"МОЯ КРАСИВАЯ НАТАША". ГРАФИНЯ НАТАЛИЯ ВУЛЬФЕРТ-БРАСОВА.  ИСТОЧНИК 
  
  Великий князь Михаил Александрович с супругой Натальей Сергеевной Шереметьевской-Вульферт 
  Морганатическая супруга Великого князя Михаила Александровича Романова, брата Императора Николая II. После венчания с нею, Михаил Александрович был лишён всех официальных титулов и званий. Ему был запрещён въезд в Россию до августа 1914 года. По возвращении Наталии Сергеевне был Высочайше пожалован титул графини Брасовой. Салон графини в Петербурге был одним из самых блестящих и славился анти монархическими настроениями. В 1920 году вместе с детьми – дочерью от первого брака Натальей, и сыном Великого князя Георгием Михайловичем Брасовым, - эмигрировала за границу. Умерла 20 ноября 1952 года, в Париже от рака груди. Биографических сведений – крайне мало. Архив графини принадлежит наследникам по линии внучки – Паулины Грэй. Не издан. 
  
  
  Супруги Михаил Александрович и Наталья Сергеевна. 
  Морганатические браки были не так уж редки в Романовском семействе, начало этой негласной "традиции" положил ещё брат Императора Александра Первого, Цесаревич Константин Павлович, женившись (после развода с Великой княгиней Анной Фёдоровной, принцессой Саксен-Кобургской), на своей возлюбленной, графине Жозефине Антоновне Грудзинской, получившей в этом браке имя княгини Лович. После него были и ещё последователи – и немало. Среди них – царственная фигура Александра II, женившегося после смерти Императрицы Марии Александровны на княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой. 
  
  Наталья Вульферт с мужем Владимиром Владимировичем Вульфертом 
  Может быть, Наталия Сергеевна вспоминала об этом много позже, в ноябре 1952 года, в холодной, маленькой парижской квартирке, когда лежала на постели, корчась от предсмертных болей, сводящих её с ума? Неизвестно, может быть и так. Но боюсь, что тогда ей было уже не до подобных воспоминаний… Слишком близка была смерть. Она была "несостоявшейся последней русской императрицей", по замужеству - Великой княгиней, но ей, как нищенке, приходилось выпрашивать подаяние у племянника её мужа (зятя старшей сестры Михаила Ксении Александровны) – Феликса Юсупова, который присылал сущие крохи на оплату жилья и кусок хлеба с молоком! 
  
  Николай II и Михаил Александрович на императорской яхте "Штандарт": уже в те далекие годы первые лица России любили демонстрировать свою хорошую физическую форм 
  Набросаем к ней штрихи, ибо известно о ней немного. 
  
  Великий князь Михаил с супругой (1913 год). 
  Шло время. Девочка росла. Капризы менялись. Фасоны платьев - тоже. 
  
  Михаил и его супруга графиня Брасова 
  Михаил, как и все, прощал, терпел, успокаивал, обожал. Горничные молча плакали в передник. Князь Романов хорошо оплачивал капризы мадам Вульферт. Именно – капризы, потому что даже первые два замужества Натальи Сергеевны были с её стороны лишь - капризами, не более того. Ни меценат Сергей Мамонтов (племянника знаменитого Саввы Мамонтова), увлекавшийся как и она, музыкой, ни ротмистр Вульферт, служащий в гвардии, в элитном полку Синих Кирасир, над которыми усердно шефствовала сама Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III, - не смогли заставить долго пылать её избалованное сердце! Она же и после второго брака продолжала легко, мановением мизинца, движением брови, пленять мужчин, нимало не огорчаясь тем, что оно, сердце её, - упорно молчит! 
  
  Жизнь и любовь великого князя Михаила Романова 
  Связь Михаила Александровича с нею не могла остаться незамеченной в Императорской Семье и вызвала активный протест, особенно со стороны Вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны. Да и сам Государь не мог спокойно смотреть на то, как его "милый Миша", любимый брат, Член Государственного Совета Империи, профессиональный военный, кадровый офицер, окончательно теряет голову от любви к женщине, которая была уже дважды замужем, и имела дочь от первого брака! 
  
  Наталья Шереметьевская, княгиня Брасова (1880, Перово - 1952, Париж). В эмиграции. 
  Великий князь уехал в Орёл. Но роман продолжался. По настоянию Великого князя ротмистр В. Вульферт согласился на развод с женой". (княгиня Л. Воронцова-Дашкова). 
  
  Георгий Брасов в разные годы. 
  Однако такое двойственное состояние и долг чести не давали покоя Михаилу Александровичу, и он решил действовать против воли царя. Осуществить свое намерение по заключению церковного брака с Наталией Сергеевной великий князь мог только за границей. И в 1912 году Михаил Александрович и Наталия Сергеевна покинули Россию, уехав в Вену, где великий князь в строгой тайне предполагал совершить обряд венчания. 
  
  Георгий Михайлович Брасов. Единственная сохранившаяся фотография взрослого сына В.кн. Михаила Александровича. 
  Гнев Его Величества вылился в запрещение "своевольному брату" въезда в Россию. Шифрованная жандармская телеграмма свидетельствовала: "Граф Брасов (великий князь Михаил Александрович.) очень удручен и никуда не выходит”. 15 декабря 1912 года царь подписал указ Правительствующему Сенату о передаче в опеку имущества Михаила Романова, а 30 декабря с него было снято звание "правителя государства". Великий князь был вынужден жить за границей как частное лицо. Из Австрии в 1913 году он вместе с женой и сыном Георгием переехал в Англию и поселился в замке Небворт, недалеко от Лондона. Жили супруги Брасовы -Романовы достаточно широко, выезжали, принимали гостей, устраивали балы, много путешествовали. Сохранились фотографии того времени: очень привлекательный молодой человек, с мягким выражением лица в светлых костюмах и шляпе, и рядом с ним ослепительно красивая молодая дама в элегантном туалете. Туалеты, манто и автомобили мадам Брасова меняла достаточно часто. Но муж относился обожающе - снисходительно ко всем ее капризам, и эта странная блестящая пара, привлекая внимание многих, великолепно уживалась вместе! 
  Михаил Романов в звании генерал-майора был на фронте, получил Георгиевский крест, командуя так называемой "дикой, кавказской, дивизией", позднее - 2-м кавалерийским корпусом. Он не участвовал в интригах царского двора, но многие опасались влияния его властной и энергичной супруги, блистающей в северной столице!В частности, об этом свидетельствуют дневниковые записи обер-гофмейстерины княгини Е. А. Нарышкиной. 21 февраля 1917 года она написала: "Грустные мысли: императрицу (Александру Фёдоровну, супругу Николая Второго) ненавидят. Думаю, что опасность придет с той стороны, с которой не ожидают: от Михаила. Его жена очень интеллигентна. В театре её ложа полна великих князей, сговорятся вместе с Марией Павловной (жена великого князя Владимира Александровича, дяди Государя, составлявшего оппозицию племяннику в вопросах внутренней и внешней политики), добьётся быть принятой императрицей - матерью и императором. Чувствую, что они составляют заговор. Бедный Миша будет в него вовлечен, вопреки себе, будет сперва регентом, потом - императором. Достигнут всего".