-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава бунин валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков галина уланова георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил кузмин михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам поль элюар пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна самойлова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония

 -Цитатник

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)

Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58965


Глиняная игрушка

Воскресенье, 28 Октября 2012 г. 17:25 + в цитатник

филимон (560x480, 47Kb)

Романовская глиняная игрушка

История началасьв XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В селах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.  

Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.
Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Романовские сюжеты
 Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов.
  А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, делает лепёшку. Защипывает края – получается большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина - птицы счастья.  Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это - полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность - Алконост - это традиционный изобразительный сюжет…
  Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему. Сюжет Сирина ввёл в романовскую игрушку Виктор Маркин, и он сразу вписался в её контекст. Теперь уже другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец.
Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни-«романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пестро одета.
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
  Вообще в романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка, до композиции – тройки. Но двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой – индивидуальность её создателя. Часто мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.
Романовская игрушка – местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других.
Искусствовед Ирина Богуславская в своём исследовании «Русская глиняная игрушка» пишет о романовской игрушке: «Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
 
Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней…
В 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тела стоят на четырёх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Традиционные приёмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – жёлтый, жёлто-зелёный с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки ёлочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием».

  Современная судьба

Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так же, как и в других местах, пришел в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка.

В начале ХХ века Михаил Трунов создал в Липецке «Петровское общество», одной из задач которого было сохранение исторической памяти. Трудами членов общества романовская игрушка попала в местный краеведческий музей. 16 романовских игрушек стали экспонатами Российского этнографического музея в результате экспедиции, проведенной в 1935 году в Черноземный район. В краеведческом музее из старинных игрушек остались только работы Ивана и Василия Митиных. Лишь в 90-е годы ХХ века благодаря усилиям и энтузиазму Виктора Васильевича Маркина удалось возродить этот своеобразный
 
 
промысел. Он привлек старейшего мастера села Романова Ивана Федоровича Гункина, которому по памяти удалось восстановить образцы игрушек.
Сам Виктор Маркин, переняв мастерство Ивана Федоровича Гункина, тоже стал художником. В 1995 году он впервые вышел на российский уровень. Участвуя в Первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени. Его игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии.
 
Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.

Романовская игрушка

Виктор Васильевич успешно передает свое мастерство и традиции романовской игрушки своим ученикам. Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежана Ильина уже стали народными мастерами России. Вместе с учителем участвуют в престижных

 

выставках и фестивалях. Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать.

 

 

 

 

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/AntonS

Старооскольская народная глиняная игрушка

Старооскольская народная глиняная игрушка

Старый Оскол возник в конце XVI в. как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. Слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. Беложжёная гончарная глина, послушная в руках мастера, давала звонкий «черепок». Делали крынки, корчаги, кувшины, горшки свинцового полива. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют и долго держится тепло. Женщины и дети лепили свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали. Промысел известен с конца XVIII в., а своего расцвета он достиг в конце XIX столетия. Однако к 30-м годам XX в. не стало былого размаха: налогами и запретами промысел был погублен. Старые мастера ещё делали посуду, но свистульки уже не лепили.
Пришло время передавать опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществлять подготовку мастеров, восстанавливать прерванные связи времён, чтобы промысел мог существовать и развиваться, чтобы не иссякли любовь и красота.

Старооскольская народная игрушка

По инициативе директора Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества Инны Викторовны Белых в апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Мы видим усилие и усердие участников клуба в постижении традиционного ремесла, понимание особой важности в соблюдении характерных особенностей в пластике и росписи, в гармоничном соединении росписи с цветом обожжённой глины. Настоящим мастерством выделяются игрушки члена клуба Т.А. Шиян.

Старооскольская игрушка

Радость и волнение заполняют наши души от того, что создание игрушки находит продолжение в поколении новых мастеров. Сейчас клуб носит название «Традиция». Преемственность в передаче опыта стала нашей основной задачей. Многое из задуманного осуществилось. Беседы, выставки, круглый стол, семинары усилили интерес не только к старооскольской игрушке, но и к другим традиционным народным промыслам.

Народные промыслы

В 2008 году в старооскольском краеведческом музее открылась выставка народной глиняной игрушки «Традиции живой родник». На торжественном открытии выставки участники клуба были награждены дипломами и грамотами. Прозвучали слова благодарности в адрес замечательных потомственных мастеров Михайловны Гончаровых и всех, кто прямо или косвенно был причастен к возрождению старооскольской игрушки.

народная игрушка

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/maria

Плешковская игрушка

Чернышенская игрушка
Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесёшь, и вот бабки собираются, нары сделают, и кто какую сумеет, такую и сляпая. Настановить их, посушут. Тут пойдут солнушные дни, они обветривают. Ну два дня, а может, три - когда успеить. А тут ямочки выроють, а в ямочки эти поставють и зажигают под них там гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь простоять и они как раз выходят звонкаи, да звонкаи. Потом остынуть, вытаскивають, опять их становят у рядок на лужочке, начинають красить перушком, кистечки не знали. Разукрашивали, как пондравиться, и полосочками, как хочешь так и делали. Лад накладали, лад - свистки, наскрось одну дырячьку, а то на боках, на боках, и тут и тут слаживали. Делали в наш праздник - Препловены. Ярманка была в Новосиле. К этому празднику выносили каждый свою, что изделая. Мы делали кукол. Куклу изделаешь, два дитя ей тахта посадишь, тут и всё это нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Песни пели, песни то только что не назову, а усе мои песни были, у весь мой голос, как колокол был. Сямик - Троица называлась, и вот кумились, ходили по лясам, карагодами, карагодами. Кричали: «Ку-ма-а-а! Что ты, кумушка?» Вот и кумились.

Народная игрушка

Известная орловская певица Александра Васильевна Семёнова так вспоминает свое детство:
- Мы часто с другими детьми у пруда из глины лепили кукол, а мимо проходящие женщины с коромыслами поправляли: «Титьки-то повыше, повыше...»
Для чернышинской куклы характерна высоко поставленная обнаженная грудь. Связано это с культом плодородия. Как земля рождает всё живое, так и женщина кормит своих детей. В чернышинской игрушке ярко выражен культ кукушки, распространённый у наших предков. Во-первых, лепили особенно много кукушек, во-вторых, кони, конники,тройки и барашки расписаны полосками, похожими на оперение кукушки, да и у кормилок и других кукол обязательно элементы «кукушечьей» росписи. В этих местах проводились удивительные весенние обряды «Крещение и похороны кукушки». Девушки в «кукушечье время», с Вознесения до Троицы, объединялись в тайный союз между собой и с высшей силой в образе кукушки.
Ещё неясно, откуда среди чернышинских игрушек появился сюжет «монашка» - кукла со сложенными на животе руками, вся в чёрном. В.Н.Глаголев так пишет о её необычном применении: «Именно эту игрушку покупали крестьяне и, перевернув вниз головой, использовали как шкалик для водки. «Монашка» стоила на копейку дешевле, а потому и применялась для утилитарных целей в бивуачной обстановке ярмарки». Интересно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке».

Народная игрушка

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/maria

Город Ковров, Владимирская область. Ковровская глиняная игрушка официально приобрела статус "народного художественного промысла". Как дымковская игрушка, или хохломская роспись.

 


Блог пользователя Кошка Мебиуса

Рубрики:  Замечательные места и промыслы
Славянская культура
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям

nadia_obo   обратиться по имени Воскресенье, 28 Октября 2012 г. 18:39 (ссылка)
Тамара, ну что за чудо-пост ты сотворила. Какая прелесть - эта глиняная игрушка. Так потрогать хочется. И поцеловать. Мне сейчас так жалко, что в свое время, когда все это было относительно доступно, я почему-то почти ничего не собирала. Только в последние годы очухалась, собираю гжелевские статуэточки всякие, так по мелоче, и фарфоровые. Но вся прелесть и ценность осталась в тех годах. Как поздно мы беремся за разум... Спасибо тебе за прекрасную работу. Конечно, забираю себе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 29 Октября 2012 г. 06:15ссылка
Спасибо, Наденька. Меня тоже очень трогают все народные промыслы. Люблю Палех, Гжель... Отдыхаю, когда смотрю на людей, которые этим занимаются, и на их продукцию. Это особый мир
Перейти к дневнику

Понедельник, 29 Октября 2012 г. 14:47ссылка
Они столько приятных ощущуний дают. Вот просто смотришь на них, а душа поет! Прекрасное чувство!
ludasestra   обратиться по имени Суббота, 01 Декабря 2012 г. 12:32 (ссылка)
Благодарю беру с радостью в свою копилочку народных промыслов
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 01 Декабря 2012 г. 17:21ссылка
Богатая Ваша копилочка народных промыслов! Пока только бересту взяла. Всего Вам доброго, Лида!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку