Древняя письменность острова Пасхи - Кохау ронго-ронго |
Вокруг острова — необъятные просторы неба и океана, царит полный покой и тишина. Живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами понимания.
Кэтрин Раутледж
Письменность — одно из величайших изобретений человечества. Более того, изобретение письменности было тем великим шагом, который позволил человечеству совершить переход от варварства к цивилизации. В тот миг, когда впервые было высечено на камне имя вождя или бога или название племени — мы никогда не узнаем точно, что именно, — в тот миг началась история.
Остров Пасхи известен миру, главным образом, благодаря моаи, огромным каменным идолам. Кто их воздвиг и зачем - неизвестно. Но есть у острова еще одна интригующая загадка - это древняя письменность кохау ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, - крылатые люди, странные двуногие существа, лодки, лягушки, спирали и многое другое - вызывают удивление ученых.
В1770 году к берегам острова подошли два корабля - "Сан Лоренцо" и "Сайта Розалия" под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо. Заброшенный клочок земли решили присоединить к владениям испанской короны. Когда же был составлен акт о присоединении острова (поначалу он именовался Сан-Карлсю, в честь короля Испании) вожди местных племен под текстом, подписанным капитаном Гонсалесом, поставили и свои подписи. Они тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или как рисунки на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?!
Текст начинается в нижнем левом углу дощечки, и знаки идут сплошной чередой слева направо. Дойдя до конца дощечки, резчик переворачивал ее вверх ногами и продолжал вырезать знаки - также слева направо. Такая система записи называется перевернутый бустрофедон.
Сейчас в музеях мира сохранилось 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками. В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) хранятся две такие дощечки. Первую H.H. Миклухо-Маклай получил в подарок от епископа Тепано Жоссана в июле 1871 года, когда русский корабль "Витязь" находился у берегов Таити. Ученые по сей день ведут споры о сути этого загадочного письма.
Кохау-ронго-ронго, рапануйское письмо) – недешифрованное иероглифическое письмо, очевидно слогового характера. Обнаружено в 1722 на о.Пасхи в Тихом океане (с 1888 принадлежит Чили. Исследователь Т. Бартель насчитал 120 основных знаков этого загадочного письма, сочетание которых образуют ок. 2000 иероглифов (И. Федорова – около 800 знаков и их аллографов). Направление строк в ронго-ронго, как и в перуанской килке, придерживается правила зеркального бустрофедона, когда каждая вторая строка пишется в обратном направлении и «вверх ногами». Полное название письма «кохау-ронго-ронго», т.е. «говорящие дощечки» (по-рапануйски rongo – «поучение, указ, послание, заметки»). Оно обслуживало один из полинезийских языков – рапануи.
Рапануйцы писали на листьях банана или дощечках, сделанных обычно из крепкого дерева торомиро. Иероглифы вырезались острым обсидианом или акульим зубом. «Знатоки текстов, записанных на дощечках» назывались «тангата маори ронго-ронго». По-видимому, на о. Пасхи бытовал еще один тип письма – тау. Единственный документ, написанный им – перечень предков Томеника – утрачен. «Тау» значит «год», «летопись».
![]() Пиктограммы. 1-4 – личины Макемаке; 5 – осьминог; 6 – птица; 7 – черепаха |
Впервые ронго-ронго упоминается, когда на остров высадились испанцы. Местные жители под обращением к испанскому королю поставили свои подписи в виде птицы, головы лангуста и различных значков, чем сильно озадачили пришельцев. Епископ Таити Тепано Жосан заинтересовался иероглифами о. Пасхи и составил свод рапануйских знаков. В 19 в. миссионер Э. Эйро обнаружил на острове дощечки с письменами, но он же настоял, чтобы все они были преданы огню. Уцелело лишь немногим более 20 ронго-ронго. После 1862, когда перуанские работорговцы истребили большую часть местных жителей, оригинальная рапануйская культура окончательно потерпела крах.
Патер И. Руссель в 19 в. составил первый словарь рапануйского языка. Ныне на о. Пасхи есть единственная деревня Ханга-Роа на западном берегу. Остров носит и другое название – Рапа-нуи (Большая скала), Мата-ки-те-Ранги (Глаза к небу), Пито-те-Хенуа (Пуп земли), или совсем просто Моту (Остров).
Появление письма у рапануйцев связывается в легендах с именем Марамы, означающим «луну, свет и день». Марама – эпитет общеполинезийского бога Тане (рапануйский Макемаке) – начало всех растений и животных, покровитель всех живых существ и предметов, сделанных из дерева. Он – бог света и жизни, создатель человека и культурный герой. Легенда «Сотворение мира» гласит: «Тьма. Первое дрожание, первое слово, Мать деревьев, соединившись со знаками, Рапануйцы изображали Макемаке в виде антропоморфных личин и морских птиц. Одним из его воплощений («ата») были череп и крачка манутара. Рапануйское предание рассказывает, что письмо тау родилось из чувства великой вины и страдания. Некий Марама был виновен в смерти соседского сына. В глубоком раскаянии он заболел и перед смертью попросил своего брата вырезать на дощечках текст: «Как камень, скатывающийся с высоты Ана-Моа-Таху, так упал и сын Уреа-Реки, 10 лет назад». Это тау стали читать в разных местах острова. (Сравните осетинского Сырдона, который в горе по своему убитому сыну делает первый музыкальный инструмент).
![]()
|
Письмо ронго-ронго было тесно связано с ритуальной практикой устраивать игры «ко-ро» в честь Макемаке, ежегодно проходивших в Оронго. Дощечки с вырезанными на них именами бегунов называли кохау-ранга, дощечки с именами умерших – кохау-о-те-тангата-мате, с именами убитых в битве – кохау-ика. Дощечки с заклинаниями и гимнами в честь бога Макемаке называются кохау-кири-таку-ки-те-атуа. Существовало и уже упоминавшееся упрощенное письмо тау. На дощечках кохау-тау вырезались в честь какого-либо рапануйца сведения о его деяниях. В честь этого героя и устраивались празднества «коро». По мнению специалистов, дидактический текст – песнопение «Хе Тимо» представляет видимо своеобразный алфавит прочтения рапануйских иероглифов. Хейердал и Фердон считают, что рапануйское письмо было привнесено откуда-то извне, например, из империи инков. Б. Кудрявцев обнаружил повторение групп знаков на отдельных дощечках.
![]() Моаи |
Есть гипотезы о родстве ронго-ронго древнекитайским иероглифам или иероглифов Хараппы. Российская исследовательница И. Федорова полагает, что это письмо автохтонное и возникло на базе островной пиктографии (см. пиктограммы, представленные выше). По ее мнению, ронго-ронго – иероглифика с «двойным дном», которая создана с учетом игры омонимов. Ею даже предложен такой термин, как «омографическая иероглифика», когда большинство знаков передает не тот предмет, который изображен рисунком, а его омоним, обозначающий совершенно иной объект. Например, знак, изображающий рыбу (ika), передает название растения, которое также называется. Знак неба (rangi) обозначает и сорт сахарного тростника. Сами иероглифы передают магические формулы, способствующих плодородию.
Существует теория М. Брауна, открывшего письмо олеаи, о затонувшем в Тихом океане континенте – Пацифиде, или Mу, где якобы существовала высокая цивилизация. Удивительная культура Рапануи – всего лишь звено в цепи океанийской цивилизации. Так, на островах Тубуаи во Французской Полинезии, на о. Раиваваэ обнаруженные каменные скульптуры, напоминающие знаменитые моаи с о. Пасхи. А на о. Рапа было распространено строительство крепостей и укреплений. Мифологические тексты содержат ссылки на о. Раиатеа - «Ватикан полинезийцев».
![]() Подпись вождей о.Пасхи под договором с европейцами. |
Остров Пасхи был заселен в 5 в. Первый король Хоту Матуа приплыл из жарких стран. История острова по Хейердалу состоит из трех этапов: раннего (5 в. – 1100), когда воздвигаются каменные статуи и культовые сооружения; среднего (1100-1680), когда возводятся каменные площадки «аху» с гигантскими изваяниями, происходит вытеснение культа солнца птичьим культом; поздний (1680-1868), когда произошла катастрофа – длинноухие напали на корот-коухих.
С 19 в. рапануйский язык обслуживается латинским алфавитом (5 гласных и 11 согласных), разработанным миссионерами. Есть слова, состоящие только из гласных (оооа – «петух»). Родство рапануйско языка полинезийским окончательно доказан, хотя Т. Хейердал отмечал некие субстратные пласты (например, существование двух систем числительных). В настоящее время рапануйцы ассимилируются чилийцами. В доколониальный период полинезийцы островов Таити, Гавайи, Самоа создали раннегосударственные образования. Ныне свою государственность имеют Самоа, Тонга и Тувалу. Патер Жосан составил каталог рапануйских знаков (позже изучением иероглифов занимались К. Скорсби-Раутледж, У. Томпсон, Т. Бартель). Их толкование он обосновывал со слов самих обитателей о.Пасхи. Вместе с тем, его интерпретация скорее описательная и не дает истинного ключа к пиктограммам.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |