-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12699
Комментариев: 64798
Написано: 140184


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 5)

Воскресенье, 19 Мая 2024 г. 12:46 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4


01. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ВАСНЕЦОВОЙ 1907

65,5 x 53,8
холст
масло
ГТГ


Александра Владимировна Васнецова (1850–1933) – жена художника. Происходила из вятского рода Рязанцевых. Ее отец был совладельцем и директором Косинской бумажной фабрики, потомственным почетным гражданином города Вятки. Александра Владимировна окончила первые врачебные курсы Медико-хирургической академии при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. В ноябре 1877 года она вышла замуж за Виктора Васнецова. В браке родились пятеро детей – дочь и четыре сына.

В музее Виктора Васнецова хранятся два живописных портрета Александры Владимировны его кисти. Первый выполнен всего спустя год после свадьбы, этот – в 1907 году, в год 40-летнего юбилея семьи. Портрет отмечен особой интимностью, Александра Владимировна изображена в домашней блузе с распущенными волосами – такой, какой ее могли видеть только члены семьи.

Александра Владимировна свою жизнь посвятила семье. Она пережила супруга на семь лет и поддержала все начинания детей по сохранению памяти Виктора Михайловича. В 1927 году с ее одобрения часть комнат в доме была отдана под «Посмертную выставку картин и рисунков Виктора Васнецова», где были представлены неизвестные ранее произведения художника. Выставка просуществовала до 1933 года.




02. Васнецов Виктор (1848-1926)
ВОЛОДЯ С РУЖЬЕМ (ПОРТРЕТ СЫНА ХУДОЖНИКА) 1899

23,7 x 18,7
картон масло
ГТГ


Владимир Викторович Васнецов (1889–1953) – младший сын художника Виктора Михайловича Васнецова. Родился в Киеве, куда семья переехала на время работы художника над росписью Владимирского собора, что и предопределило имя мальчика. Художник писал: «23 [мая по ст. ст.] родился сын – назвать которого считаю неизбежным – Владимиром».

Владимир Викторович окончил физико-математический факультет Московского университета (1913), получил докторскую степень по биологии, работал профессором кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ, в создании которой принимал непосредственное участие. В 1950 году стал лауреатом Государственной премии СССР.

В детстве он часто становился моделью для создания образов в картинах своего отца. Так, Ивашка в картине «Баба-яга» (1917, Дом-музей В.М. Васнецова) напоминает шестилетнего Володю, с него же написан образ юного княжича в картине «Баян» (1910, Русский музей); именно Володя стал главным персонажем картины «Юные грёзы» (1918, частное собрание).
Виктор Михайлович неоднократно писал портреты своего младшего сына. На одном из них мальчик представлен с ружьем, с которым связано забавное семейное предание: когда в доме силами детей ставили спектакли, Володя всегда выходил на сцену с ружьем, даже если по сценарию никакого ружья не было.



03. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ М. В. ВАСНЕЦОВА 1870

29,2 x 22,7
бумага
графитный карандаш, растушка
ГТГ


Портрет своего отца, священника Михаила Васильевича Васнецова (1823–1870), художник написал после его смерти «по воспоминанию». Печальное известие о смерти отца он получил в Санкт-Петербурге, где учился в Академии художеств. Приехав на родину, Виктор Михайлович на все лето остался с осиротевшими братьями, младшему из которых было тогда всего десять лет. Вероятно, в то лето и был выполнен портрет. Трудно сомневаться в том, что черты дорогого отца художник передал с большой точностью, с детства он обладал хорошей зрительной памятью. Выразительный рисунок раскрыл и индивидуальность Михаила Васильевича, выявляя черты характера, под воздействием которых формировалась личность самого художника. Васнецовым создан образ человека духовно богатого, умного и очень доброго. Легкий наклон головы придает выражению лица особую мягкость и затаенную печаль: не так давно скончалась его супруга Аполлинария Ивановна, урожденная Кибардина, оставив ему шестерых сыновей. В выражении лица одновременно соединились жизненная драма и та теплота, которой он окружил свою семью.

Михаил Васильевич принадлежал к старинному вятскому роду священников. Окончив духовное училище и семинарию, он служил священником в Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. В 1850 году получил приход в селе Рябово, куда переехал со своей семьей. Человек глубокий, разносторонне образованный, он увлекался историей, астрономией, математикой, знал несколько языков, обладал способностью к рисованию. Михаил Васильевич воспитал своих шестерых сыновей в православной вере, пробудил в них интерес к наукам, любовь к истории, развил наблюдательность и умение видеть красоту.



04. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ СЫНА МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1902

53,5 x 35,5
бумага желтая
уголь, растушка
ГТГ


Михаил Васнецов окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности «астрономия». В 1933-м принял сан священника. Служил в храме Успения пресвятой Богородицы и в храме Святителя Николая в Праге.



05. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ ВАСНЕЦОВОЙ 1907

35,7 x 26,6
бумага
графитный карандаш, растушка
ГТГ


Строгая задумчивая Таня, единственная девочка в семье, вызывала в отце чувство особой нежности. Портрет написан в 1907 году, когда Татьяне исполнилось 18 лет, в это время она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.



06. Репин Илья (1844-1930)
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ 1875

49 x 39,5
картон, наклеенный на холст
масло
ГТГ


Идея картины «Садко в подводном царстве» (1876, Государственный Русский музей) возникла у Репина в Париже во время пенсионерской поездки.

Для образа главного героя Репину позировал Виктор Васнецов (1848–1926), которого художник попросил приехать в Париж. Русский мастер, которому предстояло отдать в будущем столько сил и таланта теме сказок в искусстве, стал прототипом богатого купца из новгородской былины. На картине завороженный Садко, попавший на дно морское, замер перед фантастическим шествием красавиц со всего мира. «Наивный малый Садко вне себя от восторга», – писал Репин Стасову, но взгляд героя устремлен вдаль, на русскую девицу Чернаву. На подготовительном этюде автор запечатлел Васнецова, театрально перевоплотившегося в Садко, в том развороте фигуры и лица, который вошел в окончательную композицию полотна.

Самой трудной задачей для художника стало живописное воплощение морской стихии, в чем, бесспорно, проявилось настоящее мастерство Репина. Недаром он ездил в Берлинский аквариум, чтобы вдохновиться натурными наблюдениями. Колористические задачи в формате этюда решены в полном объеме. Сапфировый оттенок атласного верха шапки и жемчужный цвет объемного воротника намокшей шубы подчеркивают синеву и холод темных морских глубин. Они контрастируют с ярким солнечным светом, неожиданно проникшим сюда вместе с Садко.

Этюд стал подготовительной работой для создания большой картины, которая была приобретена цесаревичем Александром, будущим императором Александром III, в 1876 году. За это полотно Репин был удостоен звания академика.



07. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ МАРИИ ИВАНОВНЫ РЯЗАНЦЕВОЙ 1903

62,5 x 89,5
холст масло
ГТГ


Портрет тещи художника Марии Ивановны Рязанцевой (1824–1917) написан в загородном имении Васнецовых в селе Ваньково Дмитровского уезда. В память о родине Виктор Михайлович назвал это место Новое Рябово. Васнецовы приобрели имение осенью 1901 года и вплоть до 1917-го проводили здесь каждое лето. Жизнь в имении отличалась особой размеренностью и была наполнена общением с природой и семьей. Здесь художник много читал, слушал музыку, вел дневники, гулял по тенистым аллеям липового парка, писал этюды.

Новое Рябово стало любимым местом всей семьи. Часто приезжала погостить из Вятской губернии теща Виктора Михайловича. Ее привлекало ощущение тишины и спокойствия здешних мест. Виктор Михайлович написал три портрета Марии Ивановны. Самым ранним и наиболее крупным по размеру стал портрет 1903 года. Мария Ивановна изображена погруженной в свои мысли в удобном кресле на террасе усадебного дома с вязанием в руках. За балюстрадой открывается вид на тропинку, уходящую вдаль через почти бескрайние усадебные поля и леса, которые словно вторят ушедшим в далекое прошлое воспоминаниям Марии Ивановны.

В 1918 году Новое Рябово со всем имуществом было национализировано.



08. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ МАРИИ ИВАНОВНЫ РЯЗАНЦЕВОЙ 1919

19,4 x 8,3
фанера масло
ГТГ




09. Васнецов Виктор (1848-1926)
М. И. РЯЗАНЦЕВА НА СКАМЕЙКЕ В АЛЛЕЕ ПАРКА В НОВОМ РЯБОВЕ

25,5 x 19
картон масло
ГТГ




10. Васнецов Виктор (1848-1926)
ИВАН ПЕТРОВ, КРЕСТЬЯНИН ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ 1883

87,5 x 67,5
холст масло
ГТГ


Этюд «Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии» выполнен Виктором Васнецовым для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» (1881–1898, Третьяковская галерея). Образы богатырей, витязей, богатырские заставы, воспринятые художником от сказителей и чтения былин еще в детские годы, не оставят его затем на протяжении всей жизни. В годы учебы в Академии художеств в Петербурге (1868–1874) в ходе выполнения обязательных академических программ и заказов для заработка Васнецова, по его словам, «не покидали неясные исторические и сказочные грезы». Эти грезы осуществились в первых карандашных эскизах картин «Витязь на распутье» и «Богатыри» начала 1870-х годов (оба – Третьяковская галерея). Первый живописный эскиз был написан им в 1876 году в Париже, куда он приехал по приглашению Ильи Репина. Позже Васнецов вспоминал: «Я работал над “Богатырями”, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...»



11. Васнецов Виктор (1848-1926)
ВИТЯЗЬ 1910

61 x 45
холст масло
ГТГ




12. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ ЗИНАИДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ СОКОЛОВОЙ - ВАСНЕЦОВОЙ, ЖЕНЫ СЫНА АЛЕКСЕЯ 1923

73 x 56
холст масло
ГТГ


Зинаида Константиновна Васнецова (Соколова) (1887–1960) окончила Московскую женскую гимназию, занималась в театральной студии Е.Б. Вахтангова. В годы Первой мировой войны вместе с матерью, актрисой Зинаидой Сергеевной Соколовой (младшей сестрой К. С. Станиславского), работала медсестрой в больнице для слепых.

Васнецовы тесно дружили с Соколовыми на протяжении многих лет. В семейной переписке, хранящейся в Доме-музее В. М. Васнецова, упоминания о Соколовых с начала 1900-х годов встречаются постоянно. Юные Алексей Васнецов и Зинаида Соколова познакомились в Ялте, где проводили зимние месяцы из-за слабого здоровья. В мае 1917 года они обвенчались и поселились в московском доме Виктора Михайловича.



13. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПОРТРЕТ УСПЕНСКОГО ЮРИЯ ИВАНОВИЧА 1920

55 x 46
холст масло
ГТГ


Юрий Иванович Успенский (1873–1929) – инженер путей сообщения. Автор книги «Железобетонные мосты и путепроводы в России. Описание сооружений и производства работ, с приложением расчетов мостов и технических условий». Работал на Екатерининской (Донбасской) железной дороге, являлся начальником Отдела новых железных дорог в Министерстве путей сообщения.

В 1920 году переехал на родину, в Воронеж, стал работать в университете, где занял должность профессорa. Будучи любителем живописи, а также благодаря своим знакомствам с художниками, он сумел организовать при Воронежском университете Музей древностей и изящных искусств. Стараниями Юрия Ивановича Успенского музей пополнился произведениями В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других живописцев.



14. Васнецов Виктор Михайлович
Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова 1879 г.

холст, масло
75 x 55
ГТГ



tretyakov.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям

MsTataka   обратиться по имени Понедельник, 20 Мая 2024 г. 15:38 (ссылка)
Bo4kaMeda, спасибо за прекрасный пост !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку