-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pokrasamila

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2014
Записей: 6129
Комментариев: 152
Написано: 6299


Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Воскресенье, 22 Марта 2015 г. 17:26 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Искусство - Part 49И высочайший гений не прибавит 
Единой мысли к тем, что мрамор сам 
Таит в избытке, — и лишь это нам 
Рука, послушная рассудку, явит. 

540 лет назад, 6 марта 1475 года, родился Микеланджело Буонаротти , скульптор, художник, поэт. Великий человек, гигант эпохи Возрождения.

«В Национальном музее во Флоренции можно видеть мраморную статую, которую Микеланджело назвал «Победитель». Это прекрасно сложенный̆ юноша, нагой̆, с крутыми завитками волос над низким лбом. Стройный̆ и прямой̆, он уперся коленом в спину бородатого пленника, который̆ вытянул шею и, как бык, подставляет голову под удар. Но победитель не смотрит на него, победитель медлит; он в нерешительности отворачивается, у него скорбный̆ рот и смущённый̆ взгляд. Поднявшаяся было рука опустилась к плечу, торс откинут назад; он не пожелал победы, она уже не прельщает его. Он победил. Он побежден.
Образ героического Сомнения, Победа с подрезанными крыльями – единственное из творений Микеланджело, остававшееся до самой̆ смерти скульптора в его флорентийской̆ мастерской̆, – это сам Микеланджело, символ всей̆ его жизни. Недаром Даниелло да Вольтерра, поверенный̆ дум великого мастера, хотел увенчать этой̆ статуей̆ его гробницу.
Страдание бесконечно в своем многообразии. Иногда мы страдаем от слепого произвола обстоятельств – нужды, болезней̆, превратностей̆ судьбы, людской̆ злобы. Иногда очаг всех наших горестей̆ гнездится в нас самих. Однако и эти страдания столь же достойны жалости и столь же неотвратимы, ибо человек не выбирал своего «я», не по своему желанию появился он на свет и стал тем, что он есть.
Вот эти-то страдания и выпали на долю Микеланджело. Ему в избытке была отпущена та сила, тот редкостный̆ дар, без которого нельзя бороться и побеждать, – он победил. И что же? Он не пожелал победы. Не того хотел он, не к тому стремился. Трагедия Гамлета! Мучительное несоответствие героического гения отнюдь не героической̆, не умеющей̆ желать воле и неукротимым страстям...» (Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело», 1907)

На фото - скульптура «Дух победы». Микеланджело Буонаротти, 1532-34. Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия.

Андрей Кончаловский

Я ОСТАВЛЯЮ СЕРДЦЕ ВАМ В ЗАЛОГ...

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Я тысячами дум живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.
.............................................................
В ваянье мир постиг, что смерть,
Что время здесь не побеждает... 

Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы (1508-1512)

Сцены из Книги БытияПотолок Сикстинской капеллы. Микеланджело / www.mikelangelo.ru

Исходя из реальной конфигурации свода капеллы, Микеланджело продолжил и развил его архитектуру средствами живописи, выделив по его продольной оси среднюю, наиболее плоскую часть (так называемое зеркало) и разместив в ней эпизоды библейского повествования о днях творения и о жизни первых людей на земле.

9 cцен из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады.

Первая триада связана с сотворением мира: 
«Отделение света от тьмы»
«Сотворение светил и растений»
«Отделение тверди от воды».

Вторая триада – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. 
«Сотворение Адама»
«Сотворение Евы»
«Грехопадение и изгнание из Рая».

Последняя триада повествует о жизни Ноя-праведника, единственного из всего человечества спасшегося со своей семьей во время всемирного потопа, заканчивающейся его опьянением. Сюжеты эти в основном традиционны, хотя и содержат некоторые специфические моменты, вызвавшие появление различных версий о скрытом смысле акцентировок Микеланджело. 
«Жертвоприношения Ноя»
«Всемирный потоп»
«Опьянение Ноя».

Не случайно Адам в «Сотворении Адама» и Ной в «Опьянении Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

Картоны, изображающие «Всемирный потоп», были готовы первыми и перенесены на свод Сикстины. Через 3 месяца фреска, изображающая картину всетоглощающего ужаса, была готова. Тогда осознал Микеланджело весь масштаб своей ошибки и тщетность своих усилий. Он создал фреску, написав 61 фигуру на 6 метрах, но она располагалась на высоте 20 метров над уровнеи пола, и многие фигуры были не видны.

После этого он стал рисовать только гигантские фигуры - таковы пророки и сивиллы в боковом поясе свода, игнудии и другие фигуры росписей потолка Сикстинской капеллы.

В совершенстве владевший рисунком, Микеланджело не знал трудностей в изображении самых различных движений, разворотов, ракурсов. Как скульптор, тонко чувствующий объемы, он точно моделирует формы светотенью.

Но все средства художественной выразительности он подчиняет выявлению главного — утверждению величия, мощи, интеллекта человека, его нравственной чистоты.

Лишь вашим взором вижу сладкий свет,
Которого своим, слепым, не вижу;
Лишь вашими стопами цель приближу
К которой мне пути, хромому, нет;

Бескрылый сам, на ваших крыльях, вслед
За вашей думой, ввысь, себя я движу;
Послушен вам — люблю и ненавижу,
Я зябну в зной, и в холоде согрет.

Своею волей весь я в вашей воле,
И ваше сердце мысль мою живит,
И речь моя — часть вашего дыханья.

Я — как луна, что на небесном поле
Невидима, пока не отразит
В ней солнце отблеск своего сиянья.


Санта Мария сопра Минерва (Святая Мария над Минервой) — большая и красивая церковь, редкий пример готического стиля в Риме. Слева от алтаря расположилась жемчужина церкви — шедевр Микеланджело «Воскресший Христос». Изначально мастер изобразил Христа нагим, но отцы церкви решили, что не пристало Господу являться пред верующими в таком виде, и велели смастерить статуе набедренную повязку и сандалии.

2-ой день. Рим. Площади 120

Господи, дай, чтобы я всегда желал большего, чем могу сделать.

Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.

Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.

Будь каждый каждому такой опорой, чтоб, избавляя друга от обуз, к одной мечте идти одною волей.

Мрамор. 1504. Микеланджело Буанарроти. Церковь Нотр-Дам, Брюгге, Нидерланды.

Вернувшись в Флоренцию, после "Давида", Микеланджело создал «Мадонну с Младенцем» небольшую (высота 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге. Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. 

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг – и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно – что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка

Мне сладко спать, мне сладко камнем быть.
О этот мир, печальный и постыдный,
Не знать, не чувствовать — удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.

(Мне любо спать – отрадней камнем быть.
В сей век стыда и язвы повсеместной
Не чувствовать, не видеть – жребий лестный,
Мой сон глубок – не смей меня будить…)



С рождения пленён я красотой 
И высшее в том вижу назначенье 
В искусствах добиваться совершенства, 
За кисть иль за резец берясь рукой, - 
Вот цель моя и вечное стремленье.
Иного в жизни не ищу блаженства.

Божественный Микеланджело

Рубрики:  искусство/живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку