Москва в картинах Аристарха Лентулова |
Москва в картинах Аристарха Васильевича Лентулова
"У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!"
Марина Цветаева. 7 мая 1916
Аристарх Лентулов. Автопортрет, 1913
В русской живописи XX века самым жизнерадостным талантом, буйным темпераментом и жизнелюбием обладал Аристарх Васильевич Лентулов Он родился 16 января 1882 года. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года; мать осталась с четырьмя детьми на руках. В надежде, что Аристарх пойдёт по стопам отца, она отправила сына в духовное училище. Однако в возрасте 16 лет будущий художник сбежал из семинарии.
Десятилетия спустя Лентулов вспоминал, что самым главным впечатлением его детства была старинная музыкальная шкатулка, обнаруженная им в барском имении, где трудился его дядя. В отсутствие взрослых, мальчик частенько доставал шкатулку и "каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истёртым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали".
Аристарх Лентулов. Василий Блаженный, 1913
Старая русская архитектура Москвы в живописи Лентулова приобретает новое звучание. Вот как комментировал свой замысел художник: "Москву я изобразил синтетически, то есть я не беру какой-нибудь уголок. типичный для Москвы, или какой-либо общий вид с какой-либо точки. Я взял за центр самую высокую точку Москвы, её Ивановскую колокольню и расположил вокруг неё все здания, триумфальные арки и новые. Словом, отобразил её с точки зрения трёх эпох - эпохи XV века, барокко и современной эпохи."
А.Лентулов. Тверской бульвар. Страстной монастырь, 1917
В его ярких работах "Василий Блаженный", "Иван великий. Звон", "Страстной монастырь" композиция разворачивается на плоскости, предметы и здания словно витают в воздухе. Художник свободно компонует вокруг колокольни Ивана Великого, наподобие хоровода, все достопримечательности Москвы в своих наиболее эффектных ракурсах и фрагментах. Лентулов стремится выразить любовь русских к пышности, пестроте и разного рода торжественной мишуре; он украшает полотна сусальным золотом, звёздами из фольги, щедро украшает изображения цветной бумагой, фетром, бархатом.
Аристарх Лентулов. Крестный ход, 1914
Аристарх Лентулов. Москва, 1913
Аристарх Лентулов. Небозвон (Декоративная Москва), 1915
Интересные авторские замечания относительно картины "Звон" есть в воспоминаниях Лентулова: [на этом полотне] "изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей".
Аристарх Лентулов. Ночь на Патриарших прудах, 1928
Аристарх Лентулов. Солнце над крышами. Восход, 1928
Аристарх Лентулов. Солнце над крышами. Закат, 1928
Аристарх Лентулов. Страстная площадь ночью. Москва, 1928
Подобный образ Москвы отразился и в поэтическом мире замечательной Марины Цветаевой, хотя другая жизнь, другой характер, другое настроение... В её стихах Москва - город-символ, город - душевное состояние, город - мистическое чудо.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы --
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!"
28 мая 1916 г.
Рубрики: | Музыка/Современная музыка ЖЗЛ/Художники и скульпторы Литература/Поэзия и живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |