Обручальные кольца – самый известный символ соединения мужчины и женщины в качестве мужа и жены.
Первые обручальные кольца появились в Египте. Их сплетали из осоки и камыша в кольца для пальцев и браслеты для запястий.
Кольцо – замкнутый круг – издревле считалось символом вечности. Оно не имеет ни начала, ни конца, как и время, оно возвращается само в себя, как сама жизнь, и по форме сходно с Луной и Солнцем, а пространство внутри кольца – это ещё и вход к событиям и предметам как известным, так и таинственным. Процесс дарения кольца означает вовлечение людей в вечный круговорот жизни, надежду, что чувство любви и связанные с ним эмоции навечно соединят влюблённых.
Египтяне, также как и мы в наше время, носили обручальные кольца на безымянном пальце левой руки, потому что верили, что вена этого пальца идёт прямо из сердца. Возможно, именно с этим связано поверье, что если остынет кольцо, остынет и любовь. После завоеваний Александра Великого это поверье пришло в Грецию, а затем и в Римское государство. Ранние обручальные кольца очень быстро изнашивались, поскольку изготавливались, в основном, из конопляных верёвок, те, кто хотел носить более долгоживущий символ любви, носили кольца из кожи или поделочной кости.
Несмотря на то, что металлургия в то время уже была достаточно развита для отливки, металл очень медленно вытеснял другие материалы, применяемые для изготовления обручальных колец.
Изображения первых металлических колец, часто довольно грубо изготовленные, иногда украшенные необработанными самоцветами, можно увидеть на фресках в древних египетских усыпальницах. В тот момент времени такие обручальные кольца служили больше демонстрации собственных значимости и богатства, чем испытываемых чувств.
В основном обручальные кольца делали из меди или латуни, в Риме – из железа, хоть оно и ржавело. Прочность металла символизировала силу любви мужчины к женщине. Акт дарения и принятия обручального кольца также считался основанием законного права мужчины на владение выбранной женщиной, хотя, по мнению некоторых историков, этот процесс в большей степени защищал женщину от посягательств других претендентов.
Золотые и серебряные кольца дарили в исключительных случаях, чтобы продемонстрировать всем свидетелям доверие ценного имущества женихом невесте.
С развитием обработки золота и драгоценных камней в Средневековой Европе всё больше стали распространяться золотые кольца, украшенные самоцветами. Рубины использовались в кольцах за их красный цвет, символизирующий сердце, сапфиры – за синий цвет, олицетворяющий клятвы данные перед небом, но больше всего ценились алмазы – нерушимые свидетели чувств.
Самая первая запись об обручальном кольце с бриллиантом датируется 1477 годом, когда эрцгерцог Австрии Максимилиан подарил его Марии Бургундской в знак своей любви и их помолвки.
В Италии в эпоху Возрождения серебро вновь вернулось в процесс обмена супружескими клятвами, но уже не в качестве материала для обручальных колец, а помолвочных. Зачастую такие кольца были богато инкрустированы и покрыты эмалью или чернью.
Серебро ещё больше распространилось в 17-ом веке в Англии и Франции, когда зародилась мода на поэтические кольца – с выгравированными на них сентиментальными словами о любви, к примеру «I have obtained whom God ordained» («Я получил, то что Бог мне вручил») , «This God above doth seal our love» («Нашей любви отрада – Богом данная награда»), но чаще они были более простыми. Гравировка чаще располагается на внутренней стороне кольца, что не только практично, но также связано с тем, что мысль, выраженная на металл ещё и сугубо личная. Если вы хотите сделать гравировку, то помните, что из-за ограниченности места надпись должна быть лаконичной, а саму гравировку лучше делать после того, как будет изготовлено кольцо – ведь если придётся менять размер, то надпись может быть испорчена.
Золото позднее вернуло свои позиции. Более того, например, в Ирландии считалось, что если жена и муж не имеют при обручении золотых колец, значит, их нельзя признать законно женатыми, и поэтому кольца одалживались церковью на время церемонии.
Существовали и другие суеверия насчёт обручальных колец. Например, если кольцо сидит слишком плотно, значит, один из партнёров болезненно ревнует другого, а если слишком свободно, то это может привести к небрежности в отношениях или даже измене, и поэтому считалось, что обручальное кольцо должно идеально сидеть на пальце.
Кто-то до сих пор убеждён, что после того, как обручальное кольцо было надето на палец, его нельзя снимать. Полагают, что это, а также потеря или повреждение кольца приведут к несчастью и, возможно, даже разрыву брачных уз.
Несмотря на то, что ранние пуритане отвергали использование обручальных колец в ритуале обручения, как пережиток языческих времён, в настоящее время во всём христианском мире обмен кольцами между мужем и женой является общепринятой практикой.
Изначально в России существовало два отдельных понятия – «обручальное» и «свадебное» кольцо. Первое жених преподносил невесте во время церковного обряда обручения после помолвки, которая носила его на безымянном пальце правой руки. Это кольцо подтверждало намерение обоих вступить в брак, при условии, конечно, что невеста его принимает. Если молодой человек, делая девушке предложение, преподносил обручальное кольцо, она должна была либо в знак согласия принять его, либо как знак отказа от замужества отвергнуть. Перед свадьбой или венчанием, до встречи с женихом, невеста снимала обручальное кольцо, а во время свадьбы или венчания жених надевал невесте на руку второе – свадебное кольцо, уже поверх которого надевалось обручальное кольцо. В современной России понятие «обручальное» и «свадебное» кольцо стали практически синонимами (некоторые объясняют это тем, что в 1755 году Святейший Синод соединил помолвку (обручение) с венчанием) и будущие супруги стали обмениваться кольцами только в день свадьбы или венчания.
Обычай носить обручальные кольца мужчинами распространился не так давно по историческим меркам. До этого обручальное кольцо обязательно должна была носить только женщина, возможно, как дань обычаям, пришедшим к нам из древности, когда кольцо символизировало её принадлежность конкретному мужчине – её мужу. Однако в 20-веке, насыщенном страшными войнами, разлучавшими супругов на длительное время, мужчины стали носить обручальные кольца постоянно как символ их брака и памяти о жёнах, которые ждут их дома. Этот жест любви и привязанности дошёл и до наших дней.
Обычай изготавливать обручальные кольца-головоломки пришёл к нам из Средних Веков. Так, например, известна разновидность колец, именуемых gimmal – когда кольца жениха и невесты при заключении брака составляли единое кольцо, одеваемое на палец женщине. Собрать такое кольцо повторно, если оно снималось, было очень нелегко, и поэтому его нерушимость должна была свидетельствовать о женской верности браку.
Для изготовления обручальных колец ювелиры обычно используют драгоценный жёлтый сплав золота, меди, олова и висмута. Платина и белый сплав золота также используются, хотя теперь их чаще подменяют никелево-золотой сплав, покрытый тонким слоем родия, который приходится восстанавливать каждые несколько лет. В последнее время также популярным становится использование титана из-за его серо-бронзового цвета.
Если вы заказываете золотое обручальное кольцо, что помните, что его проба должна быть не ниже 585 (по российским стандартам) или 14 карат (по европейским). Цвет золота и его проба почти не связаны друг с другом. Проба отражает только долю золота в драгоценном сплаве, а цвет достигается за счёт примесей других металлов – меди для придания красного оттенка, палладий – белого, никель – зелёного.
Белый оттенок золота достигается за счёт наличия в сплаве примеси палладия. Однако такие кольца изначально имеют желтоватый или розоватый оттенок. Чистый белый цвет достигается за счёт родирования, хотя со временем такое покрытие стирается и его надо обновлять.
Цена на обручальные кольца сильно варьируется в зависимости не только от того, из какого металла оно сделано, на неё также влияет дизайн и качество самоцветных вставок. Бриллиантовые вставки в настоящее время благодаря маркетинговой политике компании Де Бирс очень стандартизированы. Использование других камней в обручальных кольцах, таких как сапфиры, рубины, изумруды, делает их более индивидуальными и уникальными для семейной истории. А использование синтетических камней и фианитов (или других синтетических заменителей алмаза) даёт возможность малообеспеченным людям снизить затраты, сохранив при этом желательный внешний вид колец.
Взято здесь:
"Ювелирные мечты"
1.
2.
3.
4.
5.
6.