-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Русская лаковая миниатюра. Часть I.

Пятница, 01 Октября 2021 г. 09:15 + в цитатник

Родиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Федоскино

Федоскинская миниатюра - это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Характерной особенностью федоскинской миниатюры является теснейшая связь с русской литографией, народным лубком и станковой живописью XIX в.

Федоскино. «Приглашение»

Федоскино. Миниатюра «Берендеево царство», 2000 г.
Федоскино. Миниатюра на тему из сказки «Иван царевич и серый волк»
 
Федоскино. «Поцелуйный обряд», 2009 г.
 
fullsize61 (700x498, 59Kb)
 
fullsize9 (700x528, 440Kb)
 
fullsize24 (700x504, 350Kb)
 
 
 
 
 
 
 

fullsize16 (700x530, 490Kb)

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры. Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей. Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором — «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.

 

https://www.culture.ru/storage/images/c149e280d54a4421fc8e50428280e633/5e4c72d956349e9aa1659d7b8ecab23f.jpg

 Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения. Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо — золотого двуглавого орла. Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.

Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера объединились в артель. При помощи мецената Саввы Морозова промысел удалось сохранить. Смену растили в школе миниатюрной живописи. С 1930 года здесь хранится коллекция лаковой миниатюры ХIХ века.

В послевоенные годы федоскинцы вписывают в старый стиль новые образы:  Кремль, портреты вождей, космонавтов. Но для подарков все же используют традиционные сюжеты. К примеру, по случаю рождения дочери Николя Саркози получил от Дмитрия Медведева шкатулку по мотивам сказки "Садко" .

Палех

Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

0 (700x503, 131Kb)

04 (693x497, 106Kb)

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//66/452/66452624_image002.jpg#DSD

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков — потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру — она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького, открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины, сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.

https://www.culture.ru/storage/images/55394bda85cf4f824e17587ad2f6684e/d1ebc024613e03cb54e61c9d49a6a7e6.jpg

В основе палехского стиля  — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.
Музей палехского искусства был открыт по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

https://www.culture.ru/

Серия сообщений "лаковая миниатюра":
Часть 1 - ФЕДОСКИНСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА.
Часть 2 - Сказочные Берегини Светланы Беловодовой.
Часть 3 - Лаковая миниатюра Надежды Стрелкиной.
Часть 4 - НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛУКУТИН: ФАБРИКАНТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ.
Часть 5 - Русская лаковая миниатюра. Часть I.
Часть 6 - Русская лаковая миниатюра. Часть II.
Часть 7 - Мстерская лаковая миниатюра.
...
Часть 22 - Зимняя пора в лаковых миниатюрах.
Часть 23 - Зимние забавы в лаковых миниатюрах.
Часть 24 - Хохлома - Народный Промысел.

Рубрики:  Декоративно - прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 21 пользователям