-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4775
Комментариев: 932
Написано: 7959


Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970) — живописец, график, сценограф, мемуарист.

Пятница, 26 Марта 2021 г. 04:15 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970) — живописец, график, сценограф, мемуарист.

Bo4kaMeda



l7p64vpz1xwval hodasevich portret gorkogo1918 (419x700, 141Kb)
Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Портрет Максима Горького 1918
107 × 187 см
Масло, Холст
Музей института русской литературы РАН (Пушкинский дом) Санкт-Петербург

Удивительно, до чего же сложившееся у меня еще с детства представление о Горьком (по разговорам и фотографиям) не соответствовало облику Горького, который меня встретил! Передо мной высокий, тонкий человек с упрямо посаженной на туловище небольшой, по отношению ко всей фигуре, головой, отчего он кажется выше, чем на самом деле. Сразу поразили пристально вникающие, необычайно внимательные, думающие, детской голубизны глаза. Рука, протянутая мне, ласковая, мягкая и доброжелательная. Движения неторопливы, походка скользящая, легкая, неслышная. Необычайная простота и естественность. Ничего от «знаменитости». Очень хорошо сшитый серый костюм непринужденно сидит на нем, рубашка голубая (почти совпадающая с цветом глаз), с мягким воротником. Удивило отсутствие галстука.

<...>в то время, когда я писала портрет Алексея Максимовича, мне еще мало были знакомы муки творчества. И вот настал день, когда портрет был закончен. Надо было его показывать, и прежде всего Алексею Максимовичу. Мне было очень страшно. Алексей Максимович тоже заметно волновался. Когда он увидел портрет, лицо его выражало огромное любопытство. Наконец, после мучительной паузы, я услышала, как он приглушенно (от волнения, вероятно), но с интонацией какого-то облегчения сказал: «Вот здорово! Молодчина! Ловко вы меня задумали! – и глаза голубые, и рубашка голубая, и куски неба… вот жаль, что я не покрасил усы в голубой цвет, но это уже в другой раз изобразите, а это – мне нравится!»

<...>Как и при работе над другими портретами, я писала с натуры все, кроме фона, которым занималась в те дни, когда Алексей Максимович не мог позировать. Фон этот был задуман как декоративное панно и должен был воспроизвести мотивы рассказов Алексея Максимовича, услышанных мною во время сеансов: я работала тогда в рамках декоративного реализма, если это можно так назвать.

Из книги Портреты словами. Автор Ходасевич Валентина Михайловна



vct-iAxA18Eval hodasevich avto (504x700, 164Kb)
Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Автопортрет 1920-е
бумага уголь
36.8 х 24.5



яя1 (150x150, 15Kb)Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970) — живописец, график, сценограф, мемуарист. Племянница поэта В. Ф. Ходасевича. В 1919 дебютировала как театральных художник, создав декорации к постановке пьесы Н. С. Гумилева «Дерево превращений». В 1919–1922 тесно сотрудничала с С. Э. Радловым в петроградском Театре народной комедии, для которого оформила 12 спектаклей, в частности пантомиму Ж. Б. Г. Дебюро «Арлекин-скелет, или Ревнивец Пьеро» (1921), комедию Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (1921).

Пройдя помимо Мюнхена и Парижа школу ТАтлина, Ходасевич навсегда сохранила любовь к четкой гранёности форм, ясной пластической конструктивности. Ее искусству присущи ирония, гротеск, броскость и эксцентричность.

Особенно эти черты проявились в театральных эскизах, но присутствуют они и в станковой графике. Ее работы отличаются лаконичным, ярким, экспрессивным пространственно-цветовым решением и достигают большой образной выразительности. Декорации, функционально связанные с сюжетом, участвовали в действии. Xодасевич часто использовала трюковые и трансформирующиеся декорации и костюмы. Момент трансформации являлся кульминацией представления или номера.

Нередко в своих произведениях художница использовала технические приемы рекламы, монтаж, конструкцию. Творчество Ходасевич представлено во многих музеях России, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, а также в частных собраниях. Валентина Ходасевич оформила около 150 постановок и по праву считалась одним из лучших театральных художников Ленинграда.


uFD0OJ6iG9o val hodasevich portret vlad hodasevicha (471x700, 116Kb)
Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Портрет Владислава Ходасевича (1886—1939)

Мне десять лет. На этом и кончилось мое детство. Я себя чувствую взрослой. С трудом перешла в четвертый класс. Продолжаю ненавидеть гимназию. У меня отдельная комната, и отец подарил мне новую обстановку светлого дуба. Я очень горда и принимаю у себя гостей: Владю с Мариной. Они познакомились в Старом Гирееве, влюбились, поженились. Живут на Тверском бульваре. Я часто у них бываю, и даже с ночевкой. Там интересно: бывают поэты, читают стихи ... Мне нравилось, что они мне дарили свои книжки стихов с надписями. Владя студент – пишет хорошие стихи. Марина поет. Я их обоих боготворю. Марина кажется мне самой красивой из всех, кого я видела в жизни.
Из книги Портреты словами. Автор Ходасевич Валентина Михайловна



Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Портрет мальчика. 1917

Шести с половиной лет меня отдали во второй приготовительный класс женской гимназии Ржевской на Садово-Каретной. Я ни с кем из девочек в гимназии не дружила – они противные: кто отколупывает штукатурку от печки и ест, кто жует мел, приготовленный для писания на доске, кто выпивает лиловые чернила – их ежедневно наливает в чернильницы на каждой парте вахтер и приговаривает: «На вас не наготовишься!» Из любопытства я все перепробовала – невкусно. Стала жевать и есть бумагу из тетрадок, самая вкусная – в клеточку, для арифметики.
Из книги Портреты словами. Автор Ходасевич Валентина Михайловна



Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Портрет поэта Константина Липскерова (1889-1954) 1918
холст, масло
Государственный Центральный литературный музей, Москва




Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
«Персидский мальчик. Портрет поэта К.Липскерова» 1916
Коллекция П. Авена




Валентина Михайловна Ходасевич (1894―1970)
Портрет К. И. Евсеева 1916




Мужской портрет 1931 (Возможно, Николай Радлов)




Портрет неизвестной. 1916



dUTqA4ih_oval hodasevich portret 1918 (700x575, 317Kb)
Портрет 1918



Портрет сестёр М. А., Л. А. и Е. А. Петровых. 1916




Матрос с Авроры




Женщина в спальне 1920-е
Государственный Эрмитаж




Женщина в шляпке 1920-е
Государственный Эрмитаж




Valentina Khodasevich The Barber








Dancing on Montmartre




SUNDAY AFTERNOON IN THE PARK




Women and Child on a Summer Outing




Индеец




Индианка




Stage design for 'Archangel Michael', 11.5 x 14.5 in

Вопрос о боге появился у меня, когда появилась нянька. У нее была икона (а для меня «портрет»): бог мрачный, злой, коричневый с золотом. Перед ним горела красная лампадка. Нянька тоже злая. Когда мы гуляли, она водила меня в церкви. Рассматривая там «картины» и увидя изображение голубя в лучах, я спросила: «А почему здесь портрет голубя?» Сильно ущипнув меня, нянька сказала: «Ш-ш-ш! Грехи наши тяжкие! Это не голубь, а дух святой, господь бог троичен в лицах: бог-отец, бог-сын и бог – дух святой». Этого, конечно, я не поняла. Назавтра я просила няню: «Пойдем на улицу кормить живых святых духов». Тут же я получила сильный шлепок и подзатыльник и очень обиделась. Рассказала маме. Вскоре няньки у нас уже не было…



«Господин в камзоле». Эскиз костюма для постановки комедии Ж. Б. Мольера «Летающий лекарь». 1921




Эскиз театрального костюма к постановке оперы Вильгельм Телль 1932




A Pair of Costume Designs, circa 1915




Costume Design for Lucifer








Fallen from Heaven




Fountain Bakshi Serai




Эскиз костюма к балету «Бахчисарайский фонтан». 1944




Костюм девушки из гарема к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»




Эскиз костюма к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» 1944




Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»




Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»




Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»




Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»




Tango




The Barber




Wives with Feathered Fans




Эскиз костюма г-на де Пурсоньяка. 1913




Эскиз театрального костюма. 1910 е годы




Журдан. Эскиз костюма к оперетте Н. Стрельникова «Сердце поэта» («Беранже»).
Режиссёр А. Феона. Театр музыкальной комедии. Ленинград




Раймонда




Ходасевич Валентина Михайловна (1894—1970)
«Испанка». Эскиз костюма. 1930-е — 1940-е
Бумага, графитный карандаш, акварель
30 х 21 см




Эскиз женского костюма к спектаклю «Слуга двух господ», 1922
Бумага, акварель
24,5 х 17




Эскиз костюма Розины к спектаклю «Слуга двух господ», 1922
Бумага, акварель
24,5 х 17,5




Эскиз мужского костюма к спектаклю «Слуга двух господ», 1922
Бумага, акварель
25 х 18




Эскиз костюма Мутэ к оперетте Н. Стрельникова «Сердце поэта» («Беранже») в постановке Ленинградского театра музыкальной комедии. 1934




Эскиз костюма
Первая половина ХХ ст.
Бумага, акварель
39.7 х 35 см




Эскиз костюма сэра Эндрю Эгюйчика для постановки комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь» во МХАТе




Эскиз костюма сэра Эндрю Эгюйчика для постановки комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь» во МХАТе




Эскиз костюма Шута для постановки комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь» во МХАТе








Эскиз костюма. Конферансье
бумага акварель








«Три старухи из двора чудес». Эскиз костюмов для балета Ц. Пуни «Эсмеральда». 1935




Декорация к балету Бахчисарайский фонтан




Эскиз декорации для пьесы Ветер с востока




Эскиз декорации к постановке «Ветер с юга»





Эскиз декораций к балету Спартак




Ходасевич Валентина Михайловна (1894—1970)
Пастораль




Ходасевич Валентина Михайловна (1894—1970)
Автопортрет




Ходасевич Валентина Михайловна (1894—1970)
Автопортрет










Серия сообщений "женщины в истории-4":
Часть 1 - Коварство и любовь эпохи модерна (опера Пуччини "Мадам Баттерфляй")
Часть 2 - Татьяна Черниговская: Мозг помнит все...
...
Часть 17 - Анна Ахматова - день памяти
Часть 18 - Ко всемирному дню поэзии
Часть 19 - Валентина Михайловна Ходасевич (1894&#8213;1970) — живописец, график, сценограф, мемуарист.
Часть 20 - "Вышел зонтик погулять"
Часть 21 - "Оружие для женского кокетства". Веер в живописи
...
Часть 48 - Анна Каренина и её колечки курчавых волос
Часть 49 - Ольга Аросева. Без грима.
Часть 50 - Век Суламифи Мессерер

Рубрики:  Мир искусства/живопись
живопись
Мир искусства/рисунки
иллюстрации, рисунки
история с иллюстрациями
история
обучение
ученье - свет))
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку