Чистый понедельник - народное название первого дня первой недели Великого Поста. Говорили, что в этот день "ничто нечистое не должно ни входить в уста, ни выходить из уст".
Основное церковное значение этого дня - это приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг. Предписывалось "сухоястие": не варили ничего горячего, употребляя только тертый хрен с квасом и солью. Встречаясь, крестьяне поздравляли друг друга с началом Поста: "Здорово заговелись на хрен, на редьку, на белую капусту". Художник Алексей Иванович Корзухин
Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела.Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста.
Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, "очищали" посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая "постные" горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года. Кое-где обязательно мыли также кадушку из-под питьевой воды, наполняя ее чистой ключевой или речной водой.Остатки скоромной пищи сушили, оставляя их до Пасхи в погребе, зарывая в закромах в пшеницу, или скармливали скоту и курам.
Чтобы очиститься от съеденной скоромной пищи, существовал обычай "прополоскать зубы" водкой, которого чаще придерживались мужчины. Говорили: "У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть". В некоторых местах пожилые хозяева справляли так называемое "похмелье", в ходе которого напивались, веселились и "пропивали" своих детей, то есть договаривались о свадьбах.
В понедельник в некоторых местах парнями устраивались кулачные бои, которые также должны были способствовать "очищению" от скоромного, их называли "блины вытрясать" или "выколачивать лепешки".
Эти мероприятия были тесно связаны с предшествующим периодом, в народе их называли "тужилки по Масленице", т.е. сожаление о прошедшей Масленице, а по сути они были ее продолжением и завершением.
Особенное пограничное значение Чистого понедельника, отделявшего период мясоеда от безвременья поста, видно из следующего обычая. Во Владимирской губ. с вечера Прощенного воскресенья зеркала в домах завешивались, закрывались платком, подобно тому, как если бы в доме находился покойник.Крестьяне говорили: "Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, все одно, что поглядеть на покойника". Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования.
Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.
Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели.
Особенно важными в народе считались начало, середина и конец поста (первая, четвертая и седьмая недели). Начало тяготело к Масленице и было связано с идеей очищения от масленичного разгула. Середина отмечалась как приближение Пасхи. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха.
На время Великого Поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева.
Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе.
В жизни русской деревни Великий Пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. У старообрядцев Сибири на поминальный стол ставили не более трех блюд, в том числе оладьи, при приготовлении которых сковороду мазали не маслом, а огарком свечи.
Регламентировалась жизнь каждой крестьянской семьи. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного - мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. - не давали даже маленьким детям и больным. В некоторых старообрядческих селах в дни Великого Поста матери уменьшали дозу кормления грудных детей, подкармливая их постной "жеванкой" или "тюрей" - разжеванным хлебом.
Повсеместно крестьяне верили, что грех за употребление скоромного - молока - ложится не на младенца, а на его мать, поэтому крестьянки старались кормить ребенка грудью не более пяти - шести постов. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т.д., при этом наиболее верующие ели только два раза в день, а по средам, пятницам и на последней неделе поста - один раз, и то, только хлеб с водой.Во многих местах в течение всего поста или в наиболее чтимые его дни запрещалось есть растительное масло, а старообрядцы также считали грехом употребление чая и сахара.
Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или малоумные дети.
За соблюдением запрета следили священники, часто налагавшие епитимью на того хозяина, в чьей семье в начале зимы появлялся на свет ребенок, зачатие которого, за вычетом девять месяцев из даты рождения, приходилось на период Поста.
Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди, но, зачастую, крестьяне исповедовались в течение поста только два раза: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной.
Особенно тщательное соблюдение таких церковных предписаний постного времени, как покаяние, забота о душе, хождение на богомолье к святым местам, долгие молитвы и особенно строгий пост, приходилось на долю стариков, по своему статусу приближенных к Богу, ожидавших скорого свидания с Ним после смерти, и людей "заветнувшихся", т.е. давших обет по случаю какой-нибудь болезни или несчастья.
Великий Пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ - сева и пахоты. С началом поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год.
Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.п. Первая неделя Поста называется неделей Православия. На протяжении ее верующие строгим постом, посещением церковных служб и сосредоточением в молитвах подготавливают себя к исповеди и причастию. С понедельника и последующие четыре дня в церкви читается покаянный канон Андрея Критского, состоящий из длинных покаянных стихов, на каждый из которых поется: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" (мефимоны).
До революции в городах на первой неделе школьники не учились, посещая каждый день церковь. Многие крестьяне в начале поста отправлялись на богомолье к святым местам. В пятницу первой недели на литургии после заамвонной молитвы священником благословлялось "коливо" - кушание из риса с сахаром и сладкими фруктами.
Это делалось, по церковному поверию, в память св. великомученника Феодора Тирона, который, явившись во сне константинопольскому епископу, предостерег христиан от вкушения в этот день пищи, окропленной по повелению императора Юлиана Богоотступника идоложертвенной кровью.
В этот день крестьяне южнорусских губерний освящали в церкви мед -"кутью", а в субботу пекли блины и ели их с освященным медом и маслом. Кутья и блины являются поминальным блюдом (в церкви субботы первых четырех неделей Великого Поста считаются днями поминовения умерших) и в тоже время были последним отголоском прошедшей Масленицы. В первой половине 19 в. в Туле в конце первой недели устраивались кулачные бои, которые были запрещены специальным повелением губернатора, в конце века на их место заступили первые весенние гусиные и собачьи бой.
В воскресенье, которое называется Феодоровым (в память Феодора Тирона) и "Соборным", в церквях отмечается "торжество православия" (давшее название всей неделе).
Порядок богослужения (чин) торжества православия был узаконен в Византии в IX в. в честь победы над иконоборческой ересью и восстановления почитания святых икон. Русская православная церковь праздновала Соборное воскресенье как победу слова Христова и утверждение христианства среди славян.
Перед литургией устраивался специальный молебен об обращении всех отступивших от православия и соблюдении в нем всех верующих, а также провозглашалась анафема (отлучение от церкви) врагам православия; в завершение священнослужители и верующие молились о здравии царской фамилии и всех живых христиан и об упокоении и вечной памяти всех умерших.
До революции для совершения этого молебна все духовенство города собиралось в главный собор. По народной этимологии, от этого воскресенье и получило название "Соборное" или "Сборное".
В Московской губ. его отмечали еще и тем, что выпекали особый "сборный" хлеб, смешивая ржаную, овсяную и ячменную муку.
В 17 в. в Москве при исполнении богослужения Торжества православия совершался перенос наиболее почитаемых икон из всех церквей и монастырей столицы в Успенский собор. На Соборной площади Кремля собиралось все высшее духовенство. Тем временем царь в сопровождении бояр обходил с крестным ходом все кремлевские церкви и соборы. Когда процессия приближалась к Успенскому собору, царю навстречу выходил патриарх, благословлявший пришедших и приглашавший их в собор.
Хор начинал петь "многие лета" царю, на колокольне Ивана Великого ударял колокол, все церкви Москвы отвечали ему перезвоном, заслышав которой многочисленные крестные ходы из кремлевских храмов начинали стекаться к Успенскому собору. Чин православия служил сам патриарх.
Во время службы, при упоминании имени того или иного святого, икону с его изображением выносили из алтаря и подносили для целования патриарху и царю. В завершение службы патриарх выходил к западным дверям собора, где священнослужители из других церквей с иконами в руках выстраивались в кругу. Патриарх кадил иконы и целовал каждую их них, после чего святыни разносили по церквям. В этот же день иконы омывали святой водой и губкой и возлагали на них чистые "одежды" - полотенца.
Данный богослужебный чин был известен на Руси с XI в., в царствование Петра I он был значительно урезан и упрощен, а в 1767 году его окончательно отменили, заменив молебном, описанным выше. Вторая и третья неделя не считались особенно важными и не были отмечены обрядами, третья даже называлась в народе "Безымянной" (по церковному календарю она начинается с воскресенья св. Григория Паламы).
В субботы, приходящиеся на 2, 3 и 4 неделе, признавались церковью как родительские, предназначенные для поминовения умерших.
Пятница на третьей неделе в некоторых места получила название "обжорной": в Буйском уезде Костромской губернии зять в этот день приглашал тестя с тещей на угощение: кисель с конопляным маслом.
На четвертую неделю приходится середина сорокадневного поста, что предопределило ее особое значение. В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через царские врата выносят запрестольный крест. Его кладут на аналой посреди церкви и оставляют лежать до пятницы для поклонения верующих.
Поэтому неделя называлась "Крестопоклонной". Данное действие совершается, как его поясняет церковь, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. Так как середина Великого Поста приходится на среду, народ дал ей и другое название четвертой неделе - "Средокрестная". Пятая неделя - Похвальная. В четверг в церкви на утрене совершается так называемое стояние в честь св. Марии Египетской: прочитывается весь покаянный канон св. Андрея Крицкого и канон в честь св. преподобной Марии Египетской, которая была раскаявшейся великой грешницей.
Делается это для того, чтобы указать грешникам пример покаяния. В субботу этой недели церковью установлено моление к Пресвятой Богородице, называемое акафистом или похвалою, от которого неделя и получила свое название. Похвала была установлена византийской церковью в благодарность Богородице за неоднократное спасение ею Константинополя от врагов (первое из которых состоялось на пятой неделе Поста).
Кроме того, назначение акафиста в утверждении надежды кающихся на небесную Заступницу, Пресвятую Богородицу.
Народная этимология связывала название недели - "похвальная" - с явлениями совершенно другого порядка. Пятая неделя поста совпадала с началом весны, признаки и проявления которой зорко подмечали крестьяне и говорили: "На похвальной неделе сорока яйцом похваляется". Шестая неделя, Неделя ваий или Вербная, в пятницу которой заканчивается Четыредесятница, предшествовала празднику Вход Господен в Иерусалим, название неделе дал обычай в этот день освящать в церкви ветки вербы (см. Вербное воскресенье).
Седьмая неделя Великого Поста называется Страстной, и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия ; следующее за ней воскресенье - Пасха. Религия История