Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.
Исходная информация - http://belan-olga.livejournal.com/. Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??d1b587c8, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты. По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.[Обновить трансляцию]
Мои дорогие стоматологи венгерской клиники Фулдент снова в Москве и вызвали меня на плановый осмотр. 10 лет назад я закончила долгое и трудное лечение зубов и навсегда забыла про зубную боль. Но мои дорогие врачи не унимаются, каждый год приезжают и Москву ( здесь у клиники работает кабинет) и проверяют, как живут их пациенты после лечения. Я много писала об этой чудесной клинике и ее уникальных врачах. Так вот доктор Шандор рассказал, как они добирались до Москвы, до своих больных. Отменить поездку было нельзя – десятки несчастных беззубых пациентов ждали операций и срочной помощи. Из Будапешта врачи прилетели сначала в Варшаву, потом в Таллинн, из Таллинна на такси – в Нарву, и там переходили границу пешком, ибо ни самолеты, ни поезда в нашу страну из других стран Европы не ездят. Навьюченные тяжелыми чемоданами ( там медикаменты и в том числе гипсовые слепки челюстей), они ночью пересекли границу, вызвали такси и добрались до Питера. Ну, а из Питера пока еще на сапсане приехали в Москву. Золтан сразу же встал к операционному столу, я с ним даже поздороваться не смогла, а Шандор проверял мои крепкие новые зубы… Я подумала: какой сюжет! Врачи. Ночью. Граница. Пешком. В чемоданах – зубы и челюсти. Фантастика! Сюрреализм! Нет, наша с вами жизнь.
Андрей Тарковский не раз признавался, что главным человеком своей жизни считает мать – Марию Ивановну Тарковскую. Бог дал ей много талантов, среди которых непременно литературный, дал аристократический вкус и красоту. Но реализовала себя Мария Ивановна только в одном качестве – в роли матери. Она всю себя посвятила своим детям – Андрею и Марине. Дети были совсем крошечные, когда из семьи ушел отец – поэт Арсений Тарковский. И мать безмолвно и не жалуясь взяла на себя все хлопоты по содержанию и воспитанию детей. Андрей Арсентьевич вспоминает детство яркими красками природы – мать каждое лето несмотря ни на что вывозила детей в деревню, но помнит практически нищенское существование своей семьи и совершенно голодное и холодное детство. В маленьком городке Юрьевец Ивановской области создали музей и даже культурный центр имени Тарковского. Здесь жила мать Марии Ивановны, бабушка Андрея и Марины, а дети часто проводили лето у бабушки, а в годы эвакуации жили в ее маленькой комнатке коммунального дома. Где на шесть комнат – одна печь. Где туалет на улице. И баня раз в неделю… В это комнатке – дива, маленькая кроватка Марины, узкая кровать бабушки. "А где спала мать?" изумленно спросила я у доброй сотрудницы музея, которая работает здесь абсолютно добровольно и бесплатно. А Мария Ивановна, оказывается, спала на столе. Вечером, после того, как она убирала посуду после ужина ( чаще всего это вареная картошка в мундире и чай без заварки), она застилала стол газетами и ложилась спать. Как уж она там спала, какие сны видела и видела ли вообще? Мать стала для Тарковского не просто главным человеком в жизни. Она научила его любить, понимать природу и сформировала художника мирового уровня, каким он стал. Недаром этот художник посвятил матери свой лучший фильм – "Зеркало". И еще написал: "…мы ходили буквально босиком. Летом вообще не носили обуви, у нас ее не было. Зимой я носил валенки моей матери. В общем, бедность — это не то слово. Нищета! И если бы не мать... Я просто всем обязан матери. Она на меня оказала очень сильное влияние. "Влияние" даже не то слово. Весь мир для меня связан с матерью. Я даже не очень хорошо это понимал, пока она была жива. И только когда мать умерла, я вдруг ясно это осознал. Я сделал "Зеркало" еще при ее жизни, но только потом понял, о чем фильм. Хотя он вроде бы задуман был о матери, но мне казалось, что я делаю его о себе... Лишь позже я осознал, что "Зеркало" — не обо мне, а о матери..."
На фото: Арсений и Мария Тарковские с сыном Андреем.
Мария Ивановна Вишнякова ( Тарковская)
Комната, в которой жила семья Тарковских в Юрьевце.
Сегодня, в день прекрасного юбилея народной артистки Ольги Тумайкиной, я публикую главу из книги "Наш Этуш". Ольга - любимая ученица мастера. Блистательно, как все, что она делает, вспоминает о нем. Книгу не каждый может купить. А почитать Ольгу - интересно. И да - с днем рождения! На фото: после спектакля "Потерпевший Гольдинер".
Как за каменной стеной Ольга Тумайкина, народная артистка России
Я отношусь к тому счастливому поколению детей, которые выросли на фильмах с участием Этуша. Сначала это были "Приключения Буратино, "Старая, старая сказка", "Ослиная шкура". Ну, и, конечно, знаменитые комедии Гайдая, за которые его полюбила вся страна. Мне посчастливилось выбрать актерскую профессию. Я сдавала экзамены в Щукинское училище перед экзаменационной комиссией, которую возглавлял ректор училища Владимир Абрамович Этуш. После того, как я прочитала отрывок, он дал мне задание: одну и ту же фразу повторить с разным эмоциональным наполнением. Фразу он произнес такую: "Ванечка приехал". Не знаю, что со мной произошло, я ринулась за кулисы, хотя отлучаться от экзаменационного стола было нельзя, схватила какое-то полотенце, заткнула его за пояс и произнесла фразу так, как будто деревенская женщина в дореволюционной России давно ждала сына из армии и вот, наконец, он приехал. Второй раз я произнесла ее так, как будто я влюблена, звенящим голосом и с замиранием сердца - жизнь вот сейчас закончится без этого Ванечки. Третий раз я с таким чувством сыграла эту фразу, что бросилась со страстью к членам комиссии: "Ванечка приехал!!!" Владимир Абрамович аккуратно так меня остановил: "Не надо к нам так близко подходить! Мы и так вас хорошо видим и слышим". Для меня поступление в Щуку было первым этапом осуществления моей мечты – стать актрисой. Я четко знала, что непременно ей буду. Моим художественным руководителем была Алла Александровна Казанская, дивная женщина, умница, профессор, блестящая актриса. Этуш же руководил большим производством, каким является театральное училище имени Щукина, бывал на занятиях, обязательно – на показах и студенческих спектаклях. Училась я истово, очень серьезно, и, думаю, Владимир Абрамович выделял меня из общей массы студентов именно с той самой первой импровизации на вступительных экзаменах. Но никогда не хвалил, это вообще было не в его стиле. На первом курсе мы поставили отрывок из гоголевского "Ревизора", разговор Марии Антоновны и Хлестакова. Играли залихватски, с удовольствием, зал взорвался аплодисментами. А Владимир Абрамович встал и сказал: "Не надо аплодировать первому курсу. У нас в училище это не принято". Он был строг. Но с такой же строгостью он относился и к самому себе. Во всем и всегда. И поэтому ему доверяли, его беспрекословно слушались. Студенты его любили. Еще и потому, что в нем всегда ощущали заботу, отцовскую ненавязчивую опеку, он был щитом для нас, студентов. А для меня остался таким на всю жизнь. В 1995 году делегация нашего училища поехала на фестиваль лучших театральных школ мира в Каракас. В составе делегации были Владимир Абрамович Этуш, Михаил Александрович Ульянов, тогда художественный руководитель театра Вахтангова, наш педагог и режиссер Владимир Владимирович Иванов, ну, и студенты, в числе которых посчастливилось быть и мне. Так вот в этой поездке Этуш создал нам абсолютно домашнюю обстановку. С утра мы репетировали, работали, а вечером он старался, чтобы никто не скучал, чтобы все поужинали, всем было весело и интересно. Все делегации должны были показать отрывки из произведений трех авторов: Чехова, Достоевского и Гарсиа Лорки. И вот однажды мы репетируем рассказ Чехова "Юбилей". В зале – и Этуш, и Ульянов, и Иванов. Предстоит ответственный показ на международной сцене. То ли от волнения, то ли от перегрузки, то ли просто от плохого настроения, мой партнер начал вести себя некорректно по отношению ко мне. Я попыталась его остановить. Но он только больше подпускал огня. Я не выдержала, расплакалась. "Товарищи, - сказала я, - по-моему, так нельзя!" Этуш, который все, конечно, видел, встал, схватил пластиковый стул, на котором сидел, и швырнул его в моего партнера. Он удачно увернулся, но тут же вся спесь с него слетела. Этуш взял другой стул, сел на него, репетиции продолжались. Ни Иванов, ни Ульянов не проронили ни слова. Защиту в лице Владимира Абрамовича я имела всю жизнь. И дело даже не в его действиях и словах, а в моем сознании, что такая защита есть всегда и везде. Кстати, там, в Венесуэле Владимира Абрамовича обворовали. Как-то вечером мы пошли прогуляться по городу всей нашей командой, хотели пройти по магазинам, чтобы купить венесуэльских сувениров – кофе и ром. И вот идем мы обратно, чудесная погода, вечер, в отличном все настроении. Вдруг от лавочки на бульваре отделяется человечек небольшого роста в нелепой одежде – на нем был яркие желтые сапоги, шорты, майка-"алкоголичка". Это существо подходит к Этушу и начинает что-то говорить, при этом хлопая его по плечам: "Амиго! Эй! Салюто!" и что-то еще. Владимир Абрамович в ответ тоже стал похлопывать его плечам и с удивлением спрашивать: "Ты кто? Ты меня знаешь?" Мы стояли стайкой вокруг и смотрели на этот спектакль, разинув рты. Человечек этот как внезапно появился, так же быстро и исчез. А когда мы пришли в отель, Владимир Абрамович хлопнул себя по карману брюк: в нем не оказалось портмоне. Мы все были в шоке: ведь мы на улице стояли вокруг нашего педагога очень близко и все видели, но в какой момент он сумел вытащить кошелек из заднего кармана брюк? - Миша, - спрашивает Владимир Абрамович Ульянова, - но ты-то рядом стоял, как же так? Ульянов тоже в растерянности: - Я ничего не заметил, я вообще подумал, что ты его знаешь, мало ли у тебя знакомых по всему свету… Мы все были очень растроены произошедшим. Но не Этуш! Он весело сказал: - Что ж, есть повод пойти в ресторан и выпить за филигранную работу нашего воришки! Я начала работать в театре имени Вахтангова. С Владимиром Абрамовичем мы не встречались на сцене, но я чувствовала его пристальное внимание к себе. Он приходил на мои вводы, на мои премьеры. А первым моим вводом была Адельма в "Принцессе Турандот". Легендарный спектакль, легендарные актеры на сцене. У меня есть такое свойство – и не благоговею перед кумирами, не падаю в обморок при их виде. Я могу их боготворить и восхищаться, но при этом учиться у них, наблюдать за их филигранной работой, стараться им соответствовать на сцене и в кадре. Владимир Абрамович для меня – эталон Актера. Он – глыба, человечище, ректор, профессор, народный и знаменитый. Но когда он оказывается на сцене, для него режиссер – генерал, а он всего лишь снайпер в режиссерской игре. Мы начали репетировать "Дядюшкин сон", и я еще раз поразилась его высочайшему профессионализму, концентрации на сцене, умению раствориться в том, что он делает. У него было особенное свойство – он всегда смотрел в глаза партнеру. Это далеко не всем актерам свойственно. Это качество честных профессионалов, которые все знают про себя, которым есть что нести зрителям. А дальше случился в нашей с ним жизни Гольдинер ( спектакль по пьесе Виктора Шендеровича "Потерпевший Гольдинер"). Для меня предмет огромной гордости, что Владимир Абрамович сам выбрал меня в партнерши – в спектакле, между прочим, на двух человек. Он очень хотел сыграть эту роль. Еще до репетиций мы много говорили с ним о сюжете спектакля, о том, как нам строить отношения героев, какие варианты развития их отношений могут в принципе быть. И позже зал всегда делился на половины: одни свято верили, что герои будут вместе, несмотря на огромную разницу в возрасте. Другая половина твердо была убеждена, что наших героев будущего нет и быть не может. Эта была концепция Владимира Абрамовича, он именно этой реакции и ждал от зрителей. А для них Гольдинер стал настоящим потрясением. Где бы мы ни играли спектакль, а мы часто ездили с ним на гастроли, зрители шли на него, в ожидании увидеть Этуша в воплощении его комического дара. А он раскрывался перед ними как большой драматический, глубоко трагический артист. И на сцене мы чувствовали это потрясение зала, звенящую тишину, долгую паузу перед взрывом аплодисментов в финале. Однажды прямо во время спектакля нас подвела техника – оборвался технический шнур от наушника. И испугалась, а Владимир Абрамович весело шепнул мне: "Я не могу говорить!" Его эта ситуация рассмешила! Я сразу успокоилась и так развернула действие так, что зритель в зале ничего не понял. Я просто увезла сидящего в инвалидном кресле героя за сцену. Антракт пришлось объявить раньше времени, но второй действие мы начали с той сцены, которую не доиграли в первом акте. Он вообще был насмешливым, веселым человеком, ему не приходилось блистать чувством юмора, оно было его сущностью. Когда я начинала философствовать, рассуждать о разных сторонах нашей жизни, он говорил: "Витиевато, как французский забор, но все правильно!" Он был органичен на сцене, в кадре, дома – в кругу друзей, на даче – в тулупе, в тапочках, с корзинкой, на концерте Мирей Матье, которую обожал и старался не пропускать ни одного ее выступления. Всегда оставался самим собой, не включал звезду, не кокетничал своей славой, которая была поистине всенародной. Моей второй гордостью стало участие в фильме Сергея Батаева "Старый вояка". Сергей - молодой режиссер, его сокурсница по его просьбе написала сценарий на тему, которая волновала его всю жизнь – про своего деда, свою семью. В роли старого вояки он видел только Этуша. Владимиру Абрамовичу тема войны была близка, он не мог не согласиться. Режиссер предложил ему самому выбрать актрису на роль дочери - и вот я попала в фильм. Сергей так хотел снимать Этуша, что организовал все быстро и четко. Съемки шли три дня в Тверской области. И опять Владимир Абрамович меня поразил. Он всегда вовремя был готов к съемкам, несмотря на возраст, несмотря на жару и комаров. А комары жарили так, что мы буквально не знали, куда от них деться. Однажды мы приготовились к съемкам, а операторы никак не появлялись. Владимир Абрамович начал сердиться: "Почему не снимаем? Где все?" Оказалось, что операторы решили снять красивый кадр, им для этого понадобились рабочие леса, которые они попросили на соседней стройке. Причем, за аренду лесов заплатили деньги. Но не успели операторы залезть на эти леса, как приехал хозяин, страшно рассердился и леса отобрал. Про то, что за них заплатили, ему рабочие не сказали. А хозяин вошел в раж, вызвал полицию, операторов забрали в отделение. Я рассказываю своему любимому партнеру, что операторов забрали в камеру. "За что?" - спрашивает он. "Да вот, - говорю, - они леса украли". Владимир Абрамович удивленно поднял брови. Над ним сосны шумят, он оглядывает лес вокруг нас и говорит: "А нах… им леса? Вот же они!" Шутки шутками, а мы в чем были, в костюмах, телогрейках и сапогах поехали выручать наших из отделения. Ну, вот тут пришлось включить звезд… Вот такие "три счастливых дня" были у меня на съемках рядом с Владимиром Абрамовичем. Теперь, когда он ушел на небо по своим делам, я очень остро ощущаю свою беззащитность. Я потеряла человека, за спиной которого всегда чувствовала себя в безопасности. Он прожил бесконечно счастливую и достойную жизнь, но как же его не хватает сейчас!
Сегодня, в день прекрасного юбилея народной артистки Ольги Тумайкиной, я публикую главу из книги "Наш Этуш". Ольга - любимая ученица мастера. Блистательно, как все, что она делает, вспоминает о нем. Книгу не каждый может купить. А почитать Ольгу - интересно. И да - с днем рождения! На фото: после спектакля "Потерпевший Гольдинер".
Как за каменной стеной Ольга Тумайкина, народная артистка России
Я отношусь к тому счастливому поколению детей, которые выросли на фильмах с участием Этуша. Сначала это были "Приключения Буратино, "Старая, старая сказка", "Ослиная шкура". Ну, и, конечно, знаменитые комедии Гайдая, за которые его полюбила вся страна. Мне посчастливилось выбрать актерскую профессию. Я сдавала экзамены в Щукинское училище перед экзаменационной комиссией, которую возглавлял ректор училища Владимир Абрамович Этуш. После того, как я прочитала отрывок, он дал мне задание: одну и ту же фразу повторить с разным эмоциональным наполнением. Фразу он произнес такую: "Ванечка приехал". Не знаю, что со мной произошло, я ринулась за кулисы, хотя отлучаться от экзаменационного стола было нельзя, схватила какое-то полотенце, заткнула его за пояс и произнесла фразу так, как будто деревенская женщина в дореволюционной России давно ждала сына из армии и вот, наконец, он приехал. Второй раз я произнесла ее так, как будто я влюблена, звенящим голосом и с замиранием сердца - жизнь вот сейчас закончится без этого Ванечки. Третий раз я с таким чувством сыграла эту фразу, что бросилась со страстью к членам комиссии: "Ванечка приехал!!!" Владимир Абрамович аккуратно так меня остановил: "Не надо к нам так близко подходить! Мы и так вас хорошо видим и слышим". Для меня поступление в Щуку было первым этапом осуществления моей мечты – стать актрисой. Я четко знала, что непременно ей буду. Моим художественным руководителем была Алла Александровна Казанская, дивная женщина, умница, профессор, блестящая актриса. Этуш же руководил большим производством, каким является театральное училище имени Щукина, бывал на занятиях, обязательно – на показах и студенческих спектаклях. Училась я истово, очень серьезно, и, думаю, Владимир Абрамович выделял меня из общей массы студентов именно с той самой первой импровизации на вступительных экзаменах. Но никогда не хвалил, это вообще было не в его стиле. На первом курсе мы поставили отрывок из гоголевского "Ревизора", разговор Марии Антоновны и Хлестакова. Играли залихватски, с удовольствием, зал взорвался аплодисментами. А Владимир Абрамович встал и сказал: "Не надо аплодировать первому курсу. У нас в училище это не принято". Он был строг. Но с такой же строгостью он относился и к самому себе. Во всем и всегда. И поэтому ему доверяли, его беспрекословно слушались. Студенты его любили. Еще и потому, что в нем всегда ощущали заботу, отцовскую ненавязчивую опеку, он был щитом для нас, студентов. А для меня остался таким на всю жизнь. В 1995 году делегация нашего училища поехала на фестиваль лучших театральных школ мира в Каракас. В составе делегации были Владимир Абрамович Этуш, Михаил Александрович Ульянов, тогда художественный руководитель театра Вахтангова, наш педагог и режиссер Владимир Владимирович Иванов, ну, и студенты, в числе которых посчастливилось быть и мне. Так вот в этой поездке Этуш создал нам абсолютно домашнюю обстановку. С утра мы репетировали, работали, а вечером он старался, чтобы никто не скучал, чтобы все поужинали, всем было весело и интересно. Все делегации должны были показать отрывки из произведений трех авторов: Чехова, Достоевского и Гарсиа Лорки. И вот однажды мы репетируем рассказ Чехова "Юбилей". В зале – и Этуш, и Ульянов, и Иванов. Предстоит ответственный показ на международной сцене. То ли от волнения, то ли от перегрузки, то ли просто от плохого настроения, мой партнер начал вести себя некорректно по отношению ко мне. Я попыталась его остановить. Но он только больше подпускал огня. Я не выдержала, расплакалась. "Товарищи, - сказала я, - по-моему, так нельзя!" Этуш, который все, конечно, видел, встал, схватил пластиковый стул, на котором сидел, и швырнул его в моего партнера. Он удачно увернулся, но тут же вся спесь с него слетела. Этуш взял другой стул, сел на него, репетиции продолжались. Ни Иванов, ни Ульянов не проронили ни слова. Защиту в лице Владимира Абрамовича я имела всю жизнь. И дело даже не в его действиях и словах, а в моем сознании, что такая защита есть всегда и везде. Кстати, там, в Венесуэле Владимира Абрамовича обворовали. Как-то вечером мы пошли прогуляться по городу всей нашей командой, хотели пройти по магазинам, чтобы купить венесуэльских сувениров – кофе и ром. И вот идем мы обратно, чудесная погода, вечер, в отличном все настроении. Вдруг от лавочки на бульваре отделяется человечек небольшого роста в нелепой одежде – на нем был яркие желтые сапоги, шорты, майка-"алкоголичка". Это существо подходит к Этушу и начинает что-то говорить, при этом хлопая его по плечам: "Амиго! Эй! Салюто!" и что-то еще. Владимир Абрамович в ответ тоже стал похлопывать его плечам и с удивлением спрашивать: "Ты кто? Ты меня знаешь?" Мы стояли стайкой вокруг и смотрели на этот спектакль, разинув рты. Человечек этот как внезапно появился, так же быстро и исчез. А когда мы пришли в отель, Владимир Абрамович хлопнул себя по карману брюк: в нем не оказалось портмоне. Мы все были в шоке: ведь мы на улице стояли вокруг нашего педагога очень близко и все видели, но в какой момент он сумел вытащить кошелек из заднего кармана брюк? - Миша, - спрашивает Владимир Абрамович Ульянова, - но ты-то рядом стоял, как же так? Ульянов тоже в растерянности: - Я ничего не заметил, я вообще подумал, что ты его знаешь, мало ли у тебя знакомых по всему свету… Мы все были очень растроены произошедшим. Но не Этуш! Он весело сказал: - Что ж, есть повод пойти в ресторан и выпить за филигранную работу нашего воришки! Я начала работать в театре имени Вахтангова. С Владимиром Абрамовичем мы не встречались на сцене, но я чувствовала его пристальное внимание к себе. Он приходил на мои вводы, на мои премьеры. А первым моим вводом была Адельма в "Принцессе Турандот". Легендарный спектакль, легендарные актеры на сцене. У меня есть такое свойство – и не благоговею перед кумирами, не падаю в обморок при их виде. Я могу их боготворить и восхищаться, но при этом учиться у них, наблюдать за их филигранной работой, стараться им соответствовать на сцене и в кадре. Владимир Абрамович для меня – эталон Актера. Он – глыба, человечище, ректор, профессор, народный и знаменитый. Но когда он оказывается на сцене, для него режиссер – генерал, а он всего лишь снайпер в режиссерской игре. Мы начали репетировать "Дядюшкин сон", и я еще раз поразилась его высочайшему профессионализму, концентрации на сцене, умению раствориться в том, что он делает. У него было особенное свойство – он всегда смотрел в глаза партнеру. Это далеко не всем актерам свойственно. Это качество честных профессионалов, которые все знают про себя, которым есть что нести зрителям. А дальше случился в нашей с ним жизни Гольдинер ( спектакль по пьесе Виктора Шендеровича "Потерпевший Гольдинер"). Для меня предмет огромной гордости, что Владимир Абрамович сам выбрал меня в партнерши – в спектакле, между прочим, на двух человек. Он очень хотел сыграть эту роль. Еще до репетиций мы много говорили с ним о сюжете спектакля, о том, как нам строить отношения героев, какие варианты развития их отношений могут в принципе быть. И позже зал всегда делился на половины: одни свято верили, что герои будут вместе, несмотря на огромную разницу в возрасте. Другая половина твердо была убеждена, что наших героев будущего нет и быть не может. Эта была концепция Владимира Абрамовича, он именно этой реакции и ждал от зрителей. А для них Гольдинер стал настоящим потрясением. Где бы мы ни играли спектакль, а мы часто ездили с ним на гастроли, зрители шли на него, в ожидании увидеть Этуша в воплощении его комического дара. А он раскрывался перед ними как большой драматический, глубоко трагический артист. И на сцене мы чувствовали это потрясение зала, звенящую тишину, долгую паузу перед взрывом аплодисментов в финале. Однажды прямо во время спектакля нас подвела техника – оборвался технический шнур от наушника. И испугалась, а Владимир Абрамович весело шепнул мне: "Я не могу говорить!" Его эта ситуация рассмешила! Я сразу успокоилась и так развернула действие так, что зритель в зале ничего не понял. Я просто увезла сидящего в инвалидном кресле героя за сцену. Антракт пришлось объявить раньше времени, но второй действие мы начали с той сцены, которую не доиграли в первом акте. Он вообще был насмешливым, веселым человеком, ему не приходилось блистать чувством юмора, оно было его сущностью. Когда я начинала философствовать, рассуждать о разных сторонах нашей жизни, он говорил: "Витиевато, как французский забор, но все правильно!" Он был органичен на сцене, в кадре, дома – в кругу друзей, на даче – в тулупе, в тапочках, с корзинкой, на концерте Мирей Матье, которую обожал и старался не пропускать ни одного ее выступления. Всегда оставался самим собой, не включал звезду, не кокетничал своей славой, которая была поистине всенародной. Моей второй гордостью стало участие в фильме Сергея Батаева "Старый вояка". Сергей - молодой режиссер, его сокурсница по его просьбе написала сценарий на тему, которая волновала его всю жизнь – про своего деда, свою семью. В роли старого вояки он видел только Этуша. Владимиру Абрамовичу тема войны была близка, он не мог не согласиться. Режиссер предложил ему самому выбрать актрису на роль дочери - и вот я попала в фильм. Сергей так хотел снимать Этуша, что организовал все быстро и четко. Съемки шли три дня в Тверской области. И опять Владимир Абрамович меня поразил. Он всегда вовремя был готов к съемкам, несмотря на возраст, несмотря на жару и комаров. А комары жарили так, что мы буквально не знали, куда от них деться. Однажды мы приготовились к съемкам, а операторы никак не появлялись. Владимир Абрамович начал сердиться: "Почему не снимаем? Где все?" Оказалось, что операторы решили снять красивый кадр, им для этого понадобились рабочие леса, которые они попросили на соседней стройке. Причем, за аренду лесов заплатили деньги. Но не успели операторы залезть на эти леса, как приехал хозяин, страшно рассердился и леса отобрал. Про то, что за них заплатили, ему рабочие не сказали. А хозяин вошел в раж, вызвал полицию, операторов забрали в отделение. Я рассказываю своему любимому партнеру, что операторов забрали в камеру. "За что?" - спрашивает он. "Да вот, - говорю, - они леса украли". Владимир Абрамович удивленно поднял брови. Над ним сосны шумят, он оглядывает лес вокруг нас и говорит: "А нах… им леса? Вот же они!" Шутки шутками, а мы в чем были, в костюмах, телогрейках и сапогах поехали выручать наших из отделения. Ну, вот тут пришлось включить звезд… Вот такие "три счастливых дня" были у меня на съемках рядом с Владимиром Абрамовичем. Теперь, когда он ушел на небо по своим делам, я очень остро ощущаю свою беззащитность. Я потеряла человека, за спиной которого всегда чувствовала себя в безопасности. Он прожил бесконечно счастливую и достойную жизнь, но как же его не хватает сейчас!
Сегодня, в день прекрасного юбилея народной артистки Ольги Тумайкиной, я публикую главу из книги "Наш Этуш". Ольга - любимая ученица мастера. Блистательно, как все, что она делает, вспоминает о нем. Книгу не каждый может купить. А почитать Ольгу - интересно. И да - с днем рождения! На фото: после спектакля "Потерпевший Гольдинер".
Как за каменной стеной Ольга Тумайкина, народная артистка России
Я отношусь к тому счастливому поколению детей, которые выросли на фильмах с участием Этуша. Сначала это были "Приключения Буратино, "Старая, старая сказка", "Ослиная шкура". Ну, и, конечно, знаменитые комедии Гайдая, за которые его полюбила вся страна. Мне посчастливилось выбрать актерскую профессию. Я сдавала экзамены в Щукинское училище перед экзаменационной комиссией, которую возглавлял ректор училища Владимир Абрамович Этуш. После того, как я прочитала отрывок, он дал мне задание: одну и ту же фразу повторить с разным эмоциональным наполнением. Фразу он произнес такую: "Ванечка приехал". Не знаю, что со мной произошло, я ринулась за кулисы, хотя отлучаться от экзаменационного стола было нельзя, схватила какое-то полотенце, заткнула его за пояс и произнесла фразу так, как будто деревенская женщина в дореволюционной России давно ждала сына из армии и вот, наконец, он приехал. Второй раз я произнесла ее так, как будто я влюблена, звенящим голосом и с замиранием сердца - жизнь вот сейчас закончится без этого Ванечки. Третий раз я с таким чувством сыграла эту фразу, что бросилась со страстью к членам комиссии: "Ванечка приехал!!!" Владимир Абрамович аккуратно так меня остановил: "Не надо к нам так близко подходить! Мы и так вас хорошо видим и слышим". Для меня поступление в Щуку было первым этапом осуществления моей мечты – стать актрисой. Я четко знала, что непременно ей буду. Моим художественным руководителем была Алла Александровна Казанская, дивная женщина, умница, профессор, блестящая актриса. Этуш же руководил большим производством, каким является театральное училище имени Щукина, бывал на занятиях, обязательно – на показах и студенческих спектаклях. Училась я истово, очень серьезно, и, думаю, Владимир Абрамович выделял меня из общей массы студентов именно с той самой первой импровизации на вступительных экзаменах. Но никогда не хвалил, это вообще было не в его стиле. На первом курсе мы поставили отрывок из гоголевского "Ревизора", разговор Марии Антоновны и Хлестакова. Играли залихватски, с удовольствием, зал взорвался аплодисментами. А Владимир Абрамович встал и сказал: "Не надо аплодировать первому курсу. У нас в училище это не принято". Он был строг. Но с такой же строгостью он относился и к самому себе. Во всем и всегда. И поэтому ему доверяли, его беспрекословно слушались. Студенты его любили. Еще и потому, что в нем всегда ощущали заботу, отцовскую ненавязчивую опеку, он был щитом для нас, студентов. А для меня остался таким на всю жизнь. В 1995 году делегация нашего училища поехала на фестиваль лучших театральных школ мира в Каракас. В составе делегации были Владимир Абрамович Этуш, Михаил Александрович Ульянов, тогда художественный руководитель театра Вахтангова, наш педагог и режиссер Владимир Владимирович Иванов, ну, и студенты, в числе которых посчастливилось быть и мне. Так вот в этой поездке Этуш создал нам абсолютно домашнюю обстановку. С утра мы репетировали, работали, а вечером он старался, чтобы никто не скучал, чтобы все поужинали, всем было весело и интересно. Все делегации должны были показать отрывки из произведений трех авторов: Чехова, Достоевского и Гарсиа Лорки. И вот однажды мы репетируем рассказ Чехова "Юбилей". В зале – и Этуш, и Ульянов, и Иванов. Предстоит ответственный показ на международной сцене. То ли от волнения, то ли от перегрузки, то ли просто от плохого настроения, мой партнер начал вести себя некорректно по отношению ко мне. Я попыталась его остановить. Но он только больше подпускал огня. Я не выдержала, расплакалась. "Товарищи, - сказала я, - по-моему, так нельзя!" Этуш, который все, конечно, видел, встал, схватил пластиковый стул, на котором сидел, и швырнул его в моего партнера. Он удачно увернулся, но тут же вся спесь с него слетела. Этуш взял другой стул, сел на него, репетиции продолжались. Ни Иванов, ни Ульянов не проронили ни слова. Защиту в лице Владимира Абрамовича я имела всю жизнь. И дело даже не в его действиях и словах, а в моем сознании, что такая защита есть всегда и везде. Кстати, там, в Венесуэле Владимира Абрамовича обворовали. Как-то вечером мы пошли прогуляться по городу всей нашей командой, хотели пройти по магазинам, чтобы купить венесуэльских сувениров – кофе и ром. И вот идем мы обратно, чудесная погода, вечер, в отличном все настроении. Вдруг от лавочки на бульваре отделяется человечек небольшого роста в нелепой одежде – на нем был яркие желтые сапоги, шорты, майка-"алкоголичка". Это существо подходит к Этушу и начинает что-то говорить, при этом хлопая его по плечам: "Амиго! Эй! Салюто!" и что-то еще. Владимир Абрамович в ответ тоже стал похлопывать его плечам и с удивлением спрашивать: "Ты кто? Ты меня знаешь?" Мы стояли стайкой вокруг и смотрели на этот спектакль, разинув рты. Человечек этот как внезапно появился, так же быстро и исчез. А когда мы пришли в отель, Владимир Абрамович хлопнул себя по карману брюк: в нем не оказалось портмоне. Мы все были в шоке: ведь мы на улице стояли вокруг нашего педагога очень близко и все видели, но в какой момент он сумел вытащить кошелек из заднего кармана брюк? - Миша, - спрашивает Владимир Абрамович Ульянова, - но ты-то рядом стоял, как же так? Ульянов тоже в растерянности: - Я ничего не заметил, я вообще подумал, что ты его знаешь, мало ли у тебя знакомых по всему свету… Мы все были очень растроены произошедшим. Но не Этуш! Он весело сказал: - Что ж, есть повод пойти в ресторан и выпить за филигранную работу нашего воришки! Я начала работать в театре имени Вахтангова. С Владимиром Абрамовичем мы не встречались на сцене, но я чувствовала его пристальное внимание к себе. Он приходил на мои вводы, на мои премьеры. А первым моим вводом была Адельма в "Принцессе Турандот". Легендарный спектакль, легендарные актеры на сцене. У меня есть такое свойство – и не благоговею перед кумирами, не падаю в обморок при их виде. Я могу их боготворить и восхищаться, но при этом учиться у них, наблюдать за их филигранной работой, стараться им соответствовать на сцене и в кадре. Владимир Абрамович для меня – эталон Актера. Он – глыба, человечище, ректор, профессор, народный и знаменитый. Но когда он оказывается на сцене, для него режиссер – генерал, а он всего лишь снайпер в режиссерской игре. Мы начали репетировать "Дядюшкин сон", и я еще раз поразилась его высочайшему профессионализму, концентрации на сцене, умению раствориться в том, что он делает. У него было особенное свойство – он всегда смотрел в глаза партнеру. Это далеко не всем актерам свойственно. Это качество честных профессионалов, которые все знают про себя, которым есть что нести зрителям. А дальше случился в нашей с ним жизни Гольдинер ( спектакль по пьесе Виктора Шендеровича "Потерпевший Гольдинер"). Для меня предмет огромной гордости, что Владимир Абрамович сам выбрал меня в партнерши – в спектакле, между прочим, на двух человек. Он очень хотел сыграть эту роль. Еще до репетиций мы много говорили с ним о сюжете спектакля, о том, как нам строить отношения героев, какие варианты развития их отношений могут в принципе быть. И позже зал всегда делился на половины: одни свято верили, что герои будут вместе, несмотря на огромную разницу в возрасте. Другая половина твердо была убеждена, что наших героев будущего нет и быть не может. Эта была концепция Владимира Абрамовича, он именно этой реакции и ждал от зрителей. А для них Гольдинер стал настоящим потрясением. Где бы мы ни играли спектакль, а мы часто ездили с ним на гастроли, зрители шли на него, в ожидании увидеть Этуша в воплощении его комического дара. А он раскрывался перед ними как большой драматический, глубоко трагический артист. И на сцене мы чувствовали это потрясение зала, звенящую тишину, долгую паузу перед взрывом аплодисментов в финале. Однажды прямо во время спектакля нас подвела техника – оборвался технический шнур от наушника. И испугалась, а Владимир Абрамович весело шепнул мне: "Я не могу говорить!" Его эта ситуация рассмешила! Я сразу успокоилась и так развернула действие так, что зритель в зале ничего не понял. Я просто увезла сидящего в инвалидном кресле героя за сцену. Антракт пришлось объявить раньше времени, но второй действие мы начали с той сцены, которую не доиграли в первом акте. Он вообще был насмешливым, веселым человеком, ему не приходилось блистать чувством юмора, оно было его сущностью. Когда я начинала философствовать, рассуждать о разных сторонах нашей жизни, он говорил: "Витиевато, как французский забор, но все правильно!" Он был органичен на сцене, в кадре, дома – в кругу друзей, на даче – в тулупе, в тапочках, с корзинкой, на концерте Мирей Матье, которую обожал и старался не пропускать ни одного ее выступления. Всегда оставался самим собой, не включал звезду, не кокетничал своей славой, которая была поистине всенародной. Моей второй гордостью стало участие в фильме Сергея Батаева "Старый вояка". Сергей - молодой режиссер, его сокурсница по его просьбе написала сценарий на тему, которая волновала его всю жизнь – про своего деда, свою семью. В роли старого вояки он видел только Этуша. Владимиру Абрамовичу тема войны была близка, он не мог не согласиться. Режиссер предложил ему самому выбрать актрису на роль дочери - и вот я попала в фильм. Сергей так хотел снимать Этуша, что организовал все быстро и четко. Съемки шли три дня в Тверской области. И опять Владимир Абрамович меня поразил. Он всегда вовремя был готов к съемкам, несмотря на возраст, несмотря на жару и комаров. А комары жарили так, что мы буквально не знали, куда от них деться. Однажды мы приготовились к съемкам, а операторы никак не появлялись. Владимир Абрамович начал сердиться: "Почему не снимаем? Где все?" Оказалось, что операторы решили снять красивый кадр, им для этого понадобились рабочие леса, которые они попросили на соседней стройке. Причем, за аренду лесов заплатили деньги. Но не успели операторы залезть на эти леса, как приехал хозяин, страшно рассердился и леса отобрал. Про то, что за них заплатили, ему рабочие не сказали. А хозяин вошел в раж, вызвал полицию, операторов забрали в отделение. Я рассказываю своему любимому партнеру, что операторов забрали в камеру. "За что?" - спрашивает он. "Да вот, - говорю, - они леса украли". Владимир Абрамович удивленно поднял брови. Над ним сосны шумят, он оглядывает лес вокруг нас и говорит: "А нах… им леса? Вот же они!" Шутки шутками, а мы в чем были, в костюмах, телогрейках и сапогах поехали выручать наших из отделения. Ну, вот тут пришлось включить звезд… Вот такие "три счастливых дня" были у меня на съемках рядом с Владимиром Абрамовичем. Теперь, когда он ушел на небо по своим делам, я очень остро ощущаю свою беззащитность. Я потеряла человека, за спиной которого всегда чувствовала себя в безопасности. Он прожил бесконечно счастливую и достойную жизнь, но как же его не хватает сейчас!
Сегодня, в день прекрасного юбилея народной артистки Ольги Тумайкиной, я публикую главу из книги "Наш Этуш". Ольга - любимая ученица мастера. Блистательно, как все, что она делает, вспоминает о нем. Книгу не каждый может купить. А почитать Ольгу - интересно. И да - с днем рождения! На фото: после спектакля "Потерпевший Гольдинер".
Как за каменной стеной Ольга Тумайкина, народная артистка России
Я отношусь к тому счастливому поколению детей, которые выросли на фильмах с участием Этуша. Сначала это были "Приключения Буратино, "Старая, старая сказка", "Ослиная шкура". Ну, и, конечно, знаменитые комедии Гайдая, за которые его полюбила вся страна. Мне посчастливилось выбрать актерскую профессию. Я сдавала экзамены в Щукинское училище перед экзаменационной комиссией, которую возглавлял ректор училища Владимир Абрамович Этуш. После того, как я прочитала отрывок, он дал мне задание: одну и ту же фразу повторить с разным эмоциональным наполнением. Фразу он произнес такую: "Ванечка приехал". Не знаю, что со мной произошло, я ринулась за кулисы, хотя отлучаться от экзаменационного стола было нельзя, схватила какое-то полотенце, заткнула его за пояс и произнесла фразу так, как будто деревенская женщина в дореволюционной России давно ждала сына из армии и вот, наконец, он приехал. Второй раз я произнесла ее так, как будто я влюблена, звенящим голосом и с замиранием сердца - жизнь вот сейчас закончится без этого Ванечки. Третий раз я с таким чувством сыграла эту фразу, что бросилась со страстью к членам комиссии: "Ванечка приехал!!!" Владимир Абрамович аккуратно так меня остановил: "Не надо к нам так близко подходить! Мы и так вас хорошо видим и слышим". Для меня поступление в Щуку было первым этапом осуществления моей мечты – стать актрисой. Я четко знала, что непременно ей буду. Моим художественным руководителем была Алла Александровна Казанская, дивная женщина, умница, профессор, блестящая актриса. Этуш же руководил большим производством, каким является театральное училище имени Щукина, бывал на занятиях, обязательно – на показах и студенческих спектаклях. Училась я истово, очень серьезно, и, думаю, Владимир Абрамович выделял меня из общей массы студентов именно с той самой первой импровизации на вступительных экзаменах. Но никогда не хвалил, это вообще было не в его стиле. На первом курсе мы поставили отрывок из гоголевского "Ревизора", разговор Марии Антоновны и Хлестакова. Играли залихватски, с удовольствием, зал взорвался аплодисментами. А Владимир Абрамович встал и сказал: "Не надо аплодировать первому курсу. У нас в училище это не принято". Он был строг. Но с такой же строгостью он относился и к самому себе. Во всем и всегда. И поэтому ему доверяли, его беспрекословно слушались. Студенты его любили. Еще и потому, что в нем всегда ощущали заботу, отцовскую ненавязчивую опеку, он был щитом для нас, студентов. А для меня остался таким на всю жизнь. В 1995 году делегация нашего училища поехала на фестиваль лучших театральных школ мира в Каракас. В составе делегации были Владимир Абрамович Этуш, Михаил Александрович Ульянов, тогда художественный руководитель театра Вахтангова, наш педагог и режиссер Владимир Владимирович Иванов, ну, и студенты, в числе которых посчастливилось быть и мне. Так вот в этой поездке Этуш создал нам абсолютно домашнюю обстановку. С утра мы репетировали, работали, а вечером он старался, чтобы никто не скучал, чтобы все поужинали, всем было весело и интересно. Все делегации должны были показать отрывки из произведений трех авторов: Чехова, Достоевского и Гарсиа Лорки. И вот однажды мы репетируем рассказ Чехова "Юбилей". В зале – и Этуш, и Ульянов, и Иванов. Предстоит ответственный показ на международной сцене. То ли от волнения, то ли от перегрузки, то ли просто от плохого настроения, мой партнер начал вести себя некорректно по отношению ко мне. Я попыталась его остановить. Но он только больше подпускал огня. Я не выдержала, расплакалась. "Товарищи, - сказала я, - по-моему, так нельзя!" Этуш, который все, конечно, видел, встал, схватил пластиковый стул, на котором сидел, и швырнул его в моего партнера. Он удачно увернулся, но тут же вся спесь с него слетела. Этуш взял другой стул, сел на него, репетиции продолжались. Ни Иванов, ни Ульянов не проронили ни слова. Защиту в лице Владимира Абрамовича я имела всю жизнь. И дело даже не в его действиях и словах, а в моем сознании, что такая защита есть всегда и везде. Кстати, там, в Венесуэле Владимира Абрамовича обворовали. Как-то вечером мы пошли прогуляться по городу всей нашей командой, хотели пройти по магазинам, чтобы купить венесуэльских сувениров – кофе и ром. И вот идем мы обратно, чудесная погода, вечер, в отличном все настроении. Вдруг от лавочки на бульваре отделяется человечек небольшого роста в нелепой одежде – на нем был яркие желтые сапоги, шорты, майка-"алкоголичка". Это существо подходит к Этушу и начинает что-то говорить, при этом хлопая его по плечам: "Амиго! Эй! Салюто!" и что-то еще. Владимир Абрамович в ответ тоже стал похлопывать его плечам и с удивлением спрашивать: "Ты кто? Ты меня знаешь?" Мы стояли стайкой вокруг и смотрели на этот спектакль, разинув рты. Человечек этот как внезапно появился, так же быстро и исчез. А когда мы пришли в отель, Владимир Абрамович хлопнул себя по карману брюк: в нем не оказалось портмоне. Мы все были в шоке: ведь мы на улице стояли вокруг нашего педагога очень близко и все видели, но в какой момент он сумел вытащить кошелек из заднего кармана брюк? - Миша, - спрашивает Владимир Абрамович Ульянова, - но ты-то рядом стоял, как же так? Ульянов тоже в растерянности: - Я ничего не заметил, я вообще подумал, что ты его знаешь, мало ли у тебя знакомых по всему свету… Мы все были очень растроены произошедшим. Но не Этуш! Он весело сказал: - Что ж, есть повод пойти в ресторан и выпить за филигранную работу нашего воришки! Я начала работать в театре имени Вахтангова. С Владимиром Абрамовичем мы не встречались на сцене, но я чувствовала его пристальное внимание к себе. Он приходил на мои вводы, на мои премьеры. А первым моим вводом была Адельма в "Принцессе Турандот". Легендарный спектакль, легендарные актеры на сцене. У меня есть такое свойство – и не благоговею перед кумирами, не падаю в обморок при их виде. Я могу их боготворить и восхищаться, но при этом учиться у них, наблюдать за их филигранной работой, стараться им соответствовать на сцене и в кадре. Владимир Абрамович для меня – эталон Актера. Он – глыба, человечище, ректор, профессор, народный и знаменитый. Но когда он оказывается на сцене, для него режиссер – генерал, а он всего лишь снайпер в режиссерской игре. Мы начали репетировать "Дядюшкин сон", и я еще раз поразилась его высочайшему профессионализму, концентрации на сцене, умению раствориться в том, что он делает. У него было особенное свойство – он всегда смотрел в глаза партнеру. Это далеко не всем актерам свойственно. Это качество честных профессионалов, которые все знают про себя, которым есть что нести зрителям. А дальше случился в нашей с ним жизни Гольдинер ( спектакль по пьесе Виктора Шендеровича "Потерпевший Гольдинер"). Для меня предмет огромной гордости, что Владимир Абрамович сам выбрал меня в партнерши – в спектакле, между прочим, на двух человек. Он очень хотел сыграть эту роль. Еще до репетиций мы много говорили с ним о сюжете спектакля, о том, как нам строить отношения героев, какие варианты развития их отношений могут в принципе быть. И позже зал всегда делился на половины: одни свято верили, что герои будут вместе, несмотря на огромную разницу в возрасте. Другая половина твердо была убеждена, что наших героев будущего нет и быть не может. Эта была концепция Владимира Абрамовича, он именно этой реакции и ждал от зрителей. А для них Гольдинер стал настоящим потрясением. Где бы мы ни играли спектакль, а мы часто ездили с ним на гастроли, зрители шли на него, в ожидании увидеть Этуша в воплощении его комического дара. А он раскрывался перед ними как большой драматический, глубоко трагический артист. И на сцене мы чувствовали это потрясение зала, звенящую тишину, долгую паузу перед взрывом аплодисментов в финале. Однажды прямо во время спектакля нас подвела техника – оборвался технический шнур от наушника. И испугалась, а Владимир Абрамович весело шепнул мне: "Я не могу говорить!" Его эта ситуация рассмешила! Я сразу успокоилась и так развернула действие так, что зритель в зале ничего не понял. Я просто увезла сидящего в инвалидном кресле героя за сцену. Антракт пришлось объявить раньше времени, но второй действие мы начали с той сцены, которую не доиграли в первом акте. Он вообще был насмешливым, веселым человеком, ему не приходилось блистать чувством юмора, оно было его сущностью. Когда я начинала философствовать, рассуждать о разных сторонах нашей жизни, он говорил: "Витиевато, как французский забор, но все правильно!" Он был органичен на сцене, в кадре, дома – в кругу друзей, на даче – в тулупе, в тапочках, с корзинкой, на концерте Мирей Матье, которую обожал и старался не пропускать ни одного ее выступления. Всегда оставался самим собой, не включал звезду, не кокетничал своей славой, которая была поистине всенародной. Моей второй гордостью стало участие в фильме Сергея Батаева "Старый вояка". Сергей - молодой режиссер, его сокурсница по его просьбе написала сценарий на тему, которая волновала его всю жизнь – про своего деда, свою семью. В роли старого вояки он видел только Этуша. Владимиру Абрамовичу тема войны была близка, он не мог не согласиться. Режиссер предложил ему самому выбрать актрису на роль дочери - и вот я попала в фильм. Сергей так хотел снимать Этуша, что организовал все быстро и четко. Съемки шли три дня в Тверской области. И опять Владимир Абрамович меня поразил. Он всегда вовремя был готов к съемкам, несмотря на возраст, несмотря на жару и комаров. А комары жарили так, что мы буквально не знали, куда от них деться. Однажды мы приготовились к съемкам, а операторы никак не появлялись. Владимир Абрамович начал сердиться: "Почему не снимаем? Где все?" Оказалось, что операторы решили снять красивый кадр, им для этого понадобились рабочие леса, которые они попросили на соседней стройке. Причем, за аренду лесов заплатили деньги. Но не успели операторы залезть на эти леса, как приехал хозяин, страшно рассердился и леса отобрал. Про то, что за них заплатили, ему рабочие не сказали. А хозяин вошел в раж, вызвал полицию, операторов забрали в отделение. Я рассказываю своему любимому партнеру, что операторов забрали в камеру. "За что?" - спрашивает он. "Да вот, - говорю, - они леса украли". Владимир Абрамович удивленно поднял брови. Над ним сосны шумят, он оглядывает лес вокруг нас и говорит: "А нах… им леса? Вот же они!" Шутки шутками, а мы в чем были, в костюмах, телогрейках и сапогах поехали выручать наших из отделения. Ну, вот тут пришлось включить звезд… Вот такие "три счастливых дня" были у меня на съемках рядом с Владимиром Абрамовичем. Теперь, когда он ушел на небо по своим делам, я очень остро ощущаю свою беззащитность. Я потеряла человека, за спиной которого всегда чувствовала себя в безопасности. Он прожил бесконечно счастливую и достойную жизнь, но как же его не хватает сейчас!
Гоголь, родившийся в день первого апреля, был любимым героем анекдотов в 19 веке. Как , примерно, Чапаев в веке 20. В начале ХХ века известный писатель-юморист Даниил Хармс написал свои юмористические новеллы про любимого писателя. А его коллеги - бывшие сотрудники журнала "Пионер" написали пародию на Хармса - и создали цикл анекдотов "Веселые ребята", очень популярные в советское время. Мне кается, ни Гоголь, ни Пушкин - главные герои этих анекдотов, нисколько бы не обиделись...
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, а сверху нацепил маску и поехал на бал-маскарад. Тут к нему подпорхнула прелестная дама, одетая баядерой, и сунула ему записочку. Гоголь читает и думает: "Если это мне, как Гоголю, что, спрашивается, я должен делать? Если это мне как Пушкину, как человек порядочный, не могу воспользоваться. А что, если это всего лишь шутка юного создания, избалованного всеобщим поклонением? А ну ее". И бросил записку в помойку.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Державину Гавриле Романовичу. Старик, уверенный, что перед ним и впрямь Пушкин, сходя в гроб, благословил его
Достоевский пришел в гости к Гоголю. Позвонил. Ему открыли. "Что Вы, - говорят, - Федор Михайлович, Николай Васильевич уж лет пятьдесят как умер". Ну, что же, - подумал Достоевский, - царствие ему небесное, я ведь тоже когда-нибудь умру"..
Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?" Тут все и кончилось.
Нынешняя трагическая ситуация подтолкнула меня к чтению исторических книг. Я не очень любила историю в школе, думаю, потому что с преподами не повезло. Ведь история – это предмет, который надо не только тупо рассказывать, но и показывать, проигрывать, дополнять. Не все это умеют. Сейчас меня, например, интересует очень далекая история, в которой правду узнать практически не представляется возможным: правители скрывали правду от народа всегда, еще до нашей эры. Иосиф Флавий, например, который жил в первом веке нашей эры, описал в своих автобиографических хрониках иудейские войны, в которых сам участвовал и даже командовал войсками при защите Галилеи. Он рассказал там – пожалуй, о первом в летописной истории диктаторе и тиране Ироде Великом, который правил Иудеей 34 года. Про него существует легенда, никак, впрочем, не доказанная, что он, узнав о скором рождении Иисуса Христа, велел убивать всех младенцев мужского пола. Но зато исторически доказано, что Ирод и, правда, страдал подозрительностью и убивал любого, кто казался ему претендентом на его место. Не пожалел даже собственную жену ( самую любимую из восьми своих жен Мариамну), родную мать и трех своих сыновей. Не говоря уже множестве еврейских лидеров, на которых получал доносы. Был еще в истории "чудесный" римский император Нерон. Тоже любил кровушку пролить. Он убил свою мать Агриппину младшую, которая, между прочим, и посадила его трон в 16 лет, а потом убил двух своих жен. Наконец, он решил сжечь весь Великий Рим, чтобы просто понаблюдать, как он горит. После того, как все улеглось, он возложил ответственность за пожар на христиан. Их преследовали, пытали и убивали. В конце концов, он покончил жизнь самоубийством. Конечно, не все в жизнеописании Нерона правда, но и ведь дыма без огня не бывает. Изучать историю иногда бывает чрезвычайно полезно. Жаль, что мало кто это делает…
На фото: картина "Мудрецы у трона умирающего Ирода"
Про легендарный фильм "17 мгновений весны" нам известно всё. А вот всё – да не всё! Например, все знают, что на роль разведчика Максима Исаева – Штирлица пробовался Олег Стриженов. Но режиссер Татьяна Лиознова хотела снимать другого актера – Арчила Гомиашвили. Он был очень популярен после роли Остапа Бендера. Кроме того режиссера и актрису в тот момент связывал бурный роман, и они хотели работать вместе. Больше того, на кандидатуре Гомиашвили настаивал и автор сценария – писатель Юлиан Семенов. Но Арчил… не нравился худсовету. В нем просматривались черты грузина, а это лишало правды образ советского разведчика. Тогда Татьяна Лиознова позвонила своему другу – режиссеру Станиславу Ростоцкому. Когда-то и тоже связывал долгий и мучительный роман… Татьяна работала ассистентом на съемках первого фильма Ростоцкого "Земля и люди". Роман зашел так далеко, что личные дела режиссеров разбирали на заседании парткома киностудии имени Горького. Но все утряслось. Расстались молодые люди друзьями. Лиознова чрезвычайно высоко оценивала талант Ростоцкого, поэтому решила посоветоваться именно с ним. И Станислав Иосифович без раздумий назвал ей имя своего друга Вячеслава Тихонова. Легенда гласит, что когда студент режиссерского факультета ВГИКа Ростоцкий увидел студента актерского факультета Тихонова, он воскликнул: "Я сделаю из тебя советского Алена Делона!" И ведь сделал, вот что поразительно! Ростоцкий снял Тихонова в своем нашумевшем фильме "Дело было в Пенькове" и – Тихонов проснулся знаменитым. Ну, и потом режиссер снимал его почти во всех своих лучших фильмах. В жизни они крепко дружили: вместе отдыхали, рыбачили, справляли праздники. Хотя по характеру был две полные противоположности. Вот так Вячеслав Тихонов стал самым знаменитым, любимым и известным разведчиком страны.
Кинопремии Оскар ждут не только для того, чтобы узнать, какой фильм в прошедшем году оказался лучшим. Оскара ждут, чтобы посмотреть на новые веяния моды, на поиск новых направлений ведущими брендами, увидеть прекрасных красивых актрис в выдающихся произведениях модельного искусства. В этом смысле Оскар разочаровал. Актрисы , безусловно, надели самые дорогие и самые последние по времени модные новинки. Но… Ни женственности, ни благородства, ни плавных линий, ни новых фасонов дизайнеры нам не продемонстрировали. Поиски в области конструктивизма и минимализма тоже зашли в тупик. Смотрите сами. Даже обсуждать нечего…
До сих пор доподлинно неизвестно: был расстрелян самый мрачный политик советского времени Лаврентий Берия или убит в перестрелке при его задержании? Поскольку в советской истории правда и ложь витиевато запутаны, узнать истину нам, наверное, никогда не получится… Официальная версия гласит: 26 июня 1953 года прямо на совещании совмина Хрущев, тогда первый секретарь компартии, обвинил Берию в антигосударственной деятельности и шпионаже в пользу Великобритании. Тут же в зал заседаний вошли военные во главе с маршалом Жуковым и арестовали Берию, который на тот момент возглавлял МВД и КГБ. Через полгода в декабре состоялся суд, который обвинил Берию во всех политических и моральных грехах, в том числе в шпионаже, и Берия во всем сознался. Что уж там нашпионил в пользу Великобритании – остается только гадать… Однако сын Берии Сергей и дочь Сталина Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях пишут, что никакого заседания совмина не было. Берию пришли арестовывать домой, началась перестрелка , в которой страшный монстр был убит. А на процессе в декабре – через полгода после ареста – присутствовал его двойник, хорошо загримированный артист. Суд был закрытым, поэтому установить истину никто не мог. Есть и третья версия, совсем уже невероятная: соратники по партии вывезли надоевшего всем Берию в Латинскую Америку, где он и прожил благополучно до конца своих дней. Эта версия родилась после того, как на кинопленке, снятой на улицах Буэнос-Айреса в кадр попал человек, абсолютно похожий на Лаврентия Берия. Где ложь, где правда? И как отличить одно от другого…
И всегда им был. В школе учился на одни двойки, жутко хулиганил, дважды его выгоняли из учебных заведений, несмотря на звездную фамилию его отца. И из щукинского театрального училища его отчислили за хулиганство: сорвал государственный флаг с крыши архитектурного института. То ли из озорства, то ли из политических убеждений… С возрастом сын народного артиста тоже не одумался. В мае 2020 года стал одновременно дедом и отцом. Дочь родила ему двух прелестных внуков-близнецов, а коллега по работе Настя – сына. Теперь коллега стала официальной женой, несмотря на разницу в возрасте в 34 года. Свой первый брак Ширвиндт считает ошибкой молодости ( в браке родился сын Андрей). Второй брак с танцовщицей и красавицей Татьяной Морозовой продлился более 30 лет ( родилась дочь Александра). К тому же Михаил Александрович – дед 5 внуков. Журналист Анастасия Пономарева пришла работать редактором на телепрограмму, которую вел Михаил, "Хочу знать". Закрутился служебный роман. Внешне девушка ничем не привлекательная, но , очевидно, обладает глубоким внутренним миром. Ну, как говорится, совет да любовь.
На фото: вверху - с отцом Александром Ширвиндтом в детстве. Внизу - Анастасия Пономарева и Михаил Ширвиндт.
Трагическая гибель первого космонавта Земли Юрия Гагарина ввергла в шок всю страну.Люди так любили его и так гордились им, что отказывались верить в его смерть: долго-долго ходили слухи, что Гагарин успел катапультировался, бродил по лесам, вышел к людям, но сейчас его скрывают и обследуют. Причем никакой желтой прессы тогда не было, все эти слухи были плодом людской выдумки и передавались из уст в уста. На самом деле самолет, который пилотировали летчик Серегин и космонавт Гагарин, потерпел крушение по вине другого самолета - СУ-15, который выполнял полет из Жуковского и по ошибке оказался в зоне движения гагаринского самолета. Летчик СУ-15 нарушил режим, спустился до высоты 450 метров, на форсаже ушел на свой эшелон, при этом прошел мимо самолета Гагарина, вогнав его в штопор. Гагарин и Серегин пытались вывести самолет из глубокой спирали и столкнулись с Землей. Так во всяком случае объяснил гибель летчиков космонавт Алексей Леонов, допущенный с секретным материалам расследования гибели первого космонавта Земли. Почему эти расследования были скрыты от общественности? Леонов рассказывает, что готов был сразу обнародовать правду гибели Гагарина, которая произошла из-за разгильдяйства и нарушения режимов полетов. Но члены комиссии (и в первую очередь генерал Николай Каманин, председатель комиссии) категорически запретили это делать. И народу в очередной раз наврали. Виновник этой трагедии, очевидно, понес наказание, но его имя нигде и никогда не упоминалось. Действительно, как бы жилось на свете человеку, если бы все вокруг знали, что по его вине погиб первый космонавт Земли?
В День театра я всегда вспоминаю театральные удачи прошедшего года. А их, слава Богу, было не мало. Первыми в списке назову две постановки одной и той же пьесы – "Загадочные вариации" Эрика-Эмманюэля Шмитта. Блистательную пьесу совершенно по-разному поставили два выдающихся режиссера: Кама Гинкас в московском ТЮЗе (ТУТ!) и Семен Спивак в Питерском Молодежном театре на Фонтанке. На Фонтанке я умудрилась посмотреть этот спектакль дважды и ни разу об этом не пожалела. "Война и мир" Римаса Туманиса в Вахтанговском – это настоящая театральная бомба прошлого театрального сезона. Подробно ЗДЕСЬ Когда режиссеру есть что сказать своему зрителю – получаются вот такие шедевры. И еще одно театральное потрясение – "Кабала святош" в театре на Фонтанке в постановке Семена Спивака. И если меня спросят, Толстой или Булгаков победят в схватке театральных лидеров – уверенно отвечу, что "Кабала святош". Вот такие мои театральные впечатления. А всех, кто имеет отношение к театру, я поздравляю с праздником. Все-таки они в театральной иерархии – главные…
НА ФОТО: сцена из спектакля "Кабала святош". В роли Мольера - Сергей Барковский. Молодежный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург.
Откуда известно нам это выражение? Конечно, из книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Не знаю, как сейчас, а в наше время мы его изучали не только в школе, но и особенно подробно – в университете. На самом деле это не Радищев придумал, это эпиграф к его самой известной книге. Под чудовищем писатель имел в виду страшное зло России – крепостное право. А цитату он взял у забытого сегодня, а когда-то известного и даже знаменитого поэта Василия Кирилловича Тредиаковского. Читать его сейчас , конечно, невозможно не обученному специально читателю, но в свое время он создал эпическую поэму "Телемахида" ( откуда цитата). Современники не оценили новый поэтический размер автора, а между тем это был гекзаметр, который позже был оценен литераторами и поэтами, и Пушкин свои первые стихи писал именно этой рифмой. А кроме того Тредиаковский был музыкантом, певцом, поэтом и считал, что музыка и поэзия друг без друга существовать не могут. Но мы-то его запомнили именно по этому "стозевно и лаяй". Дословный перевод на современный русский язык таков: "Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее" ...
Когда-то я с большим трудом уговорила Людмилу Максакову на интервью. Ее смущало название нашей телепрограммы – "Частная жизнь". "Это так неинтересно!" - бросила она мне пренебрежительно. Но, тем не менее, я сумела ее уговорить. И промучилась все интервью. Потому что о личной жизни, о мужьях и детях актрисе, действительно, говорить было неинтересно. Зато о театре, о кино, о ролях, о любимых спектаклях и режиссерах она могла говорить бесконечно долго. При этом глаза ее загорались, на лице появлялся румянец, как будто она вспоминала что-то очень любимое и дорогое. Обычно так говорят о романах и любимых мужчинах… Вспомнила это вчера, когда сидела в зале "новой сцены" вахтанговского театра и смотрела премьерный спектакль "Мастер класс". Замечательная пьеса американского драматурга Терренса Макнелли, совершенно без сюжета, без всякого экшена, но завораживающая с первых слов… (режиссер Сергей Яшин) Так вот главную роль – оперной дивы Марии Каллас - играет Людмила Максакова. Совершенно очевидно, что у певицы и актрисы одинаковый взгляд на то, чем они занимаются. То есть театр, сцена для них ВСЁ. Каллас всегда была невероятно трудолюбива и дотошна, когда дело касалось искусства. Ее приводило в бешенство, если она видела, что кто-то отдает искусству меньше, чем она. Именно тогда за Каллас закрепилась репутация скандалистки. То же и Максакова. Ее приводит в негодование, если кто-то не понимает, что театр и искусство – главное и самое большое явление нашей жизни. Вспомните, как Максакова отбрила телеведущую Юлию Меньшову, когда та пыталась поспорить с ней на эту тему… Максаковой надоело играть бабушек, сиделок и приживалок, которые доставались ей последнее время в театре. И она пошла ва банк – взялась за Каллас. Труднейшая роль, почти три часа на сцене без передыху, все на эмоциях и движениях – Максакова справилась с этим блистательно. Конечно, ей бы сыграть эту роль лет 15-20 назад, когда она была ближе к возрасту Каллас ( певица умерла в 53 года)… Но актеры, даже с таким сильным характером, себе ролей не выбирают. А если и выбирают – надо долго доказывать, что это твое и ты справишься. Максаковой повезло: хот немножко поздно, но она своей роли дождалась. И еще одно мое особенное "брависсимо" - Татьяне Николаевне Агаевой, профессору Щуки и заведующей музыкальной частью театра. Бог наградил меня с знакомством с этой потрясающей женщиной, удивительным знатоком и ценителем музыки, человеком с безупречным музыкальным вкусом. Это она подбирала музыкальные вставки и она репетировала и ставила сложнейшие музыкальные партии с молодыми актерами – учениками Каллас. Браво!
Прочитала про отъезд известного политика Чубайса.Из всей информации о нем поразил и даже поставил в тупик один факт: совсем недавно он закончил строительство загородного дома, площадь которого 2 тысячи квадратных метров. Две! Тысячи! Квадратных! Метров! Вот зачем человеку дом с таким количеством метров? Что там делать? Семья, как я понимаю, у него не большая – он да жена. Гостей принимать? Так у него на участке для приема гостей стоит еще один дом в 600 кв.м. И гараж на пять машин. Для чего такие объемы? Кто в них обитает? Ну, понятно, там еще обслуживающая челядь живет многочисленная, потому что полтора гектара земли тоже кто-то должен обихаживать. Но самому человеку в сущности так мало надо! По моему опыту 100 метров – это просто выше крыши. Но две тысячи?! Ну, вы мне сейчас скажете, что у царей и королей были замки с гораздо болей площадью и никто не спрашивал, что они там делали. Лично мне кажется, что они там маялись, скучали, бродили одиноко по холодным комнатам, мечтали повкеситься.... Но так надо было по их королевской традиции. Объехала в Дании 18 замков, насмотрелась. В большинстве своем в замках сейчас музеи да галереи, но в некоторых живут. Правда, потомки замковладельцев живут, как правило , в одном крыле, а остальное опять же отдают туристам да любителям старины. Жена Чубайса, правда, обмолвилась, что после них в их замке расположится дом ученых, но пока они сами хотят там пожить. Но пожили мало, свинтили за границу. Дом теперь пустой стоит. Не, ну реально: зачем человеку 2 тысячи квадратных метров? (Стас Садальский в таких случаях всегда меня осаживал: "Не завидуй!")
Этот фильм ругали критики. А он мне лег прямо на сердце, так давно я не видела фильмов на темы личные, глубоко интимные, скрытые. Фильм "Лазурный берег" ( в оригинале By the Sea) не новый, но как-то он прошел в свое время мимо меня. Хотя сняла его Анджелина Джоли по собственному сценарию, и сыграла в нем главную роль, а роль партнера и мужа героини взяла своего мужа Брэда Питта. Я люблю такие фильмы – с тягучим сюжетом, когда вроде на экране ничего не происходит, и надо улавливать происходящее в тонких намеках, долгих взглядах и вздохах. Ничего не происходит, а напряжение растет. Супружеская пара, уставшая за 17 лет друг от друга и от семейных проблем, приезжает на Лазурный берег ( изумительно красиво снятый остров Гозо недалеко от Мальты) , чтобы отвлечься, отдохнуть и поработать: герой Брэда Питта - писатель и планирует написать здесь новый роман. Его жена мается от какой-то внутренней боли и от безделья, она до невозможности красива и несчастна. Муж целый день проводит в баре, а жена – в кровати. Однажды она заметила небольшое отверстие в стене и начала подглядывать за тем, что происходит в соседнем номере. И жизнь героев с этого момента чудесным образом меняется… Сейчас режиссерам,(и не только нашим, российским), некогда и неинтересно наблюдать за внутренними тонкими отношениями героев – супругов, любовников или даже друзей. Фильмы "чувственного" плана редко радуют своим появлением. Поэтому "Лазурный берег" - редкое и приятное исключение из всяких там экшенов и стрелялок. Для меня странно, что такое кино сняла Джоли. Я считала ее актрисой современной, жесткой и прагматичной. Для этого фильма она сам еще и написала сценарий. Но даже если сюжет покажется скучным ( мне – нет), то пейзажи и блестящая работа оператора Кристиана Бергера не оставят равнодушными никого.
Ничего в жизни не проходит даром - ни хорошее, ни, увы, плохое. Но сейчас - про хорошее. Много лет назад меня, симпатичную сотрудницу МК, решили сфотографировать на обложку популярного тогда журнала "Журналист". Но я поставила условие - перед публикацией непременно показать мне фотку. Мне позвонили, сообщили, что можно приехать в редакцию и даже выбрать вариант. (кстати, эта фотка - на юзерпике до сих пор) Тогда же не было компьютеров - почти невозможно это сейчас представить... Так вот я прихожу в редакцию - и знакомлюсь с замечательным человеком (это сразу было видно, что замечательный!) Александром Сергеевичем Щербаковым. Он тогда был ответственным секретарем "Журналиста", все фотки сам отбирал. Кстати, снимал меня знаменитый фотограф Александр Тягны-Рядно. Спасибо тебе, Саша! Короче, вот так мы с Щербаковым подружились. То я что-то пописывала в "Ж" по его просьбе, то просто перезванивались, только то, что он муж знаменитой писательницы Галины Щербаковой, я долго не знала. И никоим образом не связывала их одинаковые фамилии – мало ли на свете Щербаковых! А писательница Щербакова тогда гремела на всю страну потому, что только что с триумфом прошел фильм по ее повести "Вам и не снилось". Фильм собирал миллионные залы - незатейливые истории любви у нашего зрителя всегда вызывают невиданный ажиотаж. Еще несколько раз мы плотно пересекались с А.С. во время его работы в "Огоньке" - я дружила с Коротичем, тогда самым известным редактором не только в нашей стране, что-то писала для журнала. Но с писательницей опять не познакомилась - время, видно, не пришло. А потом черт занес меня в желтую прессу - и я надолго потеряла связь со многими нормальными людьми, в том числе и со Щербаковыми. А когда все рухнуло, и я осталась практически одна - многие так называемые друзья как-то незаметно исчезли, а настоящим друзьям и самим было трудно и непросто - меня опять судьба столкнула со Щербаковыми. Я случайно узнала, что А.С. перенес инсульт, и позвонила ему домой. Трубку взяла Галина Николаевна. И вот в тот момент, когда она сказала самые первые слова - я вдруг с сожалением подумала, что столько лет могла быть с ней знакома! Она разговаривала... как бы правильно это определить - смеясь, с какой-то внутренней иронией, как будто мы с ней были давно знакомы. Вот это ощущение давнего знакомства - оно с годами встречается все реже, поэтому я тут же галопом побежала к ним в гости. С тех пор моя жизнь приобрела какой-то иной свет... И так было до самого конца - до 23 марта 2010 года, когда Галины не стало Я очень любила наши вечера под лампой у них на кухне. Г.Н. всегда встречала меня у лифта - значит, ждала, скучала. Мы чем-то с ней были похожи - какой-то общей очень важной эмоциональной волной. Кто бы знал, как мне ее не хватает... Особенно сейчас.
Я дважды была у него в гостях –в гостеприимном доме на Крестовском острове в Питере. Второй раз, честно скажу, просто придумала повод еще раз поговорить с ним. Вернее, послушать его… Несмотря на солидный тогда уже возраст, режиссер помнил такие потрясающие детали съемок своих легендарных фильмов, с таким юмором их рассказывал – слушать его хотелось бесконечно! Ну казалось бы: к чему могла придраться партийная цензура в его милых, добрых, ироничных фильмах? А вот представьте: даже фильм " Мама вышла замуж" был задвинут на несколько лет. Партийным товарищам показалось, что режиссер оскверняет рабочий класс. Показывать его в лице Олега Ефремова и Люсьены Овчинниковой не достойно... С "Начальником Чукотки" тоже была история. Худсовет никак не хотел утверждать в роли комиссара Михаила Кононова. Он был немножко придурок и не нравился цензорам, они заставляли ассистентов искать актера погероичнее. Но Мельников уже решил: или он будет снимать Кононова,или никого. Поэтому , когда ему приводили актеров с героической внешностью, всячески тянул пробы и старался сделать эти пробы провальными. А кинопроизводство , как и все на свете тогда, было плановым и уже подошло время первого съемочного дня. График был важнее и худсовет махнул рукой: снимайте своего придурка... Фильм "Начальник Чукотки " посмотрели почти 16 миллионов зрителей, он до сих среди любимейших у нашего народа. Но самый полный облом ждал режиссера Мельникова с фильмом "Отпуск в сентябре" по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота".Разрешили снимать со скрипом. Только потому, что красноречивый Мельников доказал, что фильм будет с антиалкогольной тематикой, а тогда это было актуально. Велели сменить название. Фильм снимали в новостройках Петрозаводска безо всяких студийных декораций. Фильм посмотрели в партбюро и сказали, что сейчас не подходящий политический момент. Фильм ждал удобного момента девять лет, вышел на экраны уже после смерти Олега Даля, исполнителя главной роли. А еще Мельников снял "Здравствуй и прощай", "Семь невест ефрейтора Збруева" ( это он открыл в кино актрису Елену Соловей), "Старший сын", "Ксения, любимая жена Федора", "Бедный, бедный Павел" и много других. А так же мультик "Барбос в гостях у Бобика" - его рук дело. Светлая, благодарная память!