Рим: Треви+Поли, Винченцо+Анастазио, да Волконская |
Закрывая, наконец, уже римскую тему (только наметила ещё обещанную Ольге-Венде квинтэссенцию), покажу архитектурно-скульптурный театральный фонтан в барочном стиле, скажу, что в этот раз он меня "натолкнул" на историю жизни княгини Зинаиды Волконской - так как я была в русском обществе в этот раз, а в подружкиных путеводителях княгиня упоминается в связи с фонтаном и церковью напротив.
Некоторые туристы оставляют о себе память в мраморе. Потом другие туристы затирают эту память, прикасаясь к царапинам. Раны на мраморе тоже заживают, оказывается...
Есть места, хоть и все заполненные туристами, где надо побывать непременно. В Риме для меня это фонтан Треви. Он особенный. Там все фотографируются, мы - тоже. Конечно, без толпы фотографирующихся туристов было бы приятнее, но куда же туристам от туристов деться? Дилемма.
*эту фотографию юных лет оплакиваю "какая молоденькая была" я заменю (скоро-скоро)) на "граций", если получу получила разрешение у ланаВ, потом будем лет через 15 себя вместе оплакивать, какие мы в 2011 году молоденькие были (ты меня, дорогая подруга в клеточку, вообще, читаешь? - читает:)) ланаВ-да-я с Оленькой, как три грации), все три красавицы у фонтана)))
Надо сказать, что на голубые "подмостки", в воду фонтана благодарные зрители бросают не цветы, а монетки (чтобы вернуться, мы тоже "записались" на следующий раз))
Фонтан Треви – Fontana di Trevi, «три дороги» – превосходит, похоже, все другие фонтаны по размерам: (высота 26 м, ширина – 20 м), был построен в 1732-1762 годах. По задумке архитектора он примыкает к фасаду палаццо Поли, занимая почти всю площадь. Я больше таких фонтанов не знаю. И совсем не так я его себе представляла до 1995 года. Надо видеть, иначе и не представить. Лучше всего вечером, во всём сиянии. Это фонтан-театр (а в театр ходят вечером))), созданный по эскизам Бернини, увлекавшегося в своих творениях театральными эффектами. Небольшая площадь - постоянно заполненный зрителями амфитеатр, фасад дворца Поли - кулисы, а сам фонтан - сцена, в центре которой Океан в повозке-раковине, запряженной морскими "коньками".
Там аллегории ещё о чём-то рассказывают искушённым зрителям, верхние изображают, похоже, времена года .
На неискушённых они просто взирают с недоумением: откуда вас тут столько круглый год?
Две девы внизу (слева - статуя Изобилия, справа - статуя Здоровья), а над ними вверху – исторические барельефы и два барочных ангела...
Помимо прочих зрителей-туристов мне приглянулись эти два ангела.
Они - тоже очень театральные - на углу здания между дворцом и церковью.
"Солнце уже садится; отряд карабинеров возвращается с музыкой из караула на Квиринале, и сопровождающая его толпа любопытных смешивается с толпой, выходящей после вечерней службы из церкви Санти Винченцо Анастазо. Из ее открытых дверей пахнет ладаном, воском и цветами, в темной ее глубине видны горящие перед алтарем свечи. В последний раз взгляд обращается к ее элегантным тройным колоннам, каменным гирляндам и волютам барокко".
П. П. Муратов. "Образы Италии"
Эта церковь (Chiesa di SS. Vincenzo e Anastasio, открыта ежедневно с 07.00-11.00 и 16.00-19.00, службу проводят православную, на болгарском языке красиво пели, когда мы зашли) - напротив фонтана Треви. Долгое время здание являлось приходским храмом римских Пап, так как они здесь поблизости проживали. Поэтому внутри находятся мощи (сердца и внутренние органы 22 Пап: начиная с Систа V, умершего в 1590 году, до Леона XII, умершего в 1903 году. Если вдруг кому интересно, почему так, спрашивайте, я расскажу)
Церковь интересна в архитектурном плане - шесть колонн внизу и ещё шесть - на втором этаже.
1650 год. Архитектор Марио Лунги Младший (это я опять - себе))).
И - о княгине. Зинаида Волконская прожила в Риме до конца своих дней, до 1862 года. Поскольку она была католичкой, её похоронили здесь, в церкви Санти Винченцо э Анастасио, усыпальница княгини Волконской находится во второй капелле слева от входа.
Этого я до нашей поездки не знала. Заинтересовало. Читаю биографию этой незаурядной женщины:
Зинаида, в замужестве - Волконская, родилась в Дрездене (отец, Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, был русским посланником сначала в Дрездене, затем в Турине и детство Зинаиды прошло в Дрездене-Париже-Милане, в путешествиях по Европе, она по-русски говорила хуже, чем на европейских языках). Род Белосельских-Белозерских - древнейший, ведущий своё происхождение от Рюрика. Вышла замуж за егермейстера Двора Никиту Волконского (брата будущего декабриста Сергея Волконского), жизнь с мужем не сложилась.
В 1820 году Зинаида Волконская уехала в Италию и поселилась в Риме. В середине XIX века Рим был главным местом притяжения русских художников, поэтов, музыкантов. Русская колония обитала в "иностранном" квартале, недалеко от площади Испании, а её центром был дворец Поли (Palazzo Poli), обрамляющий фонтан Треви. Второй этаж этого дворца в 1830-х гг. снимала знаменитая красавица княгиня Волконская.
Этот дом стал, благодаря княгине, местом встреч для русских художников, которых направляет Академия художеств совершенствовать мастерство. Тут бывали, например, Карл Брюллов и Сильвестр Щедрин. Здесь устраивались оперные вечера, "итальянские ужины на манер античных, когда собравшиеся возлежали на низких кушетках и в римских тогах, и служители тоже были одеты в античные костюмы". До 1822 года Зинаида Александровна жила в Риме, затем отправилась в Россию. Московский период её жизни - с 1824 по 1829 годы - известен знаменитым салоном Волконской на Тверской улице (в доме, в котором сейчас находится Елисеевский магазин - давно питаю восторженные чувства к нему).
На её отъезд (теперь уже окончательный) многие поэты написали стихи. Баратынский о "княжне Зизи":
Из царства виста и зимы,
Где жизнь какой-то тяжкий сон,
Она спешит на юг прекрасный,
Под Авзонийский небосклон -
Одушевленный, сладострастный,
Где в кущах, в портиках палат
Октавы Тассовы звучат;
Где в древних камнях боги живы,
Где в новой, чистой красоте
Рафаэль дышит на холсте
С политической точки зрения она считалась неблагонадежной, так как позволяла себе откровенные высказывания, поэтому за её домом все время присматривала полиция. Её переход в католичество был встречен очень враждебно, кажется, княгиню хотели чуть ли не заточить в монастырь в России, и поэтому она навсегда осталась в Италии.
Теперь у неё была знаменитая в Риме вилла на окраине города с довольно большим садом - здесь её навещали русские путешественники, у Волконской любил подолгу останавливаться Гоголь. В саду княгиня придумала себе Аллею воспоминаний, где устанавливала памятники, стелы, мраморные обелиски в память тех людей, с которыми была знакома, которых любила, знала...
Особенная женщина, умная и решительная!
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15799/ - здесь я нашла интересную статью о Волконской, автор - Владимир Рогоза.
Очаровательная княжна Зинаида Белосельская-Белозерская влюбилась. Казалось бы, что в этом особенного? Но предметом искреннего чувства молодой фрейлины стал император Александр I. Роман был долгим, бурным и временами тягостным для обоих, тем более что у Александра была еще одна фаворитка - Мария Нарышкина.
Наверное, император увлекся фрейлиной не только из-за её красоты - красавиц при дворе всегда было с избытком. Зинаида сочетала красоту и обаяние с прекрасной европейской образованностью, острым умом, литературными и музыкальными талантами.
Роман императора с фрейлиной, даже не заходящий дальше простых ухаживаний и обмена любезностями, не мог не вызвать массу слухов и сплетен. Тогда Зинаиду срочно выдали замуж за флигель-адъютанта князя Никиту Григорьевича Волконского. Свадьбу сыграли 8 февраля 1811 года, а в ноябре у молодой четы родился первенец, названный Александром, крестным отцом которого стал император. Снова поползли слухи, что к рождению сына Никита Волконский имел номинальное отношение, а истинный отец - император. Но Александр к ребенку интереса не проявлял, и слухи постепенно утихли.
С новой силой роман вспыхнул во время заграничного похода русской армии в 1813-14 годах. Сохранилось значительное количество писем и записок императора к Зинаиде Волконской, которые ныне хранятся в США в библиотеке Гарвардского университета. Любопытно, но, судя по ним, отношения фаворитки и императора носили платонический характер, о чем свидетельствовали и отдельные современники.
Зинаида, сопровождавшая мужа в заграничном походе, неоднократно встречалась с императором в Германии и во Франции, поддерживала с ним постоянную переписку. Похоже что император искал в княгине не любовницу, а умную и тонко чувствующую женщину, с которой можно поделиться своими мыслями и сомнениями, от которой можно получить совет, поддержку и искреннее сочувствие. Как раз этого и не хватало императору, окруженному бравыми вояками и льстецами. В августе 1813 года он писал Зинаиде: «Только Вы умеете делать приятными всех, с кем Вы общаетесь, поскольку Вы сами одарены той любезностью, которая заставляет всех чувствовать себя рядом с Вами легко и непринужденно. Поэтому часы, проведенные рядом с Вами, доставляют истинную радость».
Но Зинаида доставляла своему вздыхателю не только радость, но и некоторые проблемы. В письмах Александра неоднократно упоминаются поручения и просьбы княгини, которые он выполнил или пытался выполнить. «Все Ваши поручения будут в точности выполнены» - пишет он ей в период подготовки к битве под Лейпцигом. А после битвы спешит поделиться радостью от триумфа и добавляет: «Поверьте, что я на всю жизнь Ваш и сердцем, и душой, и я скажу также: «Позор тому, кто дурно об этом подумает».
Война заканчивается в Париже. Начинается череда балов, парадов и великосветских раутов, на которых рядом с императором блистает Зинаида Волконская, снова давая повод для новых сплетен, теперь уже по всей Европе. Стоит отметить, что Зинаида блистала не только красотой, но и талантами. Познакомившись с Россини, она поставила его комедийную оперу «Итальянка в Алжире» и спела в ней заглавную партию. А голос у неё, как свидетельствуют многие, был чудный.
В послевоенной Европе её больше привлекает не общество чопорных королей и князей, слетевшихся делить «наследство» Наполеона, а мир парижской и венской богемы – артисты, художники, писатели, поэты. Александр не одобряет её богемные пристрастия, но вынужден с ними мириться.
В Европе наконец-то установился мир, и Александр со свитой возвращается в Петербург. В столице его ждет Нарышкина. Естественно, что в такой обстановке Зинаида чувствует себя крайне неуютно. В чопорный петербургский свет умная и талантливая женщина, говоря современным языком, просто не вписывается. Встречи с императором становятся редкими, но переписка между ними сохраняется еще долгие годы.
Зинаида буквально сбегает из столицы и селится в Одессе, которая напоминает ей любимую с детства Италию. Её салон становится центром притяжения для всех талантливых людей, оказавшихся на юге России. Но в 1824 году она переезжает в Москву, где обосновывается надолго. Её салон в особняке на Тверской на несколько лет становится культурным сердцем Москвы. Этот дом москвичи прекрасно знают, хотя многие и не догадываются, что он связан с жизнью Зинаиды Волконской, с конца XIX века в нем находится лучший московский магазин - «Елисеевский».
В салоне Волконской собирается цвет российской культуры, здесь читают свои произведения Пушкин и Мицкевич, Баратынский и Веневитинов. Из этого дома в далекую Сибирь к мужу-декабристу отправляется Мария Волконская. Через много лет она вспоминала: «В Москве я остановилась у Зинаиды Волконской, моей невестки, которая приняла меня с такой нежностью и добротой, которых я никогда не забуду. Она окружила меня заботами, вниманием, любовью и состраданием. Зная мою страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, которые были тогда в Москве, и несколько талантливых певиц. Прекрасное итальянское пенье привело меня в восхищение, а мысль, что слышу его в последний раз, делала его для меня еще прекраснее».
В патриархальной Москве Зинаида серьезно занялась изучением русского языка, которым владела хуже, чем французским или итальянским. С упоением читала русскую литературу, собирала и изучала отечественные древности, особенно её интересовали народные сказки и легенды, обычаи и песни. Сама продолжала много писать. Её стихи, написанные на русском, французском и итальянском языках, публиковались в отечественных и европейских журналах. О её повестях и новеллах одобрительно отзывался Пушкин. В его стихах, посвященных Волконской, звучит искреннее восхищение её талантами:
«Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…»
В 1829 г. княгиня навсегда уехала из России. Она поселилась в Италии, купив на окраине Рима старинную виллу. В настоящее время эта вилла, которую продолжают неофициально называть «виллой Волконской», принадлежит внешнеполитическому ведомству Великобритании. Во времена Зинаиды Волконской здесь кипела жизнь. Гостями княгини, не порывавшей тесных связей с Россией, бывали Брюллов и Кипренский, Вяземский и Жуковский, Глинка и Тургенев. Подолгу у княгини гостил и Николай Гоголь.
Умерла Зинаида Александровна Волконская 24 января 1862 года. Если верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после того как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.
После смерти княгини её сын Александр Никитич собрал все произведения матери и издал их на французском и русском языках. К сожалению, богатейший архив Волконской, в котором находились автографы многих выдающихся деятелей русской культуры, был распродан.
В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.
И ещё:
Елена ГОЛЕНИЩЕВА "Царица муз и красоты…"
Рубрики: | Интересно Красота... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Elena_KaluschТогда у меня не было такого стилиста, конечно,.. я в твоих глазах сейчас выгляжу на 25?!?
Ты сейчас выглядишь гораздо моложе, чем тогда, уж поверь мне...)))
Исходное сообщение Venda1Тела покойных Пап раньше бальзамировали (от этой традиции отказались в 1914 году), процедура бальзамирования требовала отделения внутренних органов - в том числе и сердец - от тела. Поэтому сердца (и внутренние органы) скончавшихся пап того времени покоятся в этой их "домашней" церкви... Вот... Как-то ... непривычно, но другие времена - другие нравы.
А вот про пап - очень интересно, расскажи.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |