Памяти Бетховена |
Бетховен Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827)
В последнее десятилетие в творчество Бетховена характеризуют новые черты. После длительного перерыва он возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонат для фортепиано (1816—1822) и пять величественных струнных квартетов (1822—1826).
Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все они значительно отличаются от сонат, написанных в «героические годы». Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим — глубокой философской лирики, сложной, напряженной работы мысли. Поэтому такое важное значение приобретают два, казалось бы, несовместимых жанра — песня и фуга: оба они находят частое воплощение в сонатах. В этих произведениях Бетховен как бы перекидывает мост от прошлого к будущему — от Баха к романтикам. Сонаты богаты контрастными образами, но в каждой побеждает просветленное начало, человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно из 5 сонаты написаны в мажорных тональностях, а последняя, минорная, заканчивается в мажоре.
В России особенно чутко уловили связь музыки Бетховена с народными движениями, восстаниями, борьбой за свободу. Вот несколько характерных высказываний деятелей русской культуры. Слушая одну из увертюр Бетховена, композитор Балакирев вспоминал выражение Герцена о грядущей революции в России: «Там есть и "закипающие морские волны чреватые бурями"», — на что Стасов отвечал: «Бетховен — пророк».
Друг Герцена Огарев писал: «Когда французская революция пела «Марсельезу», не прогремела ли с плачем и торжеством «Героическая симфония»? Видите, как великие мастера связаны с общественной жизнью, как они возникают из нее и говорят за нее».
Стихотворение памяти поэта-декабриста Александра Одоевского Огарев назвал «Героическая симфония Бетховена» — эта музыка казалась ему созвучной подвигу пятерых декабристов:
Я вспомнил вас, торжественные звуки,
Но применил не к витязю войны,
А к людям доблестным, погибшим среди муки
За дело вольное народа и страны.
Я вспомнил петлей пять голов казненных
И их спокойное умершее чело,
И их друзей на каторге сраженных,
Умерших твердо и светло.
В тот самый день, когда твои созвучья Преодолели сложный мир труда, Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда. И яростным охвачен вдохновеньем, В оркестрах гроз и трепете громов, Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров. Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. И пред лицом пространства мирового Такую мысль вложил ты в этот крик, Что слово с воплем вырвалось из слова И стало музыкой, венчая львиный лик. В рогах быка опять запела лира, Пастушьей флейтой стала кость орла, И понял ты живую прелесть мира И отделил добро его от зла. И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Николай Заболоцкий 1946
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕТХОВЕНА
9 симфоний
Ряд увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора» и ...)
Опера «Фиделио»
5 фортепианных концертов и 1 скрипичный
16 струнных квартетов
32 фортепианных сонаты (в их числе знаменитые «Патетическая», «Лунная», «Аврора», «Аппассионата» и ...)
10 скрипичных сонат (в том числе «Крейцерова»).
Смерть Бетховена наступила 26 марта 1827 года. Она явилась следствием очередной болезни, которая поначалу не казалась смертельной, но, в конечном счёте, оказалась таковой. Совсем не как в случае с Моцартом, провожать Бетховена в последний путь вышла многотысячная толпа почитателей. Похоронен он был на центральном кладбище Вены, и на могиле его вскоре был установлен величественный памятник.
Бетховен: личная трагедия среди всеобщего братства
Бетховен всегда проявлял уважение к Гете, признаваясь в 1822 году Ф. Рохлицу: «Какое влияние имел он на меня? Я дал бы себя убить за него десять раз подряд… я всегда читаю его». Страдания молодого Вертера оставили неизгладимый след в Бетховене до конца его дней. Даже в самые тяжелые часы жизни он пишет в стиле Вертера. Его знаменитое письмо братьям, так называе-мое гейлигенштадское завещание, написанное в 1802 году, в минуту отчаяния из-за растущей глухоты, навеяно «Вертером».
Философия и музыка: Бетховен и Гегель. Смирнов Н.В.
"Tantôt libre, tantôt recherché"
Beethoven. Grosse Fuge, Op. 133
I.
Наша беседа о Бетховене — беседа людей, переживших Листа, Вагнера и Скрябина — чтобы не стать назидательной дидактикой или разговором живых о мертвом, должна быть с одной стороны свободной, с другой — догматической беседой. Это значит, что она прежде всего должна иметь своим предметом явление Бетховена в том виде, как оно сейчас принадлежит нашему сознанию, вне условий его исторического бытия и при этом, затем, должна исходить из таких, отысканных в феноменологии бетховенского духа основоположений, которые, утверждая существо предмета, в наименьшей степени нуждалось бы в какой бы то ни было критической поверке.
Рубрики: | ДЛЯ ДУШИ/Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |