Цитата сообщения Ada_Peters
Памяти известного русского художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека
Памяти известного русского художника-портретиста
Александра Григорьевича Варнека
Портрет Марии Сергеевны Хатовой
1824
Ахвердова Екатерина Борисовна (1772–1852), генеральская жена
Приближается замечательный праздник — день 8 марта, в связи с чем, в настоящей статье мне хотелось бы рассказать об одной грани творчества художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782–1843) — его женских портретах.
Варнек Александр Григорьевич
Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером в руках
1810-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Среди примерно 30 женщин, облик которых запечатлел на своих портретах художник, были известные и даже знаменитые представительницы слабого пола…
Портрет Марии Сергеевны Хатовой
1824
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Хатова Мария Сергеевна (1790–1863) была просто генеральской женой, но супруг её, Александр Ильич Хатов (1780–1846), был не просто генерал-лейтенантом, а теоретиком военного дела, автором ряда военно-исторических работ и составителем множества военных карт.
Имя А. И. Хатова фигурирует в Большой Советской энциклопедии и на сайте «Великие люди России». А ещё он был художником-любителем, вследствие чего семейная чета Хатовых находилась в близких отношениях с семьей художника А. Г. Варнека.
Благодаря этому знакомству и возникли портреты супругов — его в 1820, а её — в 1824 году. Имеется копия одной любопытной справки из Архива Правительствующего Сената Петербурга, которая подтверждает факт этого знакомства.
В ней имя М. С. Хатовой «соседствует» не только с именем А. Г. Варнека, но и с именем знаменитого скульптора И. П. Мартоса, автора памятника Минину и Пожарскому, находящемуся на Красной площади в Москве.
Как следует из названной справки, Мария Сергеевна на пару с Мартосом целых пять раз была восприемницей (крестной матерью) в семье художника Варнека. Любопытно, что когда крестили пятого ребенка, ей было 39, а крёстному отцу — 75 лет!
В 1852 году М. С. Хатова подарила свой портрет картинной галерее Академии художеств, откуда в 1898 году он был передан в Императорский Русский музей. Затем в 1925 году портрет передали в Новгородский историко-художественный музей, где он находится и сейчас в постоянной экспозиции музея.
Начиная с Брокгауза и Ефрона, портрет М. С. Хатовой упоминается в биографических заметках, посвящённых А. Г. Варнеку, в числе его основных работ. Интересно сопоставить между собой описания облика модели на данном портрете в публикациях некоторых искусствоведов.
Так, А. Н. Савинов писал в 1955 г.: «Задумчивое лицо молодой женщины несколько обобщено и лишено мелких конкретных черт, а плечи её задрапированы спокойно лежащей красной шалью. Портрет кажется поэтому сдержанным и невозмутимым, как бы стоящим вне волнений обыденной жизни».
Мэри Кушникова в «Каникулах усопших» усматривает связь данного портрета с девизом первой четверти XIX века — «Неторопливость, спокойствие и снова неторопливость!». Согласно её мнению, безмятежная и волоокая Хатова кисти Варнека является типичной представительницей того «остановившегося» времени.
В отличие от этих в чём-то похожих трактовок, Валерий Турчин даёт иную характеристику образа. Он считает, что в нём «нет следа ясности и спокойствия чувств, а, напротив, появляется какая-то затаённость, неуловимость и хрупкость настроения».
Мэри Кушникова высказалась не только о модели, но и о шали, драпирующей плечи Хатовой.
Она была, оказывается, очень модной в первой четверти XIX века, и дамы разных возрастов любили позировать художникам, накинув на плечи эту знаменитую шаль цвета «понсо». Поэтому её и стали называть в дальнейшем «пунцовой».
Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ахвердова Екатерина Борисовна (1772–1852), генеральская жена, облик которой Варнек запечатлел на своем портрете между 1811 и 1814 гг. Одновременно он написал и портрет её мужа, генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова (1754–1817), выходца из грузинских дворян.
В начале 1890-х гг. знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел эти парные портреты для своей галереи. Но их, как и портреты Бутовских, в 1930 году тоже «разлучили» — генеральский портрет передали в Армянскую картинную галерею, а портрет его супруги оставили в Третьяковской картинной галерее, где в настоящее время он находится в основной экспозиции галереи в числе других работ А. Г. Варнека.
Валерий Турчин в своей монографии, дав оценки портретам баронессы М. С. Киль и М. С. Хатовой, пишет: «Помимо этих поэтически преображённых женских натур под кистью Александра Варнека рождались образы совершенно иного характера, более прозаические, но не менее сильные по-своему типажу.
Так, в портрете Е. Б. Ахвердовой представлена немолодая женщина с простым, но словно дышащим энергией лицом». Вот, собственно, и всё, что мне известно о портретах генерала и его жены. Но есть, помимо этого, один любопытнейший факт из истории семьи Ахвердовых, о котором также хочу рассказать.
Ознакомившись с элементами биографии генерала и погрузившись немного в историю Сибири, я осознал, что Ахвердовы, проживая с 1788 по 1797 год в Сибири, были жителями той самой Колывани, несостоявшейся столицы Западной Сибири, на месте которой впоследствии вырос город Бердск.
Она была дочерью колыванского правителя Меллера Бориса Ивановича, а он, приехав в эти края из Петербурга, стал здесь не только вице-губернатором, но и зятем губернатора. Все складывалось у семейной пары неплохо, но в конце 1796 года появился указ Екатерины II, на основании которого Колыванское наместничество было упразднено.
Покинув Сибирь, Ахвердовы стали жителями Петербурга, где Николай Исаевич занял вскоре необычную должность. Он стал воспитателем и преподавателем Великих князей — Николая Павловича (будущего императора Николая I) и Михаила Павловича.
По материалам статей
потомка художника Варнека Владимира Алексеевича,
к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН,
опубликованных им в еженедельнике «Наука в Сибири» в 2012–2013 гг.
.