-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12696
Комментариев: 64798
Написано: 140181


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 4)

Суббота, 18 Мая 2024 г. 12:11 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ А. М. ВАСНЕЦОВА 1872

36 x 26
бумага
карандаш
ГТГ


В 1986 году в дар от Всеволода Аполлинариевича Васнецова Третьяковская галерея получила один из ранних портретов работы художника Виктора Васнецова. Графический рисунок выполнен в 1872 году, когда живописец был студентом Императорской Академии художеств и жил в Санкт-Петербурге. Карандашом на небольшом листе бумаги изображен младший брат автора – будущий пейзажист и исследователь древней Москвы – Аполлинарий Васнецов, который в эти годы только вставал на художественный путь.

В одной из первых портретных работ Виктора Васнецова заметен большой интерес и внимание к модели, видно стремление не только передать сходство, но и уловить движение души, сиюминутное настроение. Молодому художнику удалось отразить очарование и пылкость юности шестнадцатилетнего Аполлинария. Мечтательность, поиски жизненного пути, сомнения, свойственные молодости, тонко показы в деталях – приподнятых бровях, слегка взъерошенных волосах, задумчивом взгляде, направленном куда-то в сторону, в свои собственные переживания. Портрет близкого человека нарисован с любовью и трепетом. Мягкими штрихами карандаша Васнецов-старший изобразил лицо брата, показав его внутреннее благородство, которое сохранится до последних дней, спокойствие и одновременно вечный поиск новых открытий и жизненных впечатлений. Рисунок можно справедливо считать одним из лучших юношеских образов.

Братья-живописцы Виктор и Аполлинарий сохраняли теплые отношения на протяжении всей жизни. Художники родились в далекой Вятской губернии в семье священника, вместе прошли непростой путь к миру искусства. Виктор Васнецов был старше на восемь лет, после ранней кончины родителей он взял на себя ответственность за развитие художественного дарования юного Аполлинария, был первым наставником и советчиком, позже познакомил с художественным кругом Абрамцево, Москвы и Санкт-Петербурга. Обучение у Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Василия Поленова, поддержка и участие брата помогли окончательно сформироваться таланту будущего мастера пейзажа.




02. Васнецов Виктор (1848-1926)
АВТОПОРТРЕТ 1867

34 x 24,3
бумага
акварель, графитный карандаш
ГТГ


Художественный талант и человеческие качества Виктора Михайловича Васнецова на протяжении долгого времени неизменно вызывают глубокий интерес исследователей его творчества и знатоков русского искусства. В связи с этим большую ценность представляют автопортреты художника. Выполненные в разное время в различных техниках: графитным карандашом, акварелью, маслом, – они являются уникальным свидетельством его глубокого внутреннего мира. Третьяковская галерея хранит шесть автопортретов мастера, хронологически охватывающих почти полувековой период. Самый ранний из них, карандашный, выполнен одаренным юношей, студентом Вятской духовной семинарии; последний, живописный, создан мэтром с мировой известностью. Искренние и глубокие, они создавались как будто «для себя», ни один из автопортретов Виктор Михайлович не отправлял на выставки.

Автопортрет 1867 года выполнен в Санкт-Петербурге еще до поступления Виктора Васнецова в Академию художеств. Успешно сдав вступительный экзамен по рисунку, он не стал учеником Академии лишь по недоразумению, и чтобы не терять целый год, поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, где его преподавателем стал Иван Николаевич Крамской.

На автопортрете – серьезный девятнадцатилетний юноша. Охваченный желанием стать художником, он оставил родное село, отца и братьев. Год назад умерла горячо любимая матушка. Его жизнь в Петербурге полна материальных трудностей. В глазах юноши – невысказанный вопрос, тревога и напряженное ожидание. Глаза здесь темнее и больше, чем в других его автопортретах. Рисунок выдает хорошее владение карандашом, но пока еще довольно скованное использование акварели.



03. Васнецов Виктор (1848-1926)
АВТОПОРТРЕТ 1868

27 x 24,2
бумага
графитный карандаш
ГТГ




04. Васнецов Виктор (1848-1926)
АВТОПОРТРЕТ 1886

21,3 x 23
бумага светло-серая
графитный карандаш, растушка
ГТГ




05. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ А. М. ВАСНЕЦОВА 1871

37,3 x 27,7
бумага
ГТГ


Портреты своих братьев: Николая, Петра, Аполлинария и Александра, Виктор Михайлович выполнил у себя на родине в Вятской губернии. В это время он обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств и вернулся домой в 1870 году, получив известие о смерти отца. В тот приезд он выполнил карандашные портреты отца («по воспоминанию»), старшего брата Николая и младшего – Александра. Прожив с братьями все лето, осенью художник вернулся в Санкт-Петербург. Летом 1871 года, после поездки в Киев, Виктор Михайлович заболел холерой и вернулся домой поправлять здоровье, задержавшись здесь на целый год. Тогда были выполнены портреты Петра и Аполлинария. Портреты братьев характеризуют внутренняя сосредоточенность, душевная чистота и затаенная грусть. При этом художник не ставил целью дать психологическую характеристику модели; относясь к родным братьям с глубоким пониманием, он передал сиюминутные нюансы их настроения: грусть, задумчивость, словно бы невысказанный вопрос.

Портреты 1870 и 1871 годов отличаются степенью проработки и, вероятно, поставленной задачей. Портреты Александра и Николая выполнены легко, свободно. Мастерски владея карандашом, художник плавно и мягко очертил ясный профиль маленького Саши, четкой прерывающейся линией нарисовал портрет старшего брата Николая. Портреты Петра и Аполлинария отличаются тщательным штудированием натуры, и это может иметь практическое объяснение. Пропустив занятия в Академии по болезни, Виктор Михайлович старался не потерять профессиональные навыки и специально усложнял поставленные перед собой задачи.



06. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ А. М. ВАСНЕЦОВА 1870

20,5 x 14,6
бумага
графитный карандаш
ГТГ




07. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ Н. М. ВАСНЕЦОВА 1870

24,8 x 21,5
бумага
графитный карандаш
ГТГ




08. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ П. М. ВАСНЕЦОВА 1871

36,8 x 26,8
бумага
графитный карандаш
ГТГ




09. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ БРАТА, АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1871

36,2 x 27,7
бумага
графитный карандаш
ГТГ




10. Васнецов Виктор (1848-1926)
МОЛЧАНИЕ, конец XIX века

64,5 x 48,5
штукатурка
уголь
ГТГ


У входа в мастерскую своего московского дома углем на оштукатуренной стене художник нарисовал головку юноши с прижатым к губам пальцем. Длинные волосы юноши ниспадают на плечи, взгляд больших полуприкрытых глаз скрыт от зрителя, по правой щеке скатывается слезинка. Фоном портрета служит белая гладь стены, и от этого лицо юноши кажется очень бледным, а сам он – почти бестелесным, неземным. Ни в письмах самого художника, ни в переписке его детей этот загадочный образ-символ не упоминается. Можно только догадываться о тех смыслах, которые художник вложил в образ. Несомненно одно – для входящего в мастерскую изображение юноши было символом молчания.
Прижатый к губам палец в знак безмолвия встречается еще в византийском и древнерусском искусстве. Такой жест можно увидеть в иконе с изображением апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в молчании». Этот образ-символ органично вписался в мастерскую художника и занял свое место в одном ряду с созданными здесь произведениями на фольклорно-эпическую и религиозную темы.



11. Васнецов Виктор (1848-1926)
КРЕСТЬЯНИН В МЕХОВОЙ ШАПКЕ 1872

51 x 40
бумага дублированная
растушка, графитный карандаш, мел, уголь
ГТГ


В конце 1860-х – начале 1870-х годов Васнецов работал почти исключительно в графике: карандашом, пером, углем, реже – акварелью. Современники признавали Васнецова «одним из талантливейших рисовальщиков народных сцен». Персонажи его первых произведений – крестьяне вятских сел, простой петербургский люд. Это могли быть портреты, отдельные типы или многофигурные жанровые композиции. Со временем рисунки Васнецова становились все более зрелыми по содержанию и художественным задачам, которые художник перед собой ставил.

В портрете «Крестьянин в меховой шапке» передан образ неизвестного нам пожилого человека. Позируя, крестьянин погрузился в свои размышления: неподвижная, застывшая поза, чуть прищуренные, устремленные вдаль глаза, плотно сжатые губы под густыми усами. По всей видимости, это человек волевой, с сильным характером, прошедший суровую школу жизни, но не утративший своих положительных душевных качеств.

Мастерски выполненный, портрет является одним из наиболее проработанных рисунков Васнецова того времени. В портрете точно смоделирована форма, выявлен объем, переданы различные фактуры материалов.



12. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ ДВОЮРОДНОГО БРАТА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА ДВИНЯНИНОВА 1910

53,5 x 40
бумага, картон
уголь, итальянский карандаш, растушка
ГТГ


Александр Андреевич Двинянинов (1845–1927) – двоюродный брат Виктора Михайловича Васнецова, протоиерей села Мухино.

Родился 14 апреля 1845 года в селе Ошлань Вятской губернии (ныне Кировская область). Окончил вятскую духовную семинарию. Вместе со своей матерью Марией Васильевной Двиняниновой (урожд. Васнецовой, родной сестрой отца В.М. Васнецова) открыл в Ошлани в собственном доме школу для детей. В 1875 году принял сан священника и вместе с женой Мариамной Николаевной (урожд. Верещагиной) переехал в село Мухино. Служил в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. У супругов открылся педагогический талант; своих детей у них не было и всю нерастраченную любовь они отдавали ученикам.

За свою долгую безупречную службу Александр Андреевич был награжден набедренником (1881), бархатной фиолетовой скуфьей (1887), камилавкой (1896), золотым наперсным крестом (1902), орденом Св. Анны 3-й степени (1904) и саном протоиерея (1912).
Два графических портрета А.А. Двинянинова – 1872 и 1910 годов – обнаруживают мастерское владение Васнецовым разными графическими техниками и дают представление о его даровании рисовальщика. И хотя в зрелом возрасте виделись двоюродные братья крайне редко, портреты свидетельствуют о духовной близости художника и модели.

Карандашный портрет 1872 года создан Виктором Михайловичем во время пребывания на родине в Вятской губернии. Портрет исполнен легко, свободно, художнику удалось передать образ умного, доброго и благородного человека. Выполнен накануне 65-летия Александра Андреевича в московском доме В. М. Васнецова в Троицком переулке. Взгляд светлых глаз направлен чуть вниз и влево. Густые усы и борода скрывают мягкую улыбку, которую выдают легкие морщинки на лбу и в уголках глаз. Волосы, разделенные на пряди, очерчены четким контуром итальянским карандашом и мягко растушеваны. Фон портрета черный, но не глухой: живописно растушеванный, он усиливает ощущение тепла и света, исходящего от лица модели.



13. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ МАРИИ ВАСИЛЬЕВНЫ ДВИНЯНИНОВОЙ 1872

Размер - 26,7 x 22,8
бумага
графитный карандаш
ГТГ


Мария Васильевна Двинянинова (урожд. Васнецова, 1825 – 1876) -- тетя В. М. Васнецова, родная сестра его отца.

Мария Васильевна вышла замуж за священника Андрея Львовича Двинянинова. В 1859 году ее супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову с двумя маленькими сыновьями – Андреем и Александром, которые впоследствии стали священниками. Она стала крестной матерью всех пятерых братьев Виктора Михайловича, очень тепло относилась к своим племянникам, стараясь принимать участие в их воспитании. По воспоминаниям Ап. М. Васнецова, это была «особа очень начитанная, любила богословие». Вместе с сыном Александром Мария Васильевна открыла в Ошлани в собственном доме школу для детей.
Портрет выполнен легко, свободно, в присущей художнику штриховой манере.



14. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ ДВОЮРОДНОГО БРАТА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА ДВИНЯНИНОВА 1872

26,7 x 17,8
бумага
графитный карандаш
ГТГ


tretyakov.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку