-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pokrasamila

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2014
Записей: 6129
Комментариев: 152
Написано: 6299


"ВЕСНА" Сандро Боттичелли.

Воскресенье, 22 Марта 2015 г. 16:58 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка "ВЕСНА" Сандро Боттичелли.

Посещая галерею Уффици во Флоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна» Сандро Боттичелли. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назад в 1482 году? Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Картина написана на доске. 203×314 см.



Движение в картине устремлено справа – налево. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символ ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины, и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами.

Эту девушку, в длинном расшитом цветами платье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Три фигуры понадобились Боттичелли для живописной иллюстрации мифа.

Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т.е — о весеннем цветении природы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Об этом свидетельствует парящий в воздухе Амур (ее сын) с луком и огненной стрелой. Живописно расступившиеся полукругом деревья, заполняющие фон картины, также показывают, что здесь располагается смысловой центр картины художника. Склонив голову, Венера смотрит в сторону зрителя, благословляя опекающим жестом правой руки группу Граций. Жест привлекает к себе внимание, заставляя лучше ощутить ритмическую паузу в центре картины и направляет взгляд дальше влево.
Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны — апрель.

Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.

Первым  источником  для  Боттичелли  являлся  фрагмент  из  поэмы  Лукреция      «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.



Картина была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — летуччо. Исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Картина представляет собой неоплатоническую аллегорию, изображающую восхождение души от материального мира к духовному.
Справа нимфа Хлорида убегает от преследующего её Зефира, 
и преображается в богиню Флору, изображённую в виде Весны. 
Сюжет символизирует порабощение Души мирскими страстями. 
Бегство символизирует освобождение Души от мирских привязанностей и воссоединение с Божеством. 
В центре Венера – олицетворение небесной (платонической) Любви. 

 Жест Венеры указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. 
Пульхритуда (Красота) 
Волупта (Наслаждение) 
Волупта не сводит глаз с Пульхритуды, поскольку Красота и есть истинный источник Наслаждения. 
Кастита (Целомудрие) 
Эрос с небес метится стрелой в Каститу, которая отвернулась от мира (и от нас, зрителей) и устремила взор к Меркурию. 

Три грации. Фрагмент
Меркурий (Гермес Трисмегист), в неоплатонической традиции олицетворяет Мудрость. 
В руке у Меркурия кадуцей, его волшебный жезл, символизирующий тайное Знание. 
Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. 
Ясные и в то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности. 
На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Не сродни ли она грусти о "Необыкновенном обещании, данному человечеству Ренессансом", ...обещании, которому не суждено было сбыться в надвигающемся менталитете и догмах Христианской Цивилизации, вступившей в противоречие с такой недолговечной эпохой Возрождения.

Искусство от А до Я (art-галерея)



Рубрики:  искусство/живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку