-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Павлинова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2009
Записей: 31779
Комментариев: 2741
Написано: 34732


Сapa Бернар

Понедельник, 23 Октября 2023 г. 12:09 + в цитатник
Французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой за всю историю».

Генриетт Розин Бернар родилась 22 октября 1844 в городе Париж, Франция. Практически сразу девочку отправили в город Бретань, в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого ребенок обожгла руки раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года ее определили в пансион мадам Фрессард, где обучалась письму, счету, посещала театральный кружок. В 1853 году Сара поступила в гимназию Грандшамп.

В юности Бернар выглядела очень худой, из-за кашля медики предполагали у нее туберкулез, который должен был привести к скорой смерти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные чудачества дочери натолкнули мать на мысли о том, что девушку пора выдавать замуж, однако когда она поделилась мыслями с ней Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.

В 1857 году Бернар поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года. С 1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют восемнадцатилетней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков. Как отмечал директор театра, девушка была слишком худа, единственными ее достоинствами были золотистые волосы и приятный голос.

В данном театре молодая актриса выступала недолго и вскоре ее выгнали из-за конфликта с ведущей актрисой театрального коллектива мадам Натали. После ухода девушка переехала на некоторое время в Бельгию, где у Сары появилась возможность пойти по стопам матери и стать куртизанкой, но девушка посчитала правильным выбрать сцену взяв псевдоним «Сара Бернар».

Актриса перебивалась второстепенными ролями в театрах «Жимназ» и «Порт-Сен-Мартен». В 1866 году Сара поступила в труппу «Одеона», где получала роли молодых героинь из пьес классического репертуара Федры, Андромахи, Заиры. После роли Корделии в «Короле Лире» публика впервые обратила внимание на актрису. Особенно удавались актрисе сцены смерти героинь. Рыдания зрителей каждый раз сопровождали финальные сцены, в которых умирали персонажи Сары Бернар: Дездемона, Маргарита Готье, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк.

В 1869 году Бернар впервые появилась на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее, актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.

Когда Франция вела войну с Пруссией в 1870 году артистка не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса на время стала сестрой милосердия. Поэтому возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было встречено публикой с большими почестями.

В это же время театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество. Репертуар актрисы в мольеровском театре в основном состоял из трагедий Расина и Вольтера и драм Виктора Гюго. В 1880 году Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Также, артистка объездила всю Европу, трижды побывала в России, посетив Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.

В Петербурге актриса побывала на приеме у императора Александра III, познакомилась с Иваном Тургеневым, князем Сергеем Волконским, Антоном Павловичем Чеховым, Константином Станиславским. В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра». Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара выступила со спектаклями в Австралии.

В России Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В ее честь создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы являлись немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.

Для Сары Бернар создавались пьесы трагедийного характера. Викторьеном Сарду написаны произведения для сцены «Федора», «Флория Тоска», «Колдунья». Эдмон Ростан создал три пьесы, попавшие в репертуар Сары Бернар: «Принцесса Греза!», «Орленок», «Самаритянка».

В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», а через пять лет театр «Насьон», на сцене которого состоялась премьера пьесы Сарду «Флория Тоска». В 1900 году снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов, наиболее популярными из которых стали кинофильмы «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы».

Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.

В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через десять лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар и она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.

Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых актриса описала события своей биографии, а также несколько пьес. Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году. С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки.

Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года в парижской квартире на бульваре Мальзерб. Церемония похорон прошла в торжественной обстановке: гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез оказался усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек

1.
_w5YbJH3_qs (700x565, 218Kb)

2.
5i9wKSy1pfM (525x700, 255Kb)

3.
BCf4gTcpvIc (470x700, 320Kb)

4.
Getl_57Ky8s (503x700, 170Kb)

5.
H6cOoa7TbHw (517x700, 294Kb)

6.
iFLLbqyBbqQ (479x700, 304Kb)

7.
r7DuYxpLv7k (522x700, 230Kb)

8.
wfVF0ts3FxQ (573x700, 319Kb)

9.
X-Io1pEKnHE (450x700, 311Kb)
Рубрики:  История/Европа
Актеры

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку