-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4747
Комментариев: 932
Написано: 7928


Какую музыку слушали в дореволюционной России

Воскресенье, 10 Декабря 2023 г. 04:49 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Какую музыку слушали в дореволюционной России

 

Музыкальные вкусы в России формировалась под влиянием византийской культуры, но к концу XIX века, с возросшим уровнем урбанизации, появились новые течения, проникающие во все слои общества и определившие самобытный путь развития русской музыки. Популярными стали русские и цыганские романсы, «городская» песня, камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора. Музыкальные композиции тех лет отличались содержательным смыслом, хорошей рифмой и легко запоминались, поэтому многие из них вошли в историю музыки и остаются на слуху до сих пор.

Цыганка Варвара Панина

Ее называли божеством и бросали к ногам бриллианты. Она пела на главных сценах Москвы и Петербурга и имела мало с чем сравнимый успех у зрителей всех сословий. Варвара Панина – одна из самых известных исполнительниц цыганского романса Российской империи

Варвара Панина. Фото: rusnasledie-nastia-polyakova.blogspot.com

Варвара Панина. Фото: rusnasledie-nastia-polyakova.blogspot.com


В конце XIX и начале XX века по всей Российской империи продавались и были очень популярными грампластинки с русскими романсами цыганки Варвары Паниной. Она в совершенстве владела редким низким голосом - контральто, и вкладывала в исполнение своих песен всю душу.



Панина была самоучкой, выросшей в оседлой цыганской семье, в пригороде Москвы.

Варвара Панина (в девичестве Васильева) родилась в 1872 году в многодетной семье. С младенчества она отличалась удивительной музыкальностью, и родители решили, что девочка должна профессионально учиться музыке.

Семья Варвары Паниной, как и многие переселившиеся в Москву цыгане, сначала жили на Козихином болоте и в Грузинах – на Большой и Малой Грузинских улицах. В то время в этих районах обрелось несколько национальных общин, в том числе и цыгане



.

Как отмечает исследователь цыганской культуры Аннэт Галактионова, до конца XVIII века существовал указ Екатерины II, запрещавший цыганам селиться в обеих столицах. Поэтому селились они исключительно на заставах, то есть в пригородах.

Жили цыгане и на нынешней улице Красина, которая в старину в народе называлась Живодеркой. В этой слободе, по соседству с Тишинской площадью, располагались скотобойни. Там же стоял трактир "Молдавия" - единственный трактир в Москве, где отдыхали цыгане-артисты после своей трудовой деятельности. Туда приезжали их истинные поклонники, друзья, и именно там большинство истинных ценителей цыганского пения просили исполнить то, что цыгане никогда не пели ни в ресторанах, ни на эстраде - истинно таборные, народные песни.



 

Цыганские артисты пели и танцевали на московских ярмарках и площадях, выступали по приглашению знатных особ на частных вечеринках. А вот на большую сцену вход для них был запрещен. По мнению современных специалистов, она не всегда правильно ставила ударения в русских словах, но из-за ее неповторимого голоса и глубокой чувственности при исполнении романсов на это никто не обращал внимания.



 


У Варвары Паниной было множество поклонников, на ее концерты люди съезжались со всей страны, а грампластинки с ее романсами буквально расхватывались «на лету». Александр Блок называл ее голос «божественным», а на ее концерте в Мариинском театре, который состоялся в 1906 году, присутствовал сам Николай II, несмотря на тяжелую политическую ситуацию в стране.

Простое черное платье, минимум грима. Варвара Панина совсем не похожа на пеструю толпу соплеменников. Статная, полная достоинства, она не спеша выходит к публике. Чуть кланяется, располагается в стоящем на сцене кресле, закуривает – и зал замирает. Едва заметный кивок головы – и гитарист бьет по струнам. И Панина начинает петь. Когда стихает последний аккорд, в зале еще несколько секунд царит мертвая тишина, а потом, под шквал аплодисментов, мужчины вскакивают с мест, устремляются к сцене, неся в руках охапки цветов. А женщины и вовсе падают в обморок от переизбытка чувств.

Зал ресторана "Яръ" (Отель "Советский")

На подмостках ресторана  "Яр" она создала собственный большой цыганский хор, в котором была и дирижером, и художественным руководителем. В 30 лет она решила покорить большую сцену.Когда Варвара Панина покинула ресторанные подмостки и вышла на эстраду, то она пела исключительно романсовый репертуар. Без хора. В сопровождении гитаристов или фортепьяно. Ее расцвет пришелся уже на начало ХХ века. Панина покинула "Яръ" в 1902 году и начала гастролировать по просторам страны.



Когда ее пригласили с концертом в Петербург, то Николай II с семьей был совершенно потрясен ее выступлением, зашел после концерта в ее уборную выразить ей свое восхищение и сожаление, что у него нет ни одной записи певицы.

«Варвара Васильевна, а почему в моей домашней коллекции нет до сих пор пластинок с вашими записями?! Все-таки я пока еще царь. Почему мой народ слушает Панину, а я нет?!»



И после этого владельцы студий грамзаписи сразу же начали записывать Варю Панину. Сейчас известно уже более 100 записей этой замечательной певицы.Слушали Варвару Панину не только на концертах: она любила петь по утрам, и восторженные почитатели таланта собирались под окнами дома в Большом Зыковском проезде, как тогда называлась нынешняя Красноармейская улица.Дом Паниной не сохранился, но ее родственники рассказывают, что певица, как и многие известные цыганские артисты XIX века, жила не бедно. На хорошие гонорары за выступления и щедрые подарки поклонников она содержала большую семью: у них с мужем к тому моменту было уже пятеро детей.

Исполнитель романсов Михаил Вавич

Михаил Вавич

Михаил Вавич

Потомственный дворянин Михаил Вавич был уроженцем Одессы, где начинал свой творческий путь простым статистом в оперетте. Он перебрался в Москву благодаря меценату Петру Тумпакову, который услышав невероятный бархатный голос певца и оценив его сценическую внешность, уговорил Вавича попробовать проявить свой талант в столице.



Тумпаков помог Вавичу стать солистом оперетты и получать главные роли во многих постановках. Позднее, встретившись с весьма популярным исполнителем русских и цыганских романсов Юрием Морфесси, Вавич стал выходить на сцену вместе с ним, исполняя цыганский репертуар, и даже сочинил собственный романс «Грусть и тоска безысходная», получивший огромную популярность в начале ХХ века.


Михаил Вавич, как исполнитель романсов, пользовался невероятной популярностью в России, но революционные события заставили его эмигрировать из страны. Он присоединился к русскому театру-кабаре, также эмигрировавшему в Европу, а затем оказался в Голливуде, где стал популярным актером и снимался во многих фильмах.

Оперный певец Юрий Морфесси

 

Юрий Морфесси

 




Юрий Морфесси, который в дореволюционной России выступал вместе с Михаилом Вавичем, также был уроженцем Одессы и начинал свой творческий путь в Одесским оперном театре. Позднее он заключил контракт с варьете «Олимпия» и начал изучать цыганское пение, которое в ту пору становилось очень популярным в России.

Обладая яркой сценической внешностью, красивым голосом и благородной манерой исполнения, Морфесси не раз пел для императорской семьи. Николай II очень любил цыганские романсы в исполнении этого певца. Говорят, что и сам Шаляпин бывал на его концертах.

Песни Юрия Морфесси пользовались огромной популярностью, в его исполнении впервые прозвучала песня «Раскинулось море широко». После Октябрьской революции Юрий Морфесси вернулся в родную Одессу, через несколько лет эмигрировал во Францию, где и закончил свой жизненный путь в нищете, изредка выступая в местных ресторанах.

Мария Эмская

Мария Эмская
Мария Эмская


В начале ХХ века Мария Эмская считалась одной из самых популярных певиц России. Она пела как оперные арии, так и цыганские романсы. Некоторые песни, прозвучавшие в ее исполнении, и сейчас у всех на слуху. Кто не слышал знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии» или романс «Белой акации гроздья душистые»?





В дореволюционной России эти песни звучали из каждого граммофона, они были очень популярны среди офицеров Белого движения во время Гражданской войны. Но позднее их содержание переделали под красноармейские варианты, и они получили вторую жизнь. В годы Первой мировой войны Мария Эмская пела песни патриотического содержания.

Певица ставила рекорды по количеству грамзаписей, выпустив около трехсот пластинок со своими песнями, но они же подрывали ее репутацию, поскольку вместе с популярными пластинками, записанными на студии звукозаписи, выходило много «пиратских» копий, на которых голос певицы звучал неузнаваемо, с сильными звуковыми помехами.

Иза Кремер - первая эстрадная исполнительниц, которая пела на идиш

Иза Кремер. Фото: yiddish-culture.com
Иза Кремер. Фото: yiddish-culture.com


Молдавская певица Иза Кремер получила музыкальное образование в Милане, куда родители отправили юное дарование обучаться вокалу к известному педагогу Луиджи Ронцу. Она дебютировала на итальянской оперной сцене, но позднее вернулась в Одессу, куда к тому времени переехала ее семья.

Репертуар Изы Кремер был обширный, помимо оперного пения, она исполняла романсы, народные, лирические и шуточные песни, которые нередко сочиняла сама. Кроме того, она стала первой певицей, которая пела в дореволюционной России на идиш.





Популярность певицы росла с каждым годом. Приезжая в Москву и Петроград, она давала концерты, на которые невозможно было попасть, а нотные магазины были заполнены нотами ее песен и фотографиями.

После революции Иза Кремер эмигрировала в Америку, где также прославилась своими вокальными данными, а позже начала сниматься в кино. Гастролируя по разным странам, она приобрела мировую известность и прожила долгую жизнь.

Бывшая горничная Анастасия Вяльцева

Анастасия Вяльцева. Фото: biographe.ru

Анастасия Вяльцева. Фото: biographe.ru

Ее называли «Чайкой русской эстрады» и главной примадонной русской сцены начала XX века. Родилась Анастасия Вяльцева в Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. После смерти отца мама с детьми переехала в Киев, и 15-летней Анастасии пришлось работать помощницей горничной в гостинице.
Однажды убирая комнату опереточной примадонны и тихонько напевая какую-то мелодию, девушка привлекла ее внимание. Певица отметила талант Анастасии к пению и порекомендовала ей сходить в театр на прослушивание.



Так Анастасия попала в оперетту, сначала в труппу Линчевского, которая устраивала гастроли по провинциям, а через несколько лет была принята в Малый Петербургский театр, где выступала в мюзикле «Цыганские песни в лицах» и завоевала огромную популярность у зрителей.

Познакомившись с состоятельным петербургским адвокатом, Вяльцева получила возможность брать уроки вокала у лучших педагогов того времени, и вскоре стала давать сольные концерты, устраивая гастрольные туры по городам России.

Так начался ее путь к славе, которая очень быстро превзошла славу всех известных певиц того времени. У нее появилась огромная армия поклонников, ее пластинки продавались с невероятным успехом, а голос ее звучал во многих домах. Но жизненный путь певицы оказался недолгим. В 41 год, после нескольких случаев отмены концертов по состоянию здоровья, у Анастасии Вяльцевой обнаружили рак крови. Через несколько месяцев она скончалась.

Крестьянка Надежда Плевицкая  

Надежда Плевицкая

Надежда Плевицкая


Жизненный путь Надежды Плевицкой, происходившей из простой крестьянской семьи, начинался в монастыре, где она пела в церковном хоре. Но однажды побывав в одном из Киевских храмов, где пел женский хор Липкиной, девушка решила попроситься к ним. Не имея музыкального образования, Плевицкая обладала уникальным голосом, поэтому ее тут же приняли в хор.



 

В репертуаре хора были преимущественно русские народные песни, которые в будущем стали визитной карточкой певицы. Попробовав свои силы в нескольких коллективах, Надежда Плевицкая решила выступать с сольными концертами, что привело ее к небывалому успеху.
Вскоре она стала воистину народной певицей, голос которой звучал в России повсюду. Говорят, что ее пение заставляло плакать даже императора Николая II, который был поклонником ее таланта.




После революции Надежда Плевицкая эмигрировала вместе с мужем во Францию, но за границей мало кого интересовал русский фольклор. Она часто оставалась без работы, позднее была завербована НКВД и, провалившись на одной операции, была приговорена французским судом к тюремному заключению на 20 лет. Жизнь любимой исполнительницы Николая II оборвалась в тюрьме, в городе Ренне, в 1940 году.


Источники: 

Википедия

https://kulturologia.ru/blogs/071223/58374/

Рубрики:  Мир музыки/оперные арии, романсы
обучение
ученье - свет))
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку