БУЛЬДОЗЕРНЫЕ ШЕДЕВРЫ
15 сентября 1974 года художники-авангардисты вынесли свои картины на пустырь на окраине Москвы, в Беляево, чтобы показать их народу. Моссовет не согласовал самодеятельную выставку, поэтому знаменитости Евгений Кропивницкий, Илья Кабаков и прочие обеспеченные работой члены Союза художников участвовать отказались. В качестве народа позвали, как водилось в те времена, иностранных дипломатов и журналистов. Но ранним субботним утром художники даже не успели развернуть картины.

Оскар Рабин, «Помойка № 8»
Собралась изрядная толпа и художников, и зрителей, но ощущение было тревожным. На пустыре стояли бульдозеры и грузовики с торчащими из кузова саженцами, а всем собравшимся было объявлено какими-то людьми в штатском, что на условленном месте именно в этот день и час запланирована посадка деревьев. Тут же, конечно, стали раздаваться шутки о двусмысленности слова «посадка».
Но вскоре стало не до шуток. Как только художники попытались развернуть свои работы, «садовники» набросились на них. Картины рвали и топтали, сопротивляющихся били.
Участник выставки, которая сразу же получила название «Бульдозерной», Владимир Немухин вспоминал, что дружинники развели костер из работ, которые отобрали у художников. Засвечивали пленку у журналистов. Документальных свидетельств Бульдозерной выставки сохранилось очень мало. Но поражение на пустыре обернулось успехом – и для художников, и для российского соцарта.
Зачем и кому это было надо?

Оскар Рабин, «Неправда», 1975
Выставку затеяли художники, которым не нашлось места в официальной системе. Сейчас уже не все знают, как был организован процесс художественного творчества в СССР. С 1930-х по конец 1980-х годов официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно социалистический реализм. Отнесение того или иного художника к соцреалистам совпадало с официальной поддержкой его деятельности – он вступал в Союз художников, получал заказы и залы для выставок.
Художников, работающих в других направлениях, в советской стране быть не могло.
Но они были. Но вот пробиться к зрителю у них не было никаких шансов. А как выживать художнику без зрителя? Вот так и родилась дикая по тем временам идея – выйти с полотнами на улицу.
Вот что говорил об этом решении в интервью ВВС один из организаторов выставки Виталий Комар:
«Для меня лично это было в первую очередь попытка преодоления невыносимого чувства одиночества. Находящиеся вне зоны официального советского искусства художники были загнаны на кухни. Распространились маленькие квартирные выставки, но сколько человек могло прийти на такую выставку? От силы десяток-другой.<...>
И тут я вспомнил, что мне рассказывали, как в Польше художники показывают свои работы под открытым небом. Как в Париже, на Монмартре: художники рисуют, публика смотрит, и над ними прекрасное небо. Эта идея завладела нами. Казалось, что специального разрешения, чтобы принести и показать работы где-нибудь на пустыре, не требовалось».
Кто участвовал в «бульдозерной выставке»
Организовать выставку на открытом воздухе предложили Оскару Рабину молодые и никому тогда не известные художники Виталий Комар и Александр Меламид (будущие основатели так называемого соц-арта, или советской разновидности поп-арта). Рабин оказался самым старшим из художников, согласившихся на подобную авантюру; пятью годами ранее он и сам предлагал подобную идею.
Читать далее...