-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4747
Комментариев: 932
Написано: 7928


Мравинский в воспоминаниях Татьяны Вечесловой

Пятница, 19 Мая 2023 г. 16:39 + в цитатник
HUf6lWXgiI vecheslova1928 (501x700, 73Kb)
Kf_Z-0IhIb evg mravinski1928 (440x567, 72Kb)
Балерины XX века
18-05-23 в 23:53
К 120 - летию со дня рождения
ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА МРАВИНСКОГО
22.05.(04.06.)1903, Санкт - Петербург - 19.01.1988, Ленинград

Из воспоминаний
ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВНЫ ВЕЧЕСЛОВОЙ:

... Когда я была уже артисткой, мне много приходилось встречаться в спектаклях с дирижёром Е. А. МРАВИНСКИМ. Он любил и понимал наше искусство, умел проникать в его тайные особенности и законы.
Ещё студентом Консерватории он играл на уроках моей мамы в Хореографическом училище. Там и произошло моё знакомство с ним — мне было тогда 12 лет.
Он приносил огромные клавиры, из которых выбирал нужные для танцевальных упражнений мелодии. Мама отличалась музыкальностью,
и у них всегда было полное согласие и контакт.
До сих пор не могу я без сожаления вспоминать, что этот художник ушёл из нашего театра.
Когда он появлялся за пультом, наступала торжественная минута: красивый, высокий, одетый во фрак, он был необычайно театрален. Его присутствие в спектакле "Спящая красавица" поднимало спектакль, делало его звучание праздничным, торжественным. Я слышала дыхание музыки Чайковского, её внутреннее эмоциональное наполнение, мне казалось, что и я танцую проникновеннее. Кроме "Спящей красавицы"в его репертуаре были "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Жизель", "Бахчисарайский фонтан", "Утраченные иллюзии" и другие. Он был подлинным хозяином спектакля.Авторитет его был высок, как и подобает дирижёру.
Актёры порой не попадают в такт и размер музыки не потому, что они её не слышат и немузыкальны, а от отсутствия танцевальной техники — профессионализма. И плохо, когда дирижёр смотрит только "в ноги" танцовщиков, как неверно и то, если он слепо соблюдает лишь метрический размер.
Мравинский не шёл на уступки актёрам, лишённым музыкальности. Но там, где выходила на сцену одарённость, индивидуальность и музыкальность исполнителя,которые не нарушали замысла композитора, он чутко следовал за актёром.
У меня сохранилось его письмо, присланное мне в 1928 году, сразу после окончания мною школы. Читая сейчас эти строки, поражаешься его человечности, любви к природе, умению глубоко анализировать не только музыку, но и искусство танца. А ведь это письмо было написано им в юные годы. Вот большой отрывок из него:

"... Хорошо у меня тут, Таня.Стоит деревня - кругом версты на две рожь переливается и звенит по ветру. А за ней леса, леса. Глухие леса. Местами трудно и пробираться.Особенно нынче, т.к. зимой была снежная буря, которая очень много поломала и свалила деревьев. Много очень хожу. Вчера только вернулся из шестидневного странствия. Прошёл 85 верст. Был за Мологой у лесника, к батьке знакомому зашёл, попил у него чай с мёдом против медного, сияющего самовара и полнокровной поповны. Просторно на Руси: обратно шёл берегом Мологи. По краю леса.А на том берегу заливные луга тянулись верстаки; вдали на холмах, как грибы лепились деревни, переливались хлебные поля и белели, сияли пол солнцем маленькие, точно игрушечные сельские церкви. Широко и вольно шелестел ветерок, и широко и вольно дышалось...
... Я тут совсем один. Живу в маленькой, отдельной избушке с тремя крохотными окошками. Веду кой - какую переписку, пишу для себя, немножко читаю и, как уже сказано, много хожу.
Татьянушка. Когда отошла Арлекинада и Шопениана и когда шёл дивертисмент, когда я, устав смотреть и волноваться за тебя, на минуту закрыл глаза — я в ту минуту ясно себе представил Тверскую, с её весенней, тихой и тёмной душистой ночью.Это был момент сильного контраста.А теперь,будучи в этой Тверской,
и дыша, так сказать, её дыханием, я иногда, наоборот, вспоминаю театр, его шум,мишуру, запах и зыбкую полутьму кулис.Тогда тоже бывают минуты сильного противопоставления в смысле переживаний. Ты, будучи сейчас, как и я, в деревне, наверное, почувствуешь, что и хочу этим сказать. Положим, Танюша, по существу контраста — нет. Ибо, как таковое, — и то, и другое лишь хаотичные проявления одной сущности. Контрастными нам эти две вещи кажутся потому, что наши переживания в них очень различны; но то по существу,не контрасты,а находятся лишь на различных ступенях развития нашего духа.
Прости мне это маленькое отклонение и "разработку темы".
Я вообще иногда люблю здесь вспомнить театр и, в частности, балет, особенно, когда пишу свою работу о нём. Почему-то ярче многих других моментов балета мне представляется последний акт "Спящей с его "полным светом", тишиной, нарушаемой лишь легким шипением прожекторов и бряцаньем корсажей "серебра" и "золота". Помнишь? Их выход под звуки вступающих и ведущих постепенными вздохами нарастание скрипок? Да, Татьянка, во всём есть большая Сила и Красота.Ты же научись её находить в окружающем всегда; и сейчас, когда ты в деревне; может быть"скучаешь".
А? Ведь бывает, что скучаешь? Если я ошибаюсь — тем лучше.

В заключение мне хочется сказать пару слов о твоём даровании. Видишь ли, Татьяна, тебя природа наградила такой силой выразительности( не только в танце, а тем более — не только в классике), что ты эту силу должна очень стеречь и, бережно направляя её, не дать ей сбиться на шаблон "балетного".К сожалению, Танец, благодаря его балетной ситуации, принял слишком узкие начертания. Возможностей развернуться в нём мало Всё, что выразительно, сводится к улыбчатости или арлекинадности. Вот и ты со своим большим драматическим даром втиснута в рамки "Арлекинады"...Это, конечно, в корне неправильно. В дальнейшем, надеюсь, это будет пополнено и исправлено расширением понятия "танец" и положением его в основу драматической сущности. Не пойми меня здесь превратно; я вовсе не проповедую сюжетность и пантонимность. Я — поборник Танца как такового. Под танцем де подразумеваю не только классику, которая тоже есть выразительный танец, а не "виртуозность" или голая техника, ибо для меня нет разделения: се — классика, а се — всё прочее. Для меня первая — лишь этап в развитии Танца — свободного и, главное, выразительного (помимо узкого сюжета), как, например, в музыке — Гайдн или Гендель. Классика — лишь стиль. Но когда-нибудь, я уверен( иначе выхода нет), к этому придут. И вот — пока этого ещё нету, — ты сама ответственна за свой дар. Береги его для Танца, а не для "балета".В частности, избегай много улыбаться. Это мелочь, но мелочь важная. Если её поймёшь — сразу переключишься на должный путь.
Убеждён я и в том, что, вопреки существующему взгляду, — "Лебединое" вести должна ты, т.к. неверно утверждение, что там "классика" в смысле "чистых отвлечённых форм" (намеренно беру в кавычки); ибо в основе "Лебединого" лежит драматическая линия всего облика в целом,
а потому и танца.
Может быть, "линии" у тебя будут и короче, и т.д., но зато ты без улыбок выявишь танцем (лица и тела)трагедию Чайковского, а не "Pas" постановщика. Ибо трагедия возможна в танце как таковом, как и во всех искусствах.
Второй раз принуждён просить прощение за философию.Надеюсь, что ты поймёшь её как следует и поймёшь меня. Я с радостью напишу тебе. В частности, согласна ли ты со мной в вопросе о "Лебедином"?... "

— "Я — балерина"
1963
Примечание: Фото Татьяны Вечесловой. 1928 г
Фото Евгения Мравинского. 1928 г.

Серия сообщений "история СССР-4":
Часть 1 - Реальный Леонид Ильич, фотографии
Часть 2 - Где вы видели ежа в обуви?!
...
Часть 26 - 12 апреля - День Космонавтики.
Часть 27 - Фронтовые рисунки
Часть 28 - Мравинский в воспоминаниях Татьяны Вечесловой
Часть 29 - Лаврентий Берия.... мифы и факты
Часть 30 - 2 февраля - победа под Сталиградом
Часть 31 - Андрей Фурсов, 2 лекции
Часть 32 - Белый стан, где его не было... или о Гумилеве

Серия сообщений "женщины в истории-5":
Часть 1 - Кто она - настоящая Татьяна Ларина
Часть 2 - К ужасу своему я опять беременна...(Софья Толстая)
...
Часть 8 - Юбилей Элины Быстрицкой
Часть 9 - Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Часть 10 - Мравинский в воспоминаниях Татьяны Вечесловой
Часть 11 - Лицеисты - друзья А.С.Пушкина. Антон Антонович Дельвиг (часть2):«Слово страшное ''люблю''»
Часть 12 - Юлия Леонидовна Оболенская(1889-1945) - художник и писатель русского авангарда
...
Часть 15 - Судьба "русской Золушки". Ксения Куприна
Часть 16 - Люлюша: судьба дочери Куприна от первого брака
Часть 17 - Интересная книга

Рубрики:  Мир музыки
музыка
Мир танца
балет, танец
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку