Да... Давненько я не писал рецензий на просмотренные фильмы (в частности, так канули в лету отзывы о "Апокалипсисе сегодня", "Настройщике" (Киры Муратовой, где Рената Литвинова играет), "Знакомстве со спартанцами" и т.д. - ну да ладно): пора исправить данное упущение.
Итак - фильм (
название в заголовке ;).
Начинается с демонстрации видео хирургической операции (
надо будет показать Стюшке как будущему патологоанатому *хитро улыбаясь*). Она длится, длится, длится... Всё. Конец. Сердце остановилось, пациент умер.
Далее идут удивительные титры - очередная строчка появляется на экране одновременно с каким-то этапом вскрытия: треснет кость - режиссёр такой-то, отвалится верхняя часть черепа - звукооператор тот-то, сдёрнут кожу - кинокомпания такая-то представляет... М-да.
Странноватого вида врач с покосившимися очками выходит из операционной и предстаёт перед зрителями (
наверное, поняв это, снимает очки). Рассказывает про то, что издавна мучался размышлениями о смерти, друзья считали его чудаком и сумасшедшим, а он знай себе никого не слушал, да и исколесил весь мир вдоль и поперёк, снимая
Разные Лики Смерти! (
вот так вот, а вы что думали?)
Собственно, весь фильм и представляет собой последовательное (
хотя и довольно бессистемное) вываливание этих съёмок (
в их реальности не приходится сомневаться, в отличие от авторства снимающего). Пересказывать их не представляется интересным, ограничусь лишь общим: пробежавшись по естественности Смерти в живой природе, рассказчик переходит к убийствам животных на фермах и мясных заводах (
с, я бы сказал, зубодробительной детализацией процесса!), не обделяет вниманием и охотничьи инстинкты человека (
как, впрочем, и их реализацию в современных реалиях), показывает психопатов, заключённых, приговорённых к смерти (
с показом казни, разумеется), какой-то культ, члены которого верили в бессмертие через поедании мертвецов... Впрочем, логика изложения (если она вообще имела место быть) нарушается совершенно: о, да, для рассказов и демонстраций видео о Смерти материала предостаточно, но на этом фильм, так сказать, и попался.
В двух словах, чтобы влезть в установленный лимит [100 минут], поднимаются вопросы стихийных бедствий, диких животных, мировых войн (
!!!), человеческой невнимательности, сомнамбулизма (
о, на это режиссёр расщедрился аж 2-мя минутами!), болезней и эпидемий... Завершается вся эта, кхм, "
Летальная какофония" совершенно невнятной и левой историей про привидение, которое было обнаружено командой специалистов по паранормальным явлениям (
ууу, как всё запущенно...), не годящаяся даже в подмётки тем же "
Неразгаданным тайнам". Теперь стоит приплюсовать ко всему то обстоятельство, что подавляющее большинство съёмок датируется 70-80-ми годами (
если уж год выхода - 1978), и общее впечатление сформируется окончательно.
Каким бы оно ни было.
____________
Субъективчик:
На определённой секунде просмотра (если не ошибаюсь, это было именно видео акта трупопоглощения из церемонии культа) мне показалось, что фильм действительно шокирует. Нет, к сожалению нет - шокировал только сам момент. Фильм апеллирует к такому конгломерату человеческих ценностей, которые просто не в состоянии охватить: более того, он зачастую давит на эмоциональную составляющую, а не на логическое восприятие, что, по идее, должно мешать раскрытию его главной мысли (если такая присутствует). ...Одежда из животных?... ...Потребление человеком животных?... ...Убийство человека человеком?... ...Эффективность смертной казни?... ...Контроль ядерной энергетики?..
...Ужасы войн и геноцида?...
И многие, многие другие. Безусловно, неподготовленный зритель просто не сможет найти ответы на все эти вопросы после просмотра фильма - кто-то не находит их за всю свою жизнь! В итоге остаётся лишь широкий спектр эмоциональных ощущений, превалирующим из которых является отвращение к Смерти (и 5 минут в завершении о благодатной роли последней явно недостаточно). В принципе, я исследовал данную тематику задолго до фильма, как задолго и до иммортологических диспутов на семинарах по трансгуманизму, а потому впечатлений о "чём-то Новом и Важном" "Лики Смерти" после себя не оставили - вряд ли я буду смотреть остальные 3 части данного цикла. Вскрытие мертвецов? Ай-ай-яй, какой ужас... Прекратите, это несущественно. Человеческая глупость и мерзость ("ням-ням", - сказали одни людишки и съели других в США в середине второй половины ХХ века)? Я достаточно насмотрелся на них, и лишние подтверждения в виде видео уже не кажутся стоящими отдельного осмысления. Проблема поедания животных человеком - проблема выращивания животных на убой в принципе? О, да, когда-то давно... можно сказать, в ДРУГОЙ для меня жизни, она занимала разум долгое, очень долгое время... И была решена - с тех пор я пользуюсь полученными логическими конструктами совершенно свободно и спокойно. Подобная цепочка перечислений могла бы стать утомляюще-долгой, но я закончу её наиболее существенным элементом. Как и в случае с музыкальными альбомами, когда я считаю один скачанным не зря, если он содержал хотя бы одну композицию, которая мне понравилась, этот фильм был просмотрен Не Зря - где-то после 1/3 (после той сцены, когда туристы ели мозг живой мартышки - бррр! какая Глупость!), возникла мысль. Похоже, одна из немногих, которые заносятся в дневник непосредственно, минуя "Книгу Тэгов". Люди не ценят чужую жизнь и способны лишить её её обладателя потому, что осознают собственную смертность. Та данность, что и их жизнь закончится смертью, даёт им подсознательное право приближать смерть других, руководствуясь тем, что "Ничто не вечно". Конечно, высокоорганизованное сознание удерживает себя от использования данных конструктов в качестве постулатов - но бессмысленно отрицать, что где-то в глубине подсознания они возведены у каждого! Почему? Да потому что на сегодняшний день Проблема Смерти Не Решена! Кто-то просто смиряется (без психологических компенсаций), кто-то использует "обходные конструкты", такие как жизнь после смерти и т.п. - в частности, одним (правда, собственного изобретения) пользуюсь и я (на текущем временном этапе провала когнитологии в изучении феномена Сознания), а кто-то, ничтоже сумняшеся, доверяется тёмным голосам подсознания, который не замолкают ни на секунду - ведь каждую секунду белок теломераза укорачивает ДНК какой-нибудь клетки в организме... ...Именно поэтому - [самое странное завершение к рецензии фильма] - "Лики Смерти" ещё раз со всей очевидностью напомнили мне, почему вопреки общественной табуированности темы в своё время Смерти было сказано однозначное "НЕТ", и каким образом я собираюсь не оставаться голословным в данном начинании (во всяком случае - к счастью, мне хотя бы не грозит ислючительность в нём же).