"Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто".
Аркадий и Борис Стругацкие
Пасхальные страхи Даниила Андреева |
Третья статья из моего пасхального марафона. На этот раз о Леониде Андрееве и почему он боялся воскресения.
Традиция пасхального рассказа не стала такой же популярной, как святочный рассказ, и все же к нему часто обращались русские писатели. Этому жанру отдали должное и Федор Достоевский, и Антон Чехов, и Александр Куприн и даже Владимир Короленко. А Леонид Андреев так вообще начал свою литературную карьеру с пасхального рассказа.
У Леонида Николаевича Андреева были весьма своеобразные взаимоотношения с Церковью и христианством. На протяжении всего творческого пути писателя волновали вопросы веры истинной и веры ложной, фанатичной. С каждым новым произведением на эту тему его взгляды становятся все более неортодоксальными. Он помещает своих героев в мрачное пространство молчания и сомнений, словно пытается исследовать мучительное состояние духовного одиночества человека.
В повести «Жизнь Василия Фивейского» писатель обращается к древнему сюжету книги Иова. Но этот сюжет он переосмысливает в духе новейшего индивидуалистического бунтарства. Для Андреева главной правдой было одиночество человека перед небом и другими людьми, - одиночество, на которое каждый обречен с момента рождения. Эти взгляды автора близки к взглядам художников-экзистенциалистов. В повести ярко проявилась андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом вселенной, не существует предопределенного, «высшего» смысла его жизни, мрачна окружающая его действительность.
Метки: пасхальные чтения мои статьи к Богу статьи культурный код игоря попова культурный код публицистика книжные обзоры |
ПАСХАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ. Амброз Бирс - по ту сторону жизни |
А вот и вторая статья из моего нового цикла "Пасхальные чтения". На этот раз я пишу об Амброзе Бирсе, его теологии и его исследовании страха и природы человека.
Если вы действительно хотите узнать, как писатель может описывать и погружать в самые потаенные стороны человеческого страха, то вам стоит прочитать рассказы классика американской литературы, одного из самых выдающихся мастеров короткого рассказа Амброза Бирса.
Жизнь Амброза Бирса наложила отпечаток на все его творчество. Она словно стала плавильным котлом, в котором выковала самого сурового, беспощадного и сильного писателя конца XIX и начала XX века, пожалуй, самого религиозного из всей великолепной плеяды американских романтиков.
Амброз Бирс родился в 1842 году в маленькой деревушке штата Огайо десятым ребенком в семье обедневшего фермера. Его родители — шестое поколение переселенцев, стойкие, замкнутые, фанатично религиозные люди, придерживавшиеся строгих кальвинистских взглядов. Родителям трудно было прокормить всех, Амброз рано начал работать. В пятнадцать лет он уже помощник типографщика антирабовладельческой газеты «Норзерн Индианиен». Потом он переменил много профессий: рекламировал пищевые продукты, служил официантом, рабочим на кирпичной фабрике. Поступил в военную школу в Кентукки. И всегда очень много читал.
Метки: мои статьи статьи возвращение к Богу газета Мирт культурный код Игоря Попова публицистика |
Пасхальные чтения. Библия Просвещения |
Метки: африка статьи всеобщая теория забвения жузе агуалуза мои статьи возвращение к Богу Мирт культурный код Игоря Попова |
Литературный Нобель. Синклер Льюис |
Продолжаю свою хронику #ЛитературныйНобель. "Я люблю Америку, но она мне не нравится" - это смелое заявление сделал 30 лауреат Нобелевской премии по литературе, первый лауреат среди американских литераторов, писатель Синклер Льюис. Он принадлежал к поколению "рассерженных американцев".
Синклер Льюис был человеком эмоциональным, ярким и очень одиноким. Родился в семье врача в 1885 году в Миннесоте. В университете готовил себя к карьере газетчика, во время и после учёбы практиковался в периферийных изданиях от Айовы до Калифорнии, охотно выполняя функции репортёра. Именно на этой работе Льюис детально изучил жизнь американской провинции, быт и нравы простых американцев.
Льюис быстро перерос журналистику и стал писать прозу. Уже в то время он пишет, помимо газетных очерков, множество рассказов, которые публикуются в газетах, на которые он работает. Зарабатывал он ещё и тем, что продавал сюжеты для прозы известным писателям. В частности он продал сюжет для романа Джеку Лондону.
Первым значимым произведением для него стал роман "Главная улица" (1920). Этот роман принес ему общенациональную известность и выдвинул его в первые ряды американских писателей. Для прозы Льюиса характерна острая сатира и реалистический метод.
В 1930 году Синклер Льюис первым из американских писателей удостаивается Нобелевской премии по литературе — «за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры». Нобелевская речь писателя, названная «Страх американцев перед литературой» (англ. «The American Fear of Literature»), вызвала широкий общественный резонанс в стране, поскольку в ней Льюис выступил против тех, кто «боится любой литературы, кроме той, которая превозносит всё американское, в равной степени недостатки и достоинства».
Одним из первых Льюис разглядел опасность американского фашизма, о чем он написал в романе "У нас это невозможно", где написал сценарий установления в Америке фашистской диктатуры. Его роман стал литературной основой для фантастического сериала "Визитёры".
Что я советую почитать у Синклера Льюиса? Конечно, это его роман о врачах и коррупции в науке «Мартин Эрроусмит» (Пулитцеровская премия 1925 года). Эрроусмит - любимый персонаж Льюиса, с которым писатель себя ассоциировал. И, конечно, "У нас это невозможно".
Метки: литературный нобель синклер льюис классика история литературы нобелевские лауреаты пулитцеровская премия |
"Дом имен" Колма Тойбина и "Бегуны" Ольги Токарчук с Ксенией Лурье |
Метки: эпиграф радио подкасты теос медиа подкасты о книгах ничего особенного погружение радиопередачи |
Зачем платить за грехи отцов? Писатель Валерий Бочков |
Запись видеострима моей передачи о книгах "Эпиграф", где я с писателем Валерием Бочковым говорил про его новый роман "Латгальский крест"
Метки: теос передачи теос медиа погружение ничего особенного подкасты эпиграф программа Б радио онлайн радио |
Новая жизнь палача |
Моя новая статья "Новая жизнь палача" о романе Жузе Эдуарду Агуалуза "Всеобщая теория забвения", Анголе, Бенине и Либерии, насилии и любви, сочувствии и других сложных темах, о которых написал ангольский писатель.
Книги умеют говорить. Не рассказывать или сообщать что-то, а именно говорить. У каждой из них своя интонация, как и у людей. Только мы не всегда их можем услышать. Книги хотят поговорить о том, что важно для нас. И то, что они скажут поможет нам расслышать самих себя, прорываясь сквозь шум отрицания, гнева и горечи.
А еще каждая книга ждет своего времени, чтобы мы могли услышать их. Роман ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалуза «Всеобщая теория забвения» спокойно ждал своего времени на моей книжной полке. Яркая обложка уже давно привлекала мое внимание, но, загруженный постоянным списком чтения для передачи о книгах «Эпиграф», я все не мог найти на нее время. Пока однажды, вопреки всем дедлайнам, я не взял ее с полки и не погрузился с первых страниц в этот текст.
Жузе Эдуарду Агуалуза родился в городе Уамбо, в Анголе. Долгое время писатель жил в Лиссабоне, затем в Рио-де-Жанейро. До настоящего времени написал 10 романов, несколько сборников рассказов, издал сборник стихотворений. Его десятый роман «Общая теория забвения» вышел в 2012 году, а в 2018 году в издательстве Phantom Press вышел перевод романа на русский язык. По происхождению Агуалуза — из ангольских креолов, потомков осевших в стране португальских поселенцев. Как сказал сам писатель, португальский язык более не является языком господ-колонизаторов, но и «африканский язык, который принял в себя понятия, выражения, ритмы и чувства народа Анголы».
«Всеобщая теория забвения» не совсем обычный роман. На такой короткой дистанции (в романе всего 260 страниц, которые можно проглотить за два вечера) Агуалуза умудрился рассказать не просто о том, что происходило с Анголой после объявления независимости и бесконечных военных конфликтов, в которые погрузилась страна, но и о том, как это отразилось на жизни одного человека. Как это не парадоксально, но трагедия целого народа не вызывает в нас такого сильного сочувствия, как трагедия одного человека. И через боль конкретного человека мы острее воспринимаем и трагедию всего народа.
Метки: африка статьи всеобщая теория забвения жузе агуалуза мои статьи возвращение к Богу Мирт культурный код Игоря Попова |
Тайная Москва Вадима Панова |
Запись видеотрансляции моей авторской передачи Эпиграф, где я говорил с писателем Вадимом Пановым о его новом авторском проекте.
Метки: эпиграф радио подкасты теос медиа подкасты о книгах ничего особенного погружение радиопередачи |
"Культовые книги". Апокалипсис от Уильяма Голдинга |
Четвертая глава нашего подкаста #КультовыеКниги, где говорили про пугающую антиутопию Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В этом подкасте мы постарались ответить на массу интересных вопросов.
Всегда ли литература должна вызывать восторг? С кем спорил Уильям Голдинг? На кого похож Саймон? В каких обличиях являлся Повелитель мух детям на острове? Кто угрожал Джеку Меридью? Какие идеологии исповедовали Ральф, Джек и Хрюша? Ну и многое другое!
Подкаст вы можете послушать в iTunes, программах для подкаст на, например, Podcast Addict. Вы можете подписаться на обновления и слушать свежий выпуски нашего подкаста «Культовые книги», который сейчас выходит один раз в две недели.
Вы можете послушать и скачать подкаст прямо с сайта. Вот прямая ссылка на подкаст: http://posidelki-sp.ru/004-cultbooks/
RSS-лента для подписки в специализированных подкастинговых программах: http://feeds.feedburner.com/posidelki-sp/books
Подкаст в iTunes: https://itunes.apple.com/ru/podcast//id1455494915
Метки: культовые книги подкасты скачать подкасты новые подкасты podcast addict |
Майк Науменко, путешествия во времени и российская проза |
Что может убедить другого человека? Нужно ли находить компромисс друг с другом? Что общего у путешествий во времени, Майка Науменко и Захара Прилепина?
Сегодня в понедельник 11.03 в 16:00 в передаче Эпиграф буду говорить с литературным критиком Анной Жучковой о романе Виктории Лебедевой «Без труб и барабанов» и книге Романа Сенчина «Квартирантка с двумя детьми».
Подключайтесь!
Слушать эфир: http://teos.fm/
Видеотрансляцию вы можете посмотреть в группе передачи Эпиграф
Метки: эпиграф радио подкасты теос медиа подкасты о книгах ничего особенного погружение радиопередачи |
Евангелие от Стивена Кинга |
Новый подкаст #КультовыеКниги с Евгением Кайдаловым и Игорем Поповым уже в эфире. В третьем выпуске нашего подкаста мы говорили о романе Стивена Кинга "Зелёная миля".
Я постарался рассказать подробно почему считаю Стивена Кинга великим американским писателем.
Мы говорили о том, почему настоящие монстры приходят в обычном обличье и в чём самый главный грех добра.
Подкаст уже можно послушать. Вы можете его послушать в программе PodcastAddict, скоро мы будем в iTunes.
Или вы можете послушать подкаст и скачать его прямо на сайте: http://posidelki-sp.ru/003-cultboox/
Метки: подкасты культовые книги над пропастью во ржи книжные подкасты подкасты о книгах |
Ловец над пропастью во ржи |
Второй подкаст «Культовые книги» с Евгением Кайдаловым и Игорем Поповым был посвящен спорному и вызывающему до сих пор бурные дискуссии роману Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И благодаря этому обсуждению мы с Евгением поняли каким будет наш подкаст. Это разговор двух читателей о книгах, это не лекции или нотации, а именно разговор.
А как вы относитесь к этому роману? Нравится вам он или раздражает? Какие эмоции он у вас вызывает? Поделитесь своим мнением. Давайте поспорим!
Ссылка на подкаст: http://posidelki-sp.ru/002-cultbooks/
Метки: подкасты культовые книги над пропастью во ржи книжные подкасты подкасты о книгах |
Мой новый проект - книжные подкасты |
Я все реже выползаю в блог, но буду стараться писать для тех, кто еще читает меня здесь. Сейчас все страшные маркетологи утверждают, что люди не слушают длинные подкасты и не смотрят длинные видео. Это, получается я не человек что ли?
Ну мы-то с вами, книгоманы со стажем, не верим всем этим сказкам. Именно поэтому, для таких не модных книжных червей, мы с замечательным подкастером и по совместительству моим другом Евгением Кайдаловым начали вести новый книжный подкаст «Культовые книги с Евгением Кайдаловым и Игорем Поповым». О каждом новом подкасте я вам буду писать в блоге.
В этом подкасте мы обсуждаем книги, которые часто называют «культовыми». Имеются в виду не книги для богослужения, а книги, трансформирующие мировоззрение, яркие, спорные; книги, вызывающие почитание или резкое отторжение.
Мы не боимся книг. В любом случае, чтобы составить мнение о книге — нужно прочитать её, поразмышлять о ней, может быть поспорить с автором. Подчас авторам-нехристианам есть что сказать, а читателям-христианам полезно услышать сказанное. Мы стараемся развеять христианскую фобию «мирских» книг. С авторами не обязательно соглашаться, это разговор, дискуссия, но автор вероятно обдумал своё высказывание, и нам подчас приходится подбирать какие-то ключики, чтобы понять его. И нам всё ещё нужно учиться читать. Чтение полезно. Оно развивает разум и укрепляет дух.
И здесь все как мы любим - длинный и увлеченный разговор о книгах. Слушайте на здоровье и делитесь им с друзьями! В пилотном выпуске подкаста мы рассуждаем о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». О чём этот роман? Рассказывает ли он нам о Христе? Кто такие Иешуа Га-Ноцри и Мастер?
Подкаст можно скачать или слушать на сайте: http://posidelki-sp.ru/cultbooks/
Пока было два выпуска, но вскоре ждём выхода третьего, подкаст набирает обороты, и вот уже RSS-лента для подписки в специализированных программах: http://feeds.feedburner.com/posidelki-sp/books
Метки: культовые книги подкасты скачать подкасты книжные подкасты мои проекты мастер и маргарита михаил булгаков |
Литературный Нобель. Карл Шпиттелер |
19 лауреат Нобелевской премии по литературе Карл-Фридрих Георг Шпиттелер стал ее первым обладателем среди швейцарских литераторов. Он родился в семье крупного чиновника в 1845 году. По настоянию отца в 1863 году поступил в Цюрихский университет на факультет права. В 19 лет он ушел из дома и бросил обучение праву. С 1863 по 1870 изучал теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле, хотя сам никогда неверил в Бога и не был религиозным человеком.
После окончания обучения ради возможности заниматься литературой отказался от предложения стать пастором и в 1871 уехал в Петербург, где прожил 8 лет, работая домашним учителем в семье русского генерала. Изредка он посещал Финляндию. За это время написал поэму «Прометей и Эпиметей» («Prometheus und Epimetheus», 1881). К этому же времени относятся и первые "русские" рассказы.
На собственные средства издает свою поэму «Прометей» под псевдонимом Карл Феликс Тандем. Ее практически никто не заметил, кроме Фридриха Ницше, использовавшего идеи, близкие произведению Шпиттелера в своем знаменитом "Так говорил Заратустра". И сначала писатель и философ даже дружили, но потом Ницше обвинил Шпиттелера в плагиате. Писатель вынужден был защищаться и написал работу "Мои отношения с Ницше".
На 75 году жизни в 1919 году получил Нобелевскую премию по литературе, но лично не смог присутствовать на награждении, так как был болен. В 1924 году писатель умер в Люцерне.
Если говорить о творчестве, то самое выдающееся произведение Шпиттелера - это его эпическая поэма "Олимпийская весна", за которую ему и дали Нобеля. Масштаб поэмы и правда поражает. Поэма состоит из пяти книг на примерно шестистах страницах. Написанная ямбическим гекзаметром, она соединяет в себе религию, мифологию, юмор и аллегорию. Правда, сейчас ее читать совершенно невозможно. Хотя какие темы: сильная женщина Гера отвергает все ухаживания богов и выбирает самого невзрачного парня Зевса, который и прибирает всю власть к рукам. Ну и тема Прометя-Геракла, конечно, идет отдельной линией. Ну куда же Шпиттелер без своего Прометея.
А прочитать я советую переведенный на русский язык роман "Имаго". Вот уж где и философия, и психоанализ, и идеи. Кстати, сейчас Шпиттелера скорее помнят по его двухстраничному "Наша швейцарская точка зрения", где он отстаивает позицию швейцарского нейтралитета и высказывается против союза с Германией, после чего я перестают печатать в Германии (а он был немецкоязычным швейцарцем). Эта позиция не может не вызывать уважения.
#ЛитературныйНобель
Метки: нобель литературный нобель нобелевская премия карл шпиттелер лауреаты нобеля литература |
Зачем читать антиутопии? |
Зачем нужны антиутопии? Может ли благополучие общества строится на страхе смерти и наказания? Что нас ожидает по ту сторону сна?
Завтра в понедельник 28.01 в 16:00 в передаче Эпиграф буду говорить с писателем Олегом Комраковым о романе Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» и рассказах Амброза Бирса.
Подключайтесь!
Слушать эфир: http://teos.fm/
Видеотрансляцию вы можете посмотреть в группе передачи Эпиграф
Метки: эпиграф радио подкасты теос медиа подкасты о книгах ничего особенного погружение радиопередачи |
Победить Сэма Голда |
Моя новая статья "Победить Сэма Голда" и опять о кино - фильме "Револьвер" Гая Ричи.
С определенной периодичностью появляются режиссеры, которым важно, после нескольких более или менее громких стартов, создать фильм-высказывание. Что это - гордыня или просто невозможность молчать, сложно сказать, но обычно такие киновысказывания бывают либо абсолютной пустышкой, либо становятся культовыми. Так было с Квентином Тарантино и «Криминальным чтивом», так стало и со снятым в 2005 году британским режиссером Гаем Ричи «Револьвером».
Этот фильм имеет сложную структуру со свойственной режиссеру визуальной матрицей, при этом не становясь нудным набором киноцитат из великих. Гаю Ричи получилось снять по-настоящему неоднозначное кино, расколов киноаудиторию на два лагеря. Что же в этом фильме такого?
Представим себе попытку сделать из фильма не просто библейскую притчу о смирении и стяжательстве, а гораздо более сложный жанр фильма-игры. Режиссер играет со зрителем в игру, которая сама по себе становится игрой с режиссером. То есть периодически Ричи предоставляет самому зрителю устанавливать правила игры.
Метки: мои статьи журналистика статья к Богу мирт газета мирт культурный код игоря попова статьи игоря попова радио теос публицистика |
Есенин vs Маяковский |
Метки: поэзия видео есенин маяковский |
Литературный Нобель. Карл Гьеллеруп, 1917 |
Продолжаю свои заметки о Литературном Нобеле. В 1917 году Нобелевскую премию по литературе разделили два датских писателя - Хенрик Понтоппидан и Карл Гьеллеруп. Первым в этой паре, безусловно, является Понтоппидан. Гьеллеруп получил ее прицепом, потому что Швеция тогда хотела подчеркнуть нейтралитет к Германии, в которой тогда жил датский писатель. Но начну я, пожалуй, со «второго номера».
Карл Гьеллеруп родился в семье протестантского пастора в 1857 году. Его отец умер, когда Гьеллерупу было 3 года, поэтому семья переехала в Копенгаген. Значительное влияние на воспитание мальчика и его мировоззрение оказал его двоюродный дядя по материнской линии, тоже протестантский пастор и образованный человек. Среднее образование Карл получил в Хэрслевской школе, которую окончил в 1874 году с отличием.
Сразу после окончания школы Гьеллеруп, следуя семейной традиции, поступает в Копенгагенский университет на факультет богословия. Но, увлекшись новыми радикальными течениями и толкованиями Библии и дарвинизмом, он стал атеистом. И даже написал реквием на смерть Дарвина. В художественной литературе наибольшее влияния на него осуществили произведения Канта, Шиллера и Гете. Впрочем, за всю жизнь Гьеллеруп часто менял свои взгляды, постоянно находясь в поиске себя.
Он был близок с Георгом Брандесом и был частью движения «литературы прорыва». Первые романы «Идеалист» (1878) и «Ученик германцев» (1882) были написаны им о поиске себя молодым человеком. Они были явно автобиографичны, особенно второй роман про молодого семинариста, отрекшегося от веры и провозгласившего себя атеистом.
В 1883 Гьеллеруп получил небольшое наследство, которое позволило ему осуществить путешествие по Германии, Швейцарии, Италии, Греции и России. Во время путешествия по Италии, в Риме брал уроки рисования у Шведского художника Юлиуса Кронберга. Во время путешествия по России он увлекся творчеством Ивана Тургенева и даже написал несколько романов под влиянием русского писателя. Тургенев вообще тогда был очень популярен в Европе.
Вначале своего творческого пути Гьеллеруп сблизился с Хенриком Понтоппиданом, но потом они разошлись во взглядах, и Понтоппидан даже высмеял его в одной из своих новелл. К сожалению, проза Гьеллерупа была слишком прямолинейной и идеологической. В разное время он испытывал влияние натуралистов, романтиков и восточного мистицизма, который был тогда популярен. Поэтому ещё при жизни Гьеллеруп ушел на периферию литературной жизни Дании, тем более, что он переехал в Германию и писал по-немецки. А у Дании были очень сложные отношения с Германией.
И все же у Гьеллерупа был его главный роман. В 1896 году он написал свой самый ницшеанский роман «Мельница». Роман был написан под сильным влиянием идей Ф.М. Достоевского, исследуя темные стороны сознания убийцы. Формально — это датская история «Преступления и наказания» без идей Раскольникова. Это история о преступлении и искуплении, чувстве вины и прощении. Но на этот раз герои романа не столь прямолинейны. Писатель постоянно меняет акцент с одного героя на другого, разворачивая филигранную психологическую игру. Вторая часть романа состоит из размышлений героев о природе добра и зла, смыcле жизни, предопределении и свободе выбора. Его я и советую почитать из всего, что написал Гьеллеруп.
Метки: литературный Нобель статьи |
DJ Groove & Burito - Я найду тебя (OST "Зеленая карета") |
Метки: ost soundtrack |
Второй дубль |
Моя первая статья в 2019 году. На этот раз не о книжках, а о фильме "Зелёная карета". На мой взгляд, очень важный фильм, мимо которого многие зрители прошли мимо, а очень зря.
Представьте себе, что вы сидите в комнате, где монтируется фильм, а на мониторах, кадр за кадром, выложена ваша жизнь. Вы можете кликнуть мышкой по каждому эпизоду, просмотреть его, остановить, сделать крупнее лицо всех героев эпизода, снова и снова прокручивать слова, видеть жесты и выражения лиц, сделать стоп-кадр. Но главное – вы можете вырезать любой эпизод и сделать все, что вы хотели бы видеть в итоге. Каким бы сделали кино, будь вы режиссером своей жизни?
Иногда мы представляем свою жизнь как фантастический блокбастер. Но если бы у нас была возможность вернуться назад и исправить что-то, чего мы отчаянно стыдимся и из-за чего мы испытываем чувство вины, чтобы мы на самом деле сделали? Смогли бы изменить жизнь, и какая она стала на самом деле? Кто был бы рядом с нами? И какими бы мы были сами?
Даже эти вопросы становятся похожими на сценарий фильма. У нас сейчас принято ругать отечественный кинопром, скептично качая головой при виде очередного кинопостера. При этом ностальгия по старым советским фильмам, когда еще режиссеры, по мнению многих зрителей, еще не разучились снимать, а актеры не разучились играть, весьма велика.
Метки: статьи мои статьи возвращение к Богу мир культурный код Игоря Попова журналистика эпиграф книжные обзоры реценции |