Наедине с богом... |
Наедине с богом...
«У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек пугается собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью, перед богом, перед всем миром, а вместе со страхом - надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию - тщетное стремление плененной материи; вот тогда-то человек остается наедине с богом...»
Из рассказа Джека Лондона «Белое безмолвие», 1889
Метки: Наедине с богом... Джек Лондон «Белое безмолвие» |
ГУЛАГ: История и документы. Александр Довженко |
Открыты архивы НКВД-КГБ на Украине. Они содержат много интересных исторических документов, которые дадут возможность приоткрыть тайны и судьбы людей, исчезнувших бесследно в 20-50-е годы.
Недавно был обнаружен интересный документ - Агентурное донесение на кинорежиссера Александра Довженко.
А.Довженко повезло – пронесло, хотя был в разработке и висел на крючке: сколько в его окружении знакомых-приятелей и по совместительству агентов на него постукивало! Агент «Стрела», «Черный», «Альберт», «Самойлов», «Петр Уманский»….
Серия сообщений "История и документы":
Часть 1 - ВОСПОМИНАНИЯ: Любовь Вовси о «деле врачей»
Часть 2 - ГУЛАГ: История и документы. Александр Довженко
Часть 3 - ГУЛАГ: История и документы. Кенгир - 1954
Часть 4 - Страницы истории: «Съезд победителей» или «Съезд расстрелянных»
...
Часть 16 - 30 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Часть 17 - «Здесь конвоиры, словно псы»
Часть 18 - ГУЛАГ И ГОЛГОФА. История и документы: Приказ № 31
Метки: ГУЛАГ История и документы Александр Довженко |
Нью-Йорк после метели |
Метки: Нью-Йорк после метели |
Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар. Из истории двух картин |
Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар
Из истории двух картин
Эдуард Мане. Семья Моне в саду. 1874.
Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Моне в саду. 1874
"Полная бездарность"
Вы видите картины двух известнейших художников-импрессионистов Эдуарда Мане и Пьера-Огюста Ренуара. Эти картины были написаны одновременно в саду Клода Моне в Аржантёйе. На картинах изображена семья Клода Моне: его жена Камилла и сын Жан (на картине Мане также изображен Клод Моне). Так спустя годы Моне рассказал об этом эксперименте:
"Восхитительна картина Ренуара, которой я сегодня счастлив обладать, есть портрет моей первой жены. Она изображена в саду нашего дома в Аржантёйе в один прекрасный день, когда Мане очарованный цветом с светом, начал писать на пленэре картину с фигурами под деревьями. Во время сеанса приехал Ренуар. Завороженный, в свою очередь, очарованием сцены, он попросил меня дать ему мою палитру, кисти и холст и принялся работать бок о бок с Мане. Краем глаза тот наблюдал за Ренуаром, время от времени бросая взгляд на его полотно. Потом, скривив гримасу, он боком подошел ко мне и прошептал на ухо, показывая глазами на Ренуара: "Послушай, но этот тип полная Эдуарда Мане бездарность, прошу тебя, скажи ему как другу - пусть вообще бросит заниматься живописью!"
Бернард Денвир. "Импрессионизм. Художники и картины."
Метки: Эдуард Мане Пьер-Огюст Ренуар Из истории двух картин Эдуард Мане. Семья Моне в саду Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Моне в саду |
Короткий рассказ: Франсиско Гарсия Павон. Мисс |
Короткий рассказ:
Франсиско Гарсия Павон
Франсиско Гарсия Павон (1919–1989) - испанский писатель и литературный критик, первый роман которого «Вблизи Овьедо» вышел в 1945 году. У себя на родине при жизни автор был удостоен нескольких литературных премий, а сейчас уже переведён на многие языки мира.
Павон известен как создатель испанского национального детектива («Рыжие сёстры», 1869 и «Опять воскресенье», 1978), но ещё больше известна его малая проза. В довольно коротких рассказах, повествование в которых ведётся от лица ребёнка, удивительным образом оказываются сплавлены самые разные проблемы Испании второй половины двадцатого века: политические, общественные, общая для многих стран проблема поколений. Не может не расположить к чтению и глубокое психологическое выполнение персонажей вместе с яркими точными зарисовками их действия и окружения.
Франсиско Гарсия Павон
Метки: Короткий рассказ Франсиско Гарсия Павон Мисс |
АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ: Дмитрий Быков |
АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ: Дмитрий Быков
В Кливленде случилось феерическое выступление Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова. По традиции зрителей попросили озвучить новостную тему для того, чтобы, пока идет концерт, Дмитрий Быков написал злободневное стихотворение. Кливлендские зрители заказали стихотворение в стиле Сергея Есения о призыве В.В Путина к европейским евреям вернуться в Россию.
Счастлива поделиться шедевром:
Ты жива ещё, моя Россия,
Часть седьмая суши и воды?
Как ни кинь, а мы твои родные,
Как ты называешь нас, жиды.
Слух прошёл, что твой суровый лидер,
Чуя бакс по 85,
Как-то вдруг возможности увидел
Нас позвать в Отечество опять.
Верит он - с чего б это, ей-Богу? -
Что по встарь протоптанной тропе
Мы придём назад, тая тревогу,
В старомодных пейсах и кипе.
Обалдеют пресса и наружка,
Выставят кошерную еду...
Родина! С чего бы ты, старушка,
Загрустила шибко по жиду?
Видно, до того уже раскрали,
Вплоть до мегавольт и киловатт, -
Что совсем воды не стало в кране,
И притом никто не виноват.
Не своих же близких я уволю,
Подойдя к трагическому дню!
TeddyДиму, Патрушева Колю,
Славу ли Суркова прогоню?
Вас-то, крайних, мне теперь и надо.
Говорят, что кризис на пять лет.
Вы одни мне помощь и отрада,
Вы одни мне несказанный свет.
Приезжайте радостно, как заи,
С детками, с имуществом своим...
- Ну чего, - жиды ему сказали, -
- Сделаем тебе Ерусалим.
Выстроим теплицы и кибуцы,
Как повсюду делают жиды.
Где без толку местные скребутся -
Расцветут фруктовые сады!
Средний век Российский будет долог,
Ведь за медицину мы горой:
Тут же каждый третий - стоматолог,
Гинеколог, кажется, второй...
Выстроим комфортные палаты,
Безработным дело подберем -
И при этом будем виноваты.
Можно даже изредка погром.
Рай тебе построим вместо ада,
Можно будет выдохнуть стране...
- Нет! - воскликнул Путин. - Нет! Не надо.
Лучше я как прежде. В шушуне.
21 января 2016, Кливленд
Метки: АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ Дмитрий Быков Ты жива ещё |
ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ: Эльдар Рязанов |
ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ: Эльдар Рязанов
Хочется лёгкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву не помятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать всё живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за всё, что промчалось, заплачено,
и остаётся расплата прощальная.
Метки: ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Эльдар Рязанов |
Вернисаж одной картины: Джордж Спенсер Ватсон (George Spencer Watson), 1869-1934 |
Вернисаж одной картины:
Джордж Спенсер Ватсон (George Spencer Watson), 1869-1934
Джордж Спенсер Ватсон (George Spencer Watson)– английский художник-портретист (8 марта 1869 г.– 11 апреля 1934, Лондон). Принадлежал к поздней романтической школе живописи, иногда работал в стиле итальянского Ренессанса. Его работы хранятся в разных музеях и галереях мира.
Портрет девушки с зонтиком
Метки: Джордж Спенсер Ватсон George Spencer Watson 1869-1934 Вернисаж одной картины |
В память о Михаиле Одноралове |
В память о Михаиле Одноралове
В Нью-Йорке 22 января 2016 года скончался художник - нонконформист Михаил Одноралов.
Михаил Одноралов - один из наиболее ярких и значительных представителей московского андеграунда, участник знаменитой «бульдозерной выставки», яркий и самобытный художник-нонконформист.
Художники-нонконформи́сты стремились придерживаться и отстаивать установки, мнения, восприятие, поведение и так далее, противоречащие тем, которые господствовали в обществе в застойные 70-80-е годы.
в 1980 году Михаил Одноралов вынужден был покинуть Советский Союз. Жил и работал в Нью-Йорке.
Уже в первых натюрмортах, созданных в конце 1960-х годов, Одноралов заявил о себе как о независимом, самобытном мастере, творческие поиски которого в это время тяготели к так называемому неофициальному искусству. Испытав влияние Роберта Фалька, Марка Шагала и художников-сюрреалистов, Одноралов выработал оригинальный принцип организации смыслового и живописного пространства своих натюрмортов. Соединение «высокого» и «низкого», сочетание образцов классического искусства и китча в этих работах способствует созданию ощущения абсурдности и алогизма окружающей действительности.
Метки: художник Михаил Одноралов московский андеграунд бульдозерная выставка нонконформизм |
Вернисаж одной картины: Павел Николаевич Филонов (1883-1941) |
Вернисаж одной картины:
Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
Крестьянская семья (Святое семейство), 1914
Метки: Вернисаж одной картины Павел Николаевич Филонов (1883-1941) |
Москва в картинах Аристарха Лентулова |
Москва в картинах Аристарха Васильевича Лентулова
"У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!"
Марина Цветаева. 7 мая 1916
Аристарх Лентулов. Автопортрет, 1913
В русской живописи XX века самым жизнерадостным талантом, буйным темпераментом и жизнелюбием обладал Аристарх Васильевич Лентулов Он родился 16 января 1882 года. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года; мать осталась с четырьмя детьми на руках. В надежде, что Аристарх пойдёт по стопам отца, она отправила сына в духовное училище. Однако в возрасте 16 лет будущий художник сбежал из семинарии.
Десятилетия спустя Лентулов вспоминал, что самым главным впечатлением его детства была старинная музыкальная шкатулка, обнаруженная им в барском имении, где трудился его дядя. В отсутствие взрослых, мальчик частенько доставал шкатулку и "каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истёртым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали".
Аристарх Лентулов. Василий Блаженный, 1913
Старая русская архитектура Москвы в живописи Лентулова приобретает новое звучание. Вот как комментировал свой замысел художник: "Москву я изобразил синтетически, то есть я не беру какой-нибудь уголок. типичный для Москвы, или какой-либо общий вид с какой-либо точки. Я взял за центр самую высокую точку Москвы, её Ивановскую колокольню и расположил вокруг неё все здания, триумфальные арки и новые. Словом, отобразил её с точки зрения трёх эпох - эпохи XV века, барокко и современной эпохи."
Метки: Аристарх Васильевич Лентулов картины о Москве стихи Марины Цветаевой о Москве |
Зимний ноктюрн в сиреневом тоне |
Зимний ноктюрн в розово-сиреневом тоне
Метки: Зимний ноктюрн в сиреневом тоне фотографии природы пейзаж |
Храм в зимнем пейзаже. Часть 2 |
Храм в зимнем пейзаже. Часть 2
Кижи, Россия
Деревянная церковь, Закопане, Польша
Часовня в Национальном парке Йосемит, США
Зерматт, Швейцария
Метки: Храм в зимнем пейзаже Часть 2 фотографии |
Уроки Будды |
В его учении нет ничего, что противоречило бы основам внутренней гармонии любого другого течения, религиозного или философского. Эти уроки универсальны и вечны, а познакомиться с ними интересно для ума и полезно для души:
1. Начинать с малого – это нормально. Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Каждый мастер когда-то был любителем. Если вы последовательны и терпеливы, вы добьетесь успеха. Никто не может преуспеть всего за одну ночь: успех приходит к тем, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.
Метки: 8 уроков Будды |
Храм в зимнем пейзаже. Часть 1 |
Храм в зимнем пейзаже
В ожидании рождественских и новогодних праздников мы радуемся приходу зимы. Большие и малые города принаряжаются, устанавливаются рождественские елки, их заботливо наряжают разноцветными лампочками и яркими игрушками, в магазинах появляются нарядные праздничные витрины, народные гуляния, ярмарки - все это создает праздничное настроение, надежды и ожидания чуда появляются не только у детей, но и у взрослых.
И совсем иначе мы относимя к зиме после того, как отшумели празднества. Наступает обыденность. Холодно и промозгло. Утром встаешь - еще темно, вечером возвращаешься с работы - уже темно. Простуды, эпидемии гриппа. Необходимость надевать на себя сто одежек. Дни мелькают друг за другом, и мы не замечаем их, и не замечаем той красоты, которую нам дарит зима.
Все меняется, когда выпадает снег. Деревья и кусты наряжаются в белые шали. Все вокруг белым-бело. И, нехотя, задумываешься о той первозданной возвышенной чистоте, которую приносит снег. Эта снежная чистота восхищает и создает торжественное настроение, особенно, если в пейзаже есть церквушка или часовенька. И мы вспоминаем о Боге...
Метки: Храм в зимнем пейзаже Фотоподборка Часть 1 |
Вернисаж одной картины: ПАБЛО ПИКАССО. Мать и сын (1905) |
Вернисаж одной картины: ПАБЛО ПИКАССО. Мать и сын (1905)
Метки: Вернисаж одной картины ПАБЛО ПИКАССО Мать и сын (1905) |
Вернисаж одной картины: PAUL SPANGENBERG |
Вернисаж одной картины:
Пол Спангенберг (1843-1918), немецкий художник.
"Что рассказывают карты?" (1911)
Метки: Вернисаж одной картины PAUL SPANGENBERG Пол Спангенберг (1843-1918) немецкий художник. "Что рассказывают карты?" (1911) |
Нино Чакветадзе: Зимние фантазии |
Нино Чакветадзе: Зимние фантазии
Картины современной грузинской художницы Нино Чакветадзе возвращают нас в мир детства. Они трогательны и немного наивны. Дети - главные герои нарисованных историй.
Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году.С 1986 по 1990 годы училась художественном институте, а с 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живопись. С 1997 года член союза художников Грузии.
Нино Чакветадзе
Метки: Нино Чакветадзе Зимние фантазии |
Памяти Соломона Михоэлса (Шломо Вовси): ПЕРЕЦ МАРКИШ. НЕУГАСИМЫЙ СВЕТИЛЬНИК |
ПЕРЕЦ МАРКИШ. НЕУГАСИМЫЙ СВЕТИЛЬНИК
Михоэлсу
1
Прощальный твой спектакль среди руин, зимой...
Сугробы снежные, подобные могилам.
Ни слов, ни голоса. Лишь в тишине немой
Как будто все полно твоим дыханьем стылым.
Но внятен смутный плеск твоих орлиных крыл,
Еще трепещущих на саване широком;
Их дал тебе народ, чтоб для него ты был
И утешением, и эхом, и упреком.
дремоте львиная сияет голова.
Распахнут занавес, не меркнут люстры в зале.
Великих призраков бессмертные слова
В последнем действии еще не отзвучали.
И мы пришли тебе сказать: "Навек прости!" —
Тебе, кто столько лет, по-царски правя сценой,
С шолом-алейхемовской солью нес в пути
Стон поколения и слез алмаз бесценный
Натан Альтман. Портрет Соломона Михоэлса, 1927
2
Прощальный твой триумф, аншлаг прощальный твой...
Людей не сосчитать в народном океане.
С живыми заодно, у крышки гробовой,
Стоят волшебные ряды твоих созданий.
К чему тебе парик? Ты так сыграешь роль.
Не надо мантии на тризне похоронной,
Чтоб мы увидели — пред нами Лир, король,
На мудрость горькую сменявшийся короной.
Не надо вымысла... На столике твоем
Уже ненужный грим, осиротев, рыдает.
Но Гоцмах, реплику прервав, упал ничком,
Хоть звезды в небесах не падают — блуждают.
И, пробужденные зловещим воплем труб,
Вдоль складок бархатных плывут их вереницы,
Столетиям неся твой оскверненный труп,
Шурша одеждами и опустив ресницы.
Метки: ПЕРЕЦ МАРКИШ НЕУГАСИМЫЙ СВЕТИЛЬНИК Михоэлс стихи |
Мудрость: Как быть счастливым |
Метки: Мудрость Как быть счастливым |
Живопись Алекса Левина: Shabbat Shalom |
Живопись Алекса Левина: Shabbat Shalom
Метки: Живопись Алекса Левина Shabbat Shalom |
Фото дня: Эти глаза напротив... |
Фото дня: Эти глаза напротив...
Метки: Фото дня Эти глаза напротив... |
Валентин Соколов: Я вошел в протокол, а обратно не вышел |
Валентин Соколов:
Я вошел в протокол, а обратно не вышел
Валентин Соколов из 55-ти лет своей жизни
больше 30-ти провел в тюрьмах и психушках. За стихи.
Писал под псевдонимом Валентин З/К
Валентин Петрович Соколов
— Интересуются Соколовым многие. Шлют письма из Германии, "Голоса Америки" и "Радио Ватикан". Петр Вайль прислал мне вырезки с его стихами из американских газет, — руки Алексея Рамонова, когда он поднимает пластиковый стаканчик с водкой — в память о Соколове, дрожат. Немногочисленные посетители Новошахтинской центральной городской библиотеки настороженно посматривают в нашу сторону...
Собственно говоря, если бы не страсть Алексея Алексеевича к спиртным напиткам, может быть, многие факты из жизни Валентина Соколова до сих пор были бы неизвестны. Никто бы не знал, где он похоронен и даже когда умер.
— Как человек пьющий, художник, в 1989 году я попал в новошахтинский сумасшедший дом, — рассказывает Рамонов. - Однажды врач мне и говорит: мол, у нас "лечились" не только художники, но и поэты. Так я узнал, что здесь был и Соколов... А впервые я услышал это имя еще в 1975 году из передачи "Голос Америки". Говорили, что Валентин З/К жил здесь. Но "Голос" глушили, и уверенности, что речь шла именно о нашем городе, а не о другом с названием на "ново", не было. Я опросил человек 150, никто в Новошахтинске Соколова не знал.
Когда Рамонов вышел из больницы, первым делом он разыскал дом, в котором когда-то жил поэт.
— Видно, Бог все-таки существует, — продолжает Алексей Алексеевич.
— Новый хозяин просто взял и положил тетрадки Соколова на шифоньер. Там они и пролежали до 1989 года. В тетрадках было 250 стихотворений.
Метки: псевдоним Валентин З/К Валентин Петрович Соколов поэт |
Из истории вещей: Ида, которая изобрела современный бюстгальтер |
Ида, которая изобрела современный бюстгальтер
Ида Каганович родилась 9 января 1886 в Ракове, в типичной местечковой еврейской семье. Старшая из семи детей Авраама и Сарры Кагановичей. Отец занимался изучением Торы, а мать содержала мелочную лавку. В возрасте 16 лет Ида перебралась в Варшаву, где начала работать швеей, а по вечерам брала уроки русского языка и математики.
Во время одного из визитов в родной Раков она встретила Вилли Розенталя, сына Соломона, старого книжника, и Сарры. Вполне в духе времени Ида увлеклась его горячими речами, полными социалистических идеалов и призывов к женскому равноправию, и, естественно, самим юным Розенталем.
Ида Каганович
Реализовать эти возвышенные мечты в душном мирке еврейского местечка, чей жизненный уклад до мельчайших деталей контролировался еврейскими раввинами, католическими аристократами и русскими бюрократами, было невозможно. Назревал неизбежный конфликт с обществом. Парочка влюбленных вступила в местную ячейку «Бунда», подпольной еврейской социалистической партии, и попала в поле зрения местной полиции.
Метки: Из истории вещей Ида Каганович изобретательница бюстгальтера |
Фото дня |
Фото дня
Метки: Фото дня Танцующая девочка |
Мудрость |
Метки: Мудрость |
ЖЗЛ: Превратности судьбы Василия Тропинина |
ЖЗЛ: Превратности судьбы Василия Тропинина:
как крепостной крестьянин стал модным московским портретистом
Василий Тропинин и одна из его самых известных работ – "Кружевница"
Выдающийся русский художник золотого века, один из самых известных портретистов первой половины XIX века Василий Тропинин до 47 лет оставался крепостным. Он перешел от одного хозяина к другому в составе приданого графской дочери, обучался кондитерскому мастерству, в то время как мечтал о живописи, а когда наконец получил возможность учиться в Академии художеств, граф отозвал его в Украину. Но несмотря на все жизненные перипетии, благодаря собственному таланту, мудрости и терпению смог не только заниматься любимым делом, но и добиться в нем больших успехов.
Метки: ЖЗЛ Василий Тропинин живопись |
Зимний ноктюрн в голубом |
Метки: Зимний ноктюрн в голубом фотографии природы |
Михаил Михайлович Пришвин: О зиме |
Михаил Михайлович Пришвин
(23 января (4 февраля) 1873 - 16 января 1954 г.)
"Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами."
Из дневников
Метки: Михаил Михайлович Пришвин О зиме |
Ирина Сиротинская: Варлам Шаламов и Александр Солженицын |
Ирина Сиротинская
В. Шаламов и А. Солженицын
Я познакомилась с Варламом Тихоновичем в 1966 году, когда его отношения с А.И.Солженицыным ещё не прервались. Ещё какие-то надежды Шаламов возлагал на «ледокол» — повесть «Один день Ивана Денисовича», который проложит путь лагерной прозе, правде-истине и правде-справедливости. Ещё стремился обсудить с А.И.Солженицыным серьёзные вопросы... Но трещина в отношениях уже наметилась и росла неудержимо. Не приносили удовлетворения беседы — они просто не понимали друг друга. Солженицын был далек от чисто профессиональных писательских проблем: «Он даже не понимает, о чём я говорю». Да и мировоззренческие, нравственные проблемы обсудить не было возможности.
А.И. был занят тактическими вопросами, «облегчал» и «пробивал» свои рассказы, драмы, романы. В.Т. обитал на ином уровне.
Один — поэт, философ, и другой — публицист, общественный деятель, они не могли найти общего языка.
У В.Т. оставалось чувство тягостного разочарования от этих бесед: «Это делец. Мне он советует — без религии на Западе не пойдёт...»
Метки: Ирина Сиротинская В. Шаламов и А. Солженицын |
Короткий рассказ: Варлам Шаламов. Ягоды |
17 января - день памяти Варлама Шаламова
И — пусть на свете не жилец –
Я — челобитчик и истец
Невылазного горя.
Я — там, где боль, я — там, где стон,
В извечной тяжбе двух сторон,
В старинном этом споре.
«Атомная поэма»
Варла́м Ти́хонович Шала́мов (5 июня [18 июня] 1907 — 17 января 1982) — русский прозаик и поэт, впервые создавший литературный цикл о сталинских лагерях.
Первый раз был арестован 19 февраля 1929 года за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере (Северный Урал). В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, работал в ведомственных журналах, печатал статьи, очерки, фельетоны.
В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме (СВИТЛ). Шаламов прошёл таёжные «командировки», работал на приисках «Партизан», «Чёрное озеро», Аркагала, Джелгала, несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы. Как писал Шаламов впоследствии:
С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить.
22 июня 1943 года его опять осудили на десять лет за «антисоветскую агитацию», с последующим поражением в правах на 5 лет, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин — русский классик».
В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.«Колымские рассказы» были написаны с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В СССР в основном опубликованы только в 1988—1990 годах. Одновременно с рассказами Шаламов работал над сборником стихов «Колымские тетради» (1937—1956). В 1962 году он писал А. И. Солженицыну:
«Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. <…> Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».
В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.
Метки: Короткий рассказ Варлам Шаламов Ягоды |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Иван Бунин |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Иван Бунин.
"Крещенская ночь"
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Метки: ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ Иван Бунин |
Сальвадор Дали: «Сюрреализм — это Я!» |
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали (Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol) — человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Он стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений.
«Сюрреализм — это Я!» — фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность.
Как фокусник, он жонглировал образами, творя причудливые и часто шокирующие их сочетания, наложения и переплетения. Картины Сальвадора Дали поражали современников реалистичностью выдуманных сюжетов.
Метки: Сальвадор Дали |
Фото дня |
Фото дня. Без комментариев
Метки: Фото дня |
Мудрость |
Метки: мудрость |
ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ: Эльдар Рязанов |
ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ: Эльдар Рязанов
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
и жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой,
день проскочил - я не увидел друга
и не пожал его руки живой...
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
не позвонил хоть раз сестре иль брату,
то в оправданье нечего сказать:
тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал -
не посмотрел веселого спектакля,
стихов магических не почитал
и в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
не сочинил ни кадра и ни строчки,
то обокрал сегодняшний итог
и сделал жизнь еще на день короче.
Сложить - так страшно, сколько промотал
на сборищах, где ни тепло, ни жарко...
А главных слов любимой не сказал
и не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря
и мерить свою жизнь еще короче.
Метки: ЛЮБИМЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Эльдар Рязанов |
Питер Брук: Зачем нужно искусство? |
Питер Брук: Зачем нужно искусство?
Я давно избавился от старомодного предрассудка, что искусство может как-то изменить людей и влиять на развитие человечества. Многие верят до сих пор, что если ты «kulturny», то ты лучше других! Вспомните о концлагерях. Их строили молодые нацисты — офицеры, наследующие великой культурной традиции. Люди высокообразованные, которые были хуже любых варваров именно потому, что находили в культурной истории обоснования для своих зверств. Они шли сжигать людей в печах, прослушав какой-нибудь бетховенский квартет. Как быть с этим? Это глупое клише — «культура улучшает людей». Нет, человек не меняется. Публика в том числе.
И зачем же тогда нужно искусство?
Я полагаю, что у каждого из нас есть собственный мир, за который мы ответственны в полной мере. Им и надо заниматься. Не надо преуменьшать свою ответственность! Ко мне в руки попадает целых пятьсот человек на целых два часа. На этот срок они зависят от меня. Теперь я должен сделать все, чтобы, когда эти два часа закончатся, они вышли из зала чуть-чуть другими — и смогли увидеть ту жизнь, которой раньше не замечали. Если их гнев и разочарование станут чуть слабее, это уже победа! Театр не способен никого ничему научить. Зато он может на какое-то мгновение сделать жизнь зрителя лучше. Сдвинуть ее хотя бы на миллиметр. Это стоит того, чтобы положить на это жизнь.
Метки: Питер Брук Зачем нужно искусство? |
ВОСПОМИНАНИЯ: Анатолий Найман об аресте Иосифа Бродского |
"Парень, не затрудняй мне жизнь!"
Анатолий Найман об аресте Иосифа Бродского
13 февраля 1964 года был арестован Иосиф Бродский
В десятых числах февраля 1965 года я приехал в Норенскую, деревню, где отбывал ссылку Бродский. Что в январе-феврале годовщины его ареста и его первых сердечных приступов в заключении, в марте — суда, ну он, может, и вспоминал, но предметом нашего интереса это не было. По прошествии некоторого времени одни события наливаются новыми значениями и вообще значительностью, другие в памяти выцветают. В моем сознании гораздо более ярко отпечатался эпизод, когда в конце ноября 1963-го мне позвонили из Ленинграда (я тогда временно жил в Москве) сказать, что в газете "Вечерний Ленинград" напечатан фельетон "Окололитературный трутень", предварявший арест в лучших традициях советской клеветы и гонительства. Я попросил прислать мне газету и позвонил ему с новостью, он в те дни тоже обретался в Москве. Условились встретиться утром. Тираж был раскуплен, но тогда газеты клеили на уличных стендах, друзья вырвали кусок с фельетоном и позвонили еще раз в полночь сообщить номер поезда и вагона, с проводником которого послали. Рано утром я забрал конверт, и часов в 10 мы встретились в кафе "Националь".
Метки: ВОСПОМИНАНИЯ Анатолий Найман арест Иосифа Бродского |
ВОСПОМИНАНИЯ: Любовь Вовси о «деле врачей» |
ВОСПОМИНАНИЯ: Любовь Вовси о «деле врачей»
«Мы собирались в ближайший выходной на барахолку —
покупать ватные брюки для лесоповала»
Любовь Мироновна Вовси — дочь профессора Мирона Вовси и врача Веры Дворжец. Родилась в Москве в 1925 году. После окончания физического факультета МГУ переехала в Ленинград, где ее муж Анатолий Лифшиц учился, а затем и преподавал в Военно-морской академии. В Ленинграде в течение 33 лет работала во ВНИИ телевидения.
________________________
3 и 4 апреля 1953 года
освобождены и реабилитированы
арестованные по "делу врачей"
______________________
Серия сообщений "История и документы":
Часть 1 - ВОСПОМИНАНИЯ: Любовь Вовси о «деле врачей»
Часть 2 - ГУЛАГ: История и документы. Александр Довженко
Часть 3 - ГУЛАГ: История и документы. Кенгир - 1954
...
Часть 16 - 30 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Часть 17 - «Здесь конвоиры, словно псы»
Часть 18 - ГУЛАГ И ГОЛГОФА. История и документы: Приказ № 31
Метки: ВОСПОМИНАНИЯ Любовь Вовси о «деле врачей» Мирон Вовси |
День памяти Дины Исааковны Каминской |
День памяти Дины Исааковны Каминской
Дина Исааковна Каминская
Дина Исааковна Каминская родилась 13 января 1919 года в Екатеринославле (Днепропетровске). Окончила Московский юридический институт, член Московской городской коллегии адвокатов.
В декабре 1965 года Каминской не позволили выступить на процессе Синявского и Даниэля в качестве защитника Даниэля, поскольку стало известно, что она намерена требовать оправдательного приговора.
Выступала защитником Владимира Буковского ("дело о демонстрациях", 22.01.1967), Юрия Галанскова ("процесс четырех", 1967), Анатолия Марченко (1968), Ларисы Богораз и Павла Литвинова ("дело о демонстрации семерых", 1968), Мустафы Джемилева и Ильи Габая (1969–1970), не допущена к защите Владимира Буковского (1971), Сергея Ковалева (1975) и Натана Щаранского (1975).
Речи Дины Каминской распространялись в самиздате, включены в сборник "Правосудие или расправа?", "Процесс четырех", "Полдень", "Ташкентский процесс".
С 1971 года Каминскую перестали допускать к участию в политических процессах.
В 1977 году Каминская и ее муж, известный правовед Константин Симис, подверглись допросам в КГБ и под угрозой ареста были вынуждены эмигрировать в США.
Метки: Дина Исааковна Каминская |
АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ: Дмитрий Быков. Рождественское |
АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ: Дмитрий Быков. Рождественское
Перестал сомневаться в Боге, хоть колебался еще вчера. (Как говорил мой учитель строгий — Господь аплодирует вам, ура!). Ночью, бывало, проснешься в страхе, будишь подругу, включаешь свет — неуютно душе во прахе. Как это так, меня — и нет? Как я метался, как сомневался, как вцеплялся в благую весть — от когнитивного диссонанса: смерти нет — и все-таки есть! И как-то это прошло с годами, хотя должно было стать острей от приближения к этой даме (есть она, нет ее — черт бы с ней). Дело не в том привычном мотиве ли, всякому гопнику по плечу, что все с годами мне опротивели? Не опротивели, жить хочу. Стал терпеливее, стал мудрее ли? Так сказать, опять в молоко: невысоко мои мысли реяли — и нынче реют невысоко. Многие веруют от противного: что ни вспомнишь — везде фуфло. Столько повсюду мрака активного — где-то обязано быть светло. Тут есть известный резон, без спора. Высунешь нос — и сразу домой; смотришь трансляцию из собора — и ощущаешь себя Хомой. Когда в глаза тебе смотрят Вии — сразу уверуешь, s’estlavie. Но ведь это все не впервые. И когда тут рулил не Вий? Да и наивен сводящий Бога только к свету, только к добру (эта мысль тяжела для слога — скажу точнее, когда умру). О, сознание островное, света пятно среди темных вод! Бог — это как бы все остальное, кроме всего вот этого вот. Сейчас для этого нету слова, как в подсознание ни вникай. Разве что вспомнить фразу Толстого из последнего дневника, когда оставалось ему немного до, сорри, выхода в высший свет: или, пишет он, нету Бога, или ничего, кроме Бога, нет.
Как газ, как свет, как снег, бесстрастно штрихующий раннюю полутьму, — Бог заполняет все пространство, предоставленное ему. Глядишь, почти ничего не стало, как и предрек один иудей: чести, совести, долга, срама, слез и грез, вообще людей. Сплошь лилипутики, менуэтики, растелешившийся Бобок; ни эстетики, ни конкретики, ни политики — только Бог. Смотри, как он перетекает в родной пейзаж со всех сторон, как ничего не отвлекает — всюду он и только он. Смотришь сквозь тюлевые занавески, как пустынен мир и убог, как на него сквозь голые ветки сверху клоками сыплется Бог; как засыпает пустырь, дорогу, как сцепляется на лету, покуда мир подставляет Богу свою растущую пустоту, как заполняет все пространство его хрустальный перезвон.
Только я еще остался.
Закончу — и будет только он.
"Новая газета", №1, 11 января 2016 года
Метки: АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ Дмитрий Быков Рождественское |
ВОСПОМИНАНИЯ: Владимир Буковский о своем четвертом аресте и высылке из СССР |
ВОСПОМИНАНИЯ: Владимир Буковский о своем
четвертом аресте и высылке из СССР
«Была рабочая гипотеза,
что придется помереть в тюрьме»
_________________________________________________
29 марта 1971 года
Четвертый арест Владимира Буковского
_________________________________________________
Владимир Буковский — правозащитник, писатель, политический деятель. Родился 30 декабря 1942 года. В 1960-1962 годах был одним из самых молодых организаторов публичных чтений неофициальной поэзии у памятника Маяковскому в Москве. В 1961 году отчислен с биологического факультета МГУ. Занимался сбором и передачей на Запад информации о нарушении прав человека в СССР, в частности об использовании карательной психиатрии и об условиях содержания политзаключенных в местах лишения свободы. С 1963-го по 1971 годы арестован четыре раза, дважды отправлен на принудительное психиатрическое лечение, дважды — в заключение. Провел в спецпсихбольницах, тюрьмах и лагерях в общей сложности порядка 12 лет. В декабре 1976 года был выслан из СССР в Швейцарию в обмен на лидера Компартии Чили Луиса Корвалана. Автор книг "И возвращается ветер", "Московский процесс" и других.
Я знал, что меня арестуют. Накануне двадцать четвертого съезда КПСС шел всеобщий зажим, из-за этого было ужасно много работы. Бесконечно: тут и крымские татары, и немцы Поволжья, и евреи-отказники, черта в ступе. Я занимался передачей сведений в мировую прессу, поэтому не было ни дня отдыха, что-то невероятное. Несколько дней я вообще не спал, встречи с журналистами проходили по ночам, так что когда пришли с арестом я даже воспринял это с некоторым облегчением: очень спать хотелось. Думал, сейчас хоть в Лефортове высплюсь.
Метки: Владимир Буковский ВОСПОМИНАНИЯ Диссидентское движение |
УЛЫБАЕМСЯ! |
У л ы б а е м с я!
Метки: УЛЫБАЕМСЯ! шутка |
Мудрость: Английская пословица |
Мудрость: Английская пословица
Метки: Мудрость Английская пословица |
Вадим Гаевский о Театре на Таганке |
Вадим Гаевский о Театре на Таганке: «Мы тогда вообще впервые услышали со сцены крик»
Примерно за год до появления Театра на Таганке мне позвонил мой коллега и товарищ Борис Зингерман и сказал с очень неопределенной интонацией, обычно ему не присущей: "Не знаю, есть ли у тебя время, может, ты хочешь пойти на студенческий спектакль в Щукинское училище... это недалеко от тебя, может, тебе понравится..." Я пошел, тоже в сильных сомнениях. Надо понимать, что у нас было глубокое убеждение: великое искусство в прошлом. Мы особо не верили ни в будущее нашего театра, ни в будущее нашей страны вообще. Хрущев к тому времени уже всем надоел, он стал из человека XX съезда человеком культурных разносов, на которых громил художников и писателей. До театра он еще не дошел, и мы смотрели на происходящее немного как на спектакль, но чувствовали, что он захотел стать идеологом — раньше думал только о кукурузе, а тут вдруг стал ходить на выставки и учить Эрнста Неизвестного работать. Мы видели уже никакую не оттепель, а новую темную агрессивную диктатуру.
Метки: Вадим Гаевский о Театре на Таганке |
Американский художник Патрик Антонелли |
Американский художник Патрик Антонелли
Patrick Antonelle, USA
Искусствоведы называют его не иначе, как американским художником-продолжателем традиций импрессионистов или "американским Ренуаром". Его работы отличает особый стиль - сбалансированный, нежный, мягкий и гармоничный. Он родился, вырос и живет в Нью-Йорке. И Нью-Йорк, который он бесконечно любит, часто становится темой его работ. Все его работы пронизаны ностальгией: cмена времен года в Центральном парке Манхэттена, заснеженные улицы Нью-Йорка. Эти работы стали визитной карточкой художника.
Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Ивана Трамп, Селеста Холм, Агнес Де Милль, Реджис Филбин, Михаил Файнштейн, Леонард Бернстайн, Ширли Бэсси и многие другие являлись поклонниками и коллекционерами работ художника.
Когда Патрика спросили об особенностях его художественного таланта, он ответил: "Я вижу мир в балансе света и тени, цвета и текстуры. Я верю, что Бог дал мне талант. Я не могу представить себя без живописи, это часть меня».
У него очень много прекрасных работ, но сегодня я выбрала СНЕГ...
Метки: Американский художник Патрик Антонелли Patrick Antonelle USA |
Джек Лондон (1876-1916 гг.): 140 лет со дня рождения. "Моряк в седле" |
Джек Лондон (1876-1916 гг.): 140 лет со дня рождения
"Лучше пусть я буду пеплом и пылью! Пусть лучше иссякнет мое пламя в ослепительной вспышке, чем плесень задушит его!»
Джек Лондон
12 января 1876 года родился Джек Лондон, известный американский писатель. Его настоящее имя Джон Гриффит Чейни. Говорят, что он был первым в истории американским писателем, заработавшим своим трудом миллион долларов.
Джек Лондон прожил короткую жизнь, всего 40 лет, но приключений, которые выпали на его долю, хватило бы лет на сто. Его биография увлекательнее любого отдельно взятого его романа! Ведь что бы Джек ни описывал — бродяжничество, морские путешествия, золотоискательство на Клондайке, войну, тропическую лихорадку, борьбу за жизнь, — все это он испытал сам…
Во времена моего детства Джек Лондон был одним из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Родители разошлись до рождения писателя. Джека усыновил отчим, овдовевший фермер Джон Лондон. Семья была небогатой, трудовой: Джеку пришлось, не доучившись в школе, с ранних лет зарабатывать себе на жизнь: он трудился на джутовой и консервной фабриках, зарабатывал в качестве "устричного пирата", морского патруля, почти полгода плавал на шхуне "Сазерленд", добывая котиков в Тихом океане, побывал на Аляске в качестве золотоискателя. Весь этот богатейший запас впечатлений реализовался позднее в его рассказах.
Типичный "селфмейд мен", т. е. человек, сделавший сам себя, он с детства был книгочеем, жадно поглощая художественную литературу вперемешку с трудами философскими и социологическими.
Метки: Джек Лондон (1876-1916 гг.) 140 лет со дня рождения |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Александр Пушкин & Сандро Боттичелли |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Александр Пушкин & Сандро Боттичелли
Sandro Botticelli. Madonna of the Pomegranate (1478).
Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом
Александр Пушкин. Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Метки: Александр Пушкин Сандро Боттичелли ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ |
Вернисаж одной картины: Клод Моне |
Клод Моне. Вид на Аржантей в снегу, 1875
Метки: Клод Моне Вид на Аржантей в снегу Вернисаж одной картины |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Аполлон Григорьев & Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо |
ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ: Аполлон Григорьев & Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо
Bartolome Esteban Murillo (1617-1682), Испания. The Madonna of the Rosary. Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо
Аполлон Александрович Григорьев
К МАДОННЕ МУРИЛЬО В ПАРИЖЕ
Из тьмы греха, из глубины паденья
К тебе опять я простираю руки...
Мои грехи — плоды глубокой муки,
Безвыходной и ядовитой скуки,
Отчаянья, тоски без разделенья!
На высоте святыни недоступной
И в небе света взором утопая,
Не знаешь ты ни страсти мук преступной,
Наш грешный мир стопами попирая,
Ни мук борьбы, мир лучший созерцая.
Тебя несут на крыльях серафимы,
И каждый рад служить тебе подножьем.
Перед тобой, дыханьем чистым, Божьим
Склонился в умиленье мир незримый.
О, если б мог в той выси бесконечной,
Подобно им, перед тобой упасть я
И хоть с земной, но просветленной страстью
Во взор твой погружаться вечно, вечно.
О, если б мог взирать хотя со страхом
На свет, в котором вся ты утопаешь,
О, если б мог я быть хоть этим прахом,
Который ты стопами попираешь.
Но я брожу один во тьме безбрежной,
Во тьме тоски, и ропота, и гнева,
Во тьме вражды суровой и мятежной...
Прости же мне, моя Святая Дева,
Мои грехи — плод скорби безнадежной.
|