Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
«Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова, моя любимая картина |
Грачи прилетели. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов. 1871 г.
Холст, масло. Размер: 62 × 48,5 см
История жизни художника Алексея Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти истинное своё призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество художника Венецианова – гармония его полотен затронула душу юного Саврасова.
Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота русской природы считалась недостойной внимания художников – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, иноземные закаты и восходы, полные романтики. Не удивительно, что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.
Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино, неподалёку от Костромы, было большим оживлённым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Её колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатёр, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. По старинной легенде – именно села Молвитино родом Иван Сусанин.
Саврасов приехал в Молвитино весной 1871 года и практически сразу же начал работать над этюдами. Художник любил весну, на его карандашных набросках оживали берёзы, освещаемые солнцем, слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.
Живописец давно хотел изобразить церковь. Он искал точку, с которой она лучше всего будет просматриваться, и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, вечернее очарование, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.
«Грачи прилетели». Уже само название картины дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суд зрителей символичные, романтические образы, она проста и понятна, а поэтому невероятно близка каждому человеку.
Обычный весенний, немного сероватый день. Коряво изогнутые берёзы на холме облепили неугомонные грачи. Они галдят и вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупившимися стенами. Купол её колокольни лишь подчёркивает обычность русской деревни и широту русской души. Округ видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них лежит снег, перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке, течёт своим чередом повседневный ход жизни, и лишь лёгкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.
На переднем плане полотна – снег. Он грязный и рыхлый, на нем лишь серые тени берёз, унылых и изломанных. По мутному мартовскому небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно мрачен, однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся сквозь облака луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны, её тёплым дыханием, это подчёркивается необычностью освещения – передний план картины написан так, что берёзы, снег и галдящие грачи изображены против света. Картина кажется наполненной приглушенными красками, что лишь подчёркивает неизбежность и буйство будущей весны.
Утро года на картине – основное действующее лицо, оно гармонично во всём. Живописец изобразил не просто весенний пейзаж, а ухватил неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит всех – птиц, талый снег, дымок из трубы на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в её названии – «Грачи прилетели». Птицы летают над гнёздами, берёзы кажутся живыми, они раскачиваются на ветру и тянуться к небу. Автор невероятно достигает звуковых эффектов – вы уже слышите, как галдят беспокойные спутники весны, как журчит вода и падает с крыш капель, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.
В 1871 году, когда картина «Грачи прилетели» предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (62 см в высоту и 48, 5 в ширину). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова померкли перед этим полотном. Скромный деревенский вид превзошёл классику, и на сегодняшний день эта картина очень популярна. Пётр Третьяков сразу же приобрёл полотно, а через год Алексею Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – многие хотели иметь в своём доме кусочек весны.
Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублёвую монету, на которой изображён портрет художника и фрагмент его знаменитой картины. Этот денежный знак был приурочен к 100-летию со дня смерти Алексея Саврасова. Ещё один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна художника сейчас находится музей Ивана Сусанина.
Удивительно, но повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение необыкновенного порыва творца, его вдохновения, подкреплённого истинным желанием и талантом.
В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что художник чудесным образом передал не только преображение всего живого в ожидании весны, а и обновление внутреннего мира человека, который живёт в единении с природой.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |