2.1.Передвижники. Василий Перов. |
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) показал простую будничную жизнь с обличительным пафосом, с позиций гражданственности, патриотизма, социального критицизма. Одна из ранних работ написана под впечатлением знакомства с творчеством Федотова («Свежий кавалер») - «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» (1860).
Он первым осмелился критиковать церковные недостатки и перегибы («Сельский крестный ход на Пасху», 1861), чиновничество и купечество, далеких от нужд народа («Чаепитие в Мытищах», 1862 и «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), нищету и горестное бытие крестьянства, и детский труд («Последний кабак у заставы», 1868, «Проводы покойника», 1861 и «Тройка», 1866).
«Проповедь на селе» и «Сельский крестный ход» написаны в 1861 году и полны обличительного пафоса. Художник сожалел, что праздник души заменяется праздником живота (духовенство пьяно и даже не держится на ногах, роняя в грязь священные атрибуты). Процессия бредет отупело и беспорядочно, не ведая пути, не замечая даже, что икону несут перевернув. Попранность святынь в результате беспросветной жизни - такова тема картины, написанной в знаменательный для России год- отмены крепостного права, которое во многом и порождало безвыходность и драматизм существования, закабаленность не только тела и души.
«Проводы покойника» уже не столь беспристрастна - ведь в санях рядом с гробом - осиротевшие дети, задумавшиеся о том, какова будет их судьба. Здесь уже нет обличения, только сострадание и лирические эмоции художника. Картина получилась антиромантическая. Более того, пейзаж оказывается носителем настроения задолго до Левитана (у дороги на обочине - сломанная одинокая елочка).
В чистом виде пейзаж пишет Перов в картине «Последний кабак у заставы» (1868) - в зимних сумерках у трактира замерли сани и одинока фигура ожидающей загулявших спутников женщины. Само событие - возвращение гуляк - остается «за кадром» и о нем сообщают лишь отблески свечного света, падающие из окон на темнеющий на закате снег. Сани перегородили дорогу, подчеркивая статику, нарушенную лишь пролетающей вдалеке стаей птиц. Композиция картины построена так, что борозды дороги очерчивают перспективу, уводя взгляд в глубину, в сокращенное пространство. Вертикали башен заставы служат своего рода вопросительной интонацией по поводу продолжения пути. Впервые у Перова получила воплощение грустная поэзия российских дорог. Картина написана в пессимистичный для страны период, время осознания крушения иллюзий, связанных с антикрепостнической реформой.
На рубеже 1860-1870-х годов Перов обращается к портретному жанру - пишет Островского (1861), И.С. Тургенева (1872), Достоевского в период сочинения «Бесов» (1872). Перову были близки настроения Некрасова, его сочинения - родственны по духу (Перов и сам занимался литературным творчеством - мемуарные рассказы). Картину Перова «На могиле сына» (1874) нередко рассматривают как иллюстрацию к роману Тургенева «Отцы и дети». Дружил и часто общался с художником Л. Толстой.
Исторические работы Перова успеха не имели, в отличие от его позднего жанрового искусства с его незатейливым юмором («Птицеловы», «Рыболов», «Голубятник», «Гитарист», «Ботаник» и знаменитая картина «Охотники на привале»).
У Перова были достойные продолжатели - И. Прянишников («Шутники», «Порожняки»). «Шутников» Прянишников писал по следам постановки в Малом театре одноименной пьесы Островского, и композиция демонстрирует зависимость от приемов театральной режиссуры того времени.
Перов преподавал в Училище живописи и его учениками были С. Коровин и М. Нестеров, а также Сергей Иванов и А. Рябушкин. В 1863 году в АХ СПб начался т.н. «бунт 14-ти» выпускников, потребовавших для дипломных работ не академического стиля, который диктовала тема из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», а тему, связанную с волнующими проблемами из современной русской жизни. В борьбе за право отображать реальную жизнь выпускники покинули Академию и образовали Петербургскую артель художников», создав коммуну в квартире своего идейного вождя - художника Крамского. В Москве бродили подобные настроения и в 1870 году московские и петербургские реалисты объединились, образовав «Товарищество передвижных художественных выставок», существовавшее до 1923 года. Решено было «идти в народ» - выставлять свои работы в провинции, российской глубинке (поначалу выставки устраивались в Москве и Петербурге, но затем они побывали в Орле, Казани, Харькове, Одессе). Инициатива создать Товарищество принадлежала художнику Мясоедову, которого поддержали Крамской, Перов, Ге, Саврасов, Шишкин, братья Маковские… На втором этапе в Товарищество 1870-1880-х годов вошли Репин, Суриков, Васнецов, Куинджи, Ярошенко. Третий этап (середина 1880-х гг.) отмечен прибавлением Левитана, Поленова и Серова. Теоретиком и вождем был признан Иван Крамской, идеологом - критик В. В. Стасов, автор исследования «Искусство 19 века».
Серия сообщений "Русские художники-передвижники":
Часть 1 - Передвижники: документация, часть 1.
Часть 2 - 2.1.Передвижники. Василий Перов.
Часть 3 - 2.2.Передвижники. Иван Крамской.
Часть 4 - Передвижники: классификация по направлениям
...
Часть 8 - 2.6. Передвижники: Верещагины
Часть 9 - Передвижники. Васильев.
Часть 10 - Реалистический пейзаж 19 века. 1.3.
Серия сообщений "Родная Красота ":
Часть 1 - 2.1.Передвижники. Василий Перов.
Часть 2 - Холуй
Часть 3 - ГОЛЫГИНСКИЕ ПРИЗРАКИ
...
Часть 32 - Смоленская крепость или кремль ?
Часть 33 - Вот такими были стандарты женской красоты до революции
Часть 34 - Современники в старинных русских одеждах
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |