Присесть на дорожку... Cinzia Bolognesi |
Сентябрь пришел...
А осень подождёт. Если бы все массово не говорили:"всё... лето кончилось, тепла не будет" - оно бы и не кончилось. По понятиям (природно-астрономическим) осень наступит только 22 числа. Как пройдём точку осеннего равноденствия, и тогда поговорим про
...пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса...
А как, на ваш взгляд, выглядит дорога,
по которой приходит и уходит осень?
Сентябрьский кофе ещё оптимистичен.
В это время кстати славянская привычка "присесть на дорожку..." И можно заметить, как ветер гоняет легкие листья.
А ведь дивно хорошо! Простая сложность и не менее совершенная простота. Листья танцуют, и даже не ветром - дыханием сносятся и исчезают. И всё же танцуют.
Пусть эта музыка будет с вами, как Sweet Memories (Besso)
Иллюстратор Cinzia Bolognesi
родилась в Ферраре, Италия, и уже 15 лет живет в Болонье.
Закончила Академию Художеств. О себе немногословна:
"Иллюстрация - моя страсть, а теперь моя работа".
Метки: видео иллюстраторы illustrator искусство art времена года seasons Cinzia Bolognesi иллюстратор Besso |
Пора золотая, осенняя… Alois Arnegger. |
Алоис Арнеггер/Alois Arnegger
(Austria, 1879-1963)
ПейзажноКоллекционноАукционное (кликабельно)
Рассыпалась осень листочками… | ![]() | С любимым смотреть за окошечко, |
© Copyright: Ирина Самарина-Лабиринт, 2010
Свидетельство о публикации №110090505770
Метки: стихи живопись painting искусство art времена года seasons Alois Arnegger художник осень Цитаты |
Художница Анастасия Беседина. |
Метки: живопись painting искусство art Анастасия Беседина художник акварель Цитаты |
Елена Журавская \ Костяное кружево |
Метки: стихи женский образ в живописи графика Елена Журавская искусство иллюстратор женский образ Цитаты |
Claude Fossoux \ Яркая нега солнечного лета |
Метки: стихи живопись painting женский образ в живописи искусство art времена года seasons Claude Fossoux художник Цитаты |
Живет повсюду красота... Художник Michael Humphries |
"Американский пейзаж всегда восхищал меня: уединение заброшенного сарая или фермерского дома или простота старой деревянной садовой скамейки с потрескавшейся и шелушащейся краской. Так много природы меня интригует и вдохновляет на рисование. То, как свет отражается от старой лейки, меня так же привлекает, как и величайший из пейзажей. Находить новые способы интерпретации и представления этих изображений - моя радость.
Метки: живопись painting искусство art Michael Humphries пейзаж Цитаты |
Созрели яблоки... |
|
Метки: проза времена года seasons осень яблоки жизнь Цитаты |
Опять художнику не спится... Художница Jenness Cortez. |
Метки: живопись painting искусство art Jenness Cortez художник Цитаты |
АукционноАкварельноПортретное на слоновой кости...Robert Theer |
"Женщины, созданные искусством, потому так прекрасны, что всё случайное в них отброшено! Изображена лишь их красота." Эрих Мария Ремарк
Эрцгерцогиня Мария Каролина Австрийская (1825-1915)
Художники-братья Theer: Роберт Тир
Robert Theer (Czech/Austrian, 1808-1863)
АукционноАкварельноПортретное на слоновой кости
Портрет дамы с рыжими волосами и длинными локонами
Фридрих фон Амерлинг, портрет Роберта Тира, 1831 (Бельведер)
Метки: портрет женский образ в живописи искусство art живопись на слоновой кости Robert Theer художник Цитаты |
Нежная пастель Li Xuping |
1.
2.
Я вижу облик твой перед собою
Я вижу милые черты
Густые брови черною дугою
Глаза небесной красоты
Они сверкают словно бриллианты
Окрашенные в серебристый цвет
И глядя в них я словно исчезаю
В твоей душе где лжи и страха нет
Лишь губы в нежном очертаньи
Всегда милы,нежны,коварны
И лишь в улыбке замирая они влекут к себе не зная
Овал лица прекрасен, нежен, мил
Смазливость с красотою не перечит
Бог красотой тебя вознаградил
Умом и силой небывалой обеспечил
Как этот облик хочется обнять
И чувствовать тепло твое подольше
И тихо шепотом на ушко прошептать
Что полюбил тебя я жизни больше.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
36.
Метки: стихи живопись painting женский образ в живописи искусство art Li Xuping пастель художник женщина Цитаты |
Совпасть с тобой в одном времени и пространстве.... Анна Купцова (anniko) |
- Знаешь, о чем я думаю?
- Нет, о чем?
- Какая земля под этим зеленым пальто из травы, черники, стрел пшеницы; какие сокровища спрятаны в этом ягодно-паутинном царстве. О том, как меня угораздило так родиться, чтоб совпасть с тобой в одном времени и пространстве.
На что похоже лисье счастье, или счастье устрицы - обнаружить, что досадный песок превратился в жемчуг - у него есть что-то общее с человечьим? Еще неотступно о том, как меняется твоя кожа под воздействием солнца и океанского воздуха.
Как меняешься ты сама, вспоминая об очень простых вещах - ходить босиком, разламывать хлеб руками, умываться водой, в которой время от времени ночует Кассиопея, узнавать птиц по голосу, своих людей - по одной только фразе.
Я же никогда и не думал, что так смогу, а теперь, когда ты имя мое бережешь, как сокровище, амулет волшебный - я знать не знаю, сколько лет мне, не держу в голове дат дедлайнов, не ем на ходу, знаю точное время восхода солнца.
У меня сердце купается в меде и молоке, когда я слышу, как ты смеешься.
- Это ты что, мне так в любви признаешься?
- Признаюсь, раскусила! А ты когда-то вот так любила?
Начинается новое утро.
Среди всего хаоса, суматохи, спешки, забытых обещаний - жук изумрудный сидит на ветке, спасенный любящими руками.
Иллюстратор, креативный дизайнер Анна Купцова (anniko)
"В нашем мире никогда не будет слишком много красоты и позитива.
Надеюсь, я смогу внести свой вклад".
Музыка:Besso - the Edge
Метки: живопись painting женский образ в живописи иллюстраторы illustrator проза искусство art Анна Купцова (anniko) иллюстратор Кит не спи мужчины и женщины чувства |
О женщина, тебе ль не быть Звездою страннику...Charles Joshua Chaplin |
Чарльз Джошуа Чаплин/Charles Joshua Chaplin
(French, 1825-1891)
КоллекционноАукционноНюОбразноАллегорическое
Метки: живопись painting женский образ в живописи искусство art Charles Joshua Chaplin художник женский образ стихи Цитаты |
Русь крепка монастырями, Их молитвенным трудом...Чертов Сергей (Россия, 1981) |
Метки: живопись painting пейзаж искусство art Чертов Сергей художник монастыри Цитаты |
"МОЯ КРАСИВАЯ НАТАША". ГРАФИНЯ НАТАЛИЯ ВУЛЬФЕРТ-БРАСОВА. |
Великий князь Михаил Александрович с супругой Натальей Сергеевной Шереметьевской-Вульферт
Морганатическая супруга Великого князя Михаила Александровича Романова, брата Императора Николая II. После венчания с нею, Михаил Александрович был лишён всех официальных титулов и званий. Ему был запрещён въезд в Россию до августа 1914 года. По возвращении Наталии Сергеевне был Высочайше пожалован титул графини Брасовой. Салон графини в Петербурге был одним из самых блестящих и славился анти монархическими настроениями. В 1920 году вместе с детьми – дочерью от первого брака Натальей, и сыном Великого князя Георгием Михайловичем Брасовым, - эмигрировала за границу. Умерла 20 ноября 1952 года, в Париже от рака груди. Биографических сведений – крайне мало. Архив графини принадлежит наследникам по линии внучки – Паулины Грэй. Не издан.
...Писать о Романовых – царской династии, оставившей после себя в истории России столько памятных, блестящих, грозных и грустных страниц всегда не только чрезвычайно интересно, но и тяжело. Исподволь, как бы давит груз ответственности. Ищешь нужные слова, подолгу вчитываешься в уже известные тебе факты: вымышленные и правдивые, тоже - за давностью времени - уже ставшие легендой.
И перелистывая страницы книг и журнальных публикаций, исторические исследования и мемуарные документы – издание писем, дневников, воспоминаний, – часто ловишь себя на том, что трёхсотлетняя история династии часто похожа на увлекательный роман, жанр которого трудно было бы определить. Особенно трудно, когда доводится писать о таких моментах в истории Царствующего дома, которые двумя веками, или даже веком ранее рискованно было предавать огласке – речь идет о морганатических, то есть – неравных - браках особ царствующей фамилии с лицами из некоронованных семейств.
Супруги Михаил Александрович и Наталья Сергеевна.
Морганатические браки были не так уж редки в Романовском семействе, начало этой негласной "традиции" положил ещё брат Императора Александра Первого, Цесаревич Константин Павлович, женившись (после развода с Великой княгиней Анной Фёдоровной, принцессой Саксен-Кобургской), на своей возлюбленной, графине Жозефине Антоновне Грудзинской, получившей в этом браке имя княгини Лович. После него были и ещё последователи – и немало. Среди них – царственная фигура Александра II, женившегося после смерти Императрицы Марии Александровны на княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой.
Браки такие, как правило, заключались по страстной любви, взаимному прочному чувству – иначе быть не могло, слишком от многого брачующимся приходилось отказываться!
Но навряд ли, стоя у аналоя маленькой сербской церквушки в Австрии, и пытаясь унять предательскую (от нарастающего волнения) дрожь в голосе, думали о ходе истории Великий Князь Михаил Александрович Романов, брат Российского Государя, и его пленительная возлюбленная Наталия Сергеевна Шереметьевская-Вульферт! Скорее всего, влюбленные думали лишь о том, не обнаружат ли их авто, стоящее у церкви, вездесущие агенты тайной полиции Австрии, связанные с Российским Министерством иностранных дел и жандармерией…
Наталья Вульферт с мужем Владимиром Владимировичем Вульфертом
Может быть, Наталия Сергеевна вспоминала об этом много позже, в ноябре 1952 года, в холодной, маленькой парижской квартирке, когда лежала на постели, корчась от предсмертных болей, сводящих её с ума? Неизвестно, может быть и так. Но боюсь, что тогда ей было уже не до подобных воспоминаний… Слишком близка была смерть. Она была "несостоявшейся последней русской императрицей", по замужеству - Великой княгиней, но ей, как нищенке, приходилось выпрашивать подаяние у племянника её мужа (зятя старшей сестры Михаила Ксении Александровны) – Феликса Юсупова, который присылал сущие крохи на оплату жилья и кусок хлеба с молоком!
В среде русской эмиграции её принимали не очень тепло, для многих потомственных аристократов она так и осталась навсегда "этой женщиной", не входившей в круг Царственной Семьи, хотя и "пожаловал" ей князь Владимир Кириллович в эмиграции титул Княгини.
Для многих и многих она по-прежнему была лишь интриганкой с яркой внешностью, сумевшей завлечь в свои сети мягкого, обаятельного, но не очень решительного Великого Князя Михаила. Но так ли это было на самом деле? Что мы знаем о ней, любимой женщине Брата последнего Императора России? Не пустой ли звук для нас это имя – графиня Наталия Сергеевна Брасова, урождённая Шереметьевская? Какова её история?
Николай II и Михаил Александрович на императорской яхте "Штандарт": уже в те далекие годы первые лица России любили демонстрировать свою хорошую физическую форм
Набросаем к ней штрихи, ибо известно о ней немного.
Наталья Сергеевна Шереметьевская родилась 27 июня (9 июля) 1880 года в Перово (ныне район Москвы) в богатой семье московского присяжного поверенного Сергея Александровича Шереметьевского и Юлии Вячеславовны Свенцицкой.
Наташа росла в роскоши. С детства отказа не знала ни в чём, хотя искала повод для капризов с утра до вечера!
Часто в доме московского адвоката Сергея Шереметьевского можно было наблюдать такую картину. Посреди комнаты, уставленной самыми дорогими игрушками, книжками и кубиками разных цветов, сунув крохотный пальчик в рот, корчила рожицы маленькая барышня в кисейном воздушном платьице с манжетами и воротником из алансонских кружев: Наташечка Шереметьевская, обожаемая дочурка!
То она топала сердито и забавно ножкою, то очаровательно улыбалась – до ямочек на обеих щечках, то морщила вздернутый носик, готовясь громко заплакать. При первых звуках капризного дочернего "отчаяния" – Наташечка выводила старательно целые рулады! - из запертого кабинета выскакивал рассерженный папенька и принимался нещадно ругать сбежавшуюся на крик барышни толпу нянек, которые оставили "дитя без глазу", и мешают ему работать, а у него завтра – наиважнейшее дело в суде, и ещё столько бумаг нужно перечесть!
Папенька хватался за голову, заламывал руки, причитывая, что несчастнее его нет никого на свете: его никто не уважает и не ценит, даже собственная дочь! Наташа, несмотря ни на что, старательно рыдала и топала ножками, няньки вихрем носились вокруг, тщетно выпытывая у заплаканного дитя о причине столь безумного горя…
Так могло длиться бесконечно: и два, и три часа, но, однако, умненькая Таточка, старательно уткнув нос в батистовый платочек, всегда зорко следящая за заламывающим руки отцом и гудящим, шмелиным роем нянек, совершенно точно знала, когда и на какой ноте ей уже следует оборвать пронзительную руладу плача и произнести тихим и слабым голосом: "Пони"… Или: "Куклу". Или: "Новое платье". Или: "Детский бал"…
Великий князь Михаил с супругой (1913 год).
Шло время. Девочка росла. Капризы менялись. Фасоны платьев - тоже.
Но любящий отец оставался всё тем же: обожающим, не выносящим её слёз и долгого сердитого молчания, потакающим совершенно любой прихоти. Прихоти, правда, теперь уже были совсем изысканные: уроки музыки, дорогой рояль, книги, украшения, цветы посреди зимы, картины, антикварная утварь... Она росла и превращалась в пленяющую и, на самом деле, пленительную Натали, - сероглазую красавицу с гибкой, точёной фигуркой, с почти кошачьими, плавными движениями, острым язычком и таким же острым умом.
Она была, конечно, отменно светски воспитана, в ней сказывался, отточенный годами неустанных трудов над своей натурою, тонкий, художественный вкус, но странно, чего-то ей, несмотря на все её чары, недоставало… Чего? Лёгкой простоты, той подлинной аристократичности, которая присуща была истинным представителям дворянства? Не знаю, трудно сказать.
Но детская, неискоренимая взбалмошность и капризность всегда очень мешала цельности восприятия её пленительного облика. Наталия Сергеевна всю жизнь придавала большое значения "бонтонности" (*хорошим манерам, светскому тону, приличиям, лоску воспитания - автор) и величавости поведения, но сама достичь его не смогла, как ни старалась!
Уже будучи женою Михаила Александровича, она могла, при шофёре и прислуге, закатить ему некрасивую сцену ревности или несогласия по пустякам, накричать на горничную из-за не вовремя поданного ей стакана воды или не того гребня для волос!
Михаил и его супруга графиня Брасова
Михаил, как и все, прощал, терпел, успокаивал, обожал. Горничные молча плакали в передник. Князь Романов хорошо оплачивал капризы мадам Вульферт. Именно – капризы, потому что даже первые два замужества Натальи Сергеевны были с её стороны лишь - капризами, не более того. Ни меценат Сергей Мамонтов (племянника знаменитого Саввы Мамонтова), увлекавшийся как и она, музыкой, ни ротмистр Вульферт, служащий в гвардии, в элитном полку Синих Кирасир, над которыми усердно шефствовала сама Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III, - не смогли заставить долго пылать её избалованное сердце! Она же и после второго брака продолжала легко, мановением мизинца, движением брови, пленять мужчин, нимало не огорчаясь тем, что оно, сердце её, - упорно молчит!
Сердце молчало до Осени 1908 года, когда впервые, на маневрах в Красном Селе, мадам Вульферт была представлена, как одна из дам полка, Великому князю Михаилу Александровичу, приехавшему на очередной смотр. Они взглянули друг на друга и... поняли, что это – неотвратимо! Любовь существовала помимо их воли, захватила стремительным вихрем и понесла… Но куда? В какой водоворот? В какую пучину? Одному Богу ведомо, да нам с Вами, смотрящим сквозь призму Истории.
Жизнь и любовь великого князя Михаила Романова
Связь Михаила Александровича с нею не могла остаться незамеченной в Императорской Семье и вызвала активный протест, особенно со стороны Вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны. Да и сам Государь не мог спокойно смотреть на то, как его "милый Миша", любимый брат, Член Государственного Совета Империи, профессиональный военный, кадровый офицер, окончательно теряет голову от любви к женщине, которая была уже дважды замужем, и имела дочь от первого брака!
Наталия Сергеевна виделась Царственной семье лишь ловкой похитительницей сердца неженатого молодого и очень богатого человека.
Михаил Александрович до встречи с Наталией Вульферт не был даже ни с кем помолвлен и обладал самым большим в семье состоянием, доставшимся ему в наследство после смерти старшего брата, Георгия Александровича. Может быть в Семье и были правы, но роман развивался помимо Царственной воли Марии Фёдоровны и развивался бурно.
Вот что вспоминали об этом времени современники:
"Брака великого князя и Н.С. Вульферт не желали ни император Николай II, ни мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Когда император узнал о намерении великого князя всё-таки жениться на Н.С. Вульферт, он вызвал его во дворец и отдал краткий приказ: "Черниговские гусары!".
Великий князь назначался командиром Черниговского гусарского полка, стоявшего в Орле, куда он должен был немедленно отправиться.
Гатчина, кирасиры, Н.С. Вульферт - всё было покинуто. Но мягкий по своему характеру Великий князь в данном случае проявил непреклонную волю, решив жениться на любимой женщине, даже несмотря на противодействие брата-императора.
Наталья Шереметьевская, княгиня Брасова (1880, Перово - 1952, Париж). В эмиграции.
Великий князь уехал в Орёл. Но роман продолжался. По настоянию Великого князя ротмистр В. Вульферт согласился на развод с женой". (княгиня Л. Воронцова-Дашкова).
Это дошло до царской семьи. "Михаил и Наталия решили, что будет лучше, если она на время уедет из России, пока не уляжется скандал, связанный с её разводом, - писал в своей книге князь Давид Чавчавадзе. - Наталия уехала в Европу. Это произошло в июне 1909 г. (...) В то время международной телефонной связи ещё не существовало, поэтому Наталия и Михаил пользовались телеграфом. Только она одна послала 377 телеграмм!
Михаил тоже тяжело переживал разлуку. Он писал Наталии:
"Копенгаген. 13 августа 1909 года.
Моя дорогая, красивая Наташа, у меня нет слов, которыми я бы мог выразить свою благодарность за все, что ты дала мне в моей жизни. (...) Не печалься, с Божьей помощью мы скоро опять встретимся. Пожалуйста, верь всегда моим словам и моей нежной любви к тебе, к моей самой дорогой и блестящей звезде, которую я никогда, никогда не оставлю и не покину. Я обнимаю и целую всю тебя... Пожалуйста, верь, что я весь твой. Миша".
Летом 1910 года в жизни Михаила Александровича произошло значительное событие. Наталия Сергеевна после развода с ротмистром Вульфертом родила Великому князю сына, Георгия.
13 ноября 1910 года император Николай II подписал Указ Правительствующему Сенату, который не подлежал обнародованию; в нем предписывалось: "Сына состоявшей в разводе Наталии Сергеевны Вульферт, Георгия, родившегося 24 июля 1910 года, Всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской Империи достоинство, с предоставлением ему фамилии Брасов и отчества Михайлович".
Георгий Брасов в разные годы.
Однако такое двойственное состояние и долг чести не давали покоя Михаилу Александровичу, и он решил действовать против воли царя. Осуществить свое намерение по заключению церковного брака с Наталией Сергеевной великий князь мог только за границей. И в 1912 году Михаил Александрович и Наталия Сергеевна покинули Россию, уехав в Вену, где великий князь в строгой тайне предполагал совершить обряд венчания.
Николай II, узнав о намерении брата, предпринял ряд шагов, чтобы помешать этому. За Михаилом Романовым был учрежден строжайший надзор. Чтобы не допустить заключения морганатического брака госпожи Вульферт с великим князем Михаилом Александровичем, за границу был специально командирован генерал-майор корпуса жандармов А. В. Герасимов. При этом всем российским посольствам, миссиям и консульствам предписывалось оказывать ему всяческое содействие вплоть до "ареста лиц" по его указанию.
Однако Михаил Александрович проявил незаурядные способности конспиратора, оставив своим попечителям возможность наполнить надзорное досье лишь обвинительными документами о провале порученного им дела. Великий князь действовал с крайней осторожностью. Под Веной он нашел сербского православного священника, чтобы заключенный брак не подлежал расторжению Святейшим синодом. Несомненно, это был брак по любви, в противном случае Михаил Александрович не пошел бы против воли царя и на нарушение законов, сознательно лишая себя права на Российский престол.
Георгий Михайлович Брасов. Единственная сохранившаяся фотография взрослого сына В.кн. Михаила Александровича.
Гнев Его Величества вылился в запрещение "своевольному брату" въезда в Россию. Шифрованная жандармская телеграмма свидетельствовала: "Граф Брасов (великий князь Михаил Александрович.) очень удручен и никуда не выходит”. 15 декабря 1912 года царь подписал указ Правительствующему Сенату о передаче в опеку имущества Михаила Романова, а 30 декабря с него было снято звание "правителя государства". Великий князь был вынужден жить за границей как частное лицо. Из Австрии в 1913 году он вместе с женой и сыном Георгием переехал в Англию и поселился в замке Небворт, недалеко от Лондона. Жили супруги Брасовы -Романовы достаточно широко, выезжали, принимали гостей, устраивали балы, много путешествовали. Сохранились фотографии того времени: очень привлекательный молодой человек, с мягким выражением лица в светлых костюмах и шляпе, и рядом с ним ослепительно красивая молодая дама в элегантном туалете. Туалеты, манто и автомобили мадам Брасова меняла достаточно часто. Но муж относился обожающе - снисходительно ко всем ее капризам, и эта странная блестящая пара, привлекая внимание многих, великолепно уживалась вместе!
Наталии Сергеевне, бесспорно, было лучше за границей, вдали от сдержанных и строгих царственных родственников супруга, но в августе 1914-го грянула война. Михаил Александрович незамедлительно отправил прошение на имя брата – Государя, с просьбой о возвращении на родину для участия в военных действиях. Прощение было получено, опека с имущества - снята, супруге – пожалован титул графини Брасовой. Они незамедлительно вернулись домой, Наталия Сергеевна, не признаваемая ни Государыней, ни Императрицей-Матерью, не унывая ни на минуту, открыла самый блестящий в Петербурге салон, приобрела ложу в театре, а Михаил Александрович… отправился на поле боя.
Михаил Романов в звании генерал-майора был на фронте, получил Георгиевский крест, командуя так называемой "дикой, кавказской, дивизией", позднее - 2-м кавалерийским корпусом. Он не участвовал в интригах царского двора, но многие опасались влияния его властной и энергичной супруги, блистающей в северной столице!
В частности, об этом свидетельствуют дневниковые записи обер-гофмейстерины княгини Е. А. Нарышкиной. 21 февраля 1917 года она написала: "Грустные мысли: императрицу (Александру Фёдоровну, супругу Николая Второго) ненавидят. Думаю, что опасность придет с той стороны, с которой не ожидают: от Михаила. Его жена очень интеллигентна. В театре её ложа полна великих князей, сговорятся вместе с Марией Павловной (жена великого князя Владимира Александровича, дяди Государя, составлявшего оппозицию племяннику в вопросах внутренней и внешней политики), добьётся быть принятой императрицей - матерью и императором. Чувствую, что они составляют заговор. Бедный Миша будет в него вовлечен, вопреки себе, будет сперва регентом, потом - императором. Достигнут всего".
Возможно, что это все было дальней целью Натальи Сергеевны – энергичной, яркой, честолюбивой. Кто теперь знает?
Мы можем только догадываться обо всем. Все осталось в сослагательном наклонении "бы". Всему помешали февральская революция 1917 года и Октябрьский переворот. 14 марта 1917 года Михаил Александрович, в течение десяти часов, после отречения брата в его пользу, был императором России, а потом сам отказался от власти в пользу Учредительного Собрания.
Тридцатого июля 1917 года Михаил Александрович последний раз виделся с братом и невесткой, которые, по предписанию Временного правительства и лично Керенского, должны были выехать на жительство в Тобольск. Графиня Брасова при том прощании не присутствовала. С племянниками Михаилу Александровичу проститься и вовсе не позволили!
Семья брата уехала, а уже 21 августа 1917 года Михаил Александрович и его жена были арестованы и помещены в тюрьму. 13 ноября 1917 года Михаила Александровича и графиню Наталию Сергеевну выпустили и перевезли в Гатчину под домашний арест. Обвиняли в монархистском заговоре и связях с высланной Семьей. К Петрограду подходили войска генерала Корнилова. Нарастала паника и тревога.
Энергичная, умная Наталия Сергеевна, проанализировав ситуацию, умолила мужа обратиться в Совет Народных Комиссаров, к самому Ульянову-Ленину с просьбой разрешить им жить в России, как простым гражданам Республики. Михаил Александрович был на приеме у управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича, тот выдал ему бланк с "выписанной" свободой проживания, но это не спасло супругов от дальнейших бед и напастей. Михаила Александровича ожидала 9 марта 1917 года высылка в Пермь. Наталия Сергеевна слезно выпрашивала у мужа позволения последовать за ним, но он едва ли не впервые в жизни резко отказал ей в ее "капризе"! Она должна остаться в Гатчине и думать о детях! Он уехал в ссылку со своим верным секретарем Брайаном Джонсоном, камердинером Челышевым, и шофером П.Боруяновым. Михаил Романов предчувствовал все испытания ссылки и потому взял с собой деньги, личный багаж, много книг, аптечку и автомобиль "роллс-ройс" Поначалу все шло хорошо, он жил в Королевских номерах – хорошей гостинице Перми, ходил дважды в сутки отмечаться в комендатуру, много и часто писал жене. В мае 1918 года она на несколько дней приезжала к нему из Москвы. Они вместе встретили праздник Пасхи, общались со знакомыми, которые уже появились у Михаила Александровича в этом городе. Этой последней встрече с "ярчайшей звездой всей его жизни" посвящено много записей в дневнике Михаила Александровича. Потом Наталия Сергеевна вернулась к детям, понимая, что внутренне надо готовиться к потерям и отъезду из России. Последнее письмо от супруга она получила в начальных числах июня 1918 года, потом связь оборвалась. Она оббила все пороги Петроградской ЧК - мужества ей было не занимать! - но нигде не добилась какой-либо правды или известий о муже.
Её судьба похожа на судьбу княгини Ольги Валериановны Палей. Она точно также, как и княгиня Палей, прятала в маленьком обмылке жемчужные серьги, меняла на продукты меха и платья, вытаскивала из посеребренных окладов домашние образа, зашивала в подклад пальто и нижние рубашки остатки бриллиантов. Сейф с ее драгоценностями в банке был реквизирован властями, сама она была под домашним арестом, в Гатчине но под каким то предлогом все – таки сумела пробраться в банк, и унесла в муфте, почти на глазах охраны, свои основные драгоценности, подаренные ей когда-то безумно любящим мужем!
Её блестящие способности организатора, властная и деятельная натура помогли ей выжить, спасти детей от смерти, и в 1920 году оказаться с ними в Константинополе, где тогда была колония русской эмиграции. Она всюду искала людей знавших Великого Князя, Царскую Семью и неустанно расспрашивала о муже. Никто ничего не знал. Ходили какие – то слухи о побеге его из Перми, о расстреле – но ничего наверняка не было известно. Она, как и все эмигранты, оплакивала гибель Царской Семьи и особенно - детей, заказывала в день поминовения панихиды, простив давно все недоразумения, и, быть может, виня себя во многом; ставила свечи, выделяя одну особо – во здравие Михаила Александровича! Молиться за него, как за мертвого, она не хотела.
Графиня уже давно перебралась из Англии в Данию, а потом – окончательно в теплую Францию, обожаемый ею сын, Георгий Михайлович, учился в Итоне, на это уходила львиная доля всех их средств. Другая часть доходов шла на наем особняка, приемы и дорогие туалеты маменьки - графини, которую сын очень любил и беспрекословно слушался. Вокруг графини Брасовой всегда был целый рой людей, кормившихся с ее ладони, и забывавших о ней на следующий день. От ненасытных аппетитов всей этой камарильи и привычки жить широко, не считая и сантима, средства быстро таяли…
Оказавшись в отчаянных долгах, Наталия Сергеевна рискнула обратиться с письмом к Вдовствующей Императрице Марии Федоровне, проживающей в Дании, и просила, в случае полного разорения, позаботиться о Георгии. Все-таки – внук!
Бабушка не ответила ни строки, но после её смерти, в 1928 году, Георгий Михайлович, граф Брасов, неожиданно получил крупную сумму денег, часть из которых позже года три спустя мать решила потратить на покупку подарка к совершеннолетию сына. Она купила для него спортивный автомобиль "крайслер". Она и не догадывалась тогда, что подарила сыну... Смерть.
За два-три дня своего совершеннолетия, он позвонил матери из Итона и сказал, что скоро будет дома, что доберется до нее всего за несколько часов. Она пришла в ужас и запретила сыну и думать "об этом сумасшествии", но он заверил ее, что все будет в порядке. Через несколько часов раздался еще один звонок. Дорожная полиция скорбно сообщила "мадам Романофф", что ее сын, Жорж, находится в бессознательном состоянии в одном из госпиталей, машина разбита, приятель, ехавший с ним вместе – погиб. Автомобиль потерял управление и врезался в дерево, на шоссе, в нескольких часах езды от Парижа. Убитая горем графиня немедленно примчалась в госпиталь, не отходила от постели сына почти сутки, но он скончался у нее на руках, так и не придя в сознание, за четыре дня до своего совершеннолетия,
20 июля 1931 года. Наталия Сергеевна сама распоряжалась похоронами, покупала цветы, заказывала памятник. На эти похороны – строгие и церемонные, как подобало сыну Великого князя и представителю династии Романовых - были приглашены многие из ее представителей, но пришли – не все. Графиня держалась стойко, не проронила ни слезинки, прямая, белая как стена, принимала соболезнования, осторожно поцеловала сына, последний раз склонившись над ним. Все с ужасом ждали крика, рыданий, слез... Их не было. Она окаменела. Подавая кому-то из мужчин руку, чтобы сесть в экипаж, графиня даже слабо улыбнулась - в знак благодарности.
Не видел никто её слез и позже. На людях она улыбалась, мило беседовала, даже слегка шутила. И лишь самые близкие друзья знали, что Наталья Сергеевна, оставшись одна, может часами рыдать и биться в истерике. О расстреле своего мужа и его секретаря Б. Джонсона в июне 1918 года, графиня узнала лишь в 1951 году, за год до собственной смерти, из книги посвященной "последним дням Романовых". Печально улыбнулась: наступали и ее последние дни. Они были тягостны.
..Хозяйка квартиры, узнав, что у нищенки-графини рак груди, испугавшись, выгнала ее из дому, посчитав болезнь заразной. Наталия Сергеевна ютилась в какой то мансарде, живя на то, что присылала ей из Англии дочь Наташа - сто фунтов в месяц, - а когда умерла (20 ноября 1952 года), то на ее могиле поставили лишь крест, который через некоторое время начал рушиться.
Но могила была рядом с могилою Георгия, и именно это обстоятельство не позволило скромному захоронению окончательно кануть в Лету. Покупая место на кладбище для сына, в горьком 1931 году, Наталья Сергеевна приобрела участок земли и для себя. Агент похоронного бюро никак не мог взять в толк, зачем, молодой еще женщине, так рано беспокоиться о месте последнего успокоения?!
Тогда Наталия Сергеевна, чуть приподняв вуаль, твердым, но глухим от сдерживаемых рыданий голосом, сказала: "Молодой человек, это - мой каприз. Я привыкла, чтобы мои желания исполнялись немедленно. Вы ещё не поняли?" Клерку, знавшему, конечно, Кто стоит перед ним, оставалось только оформить необходимые бумаги. Последний "каприз" Великой княгини, "несостоявшейся русской императрицы" или просто - графини Брасовой - был исполнен. Она и не представляла, что может быть как-то иначе. Она всё же была – Романовой. Хоть и не признаваемой до конца Царственными родными!
____________________________.
*В подготовке статьи использованы материалы личной библиотеки автора и мемориального Интернет – музея Михаила Павловича Романова в Перми. Великий князь Михаил с супругой (1913 год).
Svetlana Astrikova "Кофе фея".
Метки: это интересно ЖЗЛ романовы династия царская семья история Цитаты |
Ночь играет в пятнашки звёздами |
|
![]() |
Метки: жизнь Life двое мужчины и женщины Цитаты |
Жизнь бывает разной... |
Жить нужно так, Чтобы жизнь, глядя на тебя, самой себе завидовала: "Как же хорошо идёт по мне этот человечек..." ![]() Меня всегда удивляли люди, спрашивающие, Для чего всё это, Где смысл, зачем мы живем?! А все очень просто... ![]() Мы живём ради чашки горячего чая после мороза. Мы живём ради танца на берегу моря под звездным небом. Мы живем ради музыки, от которой бегут мурашки по коже. Ради смеха до слёз. Ради беззаботной игры в прятки. Ради треплющего волосы ветра. Ради картин, оживающих на полотнах. Ради спокойного и глубокого сна. Ради бьющих по лицу капель дождя. Ради лучей утреннего солнца. Ради приятной усталости от сделанного дела. И ради миллиона других вещей, которых бы не было, если бы мы не жили. Но мы живём. И жизнь- это самое прекрасное, что могло с нами случиться. Приятно почувствовать, что живёшь. И больше ничего… |
Метки: жизнь Life Цитаты |
Знаменитые курорты 19 века. |
Метки: ретро фотография photography искусство art 19 век курорты фото Цитаты |
На небе светлом, словно сон, Летит проказник Купидон...Henri Pierre Picou |
Анри Пьер Пику/Henri Pierre Picou
(French, 1824-1895)
Аукционное в коллекцию
Метки: живопись painting искусство art Henri Pierre Picou художник купидоны амур стихи Цитаты |
А я сижу у моря... Художник Kerry Hallam (Британия, 1937) |
Метки: живопись painting искусство art Kerry Hallam художник море морской пейзаж Цитаты |
Я люблю этот мир... Художница Анастасия Беседина. |
Метки: стихи живопись painting пейзаж искусство art Анастасия Беседина акварель художник Мир Цитаты |