Соборное уложение 1649 г.
<...> Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье
оберегать <...>
1. Будет кто каким у мышлением учнет мыслить на государьское здоровье
злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету
про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество
злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смерти.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским
государьством завладеть и государем быть и для того своего злого
умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги
учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески
чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским
государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто
известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова
лать хотел, и такова по сыску казнить смертию.
5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взята на государя. <...>
13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое доменное
дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут
во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не
верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем,
чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех
таким изветчиком не верить. <...>
18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или
услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной
какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю
Алексею Михайловичи) всея Русии, или его государевым бояром и ближним
людем, или в городех воеводам и приказным людем. <...>
21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и
околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и
на приказных людей, или на кого ни буди приходите скопом и заговором, и
учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по
тому же казнити смертию безо всякия пощады. <...>
Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого
никакова бесчиньства и брани не было
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его
государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого
обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю
бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет
челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на
государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтоб
на то смотря иным неповадно было впередь так делати. <...>
3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное
какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он
ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца
самого казнити смертию же. <...>
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не
ранит и не убьет, и того казнити, отсечь рука. <...>
6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или ще изволит
царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного
ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким
оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на
Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того
казнити смертию же.
7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити
с пищальми и с луками, хотя и не для стрельбы, и ис того оружья никого
не ранит и не убиет, и тем за ту вину учините наказание, бите батога и
вкинута на неделю в тюрму. <...>
<...> Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи
1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и
бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут
за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или
за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за
комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны
московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми
боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в
писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные
приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне,
или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и
бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости,
на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми
их крестьянскими животы без урочных лет.
2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о
беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и
бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в
черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или
в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых
людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за
митрополеты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за
бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за
столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за
жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за
всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по
сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной
приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их
беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах
за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их
дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А
отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких
чинов людем без урочных лет.
<....> 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных
книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за
тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь
учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и
племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом
стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они
выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому
чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.
<...> 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут
отпиратися: и тех пытати. <....>
30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых,
или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на
поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и
вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои
земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.
<...> 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в
работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на
работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в
работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не
имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются,
и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. <...>
Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей
I. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и
монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, и всяких чинов
людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими
торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей
не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые
в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы бездетно
и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу
будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть
их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и
родители их были посадския люди, или из государевых волостей: и тех
имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим
слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти
совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи
живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие,
истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его
людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. <...>
5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и
боярския, и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со
всякими промышленными людми, опричь кабалных людей, потому же по сыску,
взяти за государя. А пашенных крестьян будет которые объявятся по
роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те
земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты,
свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на
Москве и в городех есть лавки и погребы и соляные варницы, и им те лавки
и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и
погребов и варниц опричь государевых тяглых людей никому не держати.
6. А выгону быти около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву
по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по
государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинити по тысечи
сажен.
7. А которые патриарши, и властелинские и монастырские, и боярских и
околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на
государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на
купленых, или на животинных выпусках без государева указу: и те слободы
со всеми людми и з землями, по роспросу, взяти в посад без лет и
бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай
посадской земли. <...>
11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми
промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и
драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенныя пошлины, а с
лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб
не служити.
<...> 13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами,
или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в
слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в
слободах у тяглых людей в сиделцах и в наймитах, а ныне оне живут в
заклатчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за
епископы, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и
за ближними и за всяких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех,
и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях, и тех всех сыскивати
и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего,
бездетно же и бесповоротно. И въпередь тем всем людем, которые взяты
будут за государя, ни за ково в заклатчики не записываться, и ничьими
крестьяны и людми не называтися. А будет они въпередь учнут за ково
закладыватися и называтися чьими крестьяны или людьми; и им за то чинити
жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на
житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати
в закладчики, по тому же быти от государя в великой опале, и земли где
за ними те закладчики впередь учнуть жити, имати на государя. <...>
21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за
всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.
22. А которые волные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и
поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жен написаны в писцовых
книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на
женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых женках, и
шли к ним в домы.
23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них
давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в их домех, по их
живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах; а
будет за кого выдут, и их взяти в посад. <...>
37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и
бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого
женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках,
или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым
книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого
они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.
<...> 39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы, а
пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди,
кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в
черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не
закладывати, и не продавати. А кто продаст, или заложит белым людем
тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по
закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывать. А кто
черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за
воровство бити кнутом.
40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в
Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и
дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в
заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы
или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на
руских людей, и купчие и закладные учнут приносити к записке в Земской
приказ, и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди
учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от
государя быти в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие
керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном
городе на немецких дворех коркам не быти. А быти им за городом за
Земляном, от церквей божиих в далных местех.