КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых Коней. (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка зверей»), др.-инд. Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами. Рассказы о мифических Коней известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.
Из эпоса Гомера "Илиада" можно узнать, что греческие герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Чтобы вступить в бой им приходилось сойти с колесниц. Попытки сражаться верхом на лошади завершились бы неудачей - тогда лошади были слишком малы для верховой езды. Так же лошади были связаны с греческой мифологией. Бог войны Арес изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади. Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылы, а её жриц звали "кобылицами". Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространен во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках. Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык. Белых лошадей в Древней Греции особенно ценили и использовали для жертвоприношений. Их топили в море, стараясь снискать милости и Посейдона, а на острове Родос был обычай запрягать белую лошадь в горящую колесницу и загонять её в море, тем самым символизируя возрождение солнца после зимы.
Древнегреческая мифология полна рассказов о лошадях, многие боги изображались этими существами, были хозяевами, родителями мифических существ кентавра и пегаса. Пегас в переводе с греческого – «бурное течение», такой значение непосредственно связано с местом рождения - у истоков Океана. По приданию есть две версии появления этого героя, первая - рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По второй - его породила попавшая на землю кровь Медузы.
Лошади в древнегреческой мифологии
В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.
С лошадьми тесно связан Посейдон. В. В. Иванов реконструирует женский мифологический образ, связанный с лошадью, Микен. po-ti-ni-ja i-qe-ja. Также лошади связаны с культом близнецов.
Мотивы, связанные с лошадьми, не встречаются на Крите. Археологически установлено, что лошадь и ее культ отсутствовали на Крите до сер. II тыс. до н.э.
Основные мотивы
Превращения в коней:
Кронос превратился в коня, от него Филира родила Хирона.
Деметра в облике кобылицы родила от ставшего конем Посейдона Ариона и (или) Деспину.
Гиппа (она же Меланиппа или Окиронея). Дочь Хирона, превращенная в кобылицу Артемидой и ставшая созвездием.
Облик кобылицы принимала Местра.
По версии, Одиссей был превращен в коня и умер от старости.
Кони, опасные для людей:
Кобылицы Диомеда фракийца. Съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина.
Кони Ипполита разорвали его.
Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).
Лошади съели Анфа (сына Автоноя) (см. Прочие).
Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.
Лимона растерзана конями за прелюбодеяние (см. Мифы Беотии).
Фракийца Ликурга растерзали лошади.
Герои, погибшие во время езды:
Демофонт (сын Тесея) упал с коня на свой меч из-за проклятия Филлиды.
Кихир упал с коня и умер (см. Балканы в древнегреческой мифологии).
Фаэтон упал с колесницы.
Вскормлены кобылицами:
Гиппофоонт вскормлен кобылицей.
Гиппота выкормила кобылица.
Молоком коров и кобылиц вскормлена Гарпалика (дочь Гарпалика).
Камилла вскормлена кобылицей.
Связь с Посейдоном:
Рея дала Кроносу проглотить жеребенка вместо Посейдона.
Посейдон впервые укротил коня.
Посейдон создал коня, ударив трезубцем в берег.
Посейдон подарил коней Диоскурам.
В Афинах была статуя Посейдона на коне, бросающего копье в Полибота.
Посейдон стал конем, чтобы овладеть Деметрой, и его назвали Гиппий.
Когда у Одиссея нашлись лошади, он посвятил храм Посейдону Гиппию.
Гиппокампы – морские кони, отождествляются с кетами.
Создание конницы в Аргосе приписывалось царю Агенору.
Аргивянин Орсилох изобрел квадригу (см. Мифы Арголиды).
Эрихтоний (царь Афин) изобрел квадригу.
Уздечку и попону изобрел Пелефроний (см. Мифы Фессалии).
Распространение коневодства:
Авгий. Владелец Авгиевых конюшен.
Автолик. Мог изменять масть лошадей.
Автолик угнал коней Еврита с Евбеи и продал их Гераклу. Их искал Ифит (сын Еврита).
Кобылиц Адмета пас Аполлон.
Известные кони были у Акаста (сына Пелия).
Конь Дамеона из Флиунта. См. Тараксипп.
Лучшие кони водились на Дотийской равнине в Фессалии.
Евен заколол лошадей и бросился в реку, названную его именем.
Эионей забрал коней Иксиона в залог.
Магнесийские кобылицы породили кентавров.
Океан – обладатель крылатого коня.
На одноглазом коне сидел Оксил (сын Гемона).
Орифия подарила Пилумну коней.
Полидект хотел свататься к Гипподамии и искал коней.
Укротителем коней называют Сфенела.
Беря клятву с женихов Елены, Тиндарей приносил в жертву коня.
Троил упражнялся в верховой езде и был убит Ахиллом.
Коней Эномаю подарил Арес.
Из-за проклятия Эномая элидяне спаривали лошадей за пределами Элиды.
Негреческие сюжеты:
Кони Эрихтония (сына Дардана) произошли от Борея.
Кони Лаомедонта, называемые «ветроногими». Их он обещал Аполлону и Посейдону, а затем Гераклу.
«Кони Троса» упомянуты в «Илиаде».
Коня Колаксая и «энетского коня» упоминает Алкман.
Семирамида была влюблена в коня.
Мар, один из авсонов, был получеловеком-полуконем (см. Мифы Италии).
Мессап, сын Нептуна – укротитель коней (Мифы Италии).
Перс Эрифра отправил табун лошадей на остров Огирис.
Скачка на коне:
Игры по Пелию. Победил Беллерофонт.
Олимпийские игры. Победил Иасий.
Колесницы
Рубенс. «Падение Фаэтона»
Нарвские триумфальные ворота
Гелиос доверил свою колесницу Фаэтону, но тот потерял управление. Колесницу Фаэтона показывали в Коринфе.
Колесницу, запряженную крылатыми конями, Пелопу дал Посейдон. Колесницу Пелопа показывали во Флиунте.
Крылатую колесницу Посейдон также дал Идасу (сыну Афарея), и тот похитил Марпессу.
Салмоней, сидя на колеснице, изображал молнии.
Амфиарай на колеснице спустился в Аид.
Амфитрион обучал Геракла езде на колеснице.
Деянира, Кирена и Мирина ездили на колеснице.
Этол наехал колесницей на Аписа и погубил его.
Гиппия. Эпитет Афины, на колеснице победившей Энкелада.
На колеснице изображались Молиониды.
Колесница Гордия.
Гилл нагнал колесницу Еврисфея и убил его.
Лай на колеснице похитил Хрисиппа, а позже был убит Эдипом.
Гирнефо похищали с помощью колесницы.
В колесницы в мифах запрягали не только лошадей, но и кабана и льва (Аполлон для Адмета), львов (Кибела), лебедей (Аполлон), ланей (Артемида), драконов (Триптолем и Медея). Феодамант ехал на запряженной быками колеснице.
Ассоциация Аполлона с колесницей носит позднейший характер – через отождествление его с Гелиосом.
Состязания колесниц:
Гипподамия. Пелоп победил Эномая с помощью Миртила.
Паллена (дочь Сифона).
Фива (дочь Килика). Геракл победил ее в состязании колесниц.
Олимпийские игры, учрежденные Гераклом. Победил либо Сем, либо Иолай.
Игры по Пелию. Победил Евфем.
На Немейских играх (описаны Стацием).
Игры по Офельту во время индийского похода (описаны Нонном).
Игры по Патроклу (описаны Гомером). Победил Диомед.
Игры по Ахиллу. Победил либо Евмел (сын Адмета), либо Менелай.
Известные по именам лошади
Кони богов
Крылатые кони. Этрусская скульптура
Два коня. Роспись чернофигурной коринфской керамики
Абраксас — конь Гелиоса.
Актеон (Актин) — конь Гелиоса-Аполлона.
Аластор — конь Плутона.
Бел — конь Гелиоса.
Бронта — кобыла Гелиоса.
Деймос — имя коня Ареса.
Иао — конь Гелиоса.
Ламп (en:Lampos) — конь Гелиоса.
Никтей — конь Плутона.
Орфней («Темный») — конь Плутона.
Пироент (Пирой) — конь Гелиоса.
Сотер — конь Гелиоса.
Стеропа — кобыла Гелиоса.
Фаэтон — конь Гелиоса.
Филогей (Филогевс) — конь Гелиоса-Аполлона.
Флегон — конь Гелиоса.
Фобос — конь Ареса.
Эой — конь Гелиоса. Эпитет Гелиоса.
Эрифрей — конь Гелиоса-Аполлона.
Эфон — конь Гелиоса.
Эфон — конь Плутона.
Эфопс (Айтопс) — жеребец Гелиоса.
Кони героев
Арион.
Асхет — конь Амфиарая.
Балий — имя двух коней:
Балий (конь Ахилла) — см. Балий и Ксанф.
Балий — конь Скельмиса, от крови Зефира.
Гарпаг — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
Гарпинна — лошадь Эномая.
Дин (Динос) — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
«Слава верхом на Пегасе», скульптура Антуана Койсево
«Автомедонт с конем Ахилла», картина Анри Рагно
Ирида — кобылица Адмета на Немейских играх.
Кер — конь Адраста.
Кидон — конь Гипподама на Немейских играх.
Кикн — конь Амфиарая.
Киллар — конь Кастора, подарок Геры. Был огромен. Либо конь, укрощенный Полидевко.
Ксанф — имя нескольких коней в греческой мифологии:
Ксанф (конь Ахилла) — см. Балий и Ксанф.
Ксанф — конь Гектора.
Ксанф — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом и убитый Гераклом.
Ксанф — подарок Геры Диоскурам. Конь Кастора, предсказал ему опасность. Возможно, тождествен коню Ахилла.
Ксанф — сын Борея и Гарпии, выкуп за Орифию.
Ламп — конь Гектора.
Лампон — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
Парфения — кобыла Мармака, первого жениха Гипподамии. По ее имени названа река Парфения в Элиде.
Пегас.
Педас — конь Патрокла. Убит Сарпедоном.
Подарг (Подарк) — имя нескольких коней в греческой мифологии:
Подарг — конь Гектора.
Подарг — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
Подарг — конь Менелая.
Подарк — конь Фоанта на Немейских играх.
Подарка — дочь Борея и Гарпии, кобыла Эрехтея. Выкуп за Орифию.
Псилла — лошадь Эномая.
Реб — конь Мезенция. Убит Энеем.
Скифий — конь. См. Мифы Фессалии.
Стримон — конь Хромия (сына Геракла).
Флогий — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
Фолоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
Фоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
Эрифа — кобыла Мармака. См. Парфения.
Эфа — кобылица Агамемнона.
Эфион — конь Евнея на Немейских играх.
Эфон — конь Гектора.
Эфон — конь Палланта.
В мифологии он описывался так - Пегас летал с быстротой ветра, жил в горах, имел стойло в Коринфе, был любимцем Муз. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты, именно от суда выражение – «оседлать Пегаса» - получить поэтическое вдохновение.
Выглядел Пегас как белоснежная лошадь, привосодящаю по размерам земных собратьев, только с белыми большими крыльями. Служил Зевсу и по приданию на своих волшебных крыльях приносил на Олимп гром и молнию.
Пегас был выбран как эмблема Тамплиерами. Он символизирует славу, красноречие и созерцание. В европейской геральдике изображен на гербах «мыслителей». Во время второй миррой войны Пегас, вместе с Баллерофоном на спине, был знаком воздушно десантных войск. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.
Еще одни герои древнегреческой мифологии – кентавры.
Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребившейся магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры. Иногда кентавров считают потомством Посейдона/
"Кентавр" - «Паллада и кентавр», картина Сандро Боттичелли, 1482, Уффицци
Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода.
Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.
Самый известный в мифологии кентавр Хирон по приданию был наставником Ахиллеса и Эскулапа, обучил искусством музыки, собаководства, ратному дело и даже хирургии и медицине. Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Главное оружие кентавра – лук, именно Херон обучил искусству стрельбы из лука Ахилла и Геркулеса.
В отличие от большинства остальных кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелионе. Был учеником Аполлона и Артемиды.
Известные имена кентавров: Херон, Эвридит, Нессос, Циллар, Гилонома (кентавр - девушка)
Предположение о появление этого мифического героя такое - греки гомеровской эпохи не ездили верхом. Первого увиденного кочевника, она приняли за единое целое с лошадью. Существовало много вариаций кентавров, в том числе с крыльями. Известны такие – онокнтавры (человек - осел), букентавр (человек - бык), леокентавр (человек – лев) и др.
Образы кентавров запечатлены на звездном небе в созвездиях Стрелец и Центавр.
В славянской мифологии аналогом кентавра является китоврас. В «Повести о Бове Королевиче» действует получеловек, полуконь Полкан. Кентавр был изображен на монетах, чеканившихся в Серпуховско-Боровском княжестве в 14 веке.
Лошадь в мифологии кельтов
В различных мифопоэтических традициях животные фигурируют иногда в качестве помощников мифологических персонажей, их атрибутов или символов. У кельтов таким животным была лошадь. Среди культовых предметов, составляющих наследие кельтов, является оригинальная колесница, на которой восседает богиня с копьем, преследующая кабана. Исследователи полагают, что это - богиня Эпона, которая нередко изображалась верхом на лошади или стоящей у лошади.
Лошадь часто фигурирует в раннекельтской литературе. Например, Жиль де Кэр, появляющийся в одном из сказаний цикла о Финне - легендарном мудреце и провидце, а иногда и воителе, - встречает войско Финна, ведя на поводу жалкого вида серую лошадь, а затем бросает повод, и животное нападает на конницу завоевателей и безжалостно уничтожает ее. Лошадь эта, безусловно, волшебная, ибо для того, чтобы взнуздать ее, требуется четырнадцать человек. Когда люди садятся на нее верхом, то слезть с нее уже невозможно, а несется она с такой скоростью, что дух захватывает.
В приводимой нами истории лошадь привозит несчастных седоков в загробный мир, правителем которого и оказывается Жилль де Кэр.
Волшебные лошади встречаются в многочисленных кельтских легендах: как правило, это "водяная лошадь". Она выходит из воды, каким-либо способом заманивает человека сесть на нее, лишает его возможности спешиться и уносится в море вместе с несчастной жертвой.
Можно отметить и роль лошади в ирландской ономастике. Моча лошадей и богов часто служит появлением на этом месте озер и источников. Например, образование озера Лох Ни объясняется так: некогда лошадь бога Эгнуса помочилась, и на этом месте возник источник. Хранительница, приставленная наблюдать за божественным источником, как-то раз забыла накрыть его крышкой. Божественная жидкость начала бурно изливаться, образовав в конце концов озеро Лох Ни.
Сходна и история происхождения озера Лох Ри, но в этом случае мочу испустила лошадь бога Мидира, вскоре в озере утонул мужчина по имени Ри, в память о нем и было названо озеро.
Возможно, началом юмора в литературе Британских островов послужил фрагмент из истории о Черном Моро - коне Элидира Мвинафавра, который мог нести на своей спине семь с половиной человек. Перечисляется семерка "настоящих" людей, а далее говорится: "...и Гелбейрин, их повар, который мог плавать, лишь держась обеими руками за круп коня, ≈ так что был он лишь половиной человека".