-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4747
Комментариев: 932
Написано: 7928


Современные апокрифы

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 07:57 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Лобков Современные апокрифы

Для меня путь к Иисусу начинался с Булгакова
...Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим -- великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана...

Я читал "Мастера и Маргариту" не так, как положено.                                                          
То есть я, конечно, читал сам роман. В очередной раз. А потом открывал три заветные закладочки и читал снова и снова историю Иисуса из Гамалы. По кругу. Только ее. Историю прокуратора Пилата и Иуды из Кириафа. Историю предательства и любви.
Вновь и вновь читал я эту историю внутри романа.                                               
И магия Булгаковских слов не отпускала.                                                         
Не отпускает и до сих пор.

С чего вообще все начиналось? 
История Христианских апокрифов начинается с одного из Никейских Соборов, где высшие церковные Иерархи решили оставить каноническими четыре Евангелия и запретить остальные Евангелия: от Марии, от Фомы и прочие. Справедливости ради, надо сказать, что четыре канонических Евангелия (от Луки, Марка, Матфея и Иоанна) наименее противоречат друг другу. Выверенность и духовность каждой фразы в них поражает и ныне.
Голосование иерархов на долгие столетия сделало запретными апокрифы- остальные Евангелия. Насколько возможно, их тексты уничтожались всеми конфессиями. Католиками, Православными и Протестантами... Но...
Рукописи не горят... Что подсказало Автору эту гениальную фразу? Возможно то, что Михаил Булгаков был знатоком запрещенной церковной литературы и помнил историю о расправе с Орденом Тамплиеров. Именно книга Великого Магистра ордена много часов не поддавалась огню...
Потому что: рукописи не горят!

С чего начинались современные апокрифы? Давайте рискнем так назвать обращения мастеров культуры к образу Христа... И вспомним некоторые из них.

Сначала музыка...   

Первым был Бах. Иоганн Себастьян Бах сочинил удивительное произведение для оркестра: "Страсти по Матфею". Кто хоть раз слышал арию альта из "страстей".... никогда не забудет эту гениальную музыку... Зато сам Бах был забыт. Официально забыт на долгие сто лет... и в значительной степени из-за неприятия иерархами церкви "Страстей по Матфею".
Bach - Julia Hamari - Matthäus Passion - Erbarme dich Лишь в начале XIX века это произведение обнаружил композитор и дирижер Феликс Мендельсон и впервые познакомил с ним французскую и немецкую публику. Просто время признания Баха и время апокрифов пришло.

В начале XX века уже Сергей Рахманинов обратился к текстам православной Всенощной. Он потрясающе разложил голоса и очень бережно сохранил идущий из глубины веков, традиционный дух этого церковного празднества, посвященного страстям Господним. Используется классический Знаменный распев, но там где это необходимо Рахманинов обращается к другим, в частности к Греческому распеву. Рахманинов. Всенощное бдение Это гениальное по высоте Духа вокальное произведение нужно слушать полностью. От "Прийди и поклонимся" до "Взбранному воеводе". Фантастическое очищение души. Катарсис.        
В конце XX века появилась рок опера Ллойда Уэббера "Jesus Christ Superstar". О ней уже сказано немыслимое количество как гадостей так и восхищенных слов. Я не осуждаю автора за откровенную ересь использованного текста. Музыка гениальна и оправдывает все. И когда в одной из киноверсий оперы Пилат вздрагивает с каждым ударом бича по телу Иисуса... И потом прокуратор плачет, обнимая своего узника... Когда же снимают тело с креста музыка столь пронзительно стучится в сердце, что вышибает слезу даже из такого сорокалетнего пня как я.
Иуда в опере предает Учителя не за деньги: как борец за свои идеи. Его идеи тоже заслуживают уважения. И Иуда гибнет, когда идеи и любовь к Христу создают неразрешимое противоречие в его душе.

Кинематограф подарил миру замечательные шедевры на темы Нового завета.    
Джон Хейман "Иисус" (Евангелие от Луки)   
Мартин Скорсезе "Последнее искушение Христа"   
Паоло Пазолини "Страсти по Матфею"  
Два замечетельных  фильма сняты в России по сюжету "Мастер и Маргарита"    
Я не берусь их обсуждать и комментировать.    
Нужно просто идти и смотреть эти фильмы. Каждый из них...
Как вновь и вновь стоит смотреть "Андрея Рублева" Тарковского, где есть потрясающей силы эпизод казни Иисуса...

Давайте вернемся к литературе... 

В начале века, уже после революции Леонид Андреев написал своего "Иуду Искариота". После Булгакова читать это, несколько скучновато, но давайте вспомним, что текст написан гораздо раньше романа о Мастере.
Предлагаю посмотреть наиболее удачные отрывки: читать

Разумеется, потом был сам Михаил Булгаков. Пачкать его святое имя комментариями у кого поднимется рука?
Это вершина, к которой прикасаться можно только исключительно бережно.
Решусь лишь на несколько слов о "Мастере и Маргарите"...
Для меня было открытием сопоставить, кого и за что ждет казнь в романе Булгакова. Их двое. М.А.Берлиоз попал под трамвай, собираясь "настучать"... Та же судьба постигла некоего барона Майгеля, посетившего квартиру 50 с шпионскими целями ... Если в романе о Понтии Пилате гибнет прежде всего невинный Иисус, то в Большом романе Булгаков восстанавливает справедливость. Стукачи и предатели долго не живут. Но это к слову... Каждый, кто читает "Мастера и Маргариту", по своему открывает своего Булгакова... Давайте вернемся к теме...
Избранные главы: те самые, заветные... о Понтии Пилате: Читать

Перед самой перестройкой была Айтматовская Плаха. Авторская боль Айтматова поднявшаяся на вершину духовности в страшной повести "Прощай, Гюльсары!" помогла ему взять и эту... мистическую вершину.
Тогдашнее время заставляло писателей скрывать подтексты. Но Чингиз Айтматов решился изложить в "Плахе"свою версию Евангелия и сделал это смело и добротно, как и все, что он делает в этой жизни: Читать

Потом А. и Б.Стругацкие опубликовали "Отягощенные злом". Я безумно люблю их и готов простить им даже то, что их версия Евангелия самая еретичная. У них Иуда конечно предает... Но по чьему именно поручению? И предательство ли это было? Наверное, придумать подобный вариант событий смогли бы только фантасты: Читать
Стругацкие профессионалы, и хотя можно спорить с содержанием "ОЗ", но как всегда бесспорен их талант. Кстати, чтобы освежить в памяти их версию жизнеописания Иоанна Богослова, нужно перечитать все произведение... что конечно же стоит сделать.

Зачем я вообще все это пишу?                                                                                            
Потому что хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера музыки, кинематографа и литературы каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу. Наше суетное время требует этого! Когда, как не сейчас? Давайте просто поставим рядышком... еще ближе к сердцу... те произведения, в которых гениям прошлого удалось приблизиться к своему пониманию Христа.
Зачем все это нужно?                                                                                                               
Чтобы мы еще раз задумались ... что же было главное в личности Христа?
Для кого-то... это факт Его воскрешения... И надежда на личное бессмертие....
Но хочется надеяться, что главное и самое великое в христианстве это все таки Нагорная проповедь Христа.
Не важно, было ли все так, как описано в официальных или неофициальных Евангелиях.
Быть может, даже не главное решить: был ли он Сыном Бога.                                
Главное: это проповедь Иисусом всеобщей любви и добра.                                  
Выше этого просто ничего нет.                                                                        
Это вершина Духа.  

 

http://samlib.ru/l/lobkow_a_b/eapokrifhtm.shtml

Серия сообщений "Публицистика":
Часть 1 - Сердце Данко... Послесловие к подвигу?
Часть 2 - Дрессировка мужчин
Часть 3 - Эротика и стервозность... природа женщины глазами философа
Часть 4 - Авангард
Часть 5 - Современные апокрифы
Часть 6 - Этическая проблема абортов
Часть 7 - Блинчики - навсегда

Серия сообщений "Михаил Булгаков":
Часть 1 - Михаил Булгаков - завещание Мастера
Часть 2 - Современные апокрифы
Часть 3 - Михаил Булгаков: "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"
Часть 4 - 7 ключей к роману «Мастер и Маргарита»
...
Часть 12 - И опять пятница, 13-е или кот Бегемот в действии
Часть 13 - Легендарный Дом писателей с дурной славой
Часть 14 - Мифология Булгакова: что - правда, а что - нет?

Рубрики:  Мир музыки
музыка
Мир книг
проза, стихи, заметки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку