Умные помалкивают...Умные здороваются первыми...Умные не ввязываются в драку...Умные уступают дорогу...А потом жалуются:- Почему нами правят одни ДУРАКИ ?
Счастливый монах |
Метки: проза |
воспаление хитрости |
Метки: стихи |
Как сновидение.... |

Метки: проза |
ЗАГАДКА |

Метки: проза |
И рыбку съесть,и ....... |
"...пока в Киеве не постановят, от кого древние греки произошли: вiд хохлiв чи вiд москалiв..."
– А. Лазарчук, М. Успенский, "Посмотри в глаза чудовищ" Исторически корректная версия поговорки утверждает, что в случае погони за двумя зайцами ни одного поймать не удастся. Версия более современная и, пожалуй, в каком-то смысле более жизненная, сообщает, что в таком случае можно от обоих зайцев больно получить. Народ, как известно, мудр; соответственно, дело погони за парой зайцев одновременно лишено всякого смысла. Но именно этим и занимается Украина, причём весьма целеустремлённо. И – уже реализует соответствующие риски. Начиналось всё ещё до 1991 года. Советский Союз разваливался по швам. Некогда единое государство расползалось по национальным республикам. Существенную роль в этом процесса играла позиция элиты УССР – второй, после РСФСР, республики Союза. Тогдашние сторонники отделения – Народный Рух Украины – активно распространяли листовки, в которых утверждалось, что Украина – европейская держава по возможностям, но колонизованная территория по реальному состоянию. Давались цифры, показывающие первые места в Европе по производству угля, руды, стали, мясомолочной продукции, а также масла и сахара, вкупе с гораздо меньшими цифрами по потреблению, и задавались соответствующие риторические вопросы. Надежд было полно. На выборах президента в декабре 1991 года представитель Руха Вячеслав Черновол занял 2 место. Однако с обретением вожделенной независимости ситуация в экономике не стала лучше. Что, вообще-то, вполне понятно – экономика СССР представляла из себя достаточно закрытый воспроизводственный контур, и роль Украины в рамках его была именно в поставках продовольствия и сырья, а также в производстве изделий из металла и в химической промышленности. Но с распадом Союза разрушились привычные производственные цепочки, нарушился доступ к привычным рынкам сбыта. Люди выживали как могли; для многих было спасением отправиться на отхожий промысел в Россию, которая, вот удивительно, не загнулась без украинской продукции. Тогдашняя экономическая ситуация нашла своё отражение и в бизнес-понятиях: здесь можно вспомнить имевшую активное вербальное использование в 1995-1997 гг. денежную единицу "хохол", эквивалентную $100. Опять же, память подсказывает историю про украинские крики - мол, закроем вам экспорт сахара, вы ужо взвоете; Россия тогда преспокойно решила проблему, договорившись с кубинскими производителями. В нулевые годы ситуация значительно улучшилась. Связано это было с тем, что мировая экономика вышла на траекторию роста, сами же граждане и предприятия осознали ценность рынков сбыта, наладили новые производственные цепочки, в общем, научились жить при капитализме. Вновь ожила риторика независимости и евроинтеграции, затихшая было во второй половине 90х на фоне экономических сложностей. Привело это к известным событиям вокруг президентских выборов конца 2004 года, в результате которых, главой страны стал ориентированный на Запад Виктор Ющенко. Тем временем менялась ситуация и в России. Владимир Путин к этому моменту уже 4 года был главой государства. Решив сугубо тактические вопросы (как он их понимал), он перешёл к вопросам стратегическим. И здесь для него на первое место встала реинтеграция евразийского пространства вокруг России; Путин считал и считает поныне, что распад СССР был главной геополитической катастрофой XX века, и для него своего рода реинкарнация Союза является своего рода ide fixe. Соответственно, для него, уже начавшего такую реинтеграцию, переориентация Украины на Запад была крайне неприятна, особенно на фоне тамошних народных волнений "оранжевой революции". Отношения между странами испортились. Но вместе с тем, богатеющая Россия заняла роль важнейшего рынка сбыта для Украины, с российской же стороны на Украину активно шли инвестиции. Политические неурядицы (в том числе весьма опасные, к примеру, поставка Украиной Грузии ЗРК, которые последняя использовала в Пятидневной войне 2008 года) не мешали экономической интеграции; впрочем, никак нельзя забывать продолжающиеся много лет газовые споры с Украиной – о ценах на газ для этой страны, о ценах на его транзит через украинскую газотранспортную систему и об отборах газа украинской стороной. В 2010 году по итогам выборов Виктора Ющенко сменил Виктор Янукович, почему-то считавшийся пророссийским политиком. Он, однако, никакой однозначно пророссийской политики проводить не стал, продолжая украинскую ориентацию на ЕС и отказываясь от предложений вступить в уже вошедший в активную фазу Таможенный Союз, при этом желая сохранить доступ к рынкам ТС, в первую очередь, к российским, равно как и надеясь на поблажки в газовом вопросе. При этом в экономике страны начались сложности. В первую волну нынешнего кризиса ВВП Украины рухнул на треть в долларовом выражении; надо сказать, что здесь свою роль сыграла девальвация гривны. Затем произошёл отскок, который, однако, с 2012 года вновь сменился спадом. Внешний долг страны стремительно растёт, достигнув $140 млрд., что составляет порядка 80% от ВВП страны. Показатель уже достаточно опасный, особенно на фоне того, что ЗВР Украины шестикратно меньше внешнего долга, а торговый баланс и текущий счёт хронически дефицитны. Отдельно, кстати, стоит отметить результаты обретения независимости. Эту работу проделал украинский портал zn.ua. Согласно их расчётам, с 1990 до 2010 года производство угля на душу населения упало втрое, электроэнергии - на 30%, нефти - вдвое, газа - на 28%, цемента – более чем вдвое, сахара - втрое, масла - впятеро, зерновых - на 16%, мяса – в 30(!!) раз, молока - вдвое. Но зато на 8% выросло производство картофеля. Достижение, безусловно, очень значимое, но всё же, видимо, потерянное двадцатилетие было не только в Японии. Момент истины для Украины наступил весной 2013 года, когда стали известны детали соглашения об ассоциации и о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС; соглашение это достаточно регулярно именуется договором об ассоциативном членстве, хотя базовые документы ЕС не предполагают такой организационной формы в принципе. Предполагается, что договор этот будет подписан в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе. Разумеется, он подаётся как блестящая победа украинской дипломатии и важная веха на пути евроинтеграции в цивилизованное сообщество. Видимо, так же он воспринимается и в Москве, с соответствующим подтекстом касательно ТС – "Украина не намерена интегрироваться в эту нашу структуру". Ответа Москвы следовало ожидать, и вполне вероятно, что нынешняя "торговая война" – он и есть. Возникает презабавная ситуация, которую надо рассматривать с разных сторон. Во-первых, Россия в своём праве. Россия имеет право (и обязанность) досматривать все грузы, прибывающие на территорию страны. То, что этого не делалось ранее, может объясняться сотней причин, и это сейчас не особо интересно; важно то, что такая внезапная игра по правилам очень сильно бьёт по экономике Украины, лишая украинские предприятия рынков сбыта и доходов. При этом в мире сейчас кризис; спрос, который ранее удовлетворялся за счёт украинского производства, немедленно переключится на другие товары, и вернуть затем долю на рынке будет весьма сложно. Во-вторых, недовольство Украины не имеет ровно никакого значения. Мировая экономика и межстрановые взаимоотношения – это место, где по определению никто никому ничего не должен. Где торговые войны, дипломатическое давление и выторговывание преференций – норма поведения. И надо сказать, что Украина это, похоже, понимает – поскольку уровень недовольства не является высоким, отмечаются те политики и официальные лица, которым это положено по должности. С другой стороны, в настоящее время Верховная Рада находится на каникулах; если бы этого не было, реакция Украины была бы гораздо более громкой. В-третьих, я не могу не отметить самого отрадного факта – Москва организует экономическое давление. Иными словами – Россия отстаивает собственные интересы. Время бросать чепчики в воздух? Увы, нет, поскольку причина этого – "загнать Украину в ТС" в рамках безумного и лишённого смысла мегапроекта по реинкарнации покойного Союза, кроме того, никак нельзя отделаться от вопроса "ребята, а где вы были раньше, во время переговоров по вступлению в ВТО?" Также здесь нельзя не отметить, что несмотря на жесточайшее недовольство социума мигрантами из Средней Азии (исключая Казахстан и Туркменистан) и недавних действий власти против нелегальной миграции, ни о каком давлении на эти страны и речи нет, ведь они полностью за реинтеграцию, поскольку им критично нужны российские рынки сбыта и российский рынок труда, ведь без такого доступа эти страны будут взорваны изнутри в течение нескольких месяцев. При этом сами они России не нужны, поскольку ничего из себя как рынки сбыта не представляют, являя собой огромное количество несущего одни лишь проблемы нищего и голодного населения, которое не предъявляет платежеспособного спроса. Я предполагаю, что продавить Украину на отказ от сотрудничества с ЕС и на вступление в ТС не удастся. Если Янукович на это пойдёт, он немедленно превратится в глазах украинского социума в послушного Москве слабака-предателя, с соответствующими имиджевыми и рейтинговыми потерями – а выборы марта 2015 года всё ближе и ближе. При этом на Украине вновь растёт популярность националистически-незалежной идеологии, подобно тому, как это было в начале 1990-х годов и в 2004 году, свидетельством чему является стремительный рост популярности националистической партии "Свобода" и её лидера Олега Тягнибока. Позиция "Свободы" в данном конфликте предсказуема и однозначна: парламентарий от "Свободы" Александр Мирный сказал, что экономика страны только выиграет от "торговой войны" с РФ, поскольку запрет, наложенный Россией на импорт украинских товаров, подтолкнет экономику Украины к модернизации производства и поиску новых рынков (впрочем, говорить легко, но в действительности найти инвестиции для модернизации производств, да ещё и рынки сбыта будет всё же посложнее). В этом случае развитие событий может быть достаточно забавным. До ноября осталось недолго, и даже при полном прекращении экспорта Украина это время вполне проживёт – особенно на фоне весьма вероятных обещаний от власти, что вот мол подпишем соглашение, и наступит у нас тут счастье, будем всё продавать в Европу, а москали пусть делают что хотят. Проблема заключается в том, что, по имеющимся данным, то самое соглашение сходно с соглашением между Россией и ВТО, и сходно оно тем, что представляет из себя многосотстраничный талмуд, который мало кто полностью осилил прочитать и воспринять. А написано там, как сообщают, много прелюбопытного. Так, в приложении к соглашению говорится о "регулировании предельных значений выбросов для существующих заводов". Существуют заводы эти с тех времён, когда экология никого не заботила; последствия предсказуемы. Кроме того, после вступления в силу этого соглашения, Украине запрещено будет экспортировать газ и электроэнергию по ценам выше внутренних. Следовательно, чтобы экспортировать энергетические товары, придется повышать их цены для украинского потребителя. Ужесточение квотирования ждёт и сельскохозяйственную продукцию. Еле живая оборонная промышленность будет вынуждена конкурировать с европейцами, поскольку в тендерах на снабжение силовых структур обязательно будет участие фирм из ЕС. Наконец, любви и счастья добавляет требование переделать всю железнодорожную систему Украины, дабы она стала совместимой с европейской, для чего необходимо будет изменить колею путей с 1520 мм до 1435 мм (всех 30 тыс. км.), с соответствующей модификацией всех 140 тыс. вагонов и 6 тыс. тепловозов, составляющих украинский железнодорожный парк. При этом денег на всё это Европа выделять не намерена. Впрочем, чего это я пугаю всякой ерундой. Нельзя остановить народ на пути к свободе. Україна Переможе! |
Метки: политика |
Сумеречные образы. |

Сказки часто содержат темные, сумеречные темы, они дошли до нас с тех архаичных времен, когда убийство, черная магия и прочие ужасы составляли значительную часть общественной жизни. Изобразительное искусство добавляет реальность и вещественность сказочным и фантастическим персонажам. А цифровая живопись – это вообще мощный инструмент и огромные возможности для воплощения мистических идей. В этом направлении работают многие художники; я предлагаю посмотреть работы одного из них - Том Bagshaw, который известен под ником Mostlywanted. Его талант и мастерство востребованы в моде, рекламе, редакционно-издательской индустрии, и включая таких монстров, как Saatchi & Saatchi, Sony, BBC, Kraft и GQ. Он сделал иллюстрации для Future Publishing, Scholastic и Random House, и это только часть его профессиональной биографии.
Мне нравятся него женские образы, сильные, харизматичные, интригующие. Героини его композиций, в которых обязательно присутствует юмористический элемент.



























Метки: искусство |
7 вещей о российском флаге, о которых вы стеснялись спросить |
http://www.fresher.ru/2013/08/23/7-veshhej-o-rossi...
22 августа Россия отмечает праздник флага. Сегодня русский человек начнёт предаваться размышлениям: «Откуда есть пошел русский триколор?», «Почему мы выбрали знамя «власовцев?». Оставлять эти вопросы без ответа никак нельзя. Придется отвечать.


Каждый гражданин России, имеющий в школьном аттестате по истории твердую «четверку», знает, что российский триколор появился у нас благодаря Петру Великому. Но если вы учились в школе с углубленным изучением истории, или ваш учитель был из вексиллологов, то вы знаете совсем другое – правильное. Первый триколор появился в России раньше, во времена правления первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича.
В 1634 году ко двору Михаила Фёдоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III. Кроме дипломатических вопросов, посольство также решило вопрос о постройке на Волге десяти кораблей для путешествия в Персию. Первый корабль, «Фредерик», был спущен на воду в 1636 году. Срок его корабельной жизни был недолог, но шёл он под голштинским флагом, подозрительно похожим на наш нынешний триколор. Так трёхцветный флаг был явлен взору русского человека, но пока это был не русский флаг, русским (или почти русским) он стал при Алексее Михайловиче.
Алексей Михайлович выбрал этот флаг для первого русского фрегата «Орел». Голландский инженер Давыд Бутлер испросил у царя, какой флаг ставить на корабль. Своего флага у России ещё не было, да и команда фрегата состояла целиком из голландцев, поэтому не долго думая решено было поставить флаг, идентичный голландскому, что, конечно, по меньшей мере странно. Выйти под протестантским флагом в море для тогдашних русских моряков, которые на 80 процентов состояли из поморов, было равносильно тому, если бы они еще взяли на борт эскорт женщин, принесли торжественное жертвоприношение чайки прямо на палубе, установили несколько гробов в трюме и нарушили другие приметы. Вывод отсюда напрашивается один: на «Орле» не было ни одного православного. Хотя, корабль он и есть корабль. Корабельные флаги раньше были полной формальностью, их меняли перед заходами в порты, торговлю нельзя было подвергать угрозе. В общем и целом, триколор впервые появился на русском корабле по случайности, доходящей до абсурда.
Появление триколора при Петре тоже нельзя объяснить мудростью выбора правителя. Просто он очень любил Голландию. Настолько сильно, что многие придворные после возвращения Петра I из великого посольства подумали, что его подменили. В Роттердаме Петра ждал построенный по заказу Петра фрегат с голландским флагом. Он настолько понравился Петру, что тот решил не менять и стяг.
Три цвета на российском флаге связано с геральдической модой, идущей ещё от меровингов. На знамени франкского короля Хлодвига было три жабы, обозначающие трёх матерей, три расовых типа, три психологических модели мировоззрения: Фрейю, Лиду и Финду. Позже жабы были заменены лилиями, символизирующими сначала Деву Марию, а затем Святую троицу. Единого значения символики цветов российского флага не существует. Каждый волен верить в то, во что ему захочется, но показательно, что расцветка российского флага могла бы быть и другой. Изначально флаг голландцев был не красно-сине-белым, вместо красного цвета был оранжевый. Сменить оранжевый цвет на красный голландцев побудила, по официальной версии, революция, по бытовой – то, что оранжевый цвет, выцветая, приобретал совсем уж интересные тона, вплоть до зелёного, и флаг был похож на популярный сегодня в определённых кругах «радужный флаг». Хотим ли мы такого флага?
На этот вопрос ответ однозначен: была. И не одна. И не две. Гораздо больше.
Во-первых, русскими флагами могут считаться боевые знамёна времён Ивана Грозного. Они были традиционного красного цвета с образом Христа. В 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.
Альтернативой триколору мог стать и Андреевский флаг – белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. На косом кресте распяли апостола Андрея Первозванного. По этой причине у христиан косой крест связывается с именем этого апостола. Андрей Первозванный в своих странствиях достиг берегов Чёрного моря и крестил древних русов. На Руси гордились тем, что начало русского христианства связано с деяниями самого первого из учеников Христа. После этой перемены русский флот начал одерживать решительные победы в морских сражениях.

Сегодняшним флагом России мог стать и флаг Алексея Михайловича, первый русский флаг. Он был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры — Православия.

Наконец, после развала Союза, как признак того, что мы в очередной раз отреклись от старого мира (на этот раз — от мира мечты в развитой социализм), мог стать флагом России — флаг династии Романовых (черно-желто-белый). Впервые он начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как «гербовый» флаг. Разработчиком флага явился вероятно Б.Кене. Чёрно-жёлто-белое знамя основано на русской геральдической традиции. Его чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет св. Георгия.

Были в России и другие флаги. Выбор именно триколора связан с очередным фарсом истории, но об этом — позже.
Официально существует три версии того, из-за чего»наши цвета» присутствуют и на флагах других народов, участвовавших в середине XIX века в панславянском съезде. Две из них абсурдные, одна — истинная. По первой версии — цвета заимствованы не с российского торгового флага, а с флага Франции, и олицетворяют они, соответственно, свободу, равенство и братство. Конечно, это не так. Николай I, имеющий об этих трёх ценностях своё представление (в корне отличное от идеалов французской революции) вряд ли бы допустил такой генезис. Вторая версия и того слабее: цвета эти достались панславянам от герцогства Крайна, которое по площади с три Москвы. Наконец, главная версия — это «русский генезис». Спонсорство и поддержка со стороны России — основная причина триколора в национальных флагах славянских народов.
Оно его фактически и не выбирало. Оно его просто не меняло. На Юридическом совещании в апреле 1917 года флаг было решено оставить в качестве национального. На майском заседании Временного правительства вопрос о флаге был отложен «до разрешения Учредительным собранием». По факту, триколор оставался национальным флагом до Октябрьской революции, юридически — до 13 апреля 1918 года. когда было принято решение об установлении флага РСФСР. В период Гражданской войны триколор был флагом Белых, Советская армия сражалась под красным флагом.

РОА и РННА состояли, по большему счёту, из белоэмигрантов. Совсем не удивительно, что именно флаг царской России был использован Власовым. Для борьбы со сталинизмом и большевизмом (именно так Власов оправдывал своё предательство) лучшего флага было просто не сыскать. Триколор даже участвовал в параде РОА в Пскове 22 июня 1943 года.

Первым, кто после Власова использовал триколор был Гарри Каспаров. Во время матча на первенство мира с Анатолием Карповым (который играл под советским флагом), Каспаров выступил под красно-бело-синим флагом. Шла перестройка и Гарри Кимович, очевидно, чувствовал, откуда и куда дует ветер. Тот матч Каспаров, кстати, выиграл. Через год выиграл и флаг. На путч (случайность, наверное), пришли люди с красно-бело-синими флагами. Ветераны, которых 20 лет назад было гораздо больше, и которые тоже были в толпе у Дома Советов испытали недоумение: они помнили историю полувековой давности. Один из флагов оказался на танке с Борисом Николаевичем. Интересно, что мемориал Ельцина на Новодевичьем кладбище представляет из себя огромный триколор. Флаг, который вернулся с путчем 1991 года.
Метки: интересно россия |
СЦИЛЛА И ХАРИБДА, или ИСТОРИЯ ЛЮБВИ |
Метки: стихи |
просто-просто)))) |
Метки: проза |
Стерпевшееся |
Метки: стихи |
Иллюзия обладания |
Метки: стихи |
ПРОЧНЕЕ ТОЛЕДСКОЙ СТАЛИ |

Метки: проза |
Мужчина и озеро судьбы |
Метки: проза |
Тебе |
Метки: стихи |
Дегенерат-шоу от nexex-tv или победные сводки питерских чиновников |
Метки: мигранты едорасты |
Конец эпохи невинности |

Религия — тема скользкая. На Западе для религиозной веры сегодня нет убедительных оправданий — если не считать ими невежество, реакционность и сентиментальность. К Востоку это не относится: мы признаем, что во многих крупных странах религиозные убеждения определяют суть почти каждого человека. И мы согласны, что вера — это всемирно-историческая сила. Мы также видим, что во всех религиях существуют свои террористы — христианские, индуистские, даже буддийские. Но эти религии нас не слишком беспокоят. Нас беспокоит ислам.
Хочу, чтобы меня поняли правильно. Мы уважаем пророка Мухаммеда, эту блестящую историческую личность, которая соединяет в себе революционера, воина и правителя. Это и Христос, и Цезарь «с Кораном в одной руке и с мечом в другой», как писал о нем Уолтер Баджот (британский экономист XIX века.). Мы уважаем Мухаммеда. Но мы не уважаем Мухаммеда Атту (лидер террористической атаки 11 сентября 2001 года.). Мы уважаем ислам. Но исламизм? Трудно уважать духовную силу, призывающую к нашему уничтожению.
Наша сегодняшняя реальность — невероятна и непредставима еще в конце 1990-х годов. Это было время, когда Америка могла позволить себе роскошь целый год заниматься Моникой Левински. Теперь нам кажется, что Моника с Биллом жили в эпоху невинности. С тех пор мир потерпел моральное крушение, сопоставимое по духовным последствиям с Великой депрессией 1930-х. Со стороны Запада — колоссальная сдача позиций, усовершенствованная техника допроса, Гуантанамо, Абу Грейб, две войны, десятки тысяч трупов. Все это надо трезво сопоставить с достижениями противостоящей идеологии. Мне придется еще раз сказать то, что не очень хорошо усвоено: самые фанатичные исламисты хотят уничтожить всех и каждого, кроме самих фанатичных исламистов, при этом любой моджахед считает необходимым избавиться от всех немусульман — либо обратить в свою веру, либо убить.
Исламисты убеждены, что всякому, кто ради «общего дела», разорвет себя бомбой на куски, уготован рай. Сэм Харрис в книге «Конец веры: религия, террор и будущность разума» подчеркивает полноту и быстроту «спасения», которое обеспечивает себе террорист-самоубийца. «Мученичество — единственный способ для мусульманина избежать сурового разбирательства, которое предстоит в День Суда, и проследовать прямо на небеса. Вместо того чтобы столетиями гнить в земле, ожидая допроса, который будут вести гневные ангелы, мученик мгновенно возносится в сад Аллаха...». Помимо девственниц, «подобных жемчугу хранимому», Коран обещает террористу-смертнику вино «из текущего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением», а также райское бессмертие его родственникам. И это не единственное его благодеяние для клана, который мог до недавнего времени рассчитывать на вознаграждение в 20 000 долларов из Ирака плюс 5000 из Саудовской Аравии.
Терроризм смертников — поразительно чуждое нам явление, чуждое настолько, что западное общественное мнение оказалось неспособно рационально на него отреагировать. Естественно, мало кому хочется подвергать критическому анализу набожность палестинской матери, которая, вырастив одного террориста-смертника, выразила желание, чтобы ее младший сын пошел по стопам брата. Но пора по крайней мере перестать с уважением относиться к ее «гневу». Пора удивиться силе глубоко укоренившейся и яростной идеологии, силе патологического культа смерти.
О самодостаточности или крайнем нелюбопытстве исламской культуры говорили многие. Исламские державы позднего средневековья едва замечали существование Запада, пока они не начали проигрывать ему сражения. Традиция интеллектуальной автаркии была настолько прочной, что ислам оставался безразличен даже к легкодоступным и явно полезным новшествам, в том числе, что невероятно, к колесу. Но ислам оказался-таки восприимчив к европейскому влиянию — к влиянию Гитлера и Сталина. Черты сходства между исламизмом и тоталитарными культами прошлого столетия увидеть нетрудно. Антисемитские, антилиберальные, антииндивидуалистические, антидемократические и, самое главное, антирациональные, эти культы тоже были культами смерти, которая служила для них движущей силой и топливом. Главное различие — в том, что рай, который нацисты и большевики хотели сотворить, был земным, и почву для него должны были удобрить миллионы трупов. Смерть для них все-таки была смертью. Для исламистов смерть — это желанная цель и святыня; смерть — это начало.
Взрывы смертников — это больше чем терроризм. Это хорроризм (от англ. horror — «ужас».). Это предельное зло. Террорист-смертник разжигает ожесточение против людей и в своих потенциальных жертвах. Вспомним поразительно скорую расправу с бразильцем де Менезишем в Лондоне. Или панику на мосту в Багдаде 31 августа 2005 года, спровоцированную ложным слухом. Это и есть плоды сверхтеррора: стоит шепнуть несколько слов, и тысяча человек гибнет в давке.
В июле 2005 года я летел из Монтевидео в Нью-Йорк с моей шестилетней дочерью и ее восьмилетней сестрой. Теперь я знаю, что шестилетние девочки могут выглядеть подозрительно, но к моей младшей дочери это не относится. Тем не менее я полчаса ждал, пока сотрудник службы безопасности методично обыскивал ее рюкзачок, разглядывая каждый цветной мелок, прощупывая игрушечного утенка.
Хорошо бы найти более точное слово, чем «скука», для того обессиливающего оцепенения, которое меня охватило.
Мы с дочерьми благополучно прибыли в Нью-Йорк. Там на некоторых станциях метро в порядке борьбы с терроризмом полицейские обыскивали всех пассажиров. И мне невольно представилось будущее, в котором поездка на городском автобусе равнозначна полету на самолете компании El-Al (израильская авиакомпания. ). В безопасности Лонг-Айленда я смотрел телерепортажи из моего родного города, где находились еще трое моих детей. Показывали лондонцев, идущих 8 июля на работу пешком, напряженных и зорких (на следующий день после взрывов в Лондоне 7 июля 2005 года. ). В тот момент я понял, как прав был Эрик Хобсбаум, сказавший в середине 1990-х, что терроризм составляет часть атмосферного «загрязнения» западных городов. Это рентабельная программа. Взорвешь в Нью-Йорке — загрязнишь Мадрид. Взорвешь в Мадриде — загрязнишь Лондон.
Подозреваю, что эпоху террора будут вспоминать и как эпоху скуки. Не той скуки, какую испытывают пресыщенные и избалованные, а сверхскуки, дополняющей сверхтеррор смертников и придающей ему законченность. Скука — это нечто, чего наш противник не ощущает. Поясню: противоположность религиозной веры — это не атеизм. Это независимость сознания. Говоря об эпохе скуки, я имею в виду не очереди в аэропортах и не обыски в метро. Я имею в виду глобальную потерю независимости сознания.
Как фундаменталистский иудаизм и средневековое христианство, ислам тотален. Это означает, что он притязает на личность в полном объеме. Личности в нем не существует вовсе, есть только умма — сообщество верующих. Аятолла Хомейни в своих многостраничных сочинениях часто возвращается к этой теме. В большинстве религий, замечает он, верующие считают, что, если они соблюдают все формальные требования, в остальное время могут вести себя более или менее как им вздумается. «Ислам не таков», — твердит нам Хомейни. Ислам следует за тобой повсюду — на кухню, в спальню, в ванную, а после смерти — в вечность. «Ислам» означает «покорность» — отказ от независимости сознания.
В 2002 году общий валовой внутренний продукт арабских стран был меньше, чем ВВП Испании; исламские страны далеко отстали от Запада и Дальнего Востока во всех показателях производства, в создании рабочих мест, в технологии, в грамотности, в продолжительности жизни, в развитии человека, в интеллектуальной жизнеспособности. Плюс такие факторы, как тирания, коррупция, отсутствие гражданских прав и гражданского общества. Что не так? Мой ответ таков: всему виной иррационализм, темная логика, лишающая исламский мир таланта и энергии половины его населения. Импульс к рациональному анализу среди мусульман сейчас, несомненно, очень слаб. Но что будет, если мы потратим часть из следующих 300 миллиардов долларов (стоимость военных операций США в Ираке и Афганистане.) на подъем самосознания в исламском мире?
Ожесточенность присуща всем религиям и всем идеологиям. Каждая система верований включает в себя долю иллюзии и поэтому не может защищать себя только на сознательном уровне. На нечто обидное или смущающее верующий реагирует гормонально. Никогда не забуду выражение лица привратника иерусалимской мечети Купол Скалы, когда я легкомысленно предложил, чтобы он пренебрег каким-то календарным запретом и пустил меня внутрь. Его лицо, до этого прохладно-приветливое, превратилось в маску, и эта маска заявляла, что он теперь имеет полное право убить и меня, и мою жену, и моих детей. Я понял тогда, что выражение «глубоко верующий» — грубое надругательство над понятием глубины. Нельзя назвать что-то глубоким только потому, что это единственное, что есть в наличии; скорее это глянец, прикрывающий пустоту. Тысячелетний ислам — идеология, наложенная на религию. Одна иллюзия на другую. Здесь не просто тенденция к ожесточенности. Ожесточенность — это все, что здесь есть.
В случае религии, то есть веры в сверхъестественное, в игру вступает прошлое — не 2000 лет, а приблизительно пять миллионов. И тем не менее, пришло время проявить нетерпение. С интеллектуальной и нравственной точки зрения оппозиция к религии уже занимает сильное положение. Независимо мыслящим людям пора теперь бороться и за сильное положение в духовном смысле.
ИСТОЧНИК
Метки: религии мигранты |
Дерево |

Метки: проза |
Плач возродился.... |

Метки: стихи |
Тихо |

Метки: жизнь война стихи |