-Я - фотограф

Ташкентские репортажи

ГуляРафо Рашидов Шараф Рашидович

 -неизвестно

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в batikot

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.10.2006
Записей: 130
Комментариев: 58
Написано: 330

Ashot M. Pogosyants





Когда я родился, все смеялись, и только я плакал …

Теперь у меня есть персональная страница на Я.ру

Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 22:01 + в цитатник
Теперь у меня есть персональная страница на Я.ру — batikot!

Я.ру - это новый сервис Яндекса, на котором делятся с друзьями самым интересным, знакомятся, дружат или ссорятся, вывешивают фотки, комментируют свои, чужие записи, обмениваются ссылками и рассказывают о своем настроении.
Рубрики:  Практические сведения по безопасности и выживанию.
Территория катастроф

Метки:  

ЛЮДИ- это всего лишь коконы разума ....

Среда, 05 Сентября 2007 г. 15:34 + в цитатник
Люди- это коконы разума. Это наивысшая ступень эволюции всего КОСМОСА. И когда мы думаем, что умираем, то глубоко заблуждаемся. Так как разумный процесс не останавливается, а переходит в другую субстанцию. А вот в какую??? Куда направляется разум, покидая свою оболочку, я пока не знаю. Надо разбираться.
 (600x335, 65Kb)
Рубрики:  Этнические кладбища Узбекистана
Практические сведения по безопасности и выживанию.
Территория катастроф

Метки:  

Молот ведьм

Понедельник, 03 Сентября 2007 г. 19:56 + в цитатник


Тема охоты на ведьм вызывает множество вопросов: существовал ли в действительности организованный культ служителей дьявола? Что именно вменялось в вину предполагаемым ведьмам? Какие психологические механизмы лежат в основе веры в колдовство? Как начались и почему неожиданно прекратились суды над ведьмами?

3 ноября 1324 года в Килкенни, Ирландия, была отлучена от церкви и сожжена заживо Петронилла де Митс — служанка состоятельной дамы Алисы Кайтелер. Этой казнью завершилось преследование Алисы Кайтелер епископом Оссорским, Ричардом де Ледреде, который в начале 1324 года выдвинул против нее сразу несколько обвинений: в отречении от Господа и католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Леди Алиса была достаточно влиятельной, чтобы противостоять епископу, но все же ей пришлось переехать в Англию. Тогда «козлом отпущения» в этой истории стала ее служанка. И хотя под поркой Петронилла де Митс созналась во всем, что хотел услышать епископ: в посещении ночных оргий, принесении жертв демону, а также в том, что ее госпожа — искуснейшая из ведьм, — несчастную это не спасло.

Эта история стала одной из первых в печально известной охоте на ведьм, продлившейся несколько столетий и унесшей жизни, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек.

читать далее
Рубрики:  Практические сведения по безопасности и выживанию.
Территория катастроф

Метки:  

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ- Как себя вести

Четверг, 23 Августа 2007 г. 21:09 + в цитатник
 (600x401, 42Kb)
Не существует четких различий между психически здоровыми людьми и психически больными. К любой из этих групп относите себя с осторожностью.

Моралист и максималист может сойти с ума сам по себе – без серьезных потрясений извне. Это иногда случается от самокопания и от столкновения мечты с действительностью.

Настоящий интеллектуал (а не просто обладатель диплома) – может тронуться умом только в экстремальной ситуации, когда исчерпываются возможности его сознательно развитых психических защитных механизмов.

ЭТИ МЕХАНИЗМЫ ТАКОВЫ:

- вера в хэппи-енд ("счастливый конец");
- небоязнь смерти ("смерть - однократный акт, после которого не будет никаких ощущений");
- способность к волевому усилию;
- уловки для интеллекта при монотонной физической работе ("дорогу осилит идущий");
- мечты (основные и запасные);
- недоверие;
- цинизм;
- настроенность на подвиг (не на самопожертвование!);
- привычка смеяться, в том числе над собой.

АПАТИЯ: При неожиданной катастрофе, когда гибель представляется неизбежной, единственная стопроцентная опасность состоит в том, что вы можете впасть в состояние апатии - как заглатываемый удавом кролик.

История крупных аварий изобилует примерами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстро потеряли надежду и ничего не предпринимали для своего спасения.

Спасение состоит в том, чтобы заранее настроиться на восприятие критической ситуации как вашего собственного долгожданного шанса стать героем. Вы должны испытывать душевный подъем. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

ИЗОЛЯЦИЯ: Недостаток информации угнетает психику. Одиночная камера - сильнейшее наказание для заключенного.

Но ситуация вовсе не безнадежна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для приведения в порядок знаний, идей, самоорганизации.

Займитесь йогой. Если еды хватает - тренируйте мускулы. Заведите себе домашнее животное. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное.
Сознательно раздвоите свою личность, не дожидаясь, пока она раздвоится сама в результате шизофрении. Вариантов много: Я - энтузиаст и Я - циник, Я - Христос и Я - дьявол и т.д. Если скучно - утройтесь, учетверитесь.

Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнется само собой, но вы опередите события для профилактики психических нарушений.

Невозможность писать - хороший повод начать серьезную тренировку памяти.

Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удержать в голове не одну большую теорию.

НЕОБЪЯТНОСТЬ РАБОТЫ: Интеллектуалы плохо перенося монотонную физическую работу. Предположим, вам необходимо пройти огромное расстояние или перевернуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постороннем.

Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте приятные эпизоды, фильмы, книги. Анализируйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Еще можно мечтать - о том, как хорошо все когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, например, в тренировке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

ДЕПРЕССИЯ: Депрессия наступает в результате большой неудачи или большой потери. К депрессии может привести совокупность мелких неприятностей, отсутствие успеха - когда "все плохо". В таком состоянии может сформироваться суицидальное настроение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве.

Установите для себя правило: всегда по возможности оттягивать принятие решений. Утро вечера мудренее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, придет хороший совет.

Учитывайте: любая тяжелая потеря эмоционально переживается только первые три дня. Потом человек ко всему привыкает. Наберитесь сил на три дня.

Если не хочется жить, проведите ревизию тех радостей, которые для вас еще доступны. Их может набраться достаточно, чтобы оправдать ваше существование.

Если у вас есть враги, подумайте, как они будут обрадованы вашим бездарным концом.

Если вы всю жизнь не отваживались на какой-то решительный поступок, совершите его "под занавес". Это может вернуть вам волю.

НАРКОТИКИ: Категорически не пробуйте наркотики. Для здоровья не будет вреда от одного раза, но вы навсегда сломаете в себе барьер, и поддаться соблазну второй раз будет гораздо легче.

Вообще, лучший способ уберечься от опасных соблазнов – не пробовать. Личный опыт - чепуховое достижение по сравнению с риском распада личности и разрушением здоровья.

Праведность нынче не в моде. Но если вы - сильная личность, или хотите ей быть, зачем вам мода слабых заурядных людей?

К тому же, волевые качества существенно прибавляют вам ценность при деловом знакомстве, при устройстве на работу в солидную фирму.

ПАНИКА:Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению представляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению - нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, - тут и начинается давка. В панике люди забывают мораль: могут задавить и детей, и старушек.

Паника не отключает способность соображать. Найдите сильный довод, и у вас будет шанс остановить толпу.

ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕД КАТАСТРОФОЙ: Анализ катастроф показывает: медленно нарастающая опасность тревогу не возбуждает. Например, многие люди упрямятся, когда государственные органы выселяют их из опасных районов.

ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ: Небольшой стресс в критической ситуации помогает соображать, сильный - мешает. Может нарушиться восприятие времени: время как бы растягивается.

Может произойти раздвоение личности: одна половина думает и действует, а другая на все это смотрит и ужасается ("глаза боятся - руки делают"). В этой другой половине человек видит себя как бы со стороны, вспоминает картинки из своей жизни.

Сильный страх испытывается, когда еще не наступило состояние раздвоения личности и когда оно уже прошло. Раздвоение – это компенсация страха, дистанцирование от него.

Срабатывают самые сильные привычки, подавляя все остальные привычки и новоприобретенные знания.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ: Как правило, у людей, переживших катастрофу, начинаются нарушения психики: бессонница, апатия, боязнь, кошмары, потеря аппетита, импотенция. Изменения чаще начинаются не сразу после катастрофы, а через несколько месяцев.

Эти нарушения обратимы. Очень помогает общение с людьми, которым можно открыто рассказать о своих переживаниях.

ТРЕНИРОВКА САМООБЛАДАНИЯ: Не проверив свое самообладание хотя бы в тренировках, вы не можете быть в нем уверены.

Страх, гнев, ажиотаж - коварные эмоции. Научитесь распознавать их начало. Мысленно моделируйте ситуации, в которых они могут быть вызваны. Придумывайте себе формулы самовнушения и насыщайте их ассоциациями. Например: "Я не боюсь смерти, потому что после нее не будет ничего." Или: "Мне умирать не страшно, потому что душа все равно бессмертна".

Не испытывайте чужие нервы вместо своих: не дожидайтесь поезда, лежа на рельсах. Испытание высотой - другое дело. Попробуйте подойти к краю крыши. Но на всякий случай привяжитесь. Полезно смотреть фильмы ужасов.

Иногда устраивайте себе следующую тренировку: переживайте мысленно разные тяжелые ситуации: пожар на самолете, встречу с грабителем, драку в ресторане и пр.

НАДЕЖДА: В трудностях помогает держаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о "дембеле", Робинзон - о парусе на горизонте. Имейте запасные мечты на случай провала основной.

Не ставьте все на одну карту: двигайтесь в нескольких направлениях (но бойтесь разбрасываться).

КОНФЛИКТ С МОРАЛЬЮ: Человеческий ум гибок, словарный запас богат, и любой мерзости можно найти оправдание. Не придумывайте себе оправданий.

Конфликт с законом - чепуха перед конфликтом с лучшей половиной своего "Я". Подумайте, сколько мучений причинит вам ваша небрежность на склоне лет, когда начнете думать о душе.

Не изобретайте себе удобной морали. Даже циники соблюдают некоторые правила. Эти правила, составляющие инвариантную основу совести, заложены в наших инстинктах, потому что мы – стадные существа.

Смертельно рисковать, чтобы кого-то спасти - это обычно всего лишь глупость или гипертрофированное позерство. А вот давать жить другим - это избавляет от многих беспокойств и к тому же само по себе бывает приятно.

Если у вас нет убедительных доводов не совершать некоторый поступок, сомнительный с позиции вашей морали, не совершите его просто "на всякий случай". Но если сомнительно и "да" и "нет", решительно делайте то, что выгоднее лично вам.

КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ: Не абсолютизируйте Закон. Мораль выше Закона. Считайтесь с существованием Закона. Если вас мучит соблазн, то углубленная мысль о тюрьме и позоре поможет преодолеть его. Читайте книжки о тюремных нравах.

Если вы все же решили быть "рисковым", заранее выучите уголовный жаргон, тюремные традиции, удобную для тюрьмы профессию (например, слесаря), приемы рукопашного боя.

Будьте постоянно готовы к бегству и постоянно таскайте с собой полный "аварийный комплект". Это ваш крест. При массовом распространении предусмотрительности тактику придется изменить, поскольку уголовный розыск начнет вычислять преступников по наличию у них "аварийных комплектов".

Настроение сейчас - а ты сам, как думаешь ???
В колонках играет - Divan Gasparyan - Intz mi Khunnrir
 (600x348, 39Kb)
Рубрики:  Территория катастроф

Метки:  

ВНИМАНИЕ - СОЦИОФОБИЯ

Четверг, 23 Августа 2007 г. 19:49 + в цитатник
В развитых странах социофобией страдает уже около четверти населения. В XXI веке ситуация может еще больше обостриться.

В буквальном переводе слово "социофобия" означает "страх перед обществом". Известный американский психолог Дэвид Линдхольм дает такой портрет классического социофоба: "На первый взгляд перед нами совершенно нормальный, здоровый человек. Однако, если приглядеться внимательней, мы заметим некоторые странности. К примеру, этому человеку очень трудно позвонить в ресторан, чтобы заказать столик, или зайти к соседу, чтобы попросить насос для машины. Он вообще старается избегать всяких контактов с посторонними людьми. В незнакомой обстановке он теряется, робеет, становится еще более нерешительным и нервным. Стеснительность, скажете вы. Может быть. Но в скором времени этот человек начнет чураться своих родственников и друзей и вовсе перестанет выходить на улицу. А это уже явная патология".

Психиатрия относит социофобию к разряду неврозов, навязчивых состояний. Социофобу кажется, что окружающие настроены к нему либо враждебно, либо высокомерно. Он считает себя неким социальным уродом, которого выбросили из жизни. Он смотрит в зеркало и думает: "Какое же я ничтожество! Вероятно, я заслуживаю враждебного отношения к себе". Социофоб уверен, что все остальные люди значительно интеллектуальнее, смелее, решительнее и красивее его.

Особенно трудно общаться с лицами противоположного пола. Мужчины-социофобы, к примеру, не только не способны познакомиться с понравившейся девушкой, но и вообще их сторонятся, избегая сотрудниц в офисе или сокурсниц в институте.

Любое более-менее ответственное событие - экзамен, публичное выступление, общественное мероприятие - приносит социофобу неисчислимые мучения. Задолго до самого события нарушается сон, появляются суетливость и рассеянность. Весь внешний вид человека говорит о том, что он чем-то сильно взволнован и встревожен.

Чаще всего подобные нервные расстройства наблюдаются у людей мыслительного типа с тревожно-мнительными чертами характера. В большинстве случаев такие люди страдают серьезным комплексом неполноценности, который является благодатнейшей почвой для развития социофобии. Практически каждый второй человек с комплексом неполноценности становится социофобом. Страх перед обществом рождается не на голом месте. Как правило, заболеванию предшествует определенная травматическая ситуация: публичное оскорбление, осмеяние, нелепый казус и т.п.

21-летняя Татьяна С., девушка скромная и застенчивая, примеряла в супермаркете джинсы. Джинсы не подошли, она вернула их продавщице и направилась к выходу. В самых дверях ее нагнала та самая продавщица и обвинила в краже футболки. Причем сделала это в очень агрессивной форме, крепко схватив Таню за руку. На робкие заверения девушки в своей невиновности, продавщица разразилась унизительными оскорблениями и вызвала охрану магазина. Все это, разумеется, происходило на глазах собравшейся толпы. В конце концов, несчастную отвели в отделение милиции и там провели обыск, который подтвердил ее невиновность.

Происшедшее четко зафиксировалось в подсознании Татьяны. Страх перед возможным оскорблением закрепился и в дальнейшем возникал у девушки при любом посещении магазина. Вскоре Татьяна уже боялась просто выйти на улицу. Чувство страха сопровождалось вегетативными симптомами: усиленным сердцебиением и дрожью всего тела. В конце концов, девушка совсем перестала общаться с посторонними людьми, бросила вечерний институт и ушла с работы.

Эта история - пример тяжелого случая социофобии. Гораздо чаще невроз проявляется в более скрытых формах. Например, в нежелании позвонить по делам в незнакомое место, произнести тост на банкете, сделать утреннюю пробежку, назначить свидание девушке и т.д. Сознательно это объясняется боязнью напороться на чье-то хамство, быть
высмеянным, получить отказ...

Но даже в легкой форме социофобия становится хронической и может привести к тяжелой депрессии, которая уже опасна для жизни. Кроме того, подобные неврозы обычно сопровождаются общим расстройством здоровья: заболеваниями сердца, гипертонией, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д. Поэтому, если вы чувствуете в себе признаки социофобии, отнеситесь к ним со всей серьезностью.

Что делать?

1. Возьмите блокнот и внесите туда все свои тревоги, которые вы испытываете в повседневной жизни.

2. Опишите свой морально-этический облик, найдите в себе те черты, которые, на ваш взгляд, могут раздражать окружающих.

3. Заставляйте себя общаться, не ведите жизнь премудрого пескаря. При каждом удобном случае вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Говорите о погоде, спорте, культуре - о чем угодно.

4. Почаще звоните в справочное бюро, по объявлениям, даже если вам этого и не нужно - просто в качестве психотерапевтического тренинга.

5. Создайте в доме информационный вакуум - не смотрите телевизор, не входите в Интернет. Информационный голод непременно заставит вас искать контакты с людьми и переступить через подсознательный страх перед общением.

6. Тщательно анализируйте любой контакт с внешним миром и фиксируйте в дневнике каждое изменение своего поведения и внутреннего состояния.

7. Чаще посещайте общественные мероприятия - городские праздники, эстрадные концерты, дискотеки, спортивные состязания.

8. На первых порах избегайте места, где можно напороться на агрессивность: общественный транспорт в часы пик, оптовые рынки, различные казенные заведения.

9. Если же вы все-таки стали жертвой направленной агрессии (оскорбление, провокация скандала), постарайтесь как можно быстрее абстрагироваться от ситуации. Здесь поможет обычный диктофон. В момент столкновения достаньте его из сумки и включите запись. Эффект двойной: во-первых, противник сразу остудит свой пыл, а во-вторых, ваше многострадальное подсознание переключится на работу диктофона и не сможет принять всю отрицательную энергию, исходящую от агрессора.

10. Активно общайтесь с людьми, от которых не может исходить агрессия: с родственниками, друзьями, знакомыми. Причем лучше, если вы будете это делать в публичных местах: на улице, в кафе, клубах.

11. Старайтесь держаться с людьми более искренне и открыто
 (600x176, 21Kb)
Рубрики:  Практические сведения по безопасности и выживанию.

Метки:  

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ УЖЕ ВКЛЮЧЕН - Мы пилим сук на котором сидим, если Вы этого не знали

Четверг, 23 Августа 2007 г. 18:26 + в цитатник
 (700x525, 111Kb)
Обратный отсчет

Вот сидел, читал одну «красивую» статью, и навеяло.

ЧЕЛОВЕКИ, ни к чему так беспечно не относится, как к тому, что достается им даром. К примеру, наша окружающая среда. Но, мы все-таки нашли в себе силы и мужество, чтобы признать, сколь много сделали для ее разрушения. Иначе не было бы такого дня, как День охраны окружающей среды, объявленный двадцать пять лет назад Генеральной Ассамблеей ООН. Который, к сожалению так ни чего и ни дал, одни только разговоры, и малоэффективное копошение типа Гринписа.

В нынешнем году празднование «Всемирного дня окружающей среды» посвящено таянью льда. Хотя это должно быть не «празднованием» а траурным днем всего человечества, и всеобщей тревогой по этому поводу.

Сегодня специалисты дают точные прогнозы, что средняя температура в мире может повыситься на 1,5 - 4 градуса Цельсия, а уровень Мирового океана поднимется более 0,5 метра. В результате глобального потепления начнутся различные природные катаклизмы, которые окажут воздействие на экономическую, социальную и экологическую безопасность. В аридных зонах усилятся процессы опустынивания и засухи, что будет сопровождаться экономическими и социальными потрясениями.

Хотите Вы этого, или не хотите, но ПРОБЛЕМА окружающей среды стала неотъемлемой частью каждого из нас. И хватит «зарываться головой в песок», как будто ее не существует. Воду в баклашках мы уже покупаем, скора будем воздух покупать.

Человечество стоит на пороге выбора: быть или не быть нашей ЗЕЛЕННОЙ ПЛАНЕТЕ, а соответственно и нам.

Все люди, мира должны склониться к одному непреложному мнению – о необходимости использовать все усилия, чтобы наши дети, все последующие поколения могли ЖИТЬ или ВЫЖИТЬ, или наоборот.

Кстати «ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ» уже давно запущен.

Примечание:

ЗЕМЛЯ, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Как полагают, Солнечная система сформировалась из вихревых газово-пылевых облаков ок. 5 млрд. лет назад. Земля богата природными ресурсами, имеет в целом благоприятный климат и, возможно, является единственной планетой, на которой существует жизнь. В недрах Земли протекают активные геодинамические процессы, проявляющиеся в спрединге океанического дна (наращивании океанической коры и последующем ее раздвижении), дрейфе материков, землетрясениях, вулканических извержениях и др.
Рубрики:  Территория катастроф

Метки:  


Процитировано 1 раз

Результат теста "Кто вы из "Ночного смотрящего" Олега Дивова?"

Воскресенье, 19 Августа 2007 г. 09:39 + в цитатник
Результат теста:Пройти этот тест
"Кто вы из "Ночного смотрящего" Олега Дивова?"

Игорь Долинский/ Вы уничтожаете зло...причём достаточно качественно...и цивильными методами.

Вы терпеливы...вы умны....немного самолюбивы и самолюбие ваше уязвимо...хотя тому кто вас хоть немного унизит, вы можете сделать поблажку...если это "кто-то" будет вашим другом, или тем кого вы просто лУбите) Имеете свои рамки и принципы...а также правила которые сами никогда не нарушаете, а остальные...бывает иногда...но некоторым вы это прощаете, некоторых игнорируете, некоторых...ну не будем о грустном((( У вас есть свои связи, которые помогают вам решать проблемы... Когда-то вы пережили большое потрясение...пережили...забыли и решили жить, так сказать, для других...не потеряв былых качеств характера, друзей. Ещё...вы независимы...вы не любите когда вами управляют...хотя есть кто-то, кто незаметно для вас это делает.
Психологические и прикольные тесты LiveInternet.ru

Лица Ташкентской национальности - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 13 Августа 2007 г. 21:22 + в цитатник
Фотографии batikot : Лица Ташкентской национальности

Крутые Ташкенские парни. Круче них, тока Гималайские горы.



Древнеегипетская "Книга Мертвых"

Воскресенье, 12 Августа 2007 г. 22:30 + в цитатник
Древнеегипетская «Книга Мертвых» — это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть. Парадоксально, но столь эффектное название, ставшее почти таким же распространенным символом Древнего Египта, как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует содержанию и идее самого произведения. Более того, оно прямо противоположно по смыслу подлинному его названию. «Книга Мертвых» — это калька с арабского Kitab al-Mayyit («Книга мертвого человека»). Этим термином нынешние египтяне обозначали папирусные свитки с таинственными письменами и рисунками, которые они находили вместе с мумиями своих далеких предков, никак не распространяя его на содержание текста, которого они, разумеется, не знали.

Уже давным-давно Древний Египет совершенно превратно представлялся европейцам страной смерти, в которой жили люди, поклонявшиеся ей и всю жизнь готовившиеся умереть. Видимо, поэтому название «Книга Мертвых» так прочно связалось с этими погребальными текстами, хотя египтологи хорошо знают, что оно более чем условно. Подлинным названием произведения было «Эр ну перэт эм херу» — «Изречения выхода в день». В нем отражается основная суть этого замечательного текста: помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть — «обновиться», как говорили египтяне. Победить смерть, чтобы вести уже потом духовно-чувственное существование в омоложенном, прекрасном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких. Это книга о преодолении смерти, о победе над ней и одновременно о том, как это сделать.

Предлагаемый читателям перевод некоторых глав знаменитого древнеегипетского заупокойного текста является фактически первой попыткой его перевода на русский язык непосредственно с оригинала, донесенного до нас египетскими папирусами II — I тыс. до н. э. В начале века был осуществлен перевод «Книги Мертвых» на русский язык с английского перевода, ныне практически недоступный, а позднее в нескольких египтологических работах приводились переводы 125-й главы, содержащей описание посмертного суда над покойным, и некоторых других. К сожалению, это все, чем может воспользоваться русскоязычный читатель для ознакомления с одним из важнейших памятников древнеегипетской религиозной мысли к заупокойной литературы. А опубликованный несколько лет назад журналом «Наука и религия» материал под заголовком «Египетская Книга Мертвых» является сокращенным переводом с польского перевода книги «Ам-Дуат» — очень важного, но совершенно другого текста (никогда и никем, кстати, «Книгой Мертвых» не называвшегося), и может только ввести читателя в заблуждение.

Между тем «Книга Мертвых» была переведена практически на почти все европейские языки, что дает возможность ознакомиться с ней специалистам-религиеведам (египтологи, естественно, читают ее в оригинале). Возможно, этим, наравне с вполне определенными идеологическими ограничениями, и объяснялась столь малая заинтересованность специалистов в существовании русского перевода «Книги Мертвых». Но думается, что и неспециалистам в России было бы интересно познакомиться с ней, тем более что интерес к древним религиям в нашей стране не ослабевает, а по-настоящему научных изданий и публикаций для широкого круга читателей на эту тему почти не встретишь.

История «Книги Мертвых» восходит к бесконечно отдаленным временам, когда первобытные религиозные представления древних обитателей нильской долины стали складываться во все более усложнявшийся культ местных богов и оформившийся в своих основных особенностях погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул, много позднее, при фараонах V — VI династий (ок. 2355 г. до н. э.) начертанный на стенах погребальных камер уже весьма скромных по размерам царских пирамид (знаменитые грандиозные пирамиды в Гизе — «безмолвны»). В первый раз это произошло при фараоне Унисе, уже на исходе Древнего царства.

Эти надписи обнаружил в конце прошлого века выдающийся французский египтолог Г. Масперо и назвал их «Текстами Пирамид». Это произведение, судя по всему, было записью погребального ритуала и касалось исключительно царской особы, что, естественно не означает, что у всех прочих обитателей Египта вообще не было никаких представлений о посмертном существовании. Однако в гробницах некрополей Древнего царства текстов, касающихся посмертного проживания «простых» умерших, нет. Так что, говоря об эпохе Древнего царства, мы можем судить только о посмертном бытии фараона, которого ожидало предстояние перед богами и вступление в их сонм. После смерти он взлетал на небо и там, в бесконечном звездном пространстве, плыл вместе с солнечным богом Ра в «Ладье Миллионов Лет». «Твои крылья растут, как у сокола, ты широкогрудый, как ястреб, на которого взирают вечером, после того как он пересек небо»; «Летит летящий. Он улетел от вас, люди, ибо он не принадлежит Земле, он принадлежит небу...»

В «Текстах Пирамид», как пишет замечательный русский ученый Б. А. Тураев, «...было найдено первое звено той непрерывной цепи заупокойных магических памятников, которая тянется на всем протяжении египетской языческой (отчасти и христианской) цивилизации и наиболее известным представителем которой до тех пор [до обнаружения «Текстов Пирамид» — М. Ч.] был сборник, названный в науке «Книгой Мертвых»... Для тех, кому известны этого рода произведения у других народов, здесь найдутся знакомые черты: заговоры, действенность которых основана на вере в силу слова, в силу знания имен существ, с которыми связано загробное благополучие, ссылки на прецеденты из истории богов, а вследствие этого — намеки на мифы, нередко для нас непонятные, употребление храмовых ритуальных текстов в качестве заговоров, иногда с приписками, свидетельствующими силу данного изречения в устах знающего и правильно произносящего его. Таким образом, эта богатая сокровищница заключает в себе возгласы и формулы, сопровождавшие заупокойные обряды, — заклинания против демонов, пресмыкающихся и других врагов умершего царя, молитвы и обрывки мифов, служившие тем же магическим целям. Все это написано архаическим языком и письмом, архаической орфографией, приспособленной для магических целей и избегавшей употребления иероглифов, изображавших живые существа, способные вредить покойному даже со стен надписи. Зеленый цвет иероглифов, цвет воскресения, уже внешним видом свидетельствует, что этот древнейший литературный памятник человечества является вместе с тем и древнейшим словесным протестом против смерти и средством словесной борьбы с нею — борьбы, явившейся в помощь монументальной борьбе, которая выражалась дотоле в сооружении колоссальных царских гробниц, лишенных каких-либо надписей или изображений» (Б. А. Тураев «Египетская литература». Т. I. М. 1920, с. 36-37).

С завершением Древнего царства, в конце третьего тысячелетия до н. э., погребальная литература претерпевает значительные изменения. Теперь не только фараон располагал заупокойными текстами, отправляясь в царство богов: подобная судьба ожидала каждого. Уже при последних династиях Древнего царства «Тексты Пирамид» начинают покидать погребальные камеры всеегипетских владык и появляются на внутренних и внешних стенках прямоугольных деревянных саркофагов их подданных. Во многом — это те же «Тексты Пирамид», но все-таки они уже настолько от них отличаются, что явно представляют собой новый этап развития заупокойной литературы. В «Текстах Саркофагов» (так их называют в научной литературе) связанный с обожествлявшимся фараоном солнечный культ переплетается с хтоническим (земным); загробный мир располагается в совершенно особом месте пространства вселенной, куда каждую ночь отправляется Ра со своей свитой, чтобы сразиться с силами мрака. Здесь, как и в «Текстах Пирамид», много магических формул и заклинаний, упоминаний древних мифов (уже в большей степени относящихся к Осирису) и литургических речитативов. Все это разделено на отдельные «изречения», или главы, которые имеют свои названия, многие из которых вошли потом в «Книгу Мертвых». На саркофагах XII-й династии (ок. 1991 г. до н. э.) появляется еще один текст, посвященный загробным странствиям и относящийся по языку к эпохе Древнего царства. Это знаменитая «Книга Двух Путей», созданная для того, чтобы облегчить почившим дорогу к Полям Хотеи (Поля Мира) — полям вечного блаженства, где пшеница в рост человека, где не бывает неурожаев и голода, где покойные пребывают в нескончаемом блаженстве под сенью Наунет — таинственного неба загробного царства.

Именно в «Книге Двух Путей» впервые появляются иллюстрирующие текст изображения, имеющие столь важное значение в «Книге Мертвых». Б. А. Тураев пишет о «Книге Двух Путей» так: «Это иллюстрированный vade mecum покойника, облегчающий ему путь по суше и воде загробного мира и состоящий из карты последнего и текстов, которые распадаются на 16 «глав» (сб. «изречений») в трех группах. Первая группа начинается обращением к какому-то божеству, дающему пропуск для путешествия по некрополю Сокара Ра-Сетау, где умерший облегчает страдания Осириса, который затем прославляется. Странствующий затем говорит о своей победе над врагом, которого держит в своих когтях, как лев. Все это заканчивается словами: «Книга сия была под сандалиями Тота. Конец ее»... Вторая группа говорит о паломничестве умершего по различным египетским святыням, очевидно, перенесенным в иной мир. Он заходит и в Гелиополь, и в Буто, и в «Дом жизни Абидоса», и «на чистую землю Нила»; везде видит местные святыни и примечательности. Третья группа собственно и представляет «Книгу о двух путях». После изображения дверей к этим путям дается карта, разделенная во всю длину красной полосой, изображающей «море огненное»: сверху от нее — «водные пути», снизу — сухопутные. Первые ведут сначала вдоль огненного озера; текст предупреждает на перекрестке у огненного моря: «не иди к нему». На суше душа проходит по плотинам, охраняемым стражами, перед которыми приходится читать «изречение прохождения» или выдавать себя за богов для свободного пропуски. Оба пути сходятся, кажется, у Абидоса» (там же, с. 60 — 61). Как видно из приведенного описания, достижение мест вечного блаженства было нелегким а порой и смертельно опасным и становилось практически невозможным без точного знания топографии загробного мира и иредставления «в лицо» его обитателей.

Без точной карты и подробного изображения нельзя было отправляться в дорогу по двум путям царства мертвых. Отныне заупокойная литература стала сопровождаться рисунками, облегчавшими это рискованное путешествие и ставшими со временем самостоятельным видом египетской графики — неотъемлемой частью папирусов «Книги Мертвых».

С концом Среднего царства, завершением победоносной борьбы с поработителями-гиксосами и образованием «империи» наступает и новый период в развитии религиозной литературы. В эту пору заупокойные тексты, записанные на папирусе, становятся достоянием почти всех слоев населения. Как и в предыдущую эпоху, складывается свой основной сборник погребальных текстов, заменивший «Тексты Саркофагов» Среднего царства. Уже в самом его конце появляются первые папирусные свитки, а с XVIII-й династии (ок. 1552 г. до н. э.) они распространяются повсеместно. «С этого времени начиная,... религиозные тексты, касающиеся подземного мира, были собраны вместе и записаны в той форме, которую мы теперь знаем как «Книгу Мертвых», и каждый египтянин, который был достаточно состоятелен, чтобы позволить себе заплатить писцу даже за самый неполный список священных текстов, брал с собой в могилу свиток папируса, который мог быть коротким отрывком, заключавшим не более чем самые необходимые главы, или мог быть внушительным произведением, достигавшим сотни или более футов длины и заключавшим все меры предосторожности, какие мудрость египетского писца знала против опасностей мрачного мира Дуата [загробного мира — М. Ч.]. Вот почему девять из каждых десяти египетских папирусов — погребальные папирусы, и почему девять из каждых десяти погребальных папирусов — копии того, что мы знаем как «Книгу Мертвых», другие же являются копиями позднейших вариантов и сокращений этой основной книги — «Книга Врат», «Книга Дыхания», «Книга знания того, что есть в подземном мире», и так далее» (J. Baikie «Egyptian Papyri and Papyrus-hunting». N. Y. 1971, p. 34 — 35).

Безусловно, изготовление папирусных свитков требовало гораздо меньше затрат времени и средств, чем роспись громоздких деревянных ящиков. Также следует помнить, что в эпоху Нового царства получают распространение антропоидные саркофаги, повторяющие форму человеческого тела и непригодные для помещения длинных надписей. Новый папирусный сборник изготовлялся почти что «на потоке» с оставлением свободного пространства для имени покупателя. Так сделано подавляющее большинство свитков.

«Книга Мертвых» не была просто копией «Текстов Саркофагов». Как последние, включив в себя фрагменты «Текстов Пирамид», оставались самостоятельным произведением, так и этот сборник, вобравший части и тех и других, стал отличным от них произведением. «Книга Мертвых» явилась как бы итогом всего долгого развития египетской религиозной литературы. Этот, третий этап ее существования, соответствующий эпохе Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.), показывает, какой непростой путь прошла богословская мысль за долгие сотни лет. Главным объектом заупокойного культа становится Осирис — хтоническое божество, Благой Бог, мудрый владыка царства мертвых, подземное солнце, вершащее посмертный суд и восстанавливающее справедливость, чей дом находится прямо на Полях Иалу (Поля Камыша), где трудятся почившие.

В «Книге Мертвых» уже нельзя найти таких представлений, как Каннибальский гимн «Текстов Пирамид», где умерший царь пожирает богов; или изречений, где описывается, какой ужас он в них вселяет: «Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный». Здесь взаимоотношения с богами уже совсем иные. В «Книге Мертвых» боги — беспристрастные судьи, перед которыми покойный должен будет держать ответ о своих земных делах. Можно, правда, попытаться облегчить свою участь с помощью магических заклинаний; можно выучить наизусть (или прочитать в свитке) имена всех сорока двух богов, с которыми предстоит иметь дело, и тем самым как бы получить над ними власть; можно, в конце концов, положить себе скарабея на сердце, чтобы оно помалкивало о дурных делах хозяина, когда придет время отвечать за все. Но, хотя «Книга Мертвых» вроде бы гарантирует счастливое завершение суда, видимо, полной уверенности в этом у египтян не было. Что еще покажут божественные весы, на которых взвешивают сердце покойного перед лицом бога Тота, который написал саму «Книгу Мертвых» и придумал все ее заклинания? У праведника шансов на вечное блаженство явно больше. Не случайно в сборнике появляются главы «Венца оправдания» и так называемая «негативная исповедь», в которой покойный клянется, что не совершал таких-то и таких-то дурных поступков: своеобразный моральный кодекс древних египтян эпохи Нового царства.

Можно часто услышать, что древние египтяне не создали какой бы то ни было философии. И действительно, чего-либо, похожего на учения античных философов, мы в Египте не обнаружим. Но это вовсе не означает, что у египтян, для которых их космогония фактически и являлась философией, вообще отсутствовало сколько-нибудь упорядоченное понимание окружающего их мира и явлений, его наполняющих. Древний египтянин жил в мире, в котором существующий порядок вещей установился в незапамятные времена творения и с тех пор не меняется, подчиняясь точному и неизменному закону. Его язык отражал такую форму мышления, при которой отношения людей и предметов выражались далеко не так очевидно, как у нас. В этом языке не было глагола в нашем его понимании, а следовательно, не было и грамматического времени. Время египтяне, похоже, воспринимали так же, как, видимо, его воспринимают дети: как единый поток, бесконечную цепь неизменностей.

Создается впечатление, что египетский мир был наполнен бессчетным количеством различных явлений и действий, и человек не столько совершал эти действия, сколько являлся в каждый конкретный момент как бы характеристикой этого действия. Это будет понятнее, если мы вспомним, что понятие личности у египтян тоже весьма отличалось от нашего. Ведь египтяне были «хему» своего царя, то есть его «выражением», «проявлением», его частичкой, точно так же, как многочисленные боги были частями тела породившего их единого божества.

Таким образом получается, что все египтяне вместе составляли тело своего государства. Слово, обозначавшее в египетском языке собственно Египет, то есть долину Нила, и которое мы достаточно точно переводим как «Родина», дословно означает «нутро». То есть египетское государство — это то идеальное место, где все в природе находится в теснейшей и вполне определенной взаимосвязи. Связь мира богов и мира людей осуществляется через фараона — существо двойной природы, сразу бога и человека. Таким образом, от царя зависит практически все нормальное функционирование государства, от его силы и здоровья зависит процветание страны и всех, кто в ней обитает. Можно сказать, что фараон — это средоточие могущества, мощи и жизненной силы государства. Фараон — носитель абсолютной власти, но и колоссальных обязанностей. Без его ритуальных действий не произойдет разлив Нила, а это уже национальная катастрофа; если фараон не проведет первой борозды при начале полевых работ, земля не будет оплодотворена и страна останется без пропитания. Поэтому когда египтяне всей страной громоздили камень на камень, создавая гигантские пирамиды, нельзя говорить, что это было лишь проявлением безжалостного «восточного деспотизма». Создавая новую оболочку, защиту своему царю, они тем самым в первую очередь обеспечивали вечное существование и процветание своей страны.

Вселенная древних египтян состояла из пяти частей: небо, земля, вода, Дуат (потустороннее), горы. Все это находилось в единстве, но и в определенном противопоставлении. Свойственное мифологическому мышлению попарное противопоставление всего сущего по принципу: право — лево, верх — низ, мужской — женский прослеживается в древнеегипетской картине мира. Но, может быть, нигде так ярко не проявлялся дуализм этого мира.

Как произошла вселенная, человек тоже себе хорошо представлял, хотя в Египте не существовало единой теории происхождения мира, богов и людей. Каждая крупная богословская школа имела свою космогонию и теогонию, где честь создания вселенной приписывалась различным божествам; каждая школа считала творцом того бога, которому поклонялись в данном религиозном центре. Методы творениия тоже были разными; пожалуй, единственное, что объединяет все различные концепции, это представление о том, что в начале времен существовал хаос, в результате творения преобразованный в упорядоченное мироздание, живущее по вполне определенным законам.

Итак, человек — творение Бога; его проявление и образ живет в хену — теле страны, где все существует по установленному порядку вещей, поддерживаемому «сыном Бога по плоти его». Самого себя египтянин, видимо, воспринимал как совокупность нескольких сущностей: тело, Ба (душа), имя, тень и Ка (двойник). От правильного и гармоничного взаимодействия этих сущностей зависели жизнь и здоровье человека. Когда наступала смерть, все эти субстанции отделялись друг от друга и начинали вести фактически самостоятельное существование, а место единой личности занимал Ах — не вполне ясная категория, возможно, в какой-то степени соответствующая нашему понятию «дух». После смерти, как мы уже знаем, покойного ожидали нелегкие испытания на том свете.

Потусторонний мир — Дуат был одной из частей вселенной и располагался он, как это понятно из самого «набора» этих частей, не на небе, не на Земле, не в воде и не на горах. Это именно иной мир, существующий параллельно миру земному. Но эти два мира неразрывно связаны между собой. В Дуат на ночь уходит бог-солнце, туда же отправляются и умершие. Судя по некоторым признакам, наш мир и Дуат пересекаются в некоторых особенно священных точках. Если судить по топографии Дуата, ему принадлежат такие святые места, как Абидос, Гелиополь, Пе и Депу. Но они же — и реально существующие города нашего мира. Такая картина часто присутствует в самых разных мифологиях. В этих святых местах строились храмы, туда отправлялись паломники, там устраивались пышные празднества и церемонии, там находились оракулы.

Как у очень многих других народов, у египтян была уверенность, что на некоторые события в ином мире можно влиять и отсюда. Можно, например, как-то повлиять на судьбу покойного или повоздействовать на высшие силы, действующие «оттуда». Для этих целей прибегали к магии.

Магия древних египтян — это одно из самых притягательных явлений для современных почитателей мистики и сокровенных знаний древности, но по сути она очень близка к действиям, совершаемым шаманами, чья деятельность в основном и направлена на воздействие на потусторонние силы иного мира. Обряды, совершаемые здесь, имеют результаты «там». Только очень немногие чародеи умеют действовать магически непосредственно в этом мире. Вот почему заклинания «Книги Мертвых» имеют результат в Дуате и не действуют здесь. Но и покойный может с того света влиять на нашу жизнь. До нас дошло немало писем, адресованных почитавшим, с просьбами помочь в чем-то или с призывами не вредить живым.

Иной мир египтян в целом соответствует общемировым представлениям о подобных местах. Язык мифа и вся система мифологического мышления демонстрируют множество кардинальных отличий нашего восприятия пространства от архаического. Так, например, мифическое пространство неадекватно геометрическому, хотя по форме оно столь же структурно организовано, как и последнее. Дуат — это свернутое в кольцо пространство, многократно превосходящее по площади Египет. Можно предположить, что оно имеет, два уровня: Поля Хотел, соответствующие пространству от Фив до Гелиополя, куда покойный попадает, пройдя взвешивание сердца на весах, т. е. египетский рай; и пространство, переполненное кошмарными обителями демонов и безжалостными чудовищами, через которое покойный должен пройти для достижения Зала Двух Истин. С нашей точки зрения восприятия пространства, все эти ужасы должны находиться в Аменти (дословно «Запад» — первый регион Дуата, где вершится посмертный суд). Христиане-копты, очень любившие описывать ужасы ада, словом «Аменти» обозначали именно преисподнюю. Обитающие в Дуате демоны подчиняются Осирису.

Но вернемся к представлениям египтян об их посмертном существовании, отразившемся в «Книге Мертвых». Для того, чтобы оно могло продолжаться вечно, надо было обеспечить жизнь и процветание всех «самоопределившихся» сущностей. Конечным результатом всех посмертных эволюции должно было стать воскресение покойного. Это очень сложное представление, обнаруживающее много сходного с христианством. Смерть для египтян была врагом, безжалостным и коварным. Но, как и у христиан, она — победима. «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах живот даровав». Первым же из египтян смерть победил Осирис. Пройдя через мученическую гибель, он воскрес и восседает на троне в Зале Двух Истин, верша суд над умершими. Отныне египтяне получили возможность побеждать смерть.

После страшного суда христиан ждет вечная жизнь в воскресшем преображенном теле, преисполненном Духом Божьим. Тело египтянина тоже воскреснет и преобразится, когда все человеческие сущности вновь соберутся вместе. Но египтяне считали, что тело до этого срока нужно уберечь от тления или на крайний случай заменить его иной оболочкой — статуей либо изображением. После воскресения, победы над смертью, человека ждет прекрасное духовно-чувственное существование, когда не будет страданий и невзгод и время не будет властно над людьми. Но неверно было-бы считать (как это иногда делается), что магические действия и заклинания гарантируют человеку жизнь вечную. Совсем нет! Они призваны только помочь избежать злых козней со стороны враждебных сил (ведь и христиане совершают определенные действия с той же целью), но конечный результат зависит все-таки от того, как человек прожил свою земную жизнь.

Бардо Тодол (тибетская «Книга Мертвых»), быть может, наиболее образно описывающая погружение в океан архетипов в момент пограничного состояния между жизнью и смертью, рисует все более и более чудовищные картины поистине адских мучений и в конечном итоге намекает, что все это есть твое же порождение. То-есть опять мы сталкиваемся с мыслью, что на том свете мы будем пожинать плоды того, что посеяли на Земле. Во время посмертного суда покойный египтянин клянется в несовершении сорока двух грехов. Но, несмотря ни на какую магию, вердикт будет оправдательным, если покойный говорит правду. В противном случае ему придется пережить те же ощущения, что и следующему путем тибетского бардо. Но у последнего результатом будет более низкое перевоплощение, а у египтянина впереди либо вечное блаженство, либо полное уничтожение. Перевоплощений «Перэт эм херу» не знает. То, что очень часто воспринимается нами, как переселение души, на самом деле — магическая возможность приобретать любой желаемый облик.

«Бардо Тодол» — очень мрачная книга. Строго говоря, главная ее цель — это помочь умирающему избежать новых воплощений и достичь нирваны (вечного блаженства). По мере прохождения различных бардо, ему постоянно предлагаются несколько вариантов решений своей судьбы и подсказывается наилучший из них. Но каждый раз предполагается, что умирающий не смог им воспользоваться, и перед ним немедленно открывается новый выбор, но уже в более худших условиях. Можно сказать, что в «Бардо Тодол» применен принцип: «Надейся на лучшее — рассчитывай на худшее». Вопрос лишь в том, что здесь понимать, как лучшее.

В отличие от тибетской «Книги Мертвых», «Перэт эм херу» преследует совершенно обратную цель: остаться самим собой, достичь жизни вечной и вкусить мирного счастья созерцания «лика дня» в присутствии великого Бога и встречи с родными в ином мире, где все невзгоды уже позади. «Книга Мертвых» оставляет человека в объятиях его близких в благоуханных садах Полей Хотен, и за ее часто туманными изречениями и магическими формулами читаются те же чаяния, что и у тех, кто исповедует прошение грехов, воскрешение тела, жизнь вечную.

В 1920 г. Б. А. Тураев писал: «...говорить о переводе «Книги мертвых» на новые языки не приходится — уже в лучших, более древних рукописях ее тексты искажены и переполнены непонятными местами. Несмотря на то, что едва ли какой другой памятник мировой литературы дошел до нас в таком подавляющем количестве списков от разных эпох, нет для египтолога книги более неприятной и до безнадежности трудной, чем этот сборник... ввиду бесконечного количества загадочных намеков, мистического языка и, особенно, безграмотности искаженного текста». Для нас это, наверное, действительно странное произведение: разновременный по происхождению конгломерат весьма практических изречений, туманных диалогов, магических заклинаний и текстов, удивительных по своей образной и художественной силе, потрясающих своим духовным, философско-этическим прозрением. Для египтян, отправляющихся в царство теней, хрупкий папирусный свиток был почти единственной реально осязаемой надеждой пройти невредимыми через кошмарный, ужасающий, населенный чудовищами мир — мир змей, скорпионов, призраков, непреодолимых преград, озер пламени и магических кристаллов, мир, восходящий к бесконечно отдаленным временам первобытных обрядов и сумрачным туманным осколком сохранившийся на протяжении тысячелетий. Для египтян их волшебный свиток был священной книгой, божественным откровением, дарованным людям, как представление, далеким отблеском сверкнувшее в скрижалях Моисея.

Без представления о том, чем же была «Книга Мертвых» для древних египтян, нельзя постичь сути и духа их удивительной культуры. Слишком уж много их представлений о бытии и мировом порядке в нее попало. Может быть, не так уж и неправы те, кто называл «Книгу Мертвых» Библией Древнего Египта.

Теперь — о самом тексте. «Книга Мертвых» представляет собой сборник различных по назначению изречений, часто в литературе условно именуемых главами. Их можно разделить на три категории: молитвы и гимны различным богам, магические заклинания и записи погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и т. п.). Порядок и число изречений в разных списках были различными. Причем, не последнюю роль здесь играла состоятельность заказчика. Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах «Книги Мертвых», — 193, но фактически полного собрания глав, видимо, не существовало (во всяком случае, таковое до сих пор не обнаружено). Каждый волен был выбрать то, что он считал необходимым, сообразно своим убеждениям и возможностям. Поэтому в одних экземплярах мы обнаруживаем десятки глав, а в других — единицы. Существовал также текст, именовавшийся «Перэт эм херу в одной главе», который при необходимости мог заменить все остальные. Нынешняя нумерация глав была предложена немецким египтологом прошлого века Р. Лепсиусом на основании изданного им экземпляра «Книги Мертвых» достаточно поздней, Птолемеевской эпохи (305 — 30 гг. до н. э.), когда порядок следования изречений был уже унифицирован. Хотя подавляющее число изречений имеют заглавия, они далеко не всегда соответствуют содержанию самого текста; в первую очередь это относится к заклинаниям. Говорить о логической структуре каждого свитка трудно, но если рассматривать весь сборник в целом, то она становится более заметной. Видимо, по такому принципу и действовали писцы Саисской эпохи (664 — 525 гг. до н. э.), составляя свою редакцию текста.

Содержание «Книги Мертвых» можно разделить на четыре части (как это сделал французский египтолог А. Морэ): 1) Главы 1 — 16: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны солнцу и Осирису. 2) Главы 17 — 63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. 3) Главы 64 — 129: «выход в день» — превращение умершего в божество; приобщение ею к солнечной ладье; познание равных таинств; возвращение в гробницу; загробный суд. 4) Главы 130 — 162: прославление умершего — тексты, предназначенные для чтения в течение года (в определенные праздники, в дни подношения даров умершему) и имеющие целью обезопасить мумию. Это — содержание собственно «Перэт эм херу»; перед 163-й главой стоит заглавие: «Привнесенное из другой книги в добавление к «Перэт эм херу», и далее следует еще 30 глав.

Колоссальную роль играли рисунки (часто — высочайшего уровня мастерства), помещаемые вместе с текстом: первый в истории пример книжной иллюстрации. Так содержание получало не только словесное, но и изобразительное выражение. Египтянам, для которых вообще всяческие изображения имели огромное значение, эти рисунки представлялись настолько важными, что очень часто при нехватке места на лижете они предпочитали не дописать текст, но уместить иллюстрацию; а во времена XXI-й династии (ок. 1070 — 945 гг. до н. э.) даже появились экземпляры «Книги Мертвых», состоящие из одних рисунков.

Природа египетского рисунчатого письма такова, что изображения на страницах «Книги Мертвых» египтянами не только рассматривались, но и читались почти так же, как и текст. В этом отношении иллюстрации к сборнику были для современников более информативны, чем для нас. Опасные странствия покойного, таинственные обитатели загробного царства, магические действия персонажей и странные предметы, которыми они оперируют, — все это оживает на листах папируса, и перед нами разворачивается (в буквальном смысле: ведь это свиток) поразительный мир, созданный тысячелетиями духовных исканий, такой фантастический для нас и такой страшный и понятный для древних обитателей Египта.

Предлагаемые ныне тридцать три главы «Книги Мертвых» из 193-х, как и остальные, содержат массу упоминаний о самых различных божествах (и хорошо знакомых египтологам, и совершенно неизвестных) и упоминаний о мифах (также и достаточно известных, и не дошедших до нас), что привело к необходимости снабдить эту публикацию кратким комментарием к самым распространенным именам и понятиям. Перевод текстов выполнен по иероглифическому изданию: E. A. W. Budge «The Chapters of Coming Forth by Day or the Theban Recension of the Book of the Dead». Vol. 1 — 3. Lnd. 1910 (репринтное издание: N. Y. AMS Press INC. 1976).

Автор перевода с древнеегипетского, введения и комментариев М. А. Чегодаев. (сотрудник Института востоковедения РАН)

Статья М. А. Чегодаев

Источник: KEMET.RU
Рубрики:  Этнические кладбища Узбекистана

Метки:  

К истории военных кладбищ

Воскресенье, 12 Августа 2007 г. 22:18 + в цитатник
У каждого народа есть Родина, но только у нас - Россия и судьба русского воинства тесно связана с судьбой Отчизны. На долю каждого поколения выпадала война. Защита страны и своего народа издавна определялись понятиями высшего воинского долга. И Россия всегда заботилась о своих защитниках, как мать, от рождения до самой смерти. Так, в "Вестнике военного духовенства" за 1882 год находим следующее: "Брат царев, Его Императорское Высочество, Главнокомандующий войсками гвардии Санкт-Петербургского военного округа, Великий князь Владимир Александрович приказал выработать правила о погребении воинов по создании воинских кладбищ, где Воин будет погребен с особой торжественностью и почетом, приличествующим защитнику Веры, Царя и Отечества".

И такие правила мы находим, и кладбища воинские создаются уже с 1883 года: Красненькое, Царскосельское, Санкт-Петербуржское Преображенское и Успенское, в Выборге, Кронштадте.

Во имя живых, во славу отеческой заботе об армии на этих кладбищах были четко разработаны: структура воинских погребений по родам войск, ритуал самих похорон с оказанием воинских почестей умершему, увековечение заслуг его перед Отечеством.

Умершего товарища по оружию привозили на особой погребальной колеснице (катафалке) в церковь, где священник в присутствии однополчан и родных, совершал божественную заупокойную литургию отпевания. Однополчане, согласно воинскому ритуалу, сопровождали усопшего до могилы, на этом кладбище уготованной, где происходил обряд воинского прощания. На каждой могилке стоял окрашенный крест, по цвету которого можно издали узнать, к какому роду войск принадлежал умерший. На каждой могилке - надгробие - с указанием звания, имени, отчества, фамилии почившего под сенью креста.

Случается, из далекой стороны прийти на могилку защитника Отечества родным и однополчанам, они с теплым чувством помолятся у подножия креста, поставленного заботливым начальством на могиле, благоговейным взором окинут часовню-церковь, сквозь слезы полюбуются чистотою и порядком кладбища и, вернувшись, будут рассказывать:

"Нынешнее доброе начальство военное заботится даже о могилках, посещает их в престольные праздники и молится наровне с другими, невзирая ни на какую погоду", - прибавляют: "Дай им Бог здоровья!" А это - есть лучшая земная награда.

А при такой заботливости государства и военного начальства о своих воинах и солдатская служба не так тяготит, и на поле брани, когда, не дай Бог, наступит такое время, никакой враг не устрашит.

Но разрушился старый традиционный уклад, изменилось общественное сознание, связь поколений и жизненная память ослабевает, потомки перестают посещать могилы, и кладбища умирают.

И сегодня, защищая честь и достоинство земли русской (и только ли русской), "не щадя живота своего", русское воинство, единственное в мире, не имеет своего кладбища, не считая братских могил, разбросанных по всему миру; очень часто не знает места своего последнего упокоения и страдает, мучается душа воина, защитника Отечества.

Именно для того, чтобы не было безымянных братских могил, нужно воспитать в себе уважение к любому холмику-могиле, под которым покоится прах защитника России. А что мы делаем сегодня, чтобы поднять авторитет и развить в воине пошатнувшееся чувство любви и веры к армии?

Жуковский писал:

"Да в чадах к Родине

Любовь зажгут отцов могилы!"

Разве мы не осознаем потребности у молодых солдат к добру, истине, правде, быть нравственно чище и лучше? Нет большей любви в мире, а это присуще, в первую очередь, только русской армии, как положить жизнь "за други своя".

Хочется верить, что устройство воинских кладбищ, восстановление достоинства защитника России займут в дальнейшем одну из самых светлых страниц в истории командования Вооруженными Силами России, а все мы сможем над ухоженными местами покоя праха воинов российских произнести, как встарь:

"Земля русская! Храни в недрах своих останки сынов и защитников Отечества, зеленей и цвети до того времени и просвященного дня, когда восстанет зоря вечности и солнце правды озарит кости братские. Радуйся, заступник русской земли! Моли Господа, даровавшего тебе Благодать соделать державу сродникам твоим Богоугодную и сынам России даровать спасение".

Андрей БЕЛАВЕНЦЕВ
Александр САЗАНОВ

http://www.amp96.ucoz.ru/news/2007-04-09-201
Рубрики:  Этнические кладбища Узбекистана

Метки:  

Поиск сообщений в batikot
Страницы: 12 11 10 [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь