-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2426
Написано: 10134


Москва в картинах Аристарха Лентулова

Воскресенье, 24 Января 2016 г. 01:45 + в цитатник

Москва в картинах Аристарха Васильевича Лентулова

"У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!"

Марина Цветаева. 7 мая 1916


Aristarkh_Lentulov_Self-portrait_1913 (650x642, 316Kb)

Аристарх Лентулов. Автопортрет, 1913

В русской живописи XX века самым жизнерадостным талантом, буйным темпераментом и жизнелюбием обладал Аристарх Васильевич Лентулов Он родился 16 января 1882 года. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года; мать осталась с четырьмя детьми на руках. В надежде, что Аристарх пойдёт по стопам отца, она отправила сына в духовное училище. Однако в возрасте 16 лет будущий художник сбежал из семинарии.

Десятилетия спустя Лентулов вспоминал, что самым главным впечатлением его детства была старинная музыкальная шкатулка, обнаруженная им в барском имении, где трудился его дядя. В отсутствие взрослых, мальчик частенько доставал шкатулку и "каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истёртым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали".


Лентулов_Василий Блаженный, 1913. Холст, масло, бумажные наклейки. Государственная Третьяковская галерея (649x700, 666Kb)

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный, 1913

Старая русская архитектура Москвы в живописи Лентулова приобретает новое звучание. Вот как комментировал свой замысел художник: "Москву я изобразил синтетически, то есть я не беру какой-нибудь уголок. типичный для Москвы, или какой-либо общий вид с какой-либо точки. Я взял за центр самую высокую точку Москвы, её Ивановскую колокольню и расположил вокруг неё все здания, триумфальные арки и новые. Словом, отобразил её с точки зрения трёх эпох - эпохи XV века, барокко и современной эпохи."


Лентулов_Тверской бульвар. Страстной монастырь (панно), 1917 год. Государственная Третьяковская галерея (640x700, 651Kb)
А.Лентулов. Тверской бульвар. Страстной монастырь, 1917

В его ярких работах "Василий Блаженный", "Иван великий. Звон", "Страстной монастырь" композиция разворачивается на плоскости, предметы и здания словно витают в воздухе. Художник свободно компонует вокруг колокольни Ивана Великого, наподобие хоровода, все достопримечательности Москвы в своих наиболее эффектных ракурсах и фрагментах. Лентулов стремится выразить любовь русских к пышности, пестроте и разного рода торжественной мишуре; он украшает полотна сусальным золотом, звёздами из фольги, щедро украшает изображения цветной бумагой, фетром, бархатом.


Лентулов_Крестный ход, 1914 год, (700x588, 632Kb)
Аристарх Лентулов. Крестный ход, 1914


Лентулов_Москва, 1913. (700x670, 627Kb)
Аристарх Лентулов. Москва, 1913


Лентулов_Небозвон (Декоративная Москва), 1915. (700x533, 561Kb)
Аристарх Лентулов. Небозвон (Декоративная Москва), 1915
 

Интересные авторские замечания относительно картины "Звон" есть в воспоминаниях Лентулова: [на этом полотне] "изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей".


Лентулов_Ночь на Патриарших прудах, 1928. (700x552, 504Kb)
Аристарх Лентулов. Ночь на Патриарших прудах, 1928


Лентулов_Солнце над крышами. Восход, 1928 (700x609, 675Kb)
Аристарх Лентулов. Солнце над крышами. Восход, 1928


Лентулов_Солнце над крышами. Закат, 1928 (700x558, 553Kb)
Аристарх Лентулов. Солнце над крышами. Закат, 1928


Лентулов_Страстная площадь ночью. Москва, 1928 год. (700x523, 633Kb)

Аристарх Лентулов. Страстная площадь ночью. Москва, 1928

 

Подобный образ Москвы отразился и в поэтическом мире замечательной Марины Цветаевой, хотя другая жизнь, другой характер, другое настроение... В её стихах Москва - город-символ, город - душевное состояние, город - мистическое чудо.

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы --
Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!"

28 мая 1916 г.

Рубрики:  Музыка/Современная музыка
ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Литература/Поэзия и живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку