В выходные посмотрел «Мои черничные ночи», «Нефть» и «Скафандр и бабочка».
«Мои черничные ночи» ****
Явно не «Любовное настроение» и даже не «2046», но фильм оставил очень приятное, очень милое, очень трогательное и очень сентиментальное впечатление, что после просмотра пошел в свое любимое «Шоколадное ателье», чтобы заказать пусть не черничный, но все же пирог – калифорнийский «cheese cake». Мне показалось, что по сравнению с предыдущими работами Вонга Кар Вая, в «Черничных ночах» диалогов и монологов стало больше. Это чуть-чуть испортило, т.к. Кар Вай всегда здорово умел передавать смысл происходящего и без лишних слов. Однако осталась гениальная музыка, под которую хочется и грустить, и тосковать, и радоваться. Так же, как и остался фантастический по своей атмосфере город с его неоновыми освещениями, многочисленными ночными кафешками, ресторанами и клубами.
«Нефть» ****
Фильм, безусловно, выдающийся, но однозначно понравился меньше, чем «Магнолия» и «Ночи в стиле буги». Для меня «Ночи» вообще фильм культовый. Фильм моей молодости, который я смотрел лишь однажды и которого боюсь пересматривать, чтобы не разочароваться. Говорят, Том Круз про него сказал, что это лучший фильм своего года. Мы не знаем, искренне он это или нет, но мы точно знаем, что в следующем фильме Андерсона «Магнолия» он сыграл одну из главных ролей. Фильм «Магнолия», по-моему, как блестящий, так и гениальный. Кроме Андерсона, наверное, никто бы не смог так показать современный американский «middle-class», столь одержимый многочисленными психологическими и человеческими проблемами. Очень сложно высказать какую-то конкретику, но, мне показалось, переход от прекрасной «Магнолии» к капиталистической «Нефти» с намерениями ставить вопросы о финансовых завоеваниях Андерсону как раз удался не так хорошо. Конечно, Дей-Льюис, завоевал «Оскара» вполне заслуженно и справедливо, хотя и считаю, что он ничего выдающегося, кроме многозначительных прищуриваний в крупном плане, не демонстрирует.
«Скафандр и бабочка» *****
История парализованного инсультом человека, наморгавшего своим левым глазом целую книгу, цепляет заживо. Да так, что потом долго не можешь от нее отойти. После просмотра в голове лишь раз за разом повторяется разученный наизусть в течение фильма французский алфавит. Кино невероятное, кино сложное, кино эмоциональное и кино ироничное. Когда то ли логопед, то ли медсестра по имени Мари пытается парализованного Жана-Доминика Бобби научить «глотать и работать языком», вместо того, чтобы смеяться со всем залом, без остановки рыдаешь, рыдаешь и рыдаешь…
P.S. Не знаю, намеренность ли это или случайность, но в воскресенье по «Культуре» в рубрике «Культ кино» показали «Море внутри» Алехандро Аменабара с Хавьером Бардемом в главной роли. Хотя, конечно же, это случайность:
- Во-первых, Разлогов не упомянул ни слова о «Скафандре».
- Во-вторых, наверняка он решил показать фильм в связи с вручением Бардему «Оскара» за роль второго плана.
Повествуемая в фильме история чем-то очень схожа со «Скафандром». Так же красива и так же трагична.
В «Шоколадном ателье» всего три маленьких столика, а поместиться там могут максимум 10 человек. Зато столешницы у них очень симпатичные, особенно, с Пенелопой Крус