-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Венгрия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 362




  Одари, Господь, добром, нас, мадьяр, и всегда храни!

Погода от Метеоновы по г. Будапешт

Праздники Венгрии

Для Вас -

организация конференций, отдыха, экскурсий, лечения и обучения

в Венгрии!


Высшее образование в Венгрии в вопросах и ответах

Вторник, 30 Октября 2012 г. 13:13 + в цитатник

 

 

В Венгрии около шестидесяти университетов, и колледжей. Многие университеты Венгрии славятся своими многовековыми традициями: среди них университет городa Печ, основанный 645 лет назад, в 1367 году, первый (!) в Европе Будапештский Технический Экономический университет (1782 г.), Будапештский медицинский университет имени «спасителя матерей» Земмельвейса (1769 г.), Будапештский университет гуманитарных наук имени Loránd’a Eötvös’a, (1635 г.), Академия музыки (Консерватория), основанная Ференцем Листом, Университет города Сегед (1880 г.), Академия художеств (1871 г.), один из лучших экономических вузов Европы Университет Корвинус и многие другие. Эти учебные заведения славятся своими известными выпускниками, среди которых много выдающихся ученых и нобелевских лауреатов: первооткрыватель витамина С Альберт Сент-Дёрди, изобретатель голографии Деннис Габор, «отец» кибернетики Джон фон  Нейман, создатель водородной бомбы Эдвард Теллер, создатель науки о стрессе Ганс Селье, и Ернё  Рубик, подаривший миру свой знаменитый кубик.

В мире высоко ценят качество и уровень обучения в венгерских вузах. Университеты Венгрии тесно сотрудничают с другими вузами мира в рамках международного обмена преподавателями и студентами.

Все вузы Венгрии являются самостоятельным учреждениями, все они имеют государственную аккредитацию независимо от формы собственности.  

Сегодня особенно высоко ценится венгерское образование в области медицины‚ стоматологии‚ ветеринарии‚ фармакологии‚ оно признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)‚ а также на всей территории Евросоюза. Помимо медицинских специальностей венгерские вузы предлагают абитуриентам программы по всем областям современной науки и техники: экономике‚ менеджменту‚ банковскому делу‚ журналистике‚ маркетингу‚ техническим специальностям‚ информационным технологиям‚ всем гуманитарным наукам, а также специальностям в области искусств. Только в Будапештском Политехническом Университете учится более 500 студентов из США и Англии. Многие россияне считают, что лучшее образование в Америке, но оказывается, сами американцы знают кое-что получше…

 

Читать далее...
Рубрики:  Образование



Процитировано 2 раз
Понравилось: 29 пользователям

Без даты смерти...

Вторник, 30 Октября 2012 г. 13:02 + в цитатник

Нынешний год объявлен в Венгрии годом Рауля Валленберга: 4 августа 2012 ему исполнилось бы 100 лет. Рауль Валленберг признан Праведником народов мира в Израиле, в честь него установлены памятники в разных частях света. Ему присвоены звания почетного гражданина США, Канады, Венгрии, Израиля. Его именем названы улицы. О нем написано много книг и пьес, сняты фильмы... Но сколько он прожил, где и когда умер или был убит неизвестно. Поэтому год Рауля Валленберга начался не со дня рождения, а со дня бесследного исчезновения молодого шведского дипломата 17 января 1944 года.

Читать далее...
Рубрики:  Персоналии
История



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Без заголовка

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 14:55 + в цитатник

Главное действующее лицо праздника. Бузина (Фото: Светлана Стасюк, личный архив) Если у кого в Киеве дядька, то в огороде обязательно должна бузина расти. Но не факт. У любого правила есть исключения. Вот у меня, например, дядьки в Киеве нет, а бузина растёт. Это  высокий, до 3-5 метров, многоствольный кустарник со светло-бурой, смахивающей на пробку, корой. У нас в Венгрии очень много бузины, есть даже Земля Бузины: в 1281 году одному из малоизвестных и не самых высокородных венгерских дворян был выдан диплом о происхождении, в котором нынешнее месторасположение посёлка поименовано как «Terra Bozias». Земля Бузины. Там нынче проводят ежегодный праздник бузины.

Настоящий праздник - с песнями, танцами, угощением. Гроздья цветков бузины, запеченные в тесте (Фото: Светлана Стасюк, личный архив) Угощайтесь, угощайтесь… Это, действительно, очень вкусно. Гроздья цветков бузины, запеченные в тесте. А ещё на празднике стоит попробовать печенье и пирожные с начинкой из бузинового крема. Отведать бузинового сиропа и самых разных коктейлей на его основе. Например, из марципана. Если захочется чего-то покрепче, так можно попросить и слабоалкогольный коктейль приготовить. Опять же, включающий в себя в качестве одного из ингредиентов сироп из соцветий бузины. Ну, а кому ещё крепче, для тех у  в запасе имеется бузиновая паленка - разновидность фруктовой водки. Что-то типа болгарской или югославской ракии. Что касается меня, то я готовлю сироп из цветков бузины.

Это не только вкусно, но, главное - очень полезно. Бузина черная - удивительное лекарственное растение. Сироп бузины — сильное биологически активное вещество: противораковое, противоопухолевое, кровоочистительное. Оказывает слабительное действие, регулирует нервную систему, укрепляет иммунную систему, борется с заболеваниями горла. Применяется при заболеваниях крови (лейкоз, лимфогрануломатоз) и лимфосистемы, мастопатии, миомы матки, женских воспалениях, зобе, хронических запорах. Используется также для лечения ревматизма, подагры, артритов, остеохондроза, болезней почек, воспаления мышц. Это высоковитаминное средство обладает бактерицидным действием и его можно пить как взрослым, так и детям для профилактики вирусных заболеваний, особенно в период обострения гриппа. Этот чудо-сироп не идёт в сравнение ни с какими крашеными лимонадами,к тому же он очень вкусный и ароматный. Вот рецепт:

  • 2,5л.воды
  • 40 крупных соцветий бузины
  • 2,5 кг.сахара
  • 2 лимона
Цветы (НЕ МЫТЬ!!!) залить водой, добавить нарезанные лимоны, накрыть марлей и оставить в прохладном месте на 36 часов. Процедить, добавить сахар, размешать и прокипятить 10 минут. Всё. Хранить только в стеклянных бутылках. Как вариант: цветки с лимонами заливают охлаждённым до комнатной температуры сиропом, настаивают 5 дней, процеживают, разливают в бутылки. А ещё рецепт Ликёра из бузины. Аромат необыкновенный!!! Итак, нам нужно: 25 зонтиков с цветками бузины 3 лимона сок 3 лимонов 400 г сахара 1,5 л водки без вкусовых добавок 250 мл воды Способ приготовления 1. Лимоны тонко нарезать кружками. 2.  Сахар растворить в воде. 3. Цветки бузины и дольки лимона уложить слоями в большую емкость и сбрызнуть лимонным соком; залить сахарным сиропом. 4.  Емкость закрыть и дать настояться в течение 10 дней в теплом месте. 5. Затем процедить смесь через льняное полотенце, смешать с водкой и разлить в бутылки. Ещё про бузину здесь: Народные рецепты Лечение бузиной Бузина для здоровья кожи

 

из блога Венгрия
Рубрики:  Кухня



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Вида Габор

Среда, 25 Января 2012 г. 17:10 + в цитатник
Рубрики:  Культура

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Рождественские подарки детям

Понедельник, 26 Декабря 2011 г. 01:02 + в цитатник
Экономический кризис затронул многих людей. Особенно пострадали те, кто получил валютный ипотечный кредит. В результате многие оказались не в состоянии выплачивать проценты и потеряли квартиры.
В Венгрии для таких семей устроены социальные дома, в которых семья может проживать в течение года, и попытаться разрешить за это время свои материальные проблемы.
В г. Дунауйварош тоже есть такой дом. В нём живут 40 человек, из них 15 детей. Местное правительство прилагает немало усилий для обеспечения нормальной жизни людям, попавшим в такие условия: к ним приходят врачи, психологи, работники социальной службы, в доме есть компьютеры, проведён интернет. Но всё-равно - это временное пристанище, которое не даёт возможности "обрастать" милыми сердцу вещами, да и возможностей пока нет покупать что-то сверх самого необходимого.  Может быть, поэтому у детей, живущих в этом доме почти нет игрушек.
В конце года профессор  Университета прикладных наук г. Дунауйварош (http://www.duf.hu/) Б.Сегаль организовал  акцию "200 форинтов на игрушку".  Студенты горячо поддержали своего преподавателя и в самое короткое время собрали 70 тысяч форинтов (примерно 10 тысяч рублей). Игрушки подарили детям накануне рождественских праздников.
Bенгрия

 

Рубрики:  Персоналии
Образование

Метки:  

Итоги...

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 16:57 + в цитатник

Вот и подошёл к концу 2011 год... Каким он был для Венгрии? Разным, как и для многих стран. Но результат, всё-таки, можно определить: Венгрия достигла больших успехов в этом году: заканчивает год с профицитом бюджета, сократился внешний долг, уменьшилась безработица, инфляция...

Однако, 23 декабря венгры вышли на демонстрацию. Она состоялась на площади у Парламента, Кошшут тер. Десятки тысяч венгров. Они не просили повышения зарплаты или рабочих мест, они протестовали против "антидемократического и несправедливого режима" премьер-министра Виктора Орбана. Законы, приняты в последнее время парламентом Венгрии, где 2/3 голосов принадлежат партии ФИДЕС, лидером которой и является наш премьер, венгры посчитали концом демократии в Венгрии, и не смогли с этим смириться: закон о выборах, о высшем образовании, закон о центробанке, который ликвидирует его независимость, подвержены жестокой критике не только оппозиции, но и граждан Венгрии, которые ещё полтора года назад голосовали за ФИДЕС. Из-за этих, явно недемократических, законов, международные оценочные агентства на прошлой недели снизили рейтинг Венгрии, что делает её непривлекательной для инвестиций. И это тоже возмутило венгров: их родину сочли "бовли" - дешевым, некачественным товаром. Именно это слово скандировали демонстранты, обращая его теперь премьер-министру Виктору Орбану. "Орбан - прочь!", "Демократия" - вот такими были требования собравшихся.

 


 

Демонстрация продолжалась 4 часа, количество пришедших к Парламенту достигало 100 тысяч.

...Вечером, в 8 часов, когда члены правительства разошлись по домам, стали расходиться и демонстранты. Виктор Орбан с женой одиноко шли по набережной. Сверху им кричали "Прочь!". Что думал он тогда?


Венгрия

 


Метки:  

Женские образы в творчестве Пала Фрида

Понедельник, 21 Ноября 2011 г. 13:00 + в цитатник

Художник Пал Фрид  (Pal Fried,1893-1976) родился в Венгрии в Будапеште. Обучался искусству рисования в Венгерской академии под руководством профессора Пола Хьюго и в Париже у Клода Моне и Люсьен Симон. Пал Фрид находился под большим влиянием и впечатлением от французской импрессионистской школы, в частности – Ренуара и Дега. В 1947 году, после Второй мировой войны, Пал эмигрировал в Америку, где преподавал в Академии искусств в Нью-Йорке и разработал свой собственный уникальный стиль. В 1950-60х гг художник жил и работал в Голливуде, где приобрёл популярность. Пал Фрид специализировался на портретах, рисуя дам из высшего общества, Основная техника - пастель и масло. В коллекциях многих музеев мира хранятся картины Пала Фрида на темы балета и театра: это портреты танцовщиц перед спектаклями, на сцене, в богемной жизни. Полотна Фрида были настолько популярными, что он или вынужден был, или так хотели заказчики,  дублировал по несколько раз один и тот же сюжет, меняя лишь цвет костюма или фона полотна. Умер в возрасте 82 лет 6 марта 1976 г в Нью-Йорке, спустя 4 дня после смерти любимой жены Евы.

Далее...
Рубрики:  Персоналии
Культура

Метки:  


Процитировано 1 раз

Дом террора

Четверг, 13 Октября 2011 г. 03:46 + в цитатник

Открытый в Будапеште в 2002 году самый страшный музей "Дом террора" стал одним из самых посещаемых в Венгрии. Музей "Дом террора", расположенный в бывшей штаб-квартире Секретной полиции, посвящен истории двух диктаторских режимов – коммунистического и фашистского. Среди экспонатов – фотографии, документальные свидетельства, орудия пыток.Переступая порог этого огромного серого здания в центре венгерской столицы, посетитель сразу же попадает в атмосферу страха и тьмы. Размазанные красные пятна на облупленных стенах, уходящая ввысь колонна с фотографиями 3600 замученных, казненных, интернированных. Справа и слева - камеры пыток, виселицы.

 


Дом на  улице Андрашши 60, был построен в 1880 архитектором Адольфом Фесзти. Фасад этого здания  не изменялся в течение многих десятилетий. До 1936 дом был собственностью семьи Перлмуттер. 

С начала 1937 венгерская пронацистская партия "Скрещенные стрелы" организовала здесь свой штаб. Лидер партии,Ференц Салаши, назвал здание "Дом Лояльности". Осенью 1944, когда венгерские нацисты пришли к
власти, здание использовалось как тюрьма.

Далее
Рубрики:  История

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Старинный гимн современной Венгрии

Среда, 12 Октября 2011 г. 20:46 + в цитатник
Ференц Кёльчеи был одной из наиболее выдающихся и интересных фигур венгерского романтизма; в первой трети XIX века он играл чрезвычайно важную роль своими стихами, критическими статьями, теоретическими и историческими работами, а также политической деятельностью: он боролся против феодальных пережитков, за свободу убеждений и вероисповедания, за то, чтобы Венгрия встала в ряд с передовыми европейскими государствами. И, как необходимое условие для этого, обрела государственную самостоятельность, перестала быть австрийской провинцией.


Тщедушный, слабый здоровьем, с несильным голосом, к тому же слепой на один глаз, он обладал удивительным мужеством, граничившим с героизмом, и несгибаемой твердостью в отстаивании своих убеждений. Недаром, будучи депутатом знаменитой сессии Национального собрания 1832-1836 годов, он стал фактическим лидером реформаторского крыла депутатского корпуса, кумиром радикально настроенной молодежи и в Национальном собрании, и во всей стране. Лайош Кошут, который именно на этой сессии вырос в вождя, возглавившего венгерскую революцию 1848-1849 годов, вспоминал о том, какое впечатление производили на депутатов речи Кёльчеи, негромкие, вроде бы лишенные пламенной зажигательности. “Сильный дух в оковах хрупкого тела. Голый череп овеян редким венчиком седеющих волос; на бесцветном лице - усталость бесчисленных, проведенных в раздумьях ночей; в единственном глазу - горечь прошлого, настоящего и будущего нации... Когда он вздымал сжатый кулак, в наших глазах он выглядел неким потусторонним существом, чьи слова мы воспринимали не слухом, а непосредственно душой”.

В томимой под гнётом Габсбургов стране казалось, что национальные чувства уже подавлены, венгерская культура практически исчезала, страна находилась в тяжёлом экономическом положении. В такие критические времена поэты поднимают своё слово в интересах страны и нации. Это же сделал и Кёльчеи:  22 января 1823 г. Ференц Кёльчеи написал потрясающие по своей трагичности и величию строки, молитву. Назвав своё произведение «Гимн», он, для отвлечения внимания цензуры, прибавил подзаголовок «Из грозовых веков венгерского народа».
Стихотворение Ференца Кёльчеи “Гимн” стало действительно гимном венгров. В чем причина такого (не многим государственным гимнам данного) долгожительства? Наврное, причина не только в том, что “Гимн” - выдающееся поэтическое произведение. Венгры видят (слышат) в своем гимне не просто аксессуар государственности, который положено слушать и исполнять стоя, но великое произведение, слова и мелодия которого отзываются резонансом в душе любого венгра, каких бы взглядов он ни придерживался, к какой бы социальной группе ни относился.
Самое главное в его патриотизме - это требование действенной, активной любви к своей родине. Не боготворить традиции, как бы они ни были замечательны, но, бережно сохраняя, развивать их. Не просто беречь венгерский язык как основу национальной духовности, но шлифовать, совершенствовать его. Не упиваться тем, что ты венгр (русский, француз, поляк и т. д.), не просто “верить”, вопреки всему, в исключительность той страны, где тебе выпало родиться, но стараться сделать родину (в широком ли смысле - как страну, в узком ли - как город, село, даже дом) лучше, уютнее, обогатить ее своим личным вкладом, своими творческими силами - и тогда родина действительно станет Родиной.
“Гимн” Кёльчеи - довольно большое стихотворение и представляет собой эмоциональный обзор более чем тысячелетней венгерской истории. А история эта изобиловала катастрофами и трагедиями, венгры как нация
не раз были на грани полного истребления. Но некая удивительная живучесть помогала им не только уцелеть, но и сохранять, развивать свой язык, свою духовность.
Этот гимн просит от Бога  благославления народа и страны, претерпевших мучения безжалостной судьбы:

Бог, мадьяру счастья дай
И богатства тоже!
В грозный час не покидай
Ты мадьяра, Боже!
Ведь страдая больше всех,
Ад изведав сущий,
Искупил народ свой грех
Прошлый и грядущий!


Последующие строфы гимна расказывают какую прекрасную родину получили в подарок от всевышнего венгры, как доблестно защищали они её от чужеземцев:
Ты довёл нас до Карпат –
В лучший край на свете,
И тебя благодарят
Бендегуза дети.
У священных вольных вод
Тиссы и Дуная
Храбреца Арпада род

Вырос, процветая


Но Бог вдруг разгневался на венгров. Он посылает на страну одно за другим то татаро-монгольское иго, то турецкое нашествие, то междуусобные войны:
А грешили мы – пылал
Гнев твой грозный, жгучий!
Ты, Господь, на нас и гнал
Громовые тучи,
И монгольская стрела
Била нас всё метче.
И туретчина легла

На мадьяра плечи!
Замок был... А нынче он –
Лишь развалин груда.
Смертный вопль, и плач, и стон
Слышатся оттуда!
На гробах не расцветёт
Вольность цветом розы.
Лишь из жарких глаз сирот
Брызнут рабства слёзы.

Выстояв, вопреки всему, венгры, по мнению Кёльчеи, заслужили право на место под солнцем, на процветание. В этом - высокий, органичный пафос “Гимна”, и в этом же - второй “секрет” его долговечности.
Бог, мадьяра не карай!
Мы от бедствий стонем!
Руку помощи подай,
В море скорби тонем!
Ведь страдая больше всех,
Ад изведав сущий,
Искупил  народ свой грех
Прошлый и грядущий!

 
Сочиненный в 1823 году, “Гимн” спустя двадцать с лишним лет был положен на музыку выдающимся венгерским композитором Ференцем Эркелем - основателем венгерского оперного искусстваи - и в течение более полутора столетий является государственным гимном Венгрии. Причем текст его не менялся, несмотря на все исторические катаклизмы, революции и смены государственного уклада.



Первое исполнение гимна произошло 2 июля 1844 г. в Национальном театре. Кёльчеи к тому времени уже умер. Впервые на официальной государственной церемонии гимн прозвучал 20 августа 1848 г. в костёле Матиаша по случаю дня святого Иштвана.
В конце 1940-х годов Матиаш Ракоши предложил поэту Дюле Иллешу и композитору Золтану Кодаи переделать гимн, мол не подобает социалистической стране, чтобы её гимн начинался словами обращёнными к богу. И поэт и композитор были возмущены такой просьбой! И гимн остался в неизменном виде до сегодняшнего дня.

Когда видишь, как венгры встают при звуках “Гимна” и какие у них при этом лица, то чувствуешь, что дело тут не в протокольных требованиях: они встают и подпевают по велению души, очень тихо, без пафоса...
Недаром 22 января - день, когда Ференц Кёльчеи закончил, в 1823 году, сочинение “Гимна”,  стал отмечаться как День венгерской культуры. Не государственности, а именно культуры. Можно сказать, венгерской духовности.

 


Рубрики:  Персоналии
История
Культура

Метки:  

Ярославна - королева венгров

Вторник, 11 Октября 2011 г. 10:58 + в цитатник

 На вершине горы рядом с озером Балатон возвышается древнее аббатство. Основатель его – венгерский король Андраш I – покоится здесь же, в крипте аббатства. Перед входом в церковь аббатства стоят, обнявшись, застывшие в камне король Андраш со своей женой – Анастасией Ярославной.

 

Да, женой венгрского короля была дочь киевского князя Ярослава Мудрого.

Далее
Рубрики:  Персоналии
История

Метки:  


Процитировано 2 раз

Замок Вайдахуняд

Понедельник, 10 Октября 2011 г. 09:44 + в цитатник


Рубрики:  География

Метки:  


Процитировано 1 раз

Забытый храм

Пятница, 07 Октября 2011 г. 14:15 + в цитатник

В небольшом живописном городке Урём (Ирем, так писали в русских документах в 19 веке), пригороде Будапешта, есть улица с названием Павловна. Эта улица ведёт к незаслуженно забытому, но имеющему
большое значение русскому православному храму. Это храм святой мученицы Александры, воздвигнутый в начале 19 века для вечного молитвенного поминовения Великой княгини Александры Павловны Романовой.

 (на этом рисунке г. Урёма церковь находится в крайней левой части)

Далее
Рубрики:  История
Культура



Процитировано 6 раз

Здравствуй, Будапешт!

Понедельник, 03 Октября 2011 г. 14:38 + в цитатник

  Юрий Гуляев. Из совместной советско-венгерской концертно-развлекательной программы "Пополам". 1967 г.


 
 

 

Рубрики:  Культура

Метки:  

Венгрия глазами Жольта Жигмонда

Суббота, 01 Октября 2011 г. 13:13 + в цитатник
 


Фотохудожник  Жольт Жигмонд давно обрел широкую известность как прекрасный пейзажист. В первую очередь его знают как автора потрясающих фотокартин, изображающих солнце, небо, закат, и окрашенные
ими пейзажи. Но при этом он - еще и автор серии фоторабот, посвященных городам Венгрии.
29-летний фотограф Жольт Жигмонд живёт в селе Жедены,  занимается веб-дизайном. Он большой любитель путешествий, но предпочитает при этом не экзотические страны, а родину. Здесь за красотой не нужно ехать в столицу: даже маленькие города Венгрии с многовековыми прекрасными
домами и церквями - очень колоритное и запоминающееся зрелище. Фото Венгрии, сделанные и обработанные Жольтом Жигмондом, порой кажутся чистой компьютерной графикой: разве может быть небо настолько ярким, а здания такими гармоничными? Очевидно, может: ведь все фотографии
настоящие, хоть слегка обработанные и приглаженные в графических редакторах. Но тут, конечно, многое зависит от самого "волшебного зрения" художника. Впрочем, сейчас увидите сами...


Рубрики:  Персоналии
География
Культура

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Изучаем английский: "Henry VIII: The King and His Court"

Пятница, 30 Сентября 2011 г. 21:56 + в цитатник
 

Henry VIII: The King and His Court

скачать Henry VIII: The King and His Court бесплатно Название: Henry VIII: The King and His Court
Автор: Alison Weir
Издательство: Ballantine Books
Страниц: 656
Формат: PDF
Размер: 2.5 mb
Качество: Отличное
Язык: Английский
Год издания: 2002

Contemporary observers described the young king in glowing terms. At over six feet tall, with rich auburn hair, clear skin, and a slender waist, he was, to many, "the handsomest prince ever seen." From this starting point in Henry VIII, the King and His Court, biographer extraordinare Alison Weir reveals a Henry VIII far different from the obese, turkey-leg gnawing, womanizing tyrant who has gone down in history.

 Henry embodied the Renaissance ideal of a man of many talents--musician, composer, linguist, scholar, sportsman, warrior--indeed, the Dutch humanist Erasmus (not a man inclined to flattery) declared him a "universal genius." In scholarly yet readable style, Weir brings Henry and his court to life in meticulous, but never tedious, detail. Weir describes everything from courtly fashions to political factions and elaborate meals to tournament etiquette. Along the way she offers up charming--if all too brief--glimpses of Henry's court: tiny Princess Mary, still a very young girl, at her betrothal ceremony saying to the proxy, "Are you the Dauphin of France? If you are, I want to kiss you"; Henry weeping with joy as he held his long-awaited son and heir for the first time; Henry showing off his legs to the Venetian ambassador ("Look here! I have also a good calf to my leg"); Henry's courtiers dressing in heavily padded clothes to emulate--and flatter--their increasingly stout monarch. She also reveals some surprises, for example, that Henry and Katherine were still hunting together as late as 1530, even though Henry was desperately trying to have their marriage annulled. Weir also describes surprisingly happier times in their relationship; Henry loved to dress up in costume, and "was especially fond of bursting in upon Queen Katherine and her ladies in the Queen's Chambers.... Henry took a boyish delight in these disguisings and Katherine seemingly never tired of feigning astonishment that it was her husband who had surprised her." Henry's queens receive relatively little attention here (for them, see Weir's excellent Six Wives of Henry VIII), but this book is fascinating and a joy to read. Alison Weir has done it again.

  [letitbit.net] [depositfiles.com]
Рубрики:  Язык

Метки:  

Замок Вайдахуняд

Четверг, 22 Сентября 2011 г. 13:31 + в цитатник

 

Вряд ли существует много стран, которые с точностью до года могут назвать дату своего образования. Венграм в этом плане повезло – для них такая дата существует, это время, когда племя, наконец, нашло себе территорию, протопав довольно приличное расстояние, и стало государством. Обретение родины произошло в 896 году, что дало повод ровно через тысячу лет закатить нешуточную пирушку и потрясти самих себя и гостей, буде такие объявятся, достижениями народного хозяйства за десять веков.
В числе событий, приуроченных к этой знаковой дате, было открытие в Будапеште выставки, где самым примечательным оказался павильон в городском парке  с  фанерными макетами некоторых  значительных сооружений, расположенных на исторических территориях Венгрии (венгры вообще очень много территорий считают своими историческими), каждое из которых отображало отдельный архитектурный стиль. Так вот, замок Вайдахуняд – копия замка Корвинов  (XV в.), находящегося в данный момент в Румынии, в городе Хунедоара. Также рядом с замком скопирована и замковая надвратная башня надвратная башня в Сигишоаре (все та же Румыния).  На выставке экспонировался макет этого замка, сделанный из картона и папье-маше.

После празднования тысячелетия экспозиция была закрыта, вместе с ней ушла в небытие и картонная крепость. Но постройка настолько полюбилась жителям города, что они стали просить муниципалитет вернуть комплекс на место. Желание масс было удовлетворено, и в 1907 году состоялась церемония открытия обновленного замка, которую возглавил австрийский император Франц Иосиф. Новый Вайдахуняд был сделан из камня, автором его стал знаменитый архитектор И.Алпар (кстати, несмотря на свой гений, ребенком Алпар не подавал никаких надеж. Что и говорить, начальную школу будущий мастер окончил, будучи уже пятнадцатилетним подростком – видимо, решил, что спешить ему некуда, вот и сидел в одном классе года по два-три. Отец, которому осточертело безответственное отношение сына-лоботряса к учебе, отправил его на стройку. Трудился Алпар в подмастерьях у каменщика, и, как ни странно, ручной труд молодому человеку очень понравился, он поступил в гимназию, затем учился в  Академии искусств в Берлине, где получил ученое звание доктора
архитектуры)
.  И хотя замок сам по себе «новодел», это не уменьшает его красоты, не уменьшает и впечатления, которое он производит. Построен он в псевдоготическом стиле, изобилует шпилями, башенками, стрельчатыми окнами и прочими элементами готики. А вот часть внутреннего фасада его выполнена в пышном стиле барокко.

Во дворе замка имеется также копия часовни бернардинского монастыря в городе Як (запад Венгрии) в романском стиле. Очень красивое культовое сооружение, и особенно чудесен его портал.

Перед стенами замка вырыт ров с водой – все как в настоящей средневековой крепости. Чтобы попасть внутрь, надо пройти по мосту. Минуя ворота, выполненные в готическом стиле, мы попадаем на территорию замкового ансамбля. С левой стороны расположена копия романского монастыря и небольшая часовня, вход в которую скопирован с ворот костела, расположенного в западной части Венгрии. Неподалеку находятся сооружения в готическом стиле, напоминающие рыцарскую цитадель. Здесь можно увидеть прекрасную лоджию, установленную на четырех консолях и часть абсиды капеллы, выполненной в готическом стиле. На ней закреплен медальон, изображающий И.Алпара, его поместили сюда в 1925 году, когда автор Вайдахуняда отмечал семидесятилетие. С правой стороны от ворот выстроена обращенная к озеру башня, являющаяся точной копией башни крепости Шегешвара. Напротив ее располагаются постройки дворика, в которых удивительным образом переплетаются мотивы Возрождения и готики.

На стенах высечены барельефы с изображениями короля Матиаша и его супруги принцессы Беатриче Арагонской, итальянки по происхождению, которая положила начало традициям Ренессанса в венгерском искусстве.

Далее находится башня Апстолов, за которой примостилось настоящее итальянское палаццо. Не пройдите мимо пышного дворца, выстроенного в характерном для XVIII века стиле барокко – сооружения поражает своими изысканными формами и разнообразными скульптурными композициями. Возле дворца установлен памятник коллеге Нестора-Летописца – Анонимусу, неизвестному летописцу, который в начале XII века написал Gesta Hungarorum (Деяния венгров) – летопись, историческую важность которой для истории Венгрии сложно переоценить. Ныне скульптура Анонимуса – место паломничества практически всех иностранных туристов. Есть поверье, что нужно потереть перо монаха — и то ли снизойдет на тебя гениальность, то ли приедешь еще раз сюда дабы на пару с Анонимусом писать историю новой Венгрии. Какая теория больше нравится — ту и выбирайте. 

 


 

 

Рубрики:  География

Метки:  

Терезия Брунсвик

Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 14:08 + в цитатник

Тереза Брунсвик

Утром 6 июля. Мой ангел, мое все, мое я, только несколько слов, и то карандашом (твоим!)... Зачем этот глухой ропот там, где говорит необходимость! Разве может существовать наша любовь иначе, как при отречении, при ограничении наших желаний? Разве ты можешь изменить то, что ты не всецело моя и я не весь твой? О Боже! Взгляни на чудную природу и успокой свой дух относительно неизбежного. Любовь требует всего и требует по праву, так и ты по отношению ко мне, и я в отношении тебя,— только ты так легко забываешь, что я должен жить для себя и тебя... Будь мы навсегда вместе, ты так же мало, как и я, чувствовала бы эту печаль. Я надеюсь, что мы скоро увидимся... И сегодня я не могу сказать, какие размышления приходили мне в голову в эти дни относительно моей жизни. Если бы мое сердце находилось возле твоего, их бы, конечно, не было. Моя душа полна желанием сказать тебе многое. Ах, бывают минуты, когда я нахожу, что слова — ничто. Ободрись, оставайся моим верным, единственным сокровищем, мое все, как я для тебя! А что нам суждено и что должно быть, то ниспошлют боги. Твой верный Людвиг.

6 июля вечером. Ты страдаешь, мое самое дорогое существо... Ах, где я — там и ты со мной! Вместе мы достигнем того, что соединимся навсегда. Что за жизнь так, без тебя!!! Меня преследуют люди своею добротою, которую я так же мало желаю заслужить, как и заслуживаю. Унижение человека перед человеком причиняет мне боль, и когда я рассматриваю себя в связи с мирозданием, — что я и что тот, которого называют Всевышним?.. Как бы ты меня ни любила — все же я люблю тебя сильнее, — не скрывайся никогда от меня, — покойной ночи. Ах Боже, так близко! Так далеко! Разве не небо — наша любовь? Но она так же незыблема, как свод небесный!

7 июля. Доброго утра! Еще в постели мои мысли несутся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, — то радостные, то грустные в ожидании, услышит ли нас судьба. Жить я могу только с тобой — или совсем не жить. Да, я решил блуждать вдали от тебя, пока не буду в состоянии кинуться к тебе в объятия, назвать тебя совсем моею и вознестись вместе с тобою в царство духов. Да, к несчастью, это должно быть так! Ты себя сдержишь, ты знаешь мою верность тебе, — никогда не может другая овладеть моим сердцем, никогда, никогда! О Боже, почему надо бежать того, что так любишь? Но это неизбежно, — жизнь моя теперь полна забот. Твоя любовь делает меня счастливым и несчастным в одно и то же время. В мои годы я нуждаюсь в некотором однообразии, в ровности жизни; может ли это быть теперь, при наших отношениях? Будь покойна; только смотря покойно вперед, мы можем достигнуть нашей цели — быть вместе. Вчера, сегодня — как страстно, со слезами, я рвался к тебе, тебе, тебе, — моя жизнь, мое все! До свиданья! — О, люби меня, никогда не сомневайся в верном сердце твоего Л. Вечно твой, вечно моя, вечно вместе.

Кому были написаны эти письма? Вместе с ними, в том же потайном ящике, нашли портрет сестры графа Брунсвика, Терезы с надпись: «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку. Тереза Брунсвик»..  Есть основание предполагать, что Тереза Брунсвик и есть “бессмертная возлюбленная” Бетховена. Рассказывают, что они очень сильно любили друг друга, были даже, с согласия брата, но тайно от всех других, обручены; однако брак их впоследствии, по неизвестным причинам, расстроился. Ей посвящена соната Fis-dur op. 78, которую Бетховен очень высоко ставил, а брату ее — “Appassionata” op. 57.

Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных аристократок, и эти увлечения доставляли ему много страданий. Письмо к «бессмертной возлюбленной», кому бы ни было оно адресовано, обращено к женщине иного склада: оно пронизано уверенностью во взаимной любви и свидетельствует о том, что отношения между любящими возникли задолго до написания письма.

…Бетховен сблизился с Брунсвиками в Вене между 1796-1799 годами. Эта знатная венгерская семья вела свое происхождение от одного из героев крестовых походов и имела графский титул, однако четверо детей — Тереза, Жозефина, Шарлотта и Франц — росли вольно и без присмотра в огромном поместье в деревенской глуши. Весной 1799 года мать привезла в Вену Терезу и Жозефину; старшей в то время было 24 года, младшей — 20. Бетховен начал давать им уроки. 23 мая он написал в их альбом вариации в 4 руки на тему песни на слова Гёте «Всё в мыслях ты». Тереза Брунсвик была незаурядной натурой: ее пылкая фантазия и твердая воля, серьезный ум и постоянная жажда деятельности привлекали композитора. Она глубоко чувствовала музыку, в 3 года начала учиться игре на фортепиано, в 6 уже выступала с оркестром, а позже была одной из лучших исполнительниц сонат Бетховена.

Он остался доволен своей ученицей: она была превосходная музыкантша и с детства публично выступала в Венгрии. Композитор сдружился также с ее братом Францем. Бетховен даже несколько раз приезжал к Брунсвикам, где его принимали как близкого человека.

До поры до времени Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена. Поначалу тот увлекался ее кузиной Джульеттой Гвиччарди, затем ее родной сестрой Жозефиной, от которой, по мнению исследователей, у композитора была дочь Минона, рожденная уже в 1813 году.

А Тереза… «Она уже давно любила Бетховена, еще с тех пор, когда маленькой девочкой брала у него уроки игры на фортепиано, в первую пору его пребывания в Вене… В 1806 году он гостил у них в Мартонвашаре, в Венгрии, и там-то они и полюбили друг друга», – уточняет Ромен Роллан.

Прошло время, и композитор словно другими глазами посмотрел на эту женщину, имевшую родственную ему душу.

«Как-то раз вечером, в воскресенье после ужина, – описывала Тереза те счастливые дни в своем дневнике, – Бетховен при лунном свете сел за рояль… Медленно, с какой-то таинственностью и торжественностью, стал играть «Арию» Себастьяна Баха: «Если хочешь сердце мне свое отдать, пусть меж нами это будет тайной…» Утром следующего дня мы встретились в парке. Он сказал мне: «Я сейчас пишу оперу… Всюду свет, чистота, ясность. До сих пор я был словно ребенок из волшебной сказки, который собирает камушки на дороге и не видит великолепного цветка, что расцвел рядом…» В мае 1806 года я стала невестой Бетховена, имея согласие лишь моего горячо любимого брата Франца».
«Какая загадочная причина, – пытается добраться до истины Р. Роллан, – помешала счастью этих двух существ, которые так любили друг друга? Быть может, недостаток средств, различие в общественном положении. Быть может, Бетховен взбунтовался, уязвленный слишком длительным ожиданием, к которому его принуждали, и унизительной необходимостью бесконечно скрывать свою любовь. Быть может, он – человек порывистый, больной, нелюдимый, – сам того не желая, мучил свою возлюбленную и мучился сам. Союз их был разорван, но, должно быть, ни он, ни она никогда не могли забыть этой любви».

Близкие люди Терезы считали, что брак не состоялся из-за нерешительности композитора. Но вполне допустимо, что препятствием явилось и противодействие аристократической семьи Терезы.

Обладая глубокой и страстной натурой, Тереза мечтала о высоком предназначении. До 1806 года она выступала в светском обществе и славилась в венгерских салонах музыкальным талантом, прекрасной игрой, голосом и декламацией; одно время даже руководила оркестром. Но успехи светской дилетантки ее не удовлетворяли, она хотела большего. Ее личная жизнь сложилась неудачно: она так и не вышла замуж, хотя очень хотела иметь семью, – то ли не встретила достойного человека, то ли помешал физический недостаток: из-за искривления позвоночника девушка слегка горбилась. Бетховен любил Терезу безумно. Когда они находились в разлуке, он безмерно мучился без своей тайной супруги. Друзья как-то застали Бетховена плачущим над портретом Терезы; целуя его, он повторял: "Ты такая прекрасная, такая великая, подобная ангелам!". Поскольку Тереза официально не являлась женой Бетховена, она не могла следовать всюду за ним, как и он за ней; обоих влюбленных это угнетало:  "Ты страдаешь, мое самое дорогое существо... Ты страдаешь - ах, всюду, где я нахожусь, ты тоже всегда со мною, со мною. И с тобою, я знаю, что лишь с тобою смогу жить - какая жизнь!!! Так!!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, не получишь первых известий от меня раньше воскресенья. Я люблю тебя, - как и ты меня любишь, только гораздо сильнее...".

В 1808 году Тереза осознала свое призвание. В Швейцарии она познакомилась с Песталоцци, известным швейцарским педагогом, первым организатором детских приютов, воспитательных заведений и интернатов для учителей. Она хорошо описала в своих воспоминаниях «маленького человечка, невыразимо безобразного, но обладающего небесной добротой, гигантской энергией и возвышающегося над всем вульгарным».

В течение нескольких лет после этого она жила в имении сестры Жозефины, где воспитывала четырех ее детей, а потом всецело посвятила себя педагогике. До самой смерти (она умерла в 1861 году, в возрасте восьмидесяти шести лет) Тереза работала в детских благотворительных учреждениях Венгрии, создав целую сеть детских садов и яслей для обездоленных ребятишек.

1316426514_pamyatnik (313x480, 51Kb)1316426669_muzey_ds (560x420, 67Kb)1316426832_muzey_ds2 (500x375, 56Kb)

Спустя 17 лет  после первой встречи с Терезой Бетховен признавался: «Когда я думаю о ней, сердце у меня бьется так же сильно, как в тот день, когда я увидел ее впервые». В последний год жизни Бетховена один близкий друг застал его с этим портретом в руках, он плакал, целовал его и по своей привычке говорил вслух: «Ты была так прекрасна, так великодушна, словно ангел!». Друг тихонько удалился; вернувшись спустя некоторое время, он увидел Бетховена за фортепиано и сказал ему: «Сегодня, друг мой, в лице вашем нет решительно ничего демонического». Бетховен ответил: «Это потому, что меня навестил сегодня мой добрый ангел» (Р. Роллан).

По злой иронии судьбы, "прекрасная возлюбленная" Бетховена, его невенчанная жена Тереза Брунсвик, тяжело болела зимой 1826 - 1827 года и под присмотром родных жила в своем венгерском имении. Она узнала о смерти Людвига из письма одного из друзей, и это известие едва не лишило ее жизни. Оправившись от страшного потрясения, она приехала в Вену, сходила на могилу Бетховена и положила на нее букетик первых весенних цветов, которые так любил Людвиг.

"Будь покойна, люби меня - сегодня - вчера. Какая тоска и слезы по тебе - тебе - тебе - моя жизнь - мое все! Прощай! О, продолжай любить меня - никогда не суди ложно о самом верном сердце твоего возлюбленного Л.  Навеки твой, навеки моя, навеки принадлежащие друг другу".
 

 

Рубрики:  Персоналии

Метки:  

Замок Брунсвиков в Мартонвашаре

Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 13:32 + в цитатник

Всего в 30 км от Будапешта находится деревня Мартонвашар, один из самых живописных уголков Венгрии с умиротворяющей и романтичной атмосферой. Ежегодно это место притягивает тысячи туристов, прежде всего поклонников классической музыки. Расположенный здесь замок Брунсвик является местом паломничества к Бетховену в Венгрии. Образованных, поддерживающих искусство и обожающих музыку членов графского семейства Брунсвик и Людвига ван Бетховена связывали дружеские узы. После их знакомства в Вене в 1799 г. композитор давал уроки двум дочерям главы семьи — Терезии и Жозефине.

1316423844_Sisters_Brunswick (324x496, 27Kb)Он подружился с их братом, Францем, который был великолепным виолончелистом, а его жена — талантливой пианисткой. В знак дружбы Бетховен посвятил семье многие свои произведения — среди них «Аппассионату» и Лунную сонату.

Композитор много раз бывал в замке.
Считается, что композитор на протяжении многих лет был страстно влюблен в Терезию. Говорят, что именно она стала той самой таинственной «бессмертной возлюбленной», которой композитор завещал все свое имущество.


Построенный первоначально в барочном стиле замок был, видимо, спроектирован известным архитектором венской придворной палаты Иосифом Таллером
Барочная церковь поместья была построена пештским архитектором Иосифом Юнгом, а фрески для нее выполнил Иоганн Цимбал. В 1800-е гг. замок был дополнен надстройкой, а затем перестроен в стиле английской неоготики.
Посетителя сегодня встречает романтическая картина Чуть слышно журчит вода в фонтанчике перед неоготическим замком, окруженным огромными деревьями и украшенным башенками и каменной резьбой. Находящиеся в прекрасном состоянии замок и прилегающие к нему постройки, а также ухоженный огромный английский парк служат двум целям: науке и искусству. В имении располагается Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Академии наук Венгрии, а в пяти залах замка на первом этаже оборудован мемориальный музей Бетховена, где мы можем узнать обо всем том, что связывало его с Венгрией.
В демонстрационном зале посетители могут увидеть фильмы-концерты музыки великого композитора. Раскинувшийся на площади более 70 га английский парк, в котором насчитывается более 300 видов деревьев, объявлен охраняемой заповедной территорией. Меньшая его часть служит науке, большая круглый год принимает гостей.
В одном из зданий парка разместился Музей истории детских садов, располагающий уникальным в европейских масштабах материалом. Этот музей служит как бы памятником вдохновенной меценатке и проповеднице охраны детей и материнства в Венгрии Терезии Брунсвик, основавшей первый в Венгрии детский сад.
На остров в украшающем парк озере можно пройти по легкому ажурному мостику. В концертном парке острова могут одновременно разместиться более 2000 зрителей. С 1960 года каждое лето здесь проводятся беспримерные по своей атмосфере концерты музыки Бетховена
Атмосфера Брунсвика действительно настраивает на какую- то лирически-восторженную волну. Чуть слышно журчит вода в фонтанчике перед готическим замком Романтичные дебри великолепного английского парка так и манят прогуляться среди раскидистых деревьев, сквозь густые кроны которых пробиваются золотистые лучи солнца.


Адрес: Brunszvik utca 2, 2462 Martonvásár, Hungary
Телефон: +36 (22) 569 500
Как добраться из Будапешта: В направлении Балатона до города Мартоншавар примерно 30 км (вокзал Déli).
Время работы: апрель—октябрь с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00 (кроме воскресенья и понедельника), ноябрь—март с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 16:00 (кроме воскресенья и понедельника)

 

Рубрики:  География

Метки:  

Пёркёльт

Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 09:18 + в цитатник

Ну вот это то, что в России привыкли называть "гуляш"...
Приготовить не так сложно. Если четко представляешь, что должно получиться.



Глагол пёркёльни в различных контекстах может значить обжаривать, подрумянивать, подпаливать, даже смалить в некоторых ситуациях. Но пёркёльт отнюдь не жареное мясо. Способ приготовления пёркёльта - быстрое обжаривание мяса до румяной корочки, а затем медленное тушение в той же посуде с добавлением небольшого объема жидкости, получая насыщенный по вкусу соус.
Только, пожалуйста, не сравнивайте перкельт с "нашим гуляшом" - общего у них мало!

Пёркёльт - блюдо того же возраста, что и гуляш-суп. Из тех давних времен, когда еду готовили только на открытом огне. Если гуляш готовили в котелке (по венгерски - бограч), то для пёркёльта существовала другая посуда: на треноге, с плоским дном. Это другое венгерское слово - lábas - загадочное и таинственное, заставляющее придумывать небылицы, а на деле это сковорода, так она и называется до сих пор, правда, уже без треноги, хотя в самом слове эти самые "ноги" по-прежнему для венгров присутствуют ("лаба" - это именно "нога"). Такие казусы существуют в любом языке. Только, если этот язык нам родной, мы их не замечаем.
Пёркёльт возможно приготовить из любого мяса, даже из субпродуктов, естественно, ориентируясь на время приготовления определенного вида мяса и согласованность вкуса и степень готовности ингредиентов.
Мы традиционо готовим пёркёльт из говядины, о нем я и расскажу.

На 500 г говядины понадобится:
- 100 г лука
- 100 г зеленой паприки
- несколько ломтиков сала, чтобы вытопить 4-5 ложек жира
- столовая ложка сладкой паприки
- смесь паприк/острая паприка по вкусу
- соль
- чеснок - 1-2 зубчика
- 1 чайная ложка молотого тмина
- вода, а лучше бульон (мясной или овощной)
Достаточно глубокая сковорода понадобится такого размера, чтобы было возможно обжарить мясо в один слой, быстро, в один прием.

Приготовление и видеорецепт от А.Азарова
Рубрики:  Кухня

Метки:  


Процитировано 3 раз

Знаменитые супы. Халасле

Суббота, 17 Сентября 2011 г. 22:59 + в цитатник


 "Халасле" (halasz - рыба) - уха из разных сортов рыб
(к примеру, карпа, сома, щуки, судака и карасей) с красным сладким перцем. Ее венгры считают своим национальным изобретением и в честь легендарного кушанья устраивают широкие народные гулянья. Рыбаки со стажем отмечают, что самая лучшая уха получается из свежевыловленного
балатонского судака. Объясняется это просто: его мясо намного мягче и вкуснее, чем у судаков из других мест. Готовят уху обязательно в котелке, причем в основном мужчины - женщинам стряпать почему-то не
доверяют.

Ингредиенты:
2 кг живых карпов,
250 г лука,
150 г зеленого перца,
70 г свежих помидор,
30 г паприки,
соль по вкусу.

Способ приготовления:
Рыбу очистить от чешуи и выпотрошить. Важно не повредить при этом желчный
пузырь, т.к. разлившаяся желчь может придать рыбе горький вкус.
Отделить мякоть от позвоночника, надрезав с обеих сторон, и с получившихся двух
полосок стянуть кожу. Нарезать полоски кусками в два пальца толщиной,
эти куски, а также икру и молоки, которые будут в рыбе, слегка посолить и положить в холодильник.

Из остатков рыбы (головы, позвоночника, плавников и кожи) сварить бульон.
Варить следует с луком и солью в 2 л воды в течение 1-1,5 часов, можно
добавить зеленый перец и помидоры. Лучше всего для бульона подходит карп, но можно добавить туда и части других, в том числе и малоценных, мелких рыб.

Когда бульон будет готов, процедить его, а гущу, оставшуюся на сите,
растолочь и положить обратно в бульон. Можно гущу и протереть сквозь
сито, тогда суп будет еще наваристее и вкуснее.

Поставить суп опять на огонь. Когда он закипит, положить в него паприку.
Пред подачей на стол в суп (его можно приготовить и заранее) положить нарезанные куски рыбы и варить все около 10 минут.

К блюду хорошо подать мягкое сухое вино.


Рубрики:  Кухня

Метки:  


Процитировано 1 раз

Спаситель матерей

Четверг, 15 Сентября 2011 г. 13:51 + в цитатник

Примерно до середины ХIХ века в акушерских клиниках Европы свирепствовала родильная лихорадка. В отдельные годы она уносила до 30 и более процентов жизней матерей, рожавших в этих клиниках. Женщины предпочитали рожать в поездах и на улицах, лишь бы не попасть в больницу, а ложась туда, прощались с родными так, будто шли на плаху. Считалось, что эта болезнь носит эпидемический характер, существовало около 30 теорий ее происхождения. Ее связывали и с изменением состояния атмосферы, и с почвенными изменениями, и с местом расположения клиник, а лечить пытались всем, вплоть до применения слабительного. Вскрытия всегда показывали одну и ту же картину: смерть произошла от заражения крови.

      Ф. Пахнер приводит такие цифры: "...за 60 лет в одной только Пруссии от родильной лихорадки умерло 363 624 роженицы, то есть больше, чем за то же время от оспы и холеры, вместе взятых... Смертность в 10% считалась вполне нормальной, иначе говоря из 100 рожениц 10 умирало от родильной лихорадки...". Вот еще: "Самым ужасным был 1842 год, когда, например, в декабре смертность достигла невероятных размеров  - 31,3%, то есть умирало около 1/3 рожениц".

      В действительности смертность в клинике Клейна была еще большей, так как рожениц с осложнениями, внешне напоминавшими родильную лихорадку, нередко переводили в другие отделения. Они погибали в другом месте, главным образом в отделении внутренних болезней, поэтому не включались в статистику. И еще: "...В Пражской акушерской клинике от родильной лихорадки умерло: в 1848 г. - 37,36% рожениц, в 1849 г. - 45,54% рожениц, в 1850 г. - 52,65% рожениц.

      Из всех заболеваний, подвергавшихся тогда статистическому анализу, родильная лихорадка сопровождалась наибольшей смертностью. В операционной было не чище, чем в палате. В центре стоял стол из неотесанных досок. На стене висели хирургические инструменты. В углу на табурете стоял таз с водой для хирурга, который мог после операции вымыть окровавленные руки; до операции, по общему мнению, мыть их было бессмысленно - ведь они еще чистые!!! Вместо ваты применяли корпию - клубки ниток, вырванных из старого белья, чаще всего - нестиранного. Жуткое зрелище представлял и сам хирург, когда облачался в сюртук, запачканный кровью и гноем больных. Об опыте и умении врача нередко судили по тому, насколько грязен его сюртук...

      Борьбу за чистоту в больницах одним из первых начал акушер Семмельвейс. Игнац Филипп Семмельвейс родился 17 июля 1818 года в венгерском городе Пеште в семье торговца. После окончания начальной школы и гимназии в Буде (Офен), в 1837 году он поступил на юридический факультет Венского университета. Родители хотели, чтобы сын подготовился к карьере военного судьи. Но Игнац увлекся естественными науками и перешел на медицинский факультет. В Вене он учился на 1-м курсе, в Пеште на 2-м и 3-м курсах, затем снова вернулся в Вену и уже там завершил свое обучение. В 1847 году 29-летний врач из Вены Игнац Семмельвейс открыл тайну родильной лихорадки.


      Сравнивая данные в двух различных клиниках, он пришел к выводу, что виной этому заболеванию служит неаккуратность врачей, осматривавших беременных, принимавших роды и делавших гинекологические операции нестерильными руками и в нестерильных условиях. Семмельвейс предположил, что роженицы погибали от того, что им вносилась инфекция в родовые пути. Он предложил мыть руки не просто водой с мылом, но дезинфицировать их хлорной водой: в этом была суть новой методики предупреждения болезни.

      В Венской медицинской школе в те годы господствовало так называемое анатомическое направление: акушеры увлекались препарированием трупов. Семмельвейс также ежедневно работал в анатомическом театре, а затем отправлялся в акушерскую клинику и исследовал беременных. Семмельвейс писал: "Один бог знает число тех, которые по моей вине оказались в гробу. Я так много занимался трупами, как редко кто из акушеров... Я хочу разбудить совесть тех, кто еще не понимает, откуда приходит смерть, и признать истину, которую узнал слишком поздно..."

      Не откладывая, Семмельвейс предложил ввести в клинику антисептику, метод обеззараживания рук медицинского персонала хлорной водой. Семмельвейс называл убийцами тех акушеров, которые не признавали его метода дезинфекции рук. Результаты этого нововведения дали очень скоро о себе знать. Если до введения хлорированной воды, в апреле 1847 года, из 312 рожениц умерло 57 (18,26%), в мае, когда метод апробировался, процент смертности снизился до 12, в следующие 7 месяцев - до 3%, и, наконец, в 1848 году умерло всего 1,27% (из 3 556 чел - 45)! 

      Доктор Семмельвейс начал бороться за чистоту в больницах, но, как известно, многие великие истины поначалу считались кощунством. Коллеги откровенно смеялись над ним, когда он пытался перехитрить больничную смерть кусочком хлорной извести. Среди его противников были врачи с европейскими именами. Даже Вирхов выступил против Семмельвейса! Доктора угнетало отрицательное отношение многих ученых к открытию, страдала не только научная истина, страдало его самолюбие. В 1861-1862 годах Семмельвейс написал пять писем: четыре - знаменитым врачам и общее - всем акушерам. В последнем письме автор угрожает, что обратится ко всему обществу с предупреждением об опасности, которая грозит каждой беременной от акушеров и акушерок, не моющих свои руки перед исследованием. Когда же Семмельвейс увидел, что частные письма и даже книга игнорируются, он начал выступать с открытыми обвинительными письмами. Единственная просьба, мольба, требование в этих открытых письмах - попробовать применить его методику, приносившую избавление от смерти. Семмельвейс не претендовал на награды, он хотел только одного - сохранить жизни пациенткам.

      Попытка одиночки противостоять неизбежному поставила доктора Семмельвейса на грань между жизнью и смертью. Непонятый, отвергнутый и осмеянный своими коллегами, он заболел душевной болезнью. Две недели провел великий врач-новатор заживо погребенным в доме для умалишенных в Деблинге. Там он был жестоко избит персоналом во время приступа, получил серьёзные раны и умер ... от сепсиса.

    Сегодня его именем назван Будапештский медицинский институт. В 1891 году тело Игнаца Семмельвейса перевезли в Будапешт. На пожертвования врачей всего мира 20 сентября 1906 года ему поставили памятник, на котором написали: "Спаситель матерей"

Рубрики:  Персоналии

Метки:  

Красота Венгрии

Четверг, 15 Сентября 2011 г. 13:07 + в цитатник



 

Спасибо за фото klassika

 

Рубрики:  География

Метки:  

Голубцы по-венгерски

Четверг, 15 Сентября 2011 г. 12:38 + в цитатник

Венгерская кухня широко известна за пределами страны. Она отличается большим разнообразием и фантазией, богатой вкусовой гармонией и сытностью. Здесь с одинаковым успехом используют овощи, мясо и рыбу. Как правило, в обилии блюд присутствуют свиной жир, много приправ и овощей: лука, помидоров и, конечно же, красной молотой паприки и сладкого перца. Кстати, не всем известно, что настоящая паприка не слишком остра, скорее чуть сладковата.
Картинка 7 из 651

Если говорить о венгерских закусках, необходимо упомянуть наиболее популярные из них. Это - ветчина под хреном, широко известная в Европе сырокопчёная венгерская колбаса "салями" ("szalami"), мягкий венгерский сыр (смесь овечьего сыра с паприкой), шампиньоны в яйце, жареная в сале гусиная печень, всевозможные мясные салаты.

Но особую любовь туристов Венгерская кухня завоевала, конечно же, разнообразием и богатством хороших мясных блюд. Здесь, как правило, доминируют свинина и свиное сало. Девизом венгерских кулинаров
по-прежнему являются строчки из оперетты знаменитого соотечественника Имре Кальмана: «Коли мясо, так свинина, коли сало - острый шпик».
Одним из наиболее популярных венгерских блюд для туристов всегда были и есть голубцы. Голубцы
по-венгерски отличаются необыкновенно вкусным фаршем и специальным способом приготовления. Их тушат в отваре капусты с перцем, паприкой и луком, а при подаче на стол поливают сметаной и добавляют поджаренный шпик.


Итак, голубцы по-венгерски

Читать далее...
Рубрики:  Кухня

Метки:  


Процитировано 1 раз

Дневник Венгрия

Четверг, 15 Сентября 2011 г. 00:47 + в цитатник
Что в России знают о Венгрии, кроме того, что она была врагом в мировых войнах? Ну ещё "Икарус", "Глобус", первые фломастеры...
А её история, династические связи и дружба с Россией остаются неизвестными. Постараемя это исправить...


Поиск сообщений в Венгрия
Страницы: [1] Календарь