-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140085









Виллере, Франсуа Этьен (Villeret, François Etienne; 1800-1866). Эрмитаж

Вторник, 21 Мая 2024 г. 12:19 + в цитатник




01. Виллере, Франсуа Этьен (1800-1866)
Миланский собор

Франция, 1830-е гг.
бумага
акварель, гуашь, по наброску карандашом
32,5 х 3 см
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 7)

Вторник, 21 Мая 2024 г. 12:19 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6




01. Васнецов Виктор (1848-1926)
БУКЕТ. АБРАМЦЕВО

НАЧАЛО 1880-Х
45 x 36
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Картина Виктора Васнецова «Букет. Абрамцево» относится к редкому для творчества мастера жанру натюрморта, который в живописи второй половины XIX века встречался вообще не часто. Но в нем любили пробовать свои силы участники Абрамцевского кружка – содружества художников, объединившихся вокруг крупного промышленника и мецената, человека, наделенного разнообразными талантами, Саввы Мамонтова. В 1878 году «Букет цветов» в Абрамцеве написал Илья Репин, в 1880 году картину с тем же названием (обе – Музей-заповедник «Абрамцево») создал здесь же Василий Поленов.

В подмосковную усадьбу Мамонтовых живописцы часто приезжали, чтобы поработать на пленэре, принять участие в коллективных затеях кружка – домашних спектаклях, в строительстве церкви Спаса Нерукотворного или в деятельности мастерских – столярно-резчицкой и керамической. Во время строительства Абрамцевской церкви (1881–1882, проект Василия Поленова и Виктора Васнецова), а потом и внутреннего украшения храма, уже в конце работы, выяснилось, что остались неокрашенными клиросы. Их покрыли голубовато-зеленой краской, но вышло «что-то малярно-грубое, не гармонирующее с общим художественным тоном», – вспоминала Наталья Поленова, жена Василия Поленова. «И тут выручил Васнецов, – пишет она далее, – Он потребовал цветов; со всех сторон ему понесли разнообразные букеты, и из-под его творческой кисти быстро стали вырастать цветы на голубом фоне клиросов. Создалось что-то нежное, красивое, веселое, вполне соответствующее общему радостному настроению».

Можно предположить, что именно тогда Васнецов и написал натюрморт «Букет. Абрамцево». Многие цветы на клиросах напоминают такие же в букете натюрморта. Но главное, картина наполнена тем радостным настроением и воодушевлением, которые царили в усадьбе во время строительства и украшения храма. Илья Остроухов, написавший в 1883 году два этюда внешнего и внутреннего вида церкви Спаса Нерукотворного (оба – Музей-заповедник «Абрамцево»), приобрел у Васнецова натюрморт в свою коллекцию, как память об этом времени. После закрытия Музея Остроухова эта картина в 1929 году поступила в собрание Третьяковской галереи.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 8)

Вторник, 21 Мая 2024 г. 12:16 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Муха, Альфонс (Alfons Maria Mucha; 1860 — 1939). Коллекция Музея Карнавале, Париж (Musée Carnavalet, Paris) (часть 2)

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 12:18 + в цитатник

ЧАСТЬ 1

01. Mucha, Alphonse (Ivancie, 24–08–1860 - Prague, 14–07–1939), dessinateur
Vitrail pour la façade de la boutique Fouquet

Crayon, Pinceau, Lavis, Aquarelle
Diamètre 34 cm
64.8 x 50.2 cm
Musée Carnavalet, Histoire de Paris
✂…
Рубрики:  РАЗНОЕ
РЕТРО
ИСТОРИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 6)

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 12:15 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
СНЕГУРОЧКА 1899

117 x 81,3
холст масло
ГТГ


Картина «Снегурочка» создана Виктором Васнецовым по мотивам одноименного домашнего спектакля Абрамцевского кружка по пьесе Александра Островского (1882). Несколько лет спустя в Русской частной опере Саввы Мамонтова был поставлен оперный спектакль “Снегурочка” Николая Римского-Корсакова (1885). Обе постановки шли в оформлении Васнецова.

Идея спектакля в абрамцевском содружестве родилась в один из вечеров в мамонтовском доме, когда читали по ролям очень популярную в то время в Москве пьесу. Поэтический мир «весенней сказки» Островского, основанный на русских фольклорных образах, так захватил участников кружка, что было решено ставить пьесу на любительской сцене, и Васнецов, никогда не думавший до этого, по его словам, «касаться театра, постановки и игры», взялся за оформление спектакля. Неожиданно для него постановка стала не только самым «задушевным» его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве, сыгравшем важную роль в эволюции русского искусства второй половины XIX века.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 7)

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 12:13 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Муха, Альфонс (Alfons Maria Mucha; 1860 — 1939). Коллекция Музея Карнавале, Париж (Musée Carnavalet, Paris) (часть 1)

Воскресенье, 19 Мая 2024 г. 12:50 + в цитатник




01. Mucha, Alphonse (Ivancie, 24–08–1860 - Prague, 14–07–1939), dessinateur
Maquette de l'affiche du salon des cents de 1896

Макет афиши для Салона 1896 года
60.5 x 40.7 cm
Musée Carnavalet, Histoire de Paris
✂…
Рубрики:  РАЗНОЕ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

Фрагонар, Жан-Оноре (Jean-Honore Fragonard; 1732 — 1806). Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA)

Воскресенье, 19 Мая 2024 г. 12:46 + в цитатник




01. Jean Honoré Fragonard (French, 1732-1806)
The Goddess Minerva, ca. 1772

70.2 × 55.6 cm
Oil on canvas
Detroit Institute of Arts
✂…
Рубрики:  РАЗНОЕ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 5)

Воскресенье, 19 Мая 2024 г. 12:46 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4


01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ВАСНЕЦОВОЙ 1907

65,5 x 53,8
холст
масло
ГТГ


Александра Владимировна Васнецова (1850–1933) – жена художника. Происходила из вятского рода Рязанцевых. Ее отец был совладельцем и директором Косинской бумажной фабрики, потомственным почетным гражданином города Вятки. Александра Владимировна окончила первые врачебные курсы Медико-хирургической академии при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. В ноябре 1877 года она вышла замуж за Виктора Васнецова. В браке родились пятеро детей – дочь и четыре сына.

В музее Виктора Васнецова хранятся два живописных портрета Александры Владимировны его кисти. Первый выполнен всего спустя год после свадьбы, этот – в 1907 году, в год 40-летнего юбилея семьи. Портрет отмечен особой интимностью, Александра Владимировна изображена в домашней блузе с распущенными волосами – такой, какой ее могли видеть только члены семьи.

Александра Владимировна свою жизнь посвятила семье. Она пережила супруга на семь лет и поддержала все начинания детей по сохранению памяти Виктора Михайловича. В 1927 году с ее одобрения часть комнат в доме была отдана под «Посмертную выставку картин и рисунков Виктора Васнецова», где были представлены неизвестные ранее произведения художника. Выставка просуществовала до 1933 года.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 6)

Воскресенье, 19 Мая 2024 г. 12:43 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Рикардо де Мадрасо (Madrazo y Garreta, Ricardo de 1852 - 1917 Spanish). ПРАДО (Museo Nacional del Prado)

Суббота, 18 Мая 2024 г. 12:19 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

В неге сладостных фонтанов. Библиотека Конгресса США (Library of Congress) (часть 3)

Суббота, 18 Мая 2024 г. 12:18 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2



01. Fountain and Breiter Weg, Madgeburg [i.e. Magdeburg], German Saxony, Germany
✂…
Рубрики:  ФОТОГРАФИЯ/Библиотека Конгресса США
РЕТРО
ИСТОРИЯ

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 5)

Суббота, 18 Мая 2024 г. 12:15 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 4)

Суббота, 18 Мая 2024 г. 12:11 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ А. М. ВАСНЕЦОВА 1872

36 x 26
бумага
карандаш
ГТГ


В 1986 году в дар от Всеволода Аполлинариевича Васнецова Третьяковская галерея получила один из ранних портретов работы художника Виктора Васнецова. Графический рисунок выполнен в 1872 году, когда живописец был студентом Императорской Академии художеств и жил в Санкт-Петербурге. Карандашом на небольшом листе бумаги изображен младший брат автора – будущий пейзажист и исследователь древней Москвы – Аполлинарий Васнецов, который в эти годы только вставал на художественный путь.

В одной из первых портретных работ Виктора Васнецова заметен большой интерес и внимание к модели, видно стремление не только передать сходство, но и уловить движение души, сиюминутное настроение. Молодому художнику удалось отразить очарование и пылкость юности шестнадцатилетнего Аполлинария. Мечтательность, поиски жизненного пути, сомнения, свойственные молодости, тонко показы в деталях – приподнятых бровях, слегка взъерошенных волосах, задумчивом взгляде, направленном куда-то в сторону, в свои собственные переживания. Портрет близкого человека нарисован с любовью и трепетом. Мягкими штрихами карандаша Васнецов-старший изобразил лицо брата, показав его внутреннее благородство, которое сохранится до последних дней, спокойствие и одновременно вечный поиск новых открытий и жизненных впечатлений. Рисунок можно справедливо считать одним из лучших юношеских образов.

Братья-живописцы Виктор и Аполлинарий сохраняли теплые отношения на протяжении всей жизни. Художники родились в далекой Вятской губернии в семье священника, вместе прошли непростой путь к миру искусства. Виктор Васнецов был старше на восемь лет, после ранней кончины родителей он взял на себя ответственность за развитие художественного дарования юного Аполлинария, был первым наставником и советчиком, позже познакомил с художественным кругом Абрамцево, Москвы и Санкт-Петербурга. Обучение у Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Василия Поленова, поддержка и участие брата помогли окончательно сформироваться таланту будущего мастера пейзажа.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  

Понравилось: 6 пользователям

В неге сладостных фонтанов. Библиотека Конгресса США (Library of Congress) (часть 2)

Пятница, 17 Мая 2024 г. 12:31 + в цитатник

ЧАСТЬ 1


01. The round fountain, Aix, Provence, France
✂…
Рубрики:  ФОТОГРАФИЯ/Библиотека Конгресса США
ИСТОРИЯ

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 4)

Пятница, 17 Мая 2024 г. 12:29 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3




01. Anonymous
Sir William Brereton, 1579

Oil on cradled wood panel
103.8 × 73.7 cm
Detroit Institute of Arts
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 3)

Пятница, 17 Мая 2024 г. 12:25 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ САВВИШНЫ МАМОНТОВОЙ 1910

97 x 70
холст масло
ГТГ


Александра Саввишна (1878–1952) – младшая из пятерых детей известного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вся ее жизнь была связана с их загородной усадьбой Абрамцево, и в 1918 году стала первым хранителем организованного там музея.
Васнецовых и Мамонтовых связывали искренние и доверительные отношения, а Шуринька, как ласково называл ее Виктор Михайлович, стала верной подругой дочери художника Татьяны. В 1909 году Виктор Михайлович и Татьяна задумали писать портрет Александры Саввишны. В письме к брату Алексею она отмечала: «Собираемся с папой писать с Шуры портрет <…>. Мне очень хочется поскорее». Однако замысел был осуществлен лишь в январе следующего года.

Созданию портрета предшествовали трагические события в жизни Александры Саввишны в 1900-е годы. В 1907 скоропостижно скончалась ее сестра Вера Саввишна Самарина, год спустя – мать Елизавета Григорьевна. Потому кажется вполне естественным желание художника подчеркнуть незримую связь Александры Саввишны с матерью. Обнаруживается большое сходство ее портрета с образом Елизаветы Григорьевны, запечатленным Васнецовым в 1896 году. В Александре Саввишне Васнецов подчеркнул главные черты ее характера – благородство и жизнелюбие.
✂…
Рубрики:  ИСТОРИЯ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  

Понравилось: 6 пользователям

В неге сладостных фонтанов. Библиотека Конгресса США (Library of Congress) (часть 1)

Четверг, 16 Мая 2024 г. 12:14 + в цитатник




01. Eiffel Tower and fountain, Exposition Universelle, 1900, Paris, France
✂…
Рубрики:  ФОТОГРАФИЯ/Библиотека Конгресса США
РЕТРО

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 3)

Четверг, 16 Мая 2024 г. 12:14 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 2)

Четверг, 16 Мая 2024 г. 12:11 + в цитатник

ЧАСТЬ 1



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ Н. А. МАМОНТОВОЙ 1883

80,2 x 63,5
холст масло
ГТГ


Портрет Наталии Мамонтовой (1868–1906), дочери Анатолия Мамонтова, владельца типографии, племянницы Саввы Мамонтова, создан Виктором Васнецовым, когда он задумал написать картину «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). В этом произведении художник воспроизвел эпизод из «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке». В тексте сказки говорится: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича».

Стремясь открыть зрителю мир народной фантазии, передать представления народа о добре, красоте и счастье, Васнецов использовал в картине поэтические образы языческой Руси. Народным воззрениям на любовь и верность соответствуют и образы героев картины – женственной, трогательно-нежной и печальной Елены Прекрасной и мужественного Ивана-царевича. В поисках национального идеала мужской и женской красоты, в попытках найти живописно-пластические эквиваленты фольклорным образам и в стремлении передать их со всей непосредственностью, свойственной народному искусству, художник выполнил массу женских и мужских портретов. Моделями служили Васнецову окружающие его люди – близкие, друзья, люди интересные ему какой-то особенностью своей внешности или характера.

Среди этих произведений портрет Наталии Мамонтовой выделяется близостью к образу Елены Прекрасной, созданному Васнецовым в картине «Иван-царевич». Нежный, с правильными чертами, славянский тип лица юной Наталии, сидящей в грустной тихой задумчивости с беспорядочно разбросанными волосами и беспомощно опущенными руками, соответствует сказочно-печальному образу Царевны, предчувствующей впереди невзгоды и разлуку с любимым. Белое с оливково-золотыми рефлексами платье модели с длинными рукавами и глухим воротом, отделанное кружевом, подчеркивает прелесть девичьей свежести, ее молодость и беззащитность.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 2)

Среда, 15 Мая 2024 г. 11:46 + в цитатник

ЧАСТЬ 1



01. Anonymous
Bouquet of Flowers in a Figured Gold and Silver Vase

17th or early 18th century
Oil on canvas
102.9 × 65.4 cm
Detroit Institute of Arts
✂…
Рубрики:  РАЗНОЕ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Бенлиуре, Хосе (Jose Benlliure y Gil; 1855 — 1937 Spanish). ПРАДО (Museo Nacional del Prado)

Среда, 15 Мая 2024 г. 11:45 + в цитатник




01. Benlliure y Gil, Juan Antonio (Valencia, 1860 - Madrid, 1930)
Después del baile 1895

Óleo sobre lienzo
240 x 160 cm
Museo Nacional del Prado
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 1)

Среда, 15 Мая 2024 г. 11:44 + в цитатник




01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ Е. А. ПРАХОВОЙ 1894

212,5 x 154,5
холст масло
ГТГ


Портрет Елены Праховой (1871–1948), дочери историка искусства и художественного критика, профессора, Адриана Прахова написан Виктором Васнецовым в период работы художника над украшением Владимирского собора в Киеве.
✂…
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Детройтский институт искусств (Detroit Institute of Arts; DIA) (часть 1)

Вторник, 14 Мая 2024 г. 12:13 + в цитатник




01. John F. Francis (American, 1808-1886)
Still Life with Yellow Apples 1858

64.1 × 76.8 cm
Oil on canvas
Detroit Institute of Arts
✂…
Рубрики:  РАЗНОЕ
ПРО ЕДУ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Шартран, Теобальд (Chartran, Theobald; 1849-1907 French). Коллекция Музея Карнавале, Париж (Musée Carnavalet, Paris)

Вторник, 14 Мая 2024 г. 12:12 + в цитатник
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Левицкий, Дмитрий Григорьевич (Levitsky, Dmitry; 1735-1822). Коллекция Государственной Третьяковской галереи (часть 3)

Вторник, 14 Мая 2024 г. 12:11 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2



01. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ УРСУЛЫ МНИШЕК 1782

72 x 57
холст масло
ГТГ


В 1782 году, когда графиня Урсула Мнишек заказала Д. Левицкому свой портрет, она впервые прибыла в Петербург и была представлена ко двору Екатерины Великой. Любимая племянница польского короля Станислава Августа Понятовского, графиня запомнилась современникам тем, что никогда не упускала случая подчеркнуть свое сословное превосходство. В пожилом возрасте ее претензии на собственное исключительное происхождение стали смешны даже людям ее же круга. По воспоминаниям ее племянницы, графини Анны Потоцкой, Урсула Мнишек была «очень доброй, но весьма недалекой и до смешного тщеславной. Она считала себя вправе настаивать на прерогативах принцессы крови, и на этой почве с ней не раз случались досадные приключения. Ни печальный конец последнего польского короля, ни раздел нашей несчастной страны не могли излечить ее от этих вздорных притязаний»

Эту определяющую черту характера модели чутко уловил Левицкий и невольно передал в портрете. Графиня максимально дистанцирована от наблюдателя. Социальную дистанцию Урсула задает взглядом, направленным сверху вниз и смотрящим как бы сквозь зрителя, не замечая его. Такой взгляд более характерен для парадных императорских портретов. Дежурная светская улыбка превращает лицо в подобие маски, надежно скрывающей путь к чувствам и мыслям изображенной. В сочетании с эффектной позой все это делает портрет несколько похожим на изображение актрисы, исполняющей роль на сцене, когда зритель видит лишь эффектную игру, но ничего не может сказать о самой исполнительнице.

Художник превосходно справляется с решением технических задач, таких как передача блеска атласной материи, облегающей безупречную фигуру, бархатистой фактуры кожи, мягкого парика. Блистательной техникой исполнения мастер привлекает внимание зрителя к роскоши аксессуаров и физическому совершенству молодой женщины и отвлекает от личности самой модели, оставшейся для него загадкой.

В 1807 году Урсулу Мнишек посетил проездом князь А. Б. Куракин в ее имении Демблин. Престарелая графиня жила там с младшей дочерью Полиной, приходившейся крестницей императору Павлу I. И на склоне лет, по словам князя, Мнишек с величайшей признательностью вспоминала милости русских монархов и мечтала вернуться к придворной жизни.
✂…
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Поиск сообщений в Bo4kaMeda
Страницы: [629] 628 627 ..
.. 1 Календарь