-Цитатник

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт набоков николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12168
Комментариев: 34232
Написано: 59084


Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900)

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 17:10 + в цитатник

 

Автопортрет. 1880-е. Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан: Автопортрет. 1880-е

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры.



   Исаак Левитан родился 29 августа 1860 в небольшом литовском городке Кибарты.  Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Вечер. Золотой Плёс2. 1889. Исаак Ильич Левитан

 

"Вечер. Золотой Плёс". 1889

   "Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. Появление в 1891 году его «Тихой обители» произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный, но, в сущности, избитый. Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровывала, что самые вещи казались невиданными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не «случайно удавшийся этюдик», но картина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех. В чем же был секрет прелести этой скромной картинки и откуда могло взяться убеждение в великом значении ее автора? Ответить на этот вопрос трудно, так как высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благовест которого доносится из ближайшего леса, но найти который не дано благоразумным исканиям филистеров. Да и вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег - разве не писалось все это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения?

«Тихая обитель». 1890 

   Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное - целая незаполнимая пропасть. Левитан - истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. А все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства... И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил. Кто не умилялся клейкими весенними листочками, запахом земли, сухих листьев, также и чудным запахом снега; кто не наслаждался, ступая по сырой, напитанной влагой весенней черной земле, глядя на сонливое покачивание березовых макушек или на яркий закат над рекой; кто не блаженствовал, лежа в траве или получая в жаркий, душный день первые крупные капли дождя от сизой грозовой тучи? Вся эта сфера неуловимых, пожалуй, и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных, ощущений и составляет левитановское искусство. Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые без литературных комментариев (бывают такие «литературные комментарии» и в пейзаже), сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы, настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых - настоящий поэт Божьей милостью. Безвременная смерть этого большого художника незаменимая потеря для русского искусства."

А.Н.Бенуа

Стог. 1894. Исаак Ильич Левитан

   "Стог". 1894

Левитан был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был тяжело и неизлечимо болен.

   С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”.

«Последние лучи солнца. Осиновый лес». 1897

"Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное - суета сует... Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном..."

Исаак Левитан.

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана:

“Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

«Солнечный день. У избы». 1898

  Творчество Исаака Ильича Левитана удивительно и прекрасно, захватывает людей уже многих поколений — и искушенных в живописи, и случайно увидевших полотна этого великого живописца. Очень показательны отзывы посетителей экспозиции — даже не всегда удовлетворительное качество фоторепродукций не создает барьера — гармония красоты, к которой прорвался автор, настигает зрителя.
    От современников Левитана до наших дней творчество художника настолько изучено, что сказать что-то новое сложно, да и вряд ли нужно, но вновь поговорить о нем у нас есть серьезный повод. В нашу галерею поступила подлинная работа Исаака Ильича, а значит, появилась еще одна возможность непосредственной его встречи со зрителем.



   "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они - благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения..."

Исаак Левитан.

«Тишина». 1898

    Когда открылась пейзажная мастерская, почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Левитан советовал своим ученикам не ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита.

  Главной задачей пейзажиста Левитан считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто он привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. — Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов”. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как только встану — приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет”.

Но Левитан уже не встал. 22 июля 1900 года он умер.

   Последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

 

"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года."

 

"Его картины требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам".

Константин Паустовский

Сумерки. Луна1. 1899. Исаак Ильич Левитан

"Сумерки. Луна1". 1899

Левитан — мастер «пейзажа настроения».

Осень Левитана...

Серия сообщений "Левитан":
Часть 1 - Исаак Ильич Левитан — мастер «пейзажа настроения».
Часть 2 - Осень Левитана...
Часть 3 - Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900)
Часть 4 - 30 августа 1860 года родился Исаак Ильич Левитан
Часть 5 - Корней Чуковский о творчестве Исаака Левитана
...
Часть 14 - Константин Паустовский, "Исаак Левитан". (фрагменты)
Часть 15 - Исаак Левитан. «Зимой в лесу»
Часть 16 - Исаак Левитан

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 18 пользователям

начало_осени   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 17:22 (ссылка)
очень нравится.
0_2ab0e5_6241992a_orig (365x502, 112Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 21:02ссылка
Рада, что Вам понравилась подборка по Левитану! Всего Вам хорошего!
ампель   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 19:19 (ссылка)
Обожаю его - специально сплавала в Плёс в молодости,чтобы забраться на гору,с которой он писал и действительно поняла весь аромат природы...

Ах какие мы были чистые и наивные да ещё и в резиновых тапочках и белых носочках!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:41ссылка
Какая ты молодец! Всё во время успевала! А я всё догоняла. И в Плёс мне захотелось в перезрелом возрасте, так и не добралась, а если бы добралась, на гору уже не взобралась, скорее даже полезла бы, задор то всегда со мной
Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 19:44 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо, Тамара
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:46ссылка
Рада тебе Танечка! И хотя говорят, что Левитан был порывисто-неуравновешенным человеком, от картин его веет покоем.
Svetlana-k   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:05 (ссылка)
Спасибо, Тамара!
Снова любовалась картинами, читала о нем...
Прекрасный человек как и его творчество.
С последней тебя, Томочка, летней ночкой.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:50ссылка
Я так надеюсь, Светочка, что ещё не последняя! Левитан очень дюбил осень, а я люблю все времена года!
Орли44   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:28 (ссылка)
Привет Томочка!
Несколько работ его копировала.
Такая энергетика,так вдохновляет.
Благодарю за чудный рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:53ссылка
Какая ты молодец, Светочка! Как приятно уметь изображать красивое! Ты, наверное, и в детстве рисовала!
ГалаМаг   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:33 (ссылка)
Тамара, все Ваши работы достойны внимания и тщательного прочтения! Сегодня беру Левитана. Обожаю его полотна.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 21:10ссылка
Спасибо, Галина, на добром слове! Меня поражает, как много сделано им! И ему хотелось всё лучше и лучше писать! Это вечное стремление к совершенству - очень плодотворно. Хорошо, что он был признан при жизни
Орли44   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 20:58 (ссылка)
Томаовсянка,
Я начала рисовать в 50 лет.Из за того, что была привязана к больным родителям и не могла выходить из дома.Всему можно научиться имея терпение и желание
Ответить С цитатой В цитатник
SvetaSlava50   обратиться по имени Понедельник, 31 Августа 2015 г. 07:40 (ссылка)
Спасибо , Тамара, за красоту, которой щедро делитесь с нами. Читаешь - и что-то расцветает внутри. Читаю и отдыхаю. Как все у Вас самодостаточно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 31 Августа 2015 г. 20:42ссылка
Спасибо, Светочка, за сочувствие! Я тоже душой отдыхаю, глядя на живопись Левитана!
мурзик49   обратиться по имени Среда, 02 Сентября 2015 г. 07:26 (ссылка)
Спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
margareetta   обратиться по имени Среда, 09 Сентября 2015 г. 17:10 (ссылка)
Большое удовольствие получила от вашего поста! Вот вроде и картины Левитана знаю, и биографию, и альбом есть. Но как у вас все гармонично подобрано: и видео, и замечательные цитаты Паустовского и Грабаря, ну и, конечно, же сами картины, которыми можно любоваться бесконечно. От души благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 09 Сентября 2015 г. 20:00ссылка
Спасибо, Маргарита, на добром слове! Я не первую подборку по творчеству Левитана сделала. Перед последней картинкой две активные ссылки на сообщения, в которых более значительные картины Мастера
Перейти к дневнику

Четверг, 10 Сентября 2015 г. 20:43ссылка
Благодарю, Тамара! Все посмотрю обязательно!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку