности Якобс одержал на триплане более 30 побед, став самым результативным асом этого самолета. За высокую результативность лейтенант Якобс был награжден 18.07.1918 орденом «Pour le Merite». Несмотря на то, что в ходе боевых вылетов Йозеф дважды сталкивался с другими германскими самолетами, он ухитрился выжить в этих авиакатастрофах и остаться в строю до самого конца войны. Окончательный счет аса составил 48 подтвержденных побед; еще 10 заявок Якобса на победы не нашли подтверждения.
Уже после окончания войны, в 1919 году, Якобс сражался на Балтике против коммунистов, а позднее стал летным инструктором в турецкой армии. В начале 30-х годов Йозеф был владельцем авиационного завода в Эрфурте. С приходом к власти в Германии нацистов Якобс, не поддерживавший фашистские идеи, отказался вступать в Люфтваффе. Он даже перевез свою компанию в Голландию, чтобы не строить самолеты для Гитлера. А после захвата Голландии Германией скрывался от Геринга, пытавшегося стать главным акционером его фирмы. После войны Якобс продолжил свой бизнес; скончался ас 29.07.1978 в Мюнхене в возрасте 84 лет.
Серия сообщений "Великолепная пятерка лучших асов 1МВ":
Часть 1 - Асы 1МВ: Великолепная пятерка русских асов
Часть 2 - Асы 1МВ: великолепная пятерка австрияков (асы Австро-Венгерской империи)
Часть 3 - Асы 1МВ: великолепная пятерка французов
Часть 4 - Асы 1МВ: великолепная пятерка итальянцев
Часть 5 - Асы 1МВ: великолепная пятерка тевтонцев
Часть 6 - Асы 1МВ: великолепная пятерка британцев
Часть 7 - Асы 1МВ: великолепная пятерка бельгийцев
Часть 8 - Асы 1МВ: великолепная пятерка американских наёмников
Часть 9 - Асы 1МВ: великолепная пятерка американцев USAS