Катя_Дизайнер_Иванова, да, вера в перерождение - это тоже важно. По сути, для древнего японца биография не кончается смертью. Это всего лишь остановочный пункт. Смерть, конечно, страшила (кого она не страшит?) Однако уверенность в последующем продолжении жизни размыкало её в вечность и превращало смерть в своего рода испытание на прочность и человечность.
Не спасёшься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи! Несравненное право -
Самому выбирать свою смерть!
Наверно, именно по этой причине японцы превратили добровольный уход из жизни - харакири - в хорошо срежиссированный спектакль, действие которого развёртывается по чёткому сценарию. И задача этого сценария - по мере возможности лишить смерть безобразия, точнее сказать, компенсировать безобразие физической смерти торжеством духа и мужества. В этой мрачной эстетике, в этом рождении красоты духа из мучений и крови и таится, как видимо, та притягательность, которая то и дело привлекает внимание европейцев к этому феномену. Хотя, кстати, европейцы были сильно шокированы этим обычаем. Мори Огай прекрасно описал это в рассказе "Инцидент в Сакаи". Cовершенно случайно нашёл занятные статьи на эту тему:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1413&page=1
http://forum.krasanime.com/thread768.html
Мисима безусловно гениален. Меня удивляет, что именно в 20 веке родились в разных частях света столь похожие гении - Мисима и Жан-Поль Сартр. Мисима жил в словах точно так же, как и герой повести Сартра "Слова". Они были для него более реальны, чем физическая и социальная реальность, о чём он неоднократно писал и говорил. И логика жизни Мисимы - это в немалой степени логика развёртывания им его собственной виртуальной реальности. Таких людей в истории мировой культуры можно пересчитать по пальцам. В этом была его беда а так же исключительность культурного феномена, взявшего себе псевдоним "Юкио Мисима".
Кстати, вспомнил штришок, который наглядно показывает фарсовость финального спектакля. В кино Мисима как минимум два раза лихо совершал харакири на экране: в фильме Хидэо Госи "Хитокири. Тен чу!" (Убийца. Воля небес!) и, разумеется, в своей постановке "Патриотизма", которым он шокировал Европу (первые показы произошли в Париже). Однако не всё прошло так гладко на самом деле: курсант, который должен был в роли кайсяку срубить ему голову катаной 16 века, смог это сделать только на третий, то ли четвёртый раз...