Проработка внутренних затыков не является целью и не является панацеей. Она является лишь средством на Пути, но не сама цель.
Она может освободить человека от пут, связывающих его движение. Наступает освобождение, облегчение, с этим уходят даже серьёзные болезни.
Но подсознание — это процесс, движение. И каждому движению нужна цель. Если человек так и не понял, куда он идёт, какова его цель, не нашёл в себе главную доминанту, не простроил свой путь, своё "дао", то даже высвободившиеся силы начнут разрывать его на куски, и породят новый хаос, и болезни и страдания вернутся.
Так что же является самой целью?
Что же является тем клеем, которые скрепит все процессы подсознания в единое целое, что создаст единую систему, которая позволила бы человеку достичь настоящего освобождения?
Христос сказал: только Истина сделает нас свободными.
Вивекананда утверждал, что человек, прикоснувшийся к великой действительности, познавший истину, именуется Живой Свободой, и что целью пути является проникновение в мир реальности.
Христианские святые утверждали: "Система Господня иная нежели представления человечьи".
Все они говорили, что есть некая подоплёка мира, некая тайна, "которою мир держится". И постижение этого Таинства бытия, и слияние с этим Таинством, перемещение своего сознания в мир действительности из мира иллюзии — это не индусская, не буддистская, не христианская концепция, а общемировая.
И если человеческая душа достаточно созрела, если подсознание наше повзрослело настолько, что начало ощущать эту подоплеку мира, эту основу мироздания, то в душе человека появляется правильная доминанта, которая начинает объединять в единый поток все потоки в подсознании.
И подсознание превращается в устремленную стрелу, вместо застойного болотца, которая стремительно приводит к тому, что Будда называл Нирвана, а Христос спасение. Вот это конечное освобождение является следствием больших трудов.
Сначала человек освобождается от препятствующих факторов, затем обретает те, что устремляют ввысь, к поиску цели существования. Затем его подсознание созревает для того, чтобы прикоснуться к этой подоплёке мира, а затем сливается с ней, давая человеку полное освобождение. И человек перестает быть куском глины, и становится настоящей частью божественного Света со всеми вытекающими: счастьем, удачей, устремлением, освобождением, силой.
Вы скажете, что это путь каких-нибудь Святых, но я с вами не соглашусь. Это можно совмещать с повседневной жизнью, не бросая семью, работу, мир. Я считаю, что каждый может преобразить мир собой настоящим, и родился для этого.
Можно жить в городе, воспитывать детей, любить близких, ходить на работу, и при этом достигать освобождения.
Но всё-таки не через гипноз или формулы внушений, которые пусты.
И не через навязанные кем-то идеи достигается освобождение, но через понимание механизмов развития души, как она проходит свои этапы, и что именно необходимо делать на каждом этапе.
Поэтому человеку, который идет по Пути, поможет всё: и удаление преград, и разрыв пут, связывающих его движения, и познание законов мироздания, и применение их.
Но в отдельности все эти методы не работают, без Пути и цели. Они работают только вместе, и только тогда, когда их связывает единая тоска по возвращению в тот Дом, из которого все мы когда-то изошли.
Подсознание — это не просто наш мир, это не просто место где животная и духовная составляющие борются друг с другом, это не только поле битвы.
Это ещё и место, где идеи правят нами. Об этом говорил Платон: «Идеи правят миром».
Каждый человек является полем битвы идей, где созидательные и разрушительные идеи сталкиваются друг с другом. И их столкновения приводят к движению. И это движение и есть жизнь нашего Мироздания, подсознания каждого из нас, да и вообще всего Космоса.
Дмитрий Раевский. Основатель «Школы Свободы» и оздоровительного центра «Здравница»
Каждый раз, когда человек сталкивается с какой-то серьёзной ситуацией, в нём возникает убеждение, он выносит некий урок, как позитивный, так и негативный.
И эти уроки, эти идеи, эти убежденности поселяются в душе, как самостоятельные существа, как некие программы из которых и состоит наше подсознание. И их взаимодействие, сотрудничество или война, приводит к выходу каких-то идей на первый план, которые и становятся доминирующими.
И они бывают настолько доминирующими, что доминируют даже над личностью человека, заставляя его совершать какие-то поступки, которые, человек в здравом уме не совершил бы никогда.
Часто, когда человек совершит глупость, его спрашивают: «Почему ты это сделал? Зачем?» А человек даже объяснить не может.
На днях смотрел прикольную видюшку. Парень ограбил организацию микрофинансирования. Его спрашивают: «Зачем? Ведь же там камеры, было видно, что это ты. Ты пошёл в соседний магазин тратить деньги. Почему?»
Он говорит: «Ну, чо, я нормально так накатил спирта с коктейлем, и понеслось».
Хорошо, спирт с коктейлем накатил. Что произошло? Отключился рассудок. Что включилось? Подсознание, и оно заставило его совершать безрассудные действия. Почему?
Почему одни люди, когда напьются, становятся добрыми, другие становятся злыми?
Почему в конфликтах одни стараются к примирению, другие к обострению?
Какие-то программы включаются в момент стресса или в момент отключения рассудка. Откуда эти программы, где они живут? Почему они имеют такой мощный доступ к нашей нервной системе? Почему они управляют нашей речью? Почему иногда человек что-то скажет, а потом даже не помнит, что он это говорил? Всё это область подсознания. И она бывает гораздо сильнее личности.
Разобраться с подсознанием, навести там конституционный порядок, выстроить там некое подобие государства без анархии, с красивой системой управления, с прекрасными философскими, культурными идеями. Целями, которые необходимо достичь... Направить его на поиск смысла жизни, на постижение истины — это задача каждого думающего человека, который хочет научиться управлять своим развитием.
Хочу рассказать вам о природе подсознания, ведь знание — уже сила. Эти знания, это не просто теория, а они проверены опытом, они работают.
На протяжении, наверное, последних ста лет люди очень активно пытаются понять, что такое подсознание.
Дмитрий Раевский. Основатель «Школы Свободы» и оздоровительного центра «Здравница»
Это серьёзный вопрос. Фрейд взрывал всем мозг, объясняя, что зачастую наши поступки несут свои причины где-то в глубинах подсознания, и мы не управляем своими решениями. И что часто это какая-то низменная инстинктивная часть нами рулит. А его ученик Юнг сказал, что «путешествуя по Индии, я видел не только похотливых людей, я видел ещё и святых». У них тоже, наверно, подсознание рулит, только как-то по-другому как-то иначе.
Затем пришла Елена Рерих с Агни Йогой и сказала, что йогизм должен быть в продолговатом мозге, то есть в самой сущности человека. И управлять его развитием самостоятельно, без волевых усилий. Когда не ты своей волей развиваешь себя, но ты своей волей создал нечто в своём подсознании такое, что развивает тебя. И если ты это не создашь, то оно тебя не разовьет, а сам себя своими волевыми усилиями развить точно не получится, как Мюнхгаузен себя из болота за волосы, вытаскивать себя не выйдет.
Тема природы подсознательного дальше развивалась в книгах «Грани Агни Йоги», где очень много говорилось о астральной составляющей человека, о битве с астралом и о битве с менталом.
Так же мы помним, что всё христианство целиком и полностью пропитано идеей борьбы Георгия Победоносца со змеем и необходимости Победы в этой борьбе, потому что иначе дракон поглотит тебя, и ты сам станешь драконом. И уже Победоносцем Георгием ты не станешь точно.
Вот эта вот идея необходимости борьбы со своей животной составляющей является вообще краеугольным камнем всех религий. Вспомним, Пророк Мухаммед, когда закончились все битвы, сражения, он сказал, что «закончился малый джихад, – и говорит, – начинается Великий джихад – это битва с самим собою».
Или вспомните Будду Шакьямуни Гаутаму, который говорил: «Воины, воины, так зовём мы себя, о, ученики, ибо мы сражаемся». Эта битва с самим собой отражена также очень интересно в книге «Свет на Пути», которую издала Елена Петровна Блаватская. Там есть такое правило: когда начнётся битва, не сражайся сам, ибо ты не способен в ней победить. Найди воина внутри себя, пусть он сражается.
И всё же подсознание не есть лишь Обитель греха или Обитель зла, и она не является Обителью святых Ангелов, как думают другие. Подсознание – это огромный мир, наш мир, которому принадлежим. В нём есть свои доминанты. И у некоторых доминантой является больше животная составляющая, у некоторых больше какие-то житейские дела, а у некоторых больше дела Небесные. И именно подсознание является, ну, той атмосферой, которая окружает нас целиком. Именно подсознание диктует нам, что делать в тот или иной момент. И те решения, которые мы принимаем, они диктуются подсознанием.
Подсознание человека — это всегда набор идей, которые как субличности живут каждая своей жизнью. ⠀
Всегда есть идеи, которые находятся в подавленном состоянии, где-то в дальних уголках подсознания. А есть идеи, которые правят, которые являются доминантой. Обычно это не одна идея, а несколько созвучных друг другу.
Например, человек эгоистичен. Значит в нём будет довлеть идея о том, что он уникальный, идея о том, что он должен быть лидером, самым первым. Рядом с этой идеей будет довлеть идея, что люди его недостойны. Где-то рядом будет сидеть страх, который он обрел, что кто-то может его осудить и т.д. ⠀
То есть идеи в подсознании существуют целым комплексом, такой «компанией.»
⠀
Или человек, например, не принимает себя и из-за этого у него много психосоматических расстройств. Где-то был мощный стресс, связанный с неприятием другими людьми, из-за этого родился страх осуждения, из-за этого родилось постоянное самокопание. И из-за этого родилось очень много разных «ехдин», которые давят человека, не дают принять ему не только себя, но и вообще сделать для себя что-то хорошее. Не позволяют ему быть счастливым.
⠀
Человек всё делает для того, чтобы не быть счастливым, потому что что-то в его подсознании считает, что он не достоин быть счастливым. И таких людей полмира. А всё началось с того, что где-то ещё в детстве или в подростковом возрасте кто-то сильно обидел или осудил человека. Подростки часто жестокие, да и родители тоже не особо ласковые встречаются. И заполучить такие страхи очень легко.
⠀
Со всеми этими идеями, доминантами я встречаюсь в подсознании человека, когда работаю с ним. Если в этот момент общаешься с человеком, эти доминанты и идеи распахиваются перед ним. Потому что ты как терапевт погружаешься туда, и то что для человека было мутным и скрытым становится ярким, подсвеченным и открытым.
⠀
Что ещё живёт в подсознании кроме вот этих субличностей, которые есть какие-то страхи, программы?
⠀
Там существует ещё несколько грандиозных сил, которые являются источником этих субличностей, источником этих идей. Об этом будет в следующих статьях.
Все болезни детей, особенно, до 7 лет, являются эхом, или следствием состояния родителей. ⠀ Дети очень интересно связаны с родителями - мама связана с сыном, а папа с дочерью. И для того чтобы убрать серьезную болезнь ребенка, если это девочка, желательно подключать в работу и папу. А если это мальчик - достаточно только мамы. ⠀ В принципе, и с мальчиками и с девочками можно действовать через маму, потому что с мамой остается ещё энергетическая пуповина, это очень сильная связь. ⠀ Также в моей практике был интересный случай: ребенок был приемный, энергетическая пуповина осталась с мамой, которая его родила, а в новой семье этой связи не установилось. И в этом случае уже ничего сделать нельзя. Ребенок сопротивляется приемной семье, упрямится.. В первую очередь потому что его подсознание так и не включилось в приемных родителей. И здесь только в 7 лет, возможно, он включится. Почему? Потому что у ребенка только в 7 лет появляется свободная воля. ⠀ До 7 лет ребенок всё-таки часть организма, подсознания родителей. ⠀ У кого есть дети - чувствуете эту связь? Как замечали её проявления, поделитесь?
Каждый ищущий предназначение точно знает, что оно есть и, как правило, считает это самым важным в жизни. Откуда эта убежденность? И как вспомнить, в чем заключается наше предназначение?
Школа Свободы – это уникальный проект, в основе которого лежат методики развития мышления и обретения внутренней Свободы.
Главная задача школы – раскрыть способности человека, научить видеть обстоятельства и людей «объемно», замечать их суть.
Обычно мы пользуемся привычной логикой, но можно развить расширенное сознание, которым обладают все настоящие лидеры. В основе такого сознания – высокая скорость мышления, поэтому все занятия в школе начинаются с ускорения мыслительных процессов.
Тот, кто обладает расширенным сознанием, спокойнее относится к стрессам и нагрузкам, может «с высоты птичьего полета» наблюдать процессы, события, людей и энергии. Так человек становится свободным от обстоятельств и манипуляций, может найти свой Путь и раскрыть внутренний потенциал.
Мы убеждены, что тот, кто не меняется, – останавливается в своем развитии и быстро деградирует. А ведь мир состоит из людей. И чем лучше будут люди, тем лучше будет мир. Поэтому мы учим управлять развитием.
Если вы видите, какой-то человек называет себя наставником, гуру или тренером, но рядом с ним люди не растут, у них сознание не расширяется, мир вокруг них не преображается, значит он просто собиратель денег. Ведь судят всегда по плодам!
«Тренер в спорте, бизнес-гуру в бизнесе, гуру в Индии, у всех у них одна задача: развить своих подопечных и, насколько они успешны, настолько они отвечают своей задаче». Джон Уитмор «Коучинг высокой эффективности»
Тех, в кого никто не вкладывается, можно назвать "потеряшками".
Дмитрий Раевский с учениками Школы в Тибете, 2019 год
Вот представьте себе, например, в спорте: есть хороший тренер — человек становится чемпионом, нет хорошего тренера — чемпиона не будет. Почему? Просто потому, что нужный результат будет лишь когда вкладывается в тебя кто-то, если не вкладывается — результата не будет. Космос — это как большой Учитель, докажите ему, что вы достойны, чтобы в вас вкладываться, и он будет. Как? Будем учиться.
Итак, законы. 1. Лишь осознанные перемены приводят к развитию. Нам кажется, что все, что с нами происходит, растит нас. Но это не так. Растут лишь те, кто растят себя сами. Это можно сравнить с походом в спортзал: если мы ставим себе мощную цель, прорабатываем программу, меняем питание, идём по графику и отслеживаем результаты - рост не замедлит. Отсутствие такого труда по развитию, к результату не приводит.
2. Лишь запредельные нагрузки приводят к переменам. Психика человека очень устойчива, инертна, и меняться не хочет. Но перемены важны.
Из спорта мы знаем: лишь работа за гранью утомления приводит к росту результатов.
Так же точно и перемены в психологии, рост: лишь запредельные нагрузки, осознанно на себя взятые, способны поменять нас. Просто что-то почитать или с кем-то поговорить, - к переменам не приводит.
3. Развитие происходит всполохами, взрывами. Накопление энергии для рывка и сам прыжок вперед. Только так.
Мы не можем расти плавно, это миф.
Накопление опыта, действие по развитию, отдых и подведение итогов. И снова накопление энергии для рывка.
4. Лишь среда меняет нас. Человека невозможно изменить, если он остается в прежней среде, окружении.
Каждый - лишь жертва своего окружения. И выше голов окружающих не прыгнуть.
Это потому, что человек существо социальное, как муравей или пчела.
Чтобы измениться, нужно поменять не себя, а среду.
Начать общаться с теми, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь. И там, где всё пропитано духом этих перемен.
5. Растёт лишь то, что взращивают. Растениям нужен садовник. Спортсмену - тренер. Ученикам нужен учитель.
Для развития нужен тот, кто будет развивать.
И лучше, если он умеет развивать людей.
6. Для развития нужен план. Без плана даже дерево не вырастет, у него есть свой план, как расти.
Грамотно составленный план всегда приводит к результату уже потому, что он есть.
Без плана не бывает результатов.
Интересно общение и развитие?Выбирайте клуб по душе:
Дмитрий Раевский, новая книга «В горы за трансформацией»
Искренняя, мощная, наполненная атмосферой походов, открытий и озарений:
Нами движет любовь к горам и любовь к тем, кем мы можем стать, — к тем, какими мы возвращаемся с гор. В этой книге я постараюсь поделиться самым ценным, что у меня есть, — опытом.
Палаточный лагерь команды Раевского. Тибет, 2016 год
Горы открывают наше сердце. Не этого ли мы так упорно пытаемся достичь во время медитаций, занятий йогой, посещений разных семинаров и тренингов? В горах это может получиться намного быстрее и эффективнее. Здесь мы становимся частью чистой природы, словно начинаем вибрировать на другой частоте, звучать на более высокой ноте.
Эльбрус, 2017 год
И сама природа начинает говорить, и ты вдруг начинаешь слышать её голос в себе. Она говорит о вечном человеке в тебе. Она рассказывает, как меняется мир, и мы вместе с ним, как течёт эволюция вечности в человеке, а воспринятая вечность удивляет ум и растит душу.
Ночное звёздное небо. Тибет, 2016 год
Начните с простого. Попробуйте ответить себе на вопрос «зачем?», сходите в самый простой поход, пообщайтесь с теми, кто уже побывал в горах. Или просто дочитайте эту книгу до конца, ведь она написана в первую очередь для вас, — для тех, кто ищет и хочет найти. В ней собраны самые важные наблюдения, живой опыт — мой и моих близких друзей. А опыт — это самое ценное, что я могу вам дать. Поэтому читайте смело и вы поймёте, куда вам двигаться.
Понять мир детей, научиться видеть их глазами: кто они, как чувствуют и почему, как они дышат на самом деле. Всё время учиться понимать. Мы знаем, владеем методикой и готовы поделиться — как быстро это сделать, мгновенно вжиться в мир детей.
Каждый человек должен быть понят. Важно приложить усилия не к тому, чтобы расположить к себе детей, не надо пытаться что-то сделать с ними, а сделать это с собой, стать понимающими, и детям станет лучше. «Детей надо любить... Доброта наше всё» — это всё слова. «У меня есть волшебный палец, я буду им указывать, дети», — всё, на этом педагогика заканчивается и начинается насилие.
Дети понимают не умом
Мы говорим, что у детей способность познания и понимания, способность глубинных чувств развита больше, чем у нас. Дети понимают не умом, а каким-то иным образом, не так, как взрослые. И за счёт этого они растут. Они учатся понимать всё целиком. Они всё воспринимают в контексте. Если мы говорим детям что-то хорошее, но в каком-то «не том» настроении — они воспринимают настроение. Им может не нравится, что мы говорим, потому что говорим «не так».
Наше миропонимание, мироощущение, как и у детей, соткано из отношений. Дети иррациональны. В каждом есть безмолвный язык на уровне чувств, который можно вспомнить, найти, раскрыть. Только понимая важность и значимость, вы сможете знания применять, иначе оно уйдёт, покроется пылью повседневности. Это работает на всех безусловно. Вообще. И на взрослых тоже. Всё зависит от того, насколько вы сможете в этом развиваться, виртуозно овладеть техникой. Это работа внутри себя, и она очень трудная. Самая трудная.
В каждом человеке есть три потока мышления одновременно
Первый — это наша личность, наш ум, то, как вы осознаёте себя. Это как поверхность реки, что мы видим. Второй поток мышления — внутри людей. Третий — это способность глубоко понимать и чувствовать. Эти два глубоких потока мышления и есть вы настоящие. А то, как вы себя ощущаете — это как два потока мышления соприкасаются с внешним миром, и что из этого получается. Это то, как мир влияет на нас, и как мы влияем на мир. Например, можно что-то понять умом, а можно в чём-то убедится глубоко в душе.
Нужно найти два потока мышления в себе, научиться понимать и войти в мир глубоких настоящих чувств внутри себя. Самим это сделать практически невозможно, нужен тренер, наставница. Это происходит на уровне убеждённости. Именно входя в этот мир глубоких переживаний, вы будете находить там настоящее «я» детей. Не то поверхностное, которое соприкасается с миром, а то, которое всегда живёт в глубине. И касаясь его своими глубокими чувствами, будете вызывать мгновенную реакцию симпатии, узнавания.
Мы можем научить, как этот мир найти в себе и в других, как в этом мире действовать, что в нём делать. Мы будем учиться находить там настоящие глубокие чувства и посылать их другим, например, чувство нежности и заботы. Когда вы посмотрите на ребёнка таким взглядом и просто пошлёте ему заботу, он вдруг поймёт, что мир изменился, о нём позаботились, он в защищённости и больше не нужно обороняться.
Это работает настолько мощно, настолько грандиозно! Просто вы его поняли, показали внутреннему миру ребёнка «мы с тобой одной крови», — помните, как у Киплинга. Этого достаточно. Эта методика работает и она очаровательная. Дети раскрываются. Душа к вам тянется, и они хотят знать от вас больше. Это новые отношения на основе глубинных симпатий. Добрые, хорошие, тёплые отношения — и стоит это сокровище ценить и оберегать. Получить способность видеть не внешнего человека, а то, что есть на самом деле.
Сердце и душа
Два потока мышления, о которых мы говорим, у человека называются Сердце и Душа. Душа больше познаёт, в чём-то убеждается, верит, стремится, учится. Сердце ведёт душу, показывает чему учиться и как. Сердце выстраивает отношения и больше чувствует. Об этом и Сент-Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Мы будем учиться зоркости по-настоящему. Не так, что «я чувствую, что Сердце...» — ничего подобного. Смотреть и видеть через Сердце, ясно осознавать, что этот взгляд отличается от привычного. Это не ваш взгляд, чувства и понимание, это более глубокое, более ясное, более истинное. И потом вы сможете смотреть в других людей, видеть их желания, стремления и понимать. Вы сможете подарить чистую сердечную симпатию ребёнку, и почувствовать отклик и симпатией в ответ. Никакого насилия. Это красиво и естественно.
Нам предстоит научиться смотреть внутренним видением, настоящим. И самое главное — не бояться, быть открытыми. Право каждого человека применять что-то в своей жизни, или не применять. Но можно раскрыть внутреннюю способность. В Сердце свой закон, свой разум. Вы можете совершенно не бояться, что будете что-то посылать ребёнку, чтобы расположить его — этим невозможно навредить. Сердце не терпит насилия никогда, ни при каких обстоятельствах. Сердце — это всегда красота, это язык интонаций и смыслов. Красота мысли растит сердце лучше всего.
Японцы называли это состояние «Ва» — внутренняя гармония. Они говорят, что за восемью рядами перил, за восемью рядами больших деревьев находится внутренняя гармония каждого человека. Его неприкосновенная «Ва». Внутренняя жизнь гораздо важнее, чем внешняя. Мы будем искать эту «Ва», эту красоту, чувствовать её в других и строить взаимоотношения на её основе. Это гораздо мощнее, сильнее, чище, чем обычные отношения.
Все говорят — чудо. Мы знаем, это — Сердце. Красиво, достойно и приходит ощущение наполненности и глубины внутри. Тихо прислушиваясь, понимаешь, что мир наполнен звучаниями важными и значимыми. Мы будем этому учиться. Это не психологический тренинг, это способность понять, найти себя и помочь другим. Сердце всегда подскажет в каком направлении лучше двигаться. Сердце — это сокровище, огромный резервуар сил, с которым можно созвучать и сотрудничать.
Мы знаем что есть рак мозга, рак крови, рак печени. В каждом органе может появиться рак и в дальнейшем пустить метастазы. Но интересный факт — рака сердца, можно выразиться, практически не бывает. Случаются достаточно редкие случаи распространения метастаз в сердце. Ученные утверждают, что причина заключается в особенности строения сердечной мышцы, а точнее в клетках сердца, которые прекращают делиться очень рано, а так как рак это следствие неконтролируемого деления клеток, то сердцу это заболевание не грозит. Но так же есть интересные исследования Heart Math Institute, которые утверждают, что у сердца магнитное поле выше даже чем у мозга. Так же их исследования показали, что сердце способно влиять на изменения в ДНК других организмов, способно усиливать своё поле специальными тренировками.
Наука сейчас пытается объяснить то, что древние знали на интуитивном уровне. Во всех религиях, культурах отдавалось особое место сердцу. В буддизме обитель сердца называется Буддхи, то, откуда возможно познать Бога. В христианстве также сердце является храмом Бога в каждом человеке. В Агни Йоге сердце имеет огненную природу, именно по этой причине рак не способен приблизиться к сердцу. В силу своей паразитической природы, рак приближается к органам, где поток энергии имеет нарушения, либо поступает туда слабо. Сердце, в силу своей огненности, способно сжечь рак на энергетическом уровне, именно по этой причине рак избегает любого контакта с сердцем.
Знания Тибета утверждают, за счёт постоянных тренировок сердца, его энергия возрастает достигая такого уровня, что способно сжигать центральную разумную систему рака и запускать распад опухоли на физическом уровне.
Сердце практически во всех культурах занимало и занимает особое место. Конечно речь не идёт о физическом сердце, речь идёт о духовном центре человека, его сердцевине, сути макромира или, другими словами, вселенной внутри человека, которая способна привести его к познанию непостижимого умом.
Сердце в верованиях южноамериканских индейцев. К примеру, южноамериканские индейцы верили, что сердце — это обитель души, любви и божественного начала человека. По этой же причине позднее развился культ жертвоприношения сердец богам, как жест, дикий безусловно, отдачи живой души и любви богам.
Сердце в христианстве и сердечная молитва. Сердце является одним из центров христианства, через который возможно познание Бога. В Библии сердце упоминается более 700 раз. Сердечная молитва является сутью самого процесса, то есть не просто произносить в голове молитву, а постепенно опускать ее в сердце. «Ибо от избытка сердца говорят уста». В данном случае речь идёт о сердечном говорении или, как оно ещё называется, активном говорении. Состояние, когда человек погружён в сердце, и его слова наполнены совершенно другим звучанием.
Анна Раевская
В такие моменты появляется ощущение, что с тобой говорит совершенно другой человек, и его слова проникают в самую суть тебя и вызывают озарения, понимания и ответы на вопросы. Также активное говорение практикуется параллельно с сердечным слушанием, или же с активным слушанием. Мы практически всегда слышим человека через собственные фильтры, шаблоны или ярлыки, которые соотносим именно с этим человеком. Активное слушание подразумевает, что в процессе выслушивания задействована не психика, а сердце. То есть человек погружается в своё сердце и обращается к сердцу другого, с целью понять истинный запрос души вне шаблонов восприятия.
Сердце в буддизме: Буддхи. Эту же параллель можно провести с буддизмом. Хотя буддизм всё же больше учение о сознании, тем не менее в нем есть совершенно особенное состояние сознания, которое называется Буддхи — это та часть сознания, которая способна постичь Бога. Как в христианстве ум опускается в сердце, и именно там происходит его очищение, в буддизме сознание опускается также в сердце и через долгие медитации способно коснуться Брамы — проявленного Парабрахмана.
Сердце, Древний Египет и суд Осириса. В древнем Египте сердце считалось олицетворением прожитой жизни человека, насколько она была наполнена добродетелью и истиной. Сердце отошедшего в мир иной на суде Осириса помещалось на весы Истины, а на другую чашу — перо, и если сердце человека было тяжелее пера, то он не проходил в мир Богов. Так же и в буддизме, сердце олицетворяет Чашу, сосуд, и чем человек наполняет его — стремлением к Истине и к Высшему, либо стремлением к страстям, такую жизнь он в конечном итоге и получает.
Следить за чистотой сердца, практиковать сердечное делание или сердечную молитву, активное говорение и слушание — всё это работающие технологии. Они способны трансформировать и практикующего, и того, на кого направлено внимание в практике. Древние знали это и пользовались этим с целью помочь людям измениться.
Дмитрий. У каждого человека есть покровители, которые стараются сделать так, чтобы эта энергия, которая в нем сидит, и которая идёт вслед за лучом внимания, чтобы она притекала.
Предположим, они ему говорят: «Хорошо, мы дадим тебе возможности, но ты нам должен взамен дать столько-то единиц внимания к тем идеям, что мы тебе дадим». Они очень по-умному взвешивают все предыдущие возможности этого человека и спонсируют его в соответствии с его потенциальной эффективностью.
Если человек деньги вложил, а энергию внимания привлечь не смог к выданным ему возможностям, они его жестко наказывают. И он очень долго, в назидание, влачит существование, как разбитый летчик, будучи, лишенный вообще их внимания и притока денег, ему начинает капитально не везти.
Либо же, если он смог привлечь энергию денег в реализацию идеи, то они радуются и спонсируют его еще.
Я вижу эти процессы, все эти потоки.
Дмитрий Раевский на открытом семинаре. Санкт-Петербург, 2019
Но интересный момент, когда они дают энергию денег человеку, то они становят на нем как бы свой знак, свою печать, намагничивают его своей энергетикой. Это проявляется в том, что человек начинает любить деньги также как они. И когда к нему направлено внимание других людей, то он заражает их трансляцией тех, с кем вступил в энергообмен, в т.ч. этой же любовью денег. И люди начинают обращаться к ним, к владыкам денег, для того, чтобы им тоже дали. Таким образом они отдают эту энергию денег взамен на энергию внимания к деньгам, настоящую живую психическую энергию людей, потому что эта энергия начинает утекать к ним, и они ей питаются. Это эгрегор.
Слушатель. Так его, получается, не правильно кормить с нашей точки зрения или как?
Дмитрий. Да. С нашей точки зрения в категорической форме, потому что это энергетический вирус. Такой же вирус, как и все остальные: заразный, агрессивно размножающийся, использующий людей для питания и размножения.
Слушатель. Но а как же нам это совместить? Ведь в этом мире нужно зарабатывать и это в данный момент тоже показатель эффективности и успешности проектов.
Дмитрий. Совмещается замечательно элементарно. Будда сказал: «Владей, но не считай своим». Вот эта формула, то есть ты делаешь это не для себя. Как только ты делаешь ради благого дела, тут же все эгоистичные потоки парализуются, деньги вдруг начинают приходить.
Есть два вектора сил: центростремительные (эгоистичные) и центробежные (альтруистичные) силы. И человек всегда принадлежит одному или другому потоку. В этом постоянный выбор каждого. И при выборе центробежных сил уже не эгрегор потребления начинает рулить деньгами, как бы одалживать тебе, а тебя самого потреблять энергетически, а вместо них начинают рулить благородные эволюционные силы, и уже они отдают тебе эти деньги на их благородные дела, чтобы так же привлечь внимание к ним, и они, как заботливые садовники, растят будущее как прекрасный сад.
И здесь возникает вопрос: что же может заставить человека подниматься ото сна, отойти от эгрегоров и служить хорошим делам? Ответ: ярая вера в это великое будущее, в то, что ты чувствуешь даже не веру, а чувство мощной принадлежности этой когорте строителей великого прекрасного будущего, грандиозной идее, которой суждено воплотиться в человечестве . Ты чувствуешь, что ты — её проводник. То есть чем сильнее твое понимание, что ты берешь эти деньги не себе, а для великого дела, и чем справедливее это чувство, что, действительно, это по-настоящему так, тем охотнее энергия денег, заряженная на общее благо, начинает приходить разными возможностями.
Дело в том, что мы сейчас развиваемся между двумя организациями: одна — это жесткий, жадный эгрегор представленный в виде разных жуликов-мошенников. Он заставляет их постоянно искать какие-то пути нечестные, т.е. постоянно кого-то надурить, кого-то обмануть или заполучить себе деньги любой ценой. И эта цена может быть любой. И вот эгрегор — это вирус. Поймите, что такое эгрегор. Это источник вируса. И таких вирусов достаточно много видов.
Слушатель. А как мне быть сейчас? Ты же видишь, я борюсь. Ты же видел меня вчера, какой я приехал.
Дмитрий. Чувство принадлежности. К чему ты принадлежишь, то в тебе и рулит. Если ты понимаешь, что ты распорядитель денег [А...] конкретно, его работник, то тут же ты начинаешь быть при его эгрегоре, и пытаешься от имени его эгрегора договориться с владыками денег и сказать им: «Ребята, дайте нам денег». Они сразу жестко говорят: «Давай так: ты будешь жадиной страшной, и будешь привлекать внимание других к нам своей жадностью, ты должен быть такой же, как и они все. И тогда мы будем рядом. Т.е. мы будем распространять свое влияние, свой эгрегор через тебя, тогда мы дадим тебе денег для того, чтобы ты это делал». А ты понимаешь, что для этого придется заразиться и поверить в их ценности.
И вот в итоге и получается такая ситуация, ты заявляешь, что хочешь финансирование на благое дело, но фактически их обманываешь. То есть ты как бы просишь деньги на одно, а на самом деле являешь другое. Но тебя самого никакая сторона спонсировать не хочет.
Слушатель. Дело это во мне?
Дмитрий. Конечно, в тебе. Конечно, а в ком еще?
Слушатель. Нет, но может, это какая-то часть общего процесса? Ведь у нас там тоже зарабатывание денег у всех страдает, усилия спартанские.
Дмитрий. Но именно потому, что не все до конца понимают, не у всех до конца есть осознанность, что они делают, зачем, почему. Если бы люди четко были бы наместниками и понимали бы, что они ведомы благодатью, и что вот эта рука — это не их рука, а рука великого будущего, тех, кто ведут человечество в прекрасный мир, успех был бы грандиозный.
Слушатель. То есть в этом, да, дело?
Дмитрий. Только в этом.
Слушатель. Понял, спасибо.
Дмитрий. Ты посмотри. Вот у меня есть чувство принадлежности, ты видишь как оно всё складывается в тех проектах, где я активно прикладываюсь.
Слушатель. Ну, да.
Дмитрий. И при этом есть и такие сотрудники вокруг, как бы это помягче сказать, у них есть всё для того, чтоб быть успешными, все для того, чтобы всё было, и при этом некоторые ни фига не делают. Потому что нет самого главного: они не верят до конца в то, что они принадлежат благому делу, и что они могут распоряжаться от её имени.
Например, сотрудник ФСБ, у него есть корочка, он принадлежит этой организации. Он верит в то, что он ей принадлежит, и он действует от ее лица. У него есть должностные обязанности и т.д. и у нас тоже самое. Мы сотрудники этой организации. Но в это почему-то никто не верит, стесняются этого, как будто бы этого нет и говорят: «Ты знаешь, ну, как-то вот мне показалось вчера, что я сотрудник этой организации. А сегодня я проснулся – нет, ни фига». Вот эта вот полувера, когда человек являет половину веры, то ему дают и половину мудрости, половину возможности.
А так как половина возможности — это лишь половина моста и дальше ты все равно не прыгаешь, то считай, что его нет, поэтому это невозможно.
И когда действительно был напряг, когда все как-то напряглись, тогда у всех эта вера снова начала проступать и возможности стали приходить. И когда опять напряг усилий спал, вера отошла в сторону.
Существуют отношения между людьми — это семья, социум, друзья, организации. В них правят универсальные законы психологии. Мне совершенно очевидно, что очень часты ситуации, когда друзья дают гораздо большую поддержку членам семьи, чем сами члены семьи дают поддержку друг другу. То есть в семье муж и жена гораздо больше нуждаются в помощи и поддержке, чем если бы они не были мужем и женой, потому что они третируют и доставляют друг другу неприятности гораздо больше, чем обеспечивают защиту и поддержку.
Самый главный вопрос — это понимание законов, которые управляют процессом. Понимая, как это работает, начинаешь видеть через призму этих законов и замечать то, что не видел раньше. До тех пор, пока взгляд не изменился сущностно, мощно, сильно, до неузнаваемости, до тех самых пор это всего лишь словеса.
Дмитрий и Анна Раевский, Тибет, Тангла, 2016 год
Мы живём в мире придуманной иллюзии. Мне иллюзия не интересна. Меня интересует только то, что работает.
Идеальная семья, какая она, на что похожа, что работает, как к этому пришли, почему это работает? Как нам избежать ошибок и сделать так, чтобы в наших жизнях это работало? И это не теоретический вопрос, чисто практический. Слова о том, что надо жить хорошо и счастливо не работают. Если бы мы могли, умели бы, уже жили бы так. Если бы легко было жить хорошо и счастливо, все бы до этого дошли. Так как практически никто не пришёл, значит трудно поменять по-настоящему расстановки приоритетов, ценностей. Трудно, и на мой взгляд, из моего опыта — очень необычно. Формат идеальной семьи очень мало похож на то, что сейчас есть. Пытаться усовершенствовать существующие формы, на мой взгляд, совершенно бесполезно и бессмысленно.
Цель семьи — это всегда такие отношения, когда люди усиливают друг друга. И этих сил будет хватать не только друг на друга и на семью, но и на развитие, усовершенствование. Психология человека, психика постоянно обновляется. Человек может очень быстро измениться, до неузнаваемости — через серьёзные трудности или серьёзные страдания, преодолевая их, человек закаляется моментально.
Это значит, что в нас с вами заложен очень мощный механизм перемен. И мы можем меняться, но не меняемся, почему? Мы остаёмся теми же самыми, верим в какие-то свои представления. Узнаём каждый день приблизительно то же самое. Можно, преодолевая свои недостатки, что-то делать такое, что будет увеличивать наши силы и привлекать новые элементы в нашу психику, чтобы мы становились сильнее.
Люди не умеют общаться. Обычно, общаясь, друг друга не замечают, слушают не человека, а слова. Когда человек говорит, то не для того, чтоб его поняли, а бросает фразу в лицо, типа «поймёшь-не поймёшь, я не знаю». В итоге люди перестают друг друга замечать настоящих и общаются на уровне колебаний между ними и перестают друг друга чувствовать. Глубоких настоящих симпатий, настоящей потрясающей дружбы очень мало в мире
Нужно учиться говорить, учиться слушать
Это первое. Практически никто этого не умеет. Я был на конференции психологов, где говорили как раз о принципах коммуникации. Об этих принципах говорили, но ими во время конференции сами психологи не пользовались. Для меня это было удивительно: люди это знают, но даже они этим не пользуются.
Понимание, что человек не таков, каким он себя считает, и не такой, каким его представляют другие
В каждом заключен огромный потенциал, который нужно учиться видеть — это второй момент.
Любовь
Кроме того, понятие любви и иллюзии на эту тему разные. Любовь — это не чувство, это качество. И любовь деятельна. Если она не порождает действий, значит это не любовь, а просто эмоции, гормоны.
Есть естественное восприятие счастья, естественное восприятие семьи, даже у детей. Маленькие дети знают о семье гораздо больше, чем взрослые люди. Просто их не спрашивают. Они часто говорят: это не правильно, так не должно быть — это значит, что внутри у них есть эталон того, что должно быть, как правильно.
Так же как и все остальные законы, он находится обычно в непроявленном состоянии. Другими словами, жизнь наполняет собою всё, и жизнь, конечно же, питается психической энергией. Но с точки зрения развития человека эта жизнь, эта психическая энергия пребывает в таком полузабытьи, пока человек её не пробудит. Другими словами, существует высшая часть закона о психической энергии, которая регулирует ускоренное развитие человека, и в этот закон нужно войти путем пробуждения психической энергии, тренировки и управления ею.
Пробуждение Агни, великого священного Агни — это цель всех йог, всех религий, всех философий, что по большому счету, жизнь ученика подразделяется на две части: до пробуждения психической энергии и после.
Святослав Рерих, Вестник. 1958 год
Для пробуждения психической энергии необходимо сначала дисциплинировать мышление, развить его. Необходимо создать внутри себя прочный сосуд в своем сознании, который сможет принять пробудившуюся энергию, как создать для неё дом. Достигается это путём изучения философии, развития этики, подвигами, трудами, самоотверженностью.
Другими словами, весь человек, все его оболочки, все его проявления, как дом, строятся для того, чтобы жилец, психическая энергия пробужденная, великий Агни, мог бы туда войти. Затем наступает момент, когда дом этот практически готов, когда выстроена уже этика по отношению к соученикам, гуру-йога по отношению к Учителю, усвоены многие законы, многое понято, и мышление структурировано, и человек начинает многое видеть и понимать. С другой стороны, майя уже отходит. И тогда великий Агни смотрит на такого кандидата и думает: «М, я могу в него пролиться».
Бывает, что у ребёнка очень глубокий взгляд вдруг, даже у очень маленького ребёнка — мудрый взгляд. Замечали? Иногда этот взгляд есть, а иногда нет. Взгляд отображает наше состояние, то, что мы из себя в данный момент представляем, то, как мы сейчас чувствуем. В какие-то моменты ребёнок чувствует себя таким мудрым, а в какие-то моменты — просто ребёнок. Получалось ли у вас эту мудрость осознанно вызвать в ребёнке, то есть когда вы что-то сделали, и эта мудрость появилась как следствие вашего поступка?
Язык детства, интуиции, души, сердца — это язык где живёт справедливость, истина, понимание глубоких причин происходящего. Дети понимают, что окружающий мир можно изменить. И часто их окутывает бессилие от того, что не могут что-то изменить и исправить, потому что их не слышат, не слушают. На обычном языке «взрослых людей» дети на эти темы не разговаривают. На правильные и важные темы можно говорить на другом языке и договариваться.
Делается это очень просто и вы сами можете попробовать применить. Сначала уходим от суеты. Когда приходит спокойствие, вы начинаете всматриваться в ребёнка, стараться увидеть его глубину, как будто в его груди живёт какое-то знание. Не надо предполагать и навязывать это знание себе или ему, надо ждать, пока проступит. Надо увидеть, заметить, когда проступит настоящий человек, который в этом ребёнке есть. Когда уловили настоящее, то в этот момент в ребёнке происходит перемена. Он вдруг успокоился, перестал суетиться, стал глубже. И тогда можно молча, мысленно, не обязательно разговаривая словами, с этой внутренней душой общаться. В ответ вы чувствуете интонацию, эмоцию. И постепенно мир внутренних эмоций начинает перед вами раскрываться. Устанавливается связь, симпатия — это физически ощущается даже.
Всё тренируется: обращаемся к мудрости в ребёнке и поведение меняется, и тогда от детей можно учиться. Инициировать настоящее, всматриваясь, сопровождать в процессе развития. Когда получаете мудрость — следовать ей, изменить отношение к человеку, неважно взрослому или ребёнку. Нужно видеть, не представлять, не предполагать, не визуализировать, а эмпатически находить, удерживать. В постоянстве. Можно это делать интонациями, ими проявлять чувства. Самый главный рычаг находится внутри тебя, не в словах, не в форме, а внутри собственных ощущений.
Всматриваешься, находишь, сопровождаешь, продолжаешь так относиться — это любовь.
Кроме того, чтобы изменить взгляд, нужно изменить некоторые процессы взаимодействия с ребёнком, которые мешают становлению: перестать ребёнка ранить через навязывание, подавление инициативы, насилие, авторитаризм. Нужно создать совсем другое пространство равенства, в котором ребёнок может развиваться. Атмосфера развития и ругань, антагонизм, недовольство несовместимы. Во всём должно быть сотрудничество и осознанность.
Любить — означает видеть лучшее, которое в человеке есть. Смотреть на ребёнка как на что-то значительное, замечательное. Видеть всю его глубину, которая будет нарастать, и это видение рождает в вас определённые чувства, которые и есть любовь.
Когда человек сочиняет музыку, пишет, играет, он должен проживать. И яркость его восприятия, его чувств, собственно говоря, и дарит людям ту красоту, которую он несет. Не само произведение, а он, неся это произведение. И вообще, талант человека искусства зависит напрямую, прямо пропорционально тому, насколько он глубоко проживает то, что являет собою. Писатель — если он глубоко не почувствовал, не прочувствовал, не прожил жизнь своих героев, он не сможет их описать так, чтобы в это поверили другие.
Если ты что-то глубоко чувствовал в этот момент и вкладывал душу в своё произведение, тогда оно живое, оно дышит. Люди искусства могут это делать частично, отчасти, благодаря своим развитым нервным центрам. И тех из них, у кого это получается хорошо, называют талантливыми, и даже гениальными.
Чтобы психологизировать пространство, необходимо пережить всё заново и сделать это живым. Например, если я буду рассказывать о том, как мне понравилась соната Моцарта, то чтобы передать атмосферу, мне нужно будет пережить свое восхищение еще раз. Мне нужно будет вспомнить, погрузиться и восхититься еще раз по полной программе. Пережить все эти чувства в той же яркости, а то даже и в большей. В этом случае слушатели воспримут аффект красоты, как будто бы они это послушали и поняли моим восприятием.
«И мы открываем врата» входит в серию «Санкта», которая написана в 1922 году и посвящена русским подвижникам. Шесть полотен составляют серию: «И мы открываем врата», «И мы продолжаем лов», «И мы трудимся», «И мы И мы видим», «И мы приносим свет», «И мы не боимся». Возможно, название каждой картины начиналось с «И», чтобы подчеркнуть преемственность всех видов деятельности подвижников.
Были такие моменты, например, у Юрия Николаевича Рериха. Он описывает, что у него были ученики по востоковедению, которым он много объяснял, и они далеко не всё понимали. И был такой момент, когда он бился, бился, бился, они не понимали. И вдруг он замолчал, сосредоточился, и они всё поняли. Что он сделал? Он просто понял это сам очень глубоко, очень ярко и насыщенно. Они вдохнули воздух, в котором был разлит Агни, на котором отразилось его понимание, благодаря психологизированию. И это понимание тут же достигло их нервных центров, и через нервные центры уже дошло до их физического мозга. То есть, не через уши, и не через логику, а именно через Агни, который коснулся центров.
Андрей Борисов, горный гид школы Раевского. Экспедиция в Ладакх 2019
Ещё пример: «И мы открываем врата» — известная картина, и Николай Константинович Рерих, который писал её, понимал значение этих врат и чувствовал атмосферу того, что там происходит — значимость и глобальность. И он их писал, он писал не врата, а атмосферу.
Музыка гения также соотносится к мировой гармонии и насыщает человека через его восприятие, даже через его ауру. Гении иногда приходят для того, чтобы дать людям понимание красоты. Потому что чистейшие симпатии, вызванные эстетическим воздействием высокого искусства, приводят человека к конечному освобождению. Поэтому те гении, которые рождают высокое искусство, должны приходить и обновлять его, чтобы люди имели возможность через это искусство подойти к освобождению. Люди будущего будут очень чётко и ярко передавать свою атмосферу. Все причем.
Дмитрий: По моему опыту, в долинах это сделать совершенно невозможно, потому что мы все живем под властью ума. Ум постоянно о чём-то думает и прессуют нас, и заставляет нас верить в какие-то свои конструкции. А то, чем живёт ум — это не настоящее, это очень поверхностное, это какие-то штуки, исходящие из опыта, из логики, но это всё надуманное. Это очень ярко понимаешь, когда приходишь в горы. В горах совершенно всё по-другому.
Дмитрий Раевский на встрече в Новосибирске. Декабрь 2019г.
Как же найти себя настоящего. Я вам скажу. Как я это делал, ведь же интересен мой опыт. Сам поход в горы – это такая долгая-долгая медитация, когда ты идешь, ум твой занимается выбором, куда поставить ногу, как удобнее повесить рюкзак, какую одежду одеть, чтобы не сильно вспотеть или не сильно замерзнуть, и вот здесь можно браться разотождествить себя с умом, понять, что он занимается всеми этими бытовыми штуками, а ты не есть он, потому что идёшь многие часы. Ты устаёшь, и ум устает держать свою цепкую хватку, и можно как бы отойти от него. Когда я хожу в горах, я задаю вопрос: каким я могу стать, каким мне суждено быть? И я не просто задают этот вопрос, чтобы услышать какие-то слова, вовсе нет. Я задаю этот вопрос, чтобы ощутить себя этим человеком будущего, стать им хотя бы на секунду, перенести себя в будущее, где я уже такой. Вот я иду, вышагиваю и жду этого озарения, и у меня получается. За каждый переход у меня получается так сделать несколько раз. И затем аромат этого нового человека, который я достиг, во мне остается, и он настолько глубоко цепляет, этот образ, каким я стану, что я уже не могу не ценить это состояние. Ну, вот именно, как дар неба, как взгляд Космоса на меня, я очень благодарен за его подсказку, за эту помощь. Для меня это становится таким маяком, таким ориентиром. И затем, спускаясь вниз, в долину, я стараюсь не забыть, не утерять его в жизни каждого дня и постоянно тянуться к этому образу, становиться им так же, как уже уловил. Так я и расту.
Моя книга Сердечная педагогика - пробуждающая сердца, зажигающая огонь свободы в родителях, воспитателях и детях!
Книга Дмитрия Раевского «Сердечная педагогика»
Книга о настоящей любви и понимании. Как научиться взаимодействовать и сотрудничать без раздражения и критики в любой ситуации. Развить силу сердца:
Я убежден, что слышать Сердцем — это не дар для избранных и просветленных. Это доступного для каждого человека. Вполне естественно родителям находиться в единстве со своим ребенком, чувствовать сердцем его внутренние процессы, не цепляясь за то, как это проявляется внешне.
Есть потрясающая книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Очень советую вам её почитать. Там как раз такой вопрос Джонатану задаёт его ученик: как может он любить разъяренную стаю птиц, которая хотела его убить?
На что Джонатан очень красиво отвечает:
— Ненависть и злоба — вовсе не то, что следует любить. Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучшее рассмотреть. Вот что я имел в виду, когда говорил о любви. Знаешь, как радостно, если это удается!
Вглядываться в людей и стараться увидеть в них лучшее — это и есть любовь
Мне понравилось, как Елена Рерих об этом сказала: «Если мы хотим истинно создать Братство человечества, то мы обязаны в увеличительное десятикратно стекло смотреть на все достоинства людей, и видеть их лучшими. И в уменьшительное десятикратное стекло смотреть на все недостатки людей, процессы уменьшать. В таком случае только люди и начнут меняться. В противном случае они останутся прежними».
В нашей школе мы особое внимание уделяем, чтобы наши ученики смотрели друг на друга глазом добрым. Не выискивали недостатки и негатив, наоборот, видели лучшее. Поэтому и меняемся. Это как система. Искать Свет и находить его очень непросто. Но его надо действительно видеть, без иллюзий, фантазий и представлений.
Есть такое понятие, как эффект Пигмалиона. Слышали, наверно? Когда в людях видят хорошее, то оно и растёт. Если в людях видят плохое, то оно тоже растёт. Мы все пигмалионим друг друга. Мы все воздействуем силой мысли друг на друга. Это надо учитывать.
Христа спросили:
— Скажи, если кто-то ударит тебя по щеке, что сделаешь?
Он ответил:
— Поставлю вторую щеку.
Продолжение этой фразы было вычеркнуто, но оно существует в Апокрифах. И Его спросили:
— Так поступать со всеми?
Он сказал:
— Только в общине, только среди своих.
На что его спросили:
— А если ударил человек вне общины, просто чужой пришлый со стороны?
Христос ответил:
— Поступать, как с врагом.
Поэтому мы очень пристально наблюдаем за тем, чтобы внутри нашей Школы, внутри нашей Общины, среди людей, которые поклялись развиваться и помогать развитию других, стать лучше, изменить мир к лучшему, чтобы в нашей среде был только глаз добрый. Но если есть какие-то агрессоры, которые нападают на вас извне, то им надо давать отпор. Но всё-таки мир изменится вокруг вас только тогда, когда вы начнете видеть в людях добро.
За нашим взглядом, за нашим лучом внимания скользит наша психическая энергия, и что мы видим в людях, то мы и усиливаем.