Диорама Последний бой Святослава |
Первая диорама была сооружена в 1822 году в Париже французским художником, изобретателем фотографии Луи Жаком Дагером и его товарищем-коллегой Шарлем Бутоном. 22 х 14 метров панорама, оснащенная мудреными механизмами, игрой света и зеркалами, каждые 15 минут меняла сюжет: то перед изумленной публикой открывался захватывающий вид величавых гор, то древние развалины готических замков...
Позже немецкий декоратор Грониус установил диораму в Берлине. В 1851 она была перевезена в Петербург, где получила известность под названием «Палермо». Посетители входили внутрь круглого здания и поднимались по лестнице в павильон, из которого можно было наблюдать окрестности главного города итальянского региона Сицилия. Усилению иллюзии способствовала виднеющаяся вдали колокольня. При наступлении сумеречного освещения она начинала звонить, призывая к вечернему молебну.
Одна из крупнейших в мире диорам «Битва за Днепр в районе Войсковое — Вовниге в 1943 г.» находится в Украине, в Днепропетровске (открыта в 1975 году к 30-летию Победы в Отечественной войне). Масштабные панорамные картины есть и в Запорожье: четыре в Музее истории запорожского казачества и столько же в краеведческом музее.
Диорама из Музея истории Запорожского казачества
"Последний бой Святослава". Автор - Николай Овечкин
Бой возле "Чорной скели"
Не менее показательной и реалистичной является батальная диорама «Последний бой Святослава над Днепровскими порогами в 972 году» (длина 26, 5 м, высота 7, 7 м, глубина предметного план 6, 8 м). Прелюдия ее написания такова: во второй половине X века с 945 по 972 гг.
Киевской Русью правил Святослав, единственный наследник великого князя Игоря и дочери варяга Ольги.
Волхв как будто говорит: "Чем же тебе помочь, княже?"
Он прослыл храбрым и талантливым полководцем, но вскоре после провального похода на Византию был убит печенежским ханом Курей у Днепровских порогов. Именно это роковое для Святослава Игоревича и всей его дружины утро запечатлел Николай Овечкин — предводитель печенегов властным движением руки посылает в бой конные загоны своих молодцев. Согласно преданию, Куря приказал изготовить из черепа побежденного князя кубок, окованный золотом-серебром, и пил из него вместе с женой вино, надеясь таким образом перенять силу и мужество русского полководца.
Неравный бой
За основу создания диорамы автор взял одноименный роман Семена Скляренко, где рассказывается, что Святослав погиб на острове Хортица. На сегодняшний день существует восемь возможных мест его гибели. Некоторые исследователи предполагают, что битва могла произойти на месте нынешней ул. Матросова, где был найден вознесеновский клад. На это указывает серебряный орел весом 1200 граммов, обнаруженный среди многочисленных драгоценных украшений.
Волхв с мечём возле пронзённого стрелой чура, возможно защищал
Помимо кровавой резни на диораме изображен языческий идол, пронзенный стрелой, и седовласый бородатый волхв. Под ногами бьющихся на смерть воинов разбросаны мечи, седла, копья, щиты... Когда смотришь на эти предметы, в жизни не скажешь, что они поддельные.
Интересный момент — для того чтобы показать полузатушенный костер, художник использовал разбитые елочные игрушки красного цвета. Свет направленного прожектора создает впечатление тлеющих огоньков.
К сожалению, в помещении, в котором установлен «Последний бой Святослава», повышенная влажность и как минимум лет 10 проблемы с крышей. Неоднократно случались беды, когда дождь просачивался внутрь и лил прямо на музейные экспонаты. Несмотря на то, что время от времени полотно обрабатывается противогрибковыми средствами, на нем начали появляться вертикальные полосы.
По словам старшего научного сотрудника Музея истории запорожского казачества Елены Кравцовой, цельнотканые диорамные холсты раньше заказывали на российской фабрике в Иваново и везли спецмашинами. Сейчас производство там заглохло и полотно можно достать разве что в Италии за несколько сотен евро.
Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Его правление Киевской землей хорошо запомнилось на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое . Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод :"Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!".
Супостат хан Куря
Вот как описал очевидец Лев Диакон грозного русского воина:
"Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".
Рубрики: | БОГ: РАЗУМ-ЖИЗНЬ-ВСЕЛЕННАЯ ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ ОПЫТ: ПОЗНАЁМ всем естеством All Internet ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: ДУХ - ДУША - ТЕЛО AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |