-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Инга_из_Швеции

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.09.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5528


ЧЁТКИ

Четверг, 17 Сентября 2009 г. 00:59 + в цитатник
 (195x477, 22Kb)

Чётки представляют собой несколько разновидностей конкретной культовой принадлежности монахов и верующих мирян в различных мировых религиях. В этой книге будут представлены и описаны чётки христиан, мусульман, буддистов и брахманов, то есть представителей основных мировых религий.
 

                                              Разновидности чёток


    Тот или иной вид чёток определен устоявшимися нормами конкретных конфессий. Чётки представляют собой:

- верёвку на которой через равные промежутки навязаны узелки;
- нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зёрнами);
- нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники (вид сверху);
- кожаную полоску с кожаными жгутиками.
 

    Сами насадки, то есть бусины или квадраты изготавливаются из любого более или менее ценного материала. Конкретно этим материалом может быть:
- Дерево: масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие.
- Минералы (камни поделочные и полудрагоценные), янтарь, коралл, горный хрусталь и другие.
- Плоды и даже косточки от плодов, семена растений и прочее.
 

    Концы нитки (верёвочки) с нанизанными на нее предметами-насадками связывают между собой. Тем самым, чётки в готовом виде представляют собой замкнутое кольцо (круг). Аллегорическое значение которых — венок или венец веры. После связывания двух концов нитки в узелок, к узелку подвязываются: крестик и кисточка (три зерна и кисточка, крестик и три зерна и т. п.) - в православном христианстве; только крестик - в католическом христианстве; две кисточки или несколько бусинок на обоих концах нитки - в буддизме; только две равнозначные кисточки в индуизме; кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей, - в старообрядчестве.
 

    Согласно своему виду, насадкам и назначению чётки имеют свои именные названия. Например, издревле на Руси молитвенный инструмент (чётки) назывался ВЕРВИЦА, то есть верёвочка с узелками. В частности, святой преподобный Сергий Радонежский использовал именно этот вид чёток. В православии вервица в смысловом значении выражает благодать Духа Святого.
 

    ЛЕСТВИЦА (название старославянское, теперь это «лестница») - это кожаная полоска шириной в палец, с нашитыми на нее с равными промежутками кожаными жгутиками. Лествица, как культовый атрибут, востребована греческими (афонскими) монахами. Лествицу так же можно увидеть на иконах, изображающих житие преподобного Серафима Саровского, причем, как правило, она находится на его левой руке.

  Появление лествицы исторически связано с синайским отшельником преподобным Иоанном Лествичником (VI век), который составил рукописное руководство к монашеской жизни «Лествица райская». Лествица, то есть ступени духовного восхождения в лоно Господа Бога Иисуса Христа, изображена на некоторых иконах с образом Пречистой Богоматери. По научению преподобного Ефрема Сирина: «Лествица - молитвенное покаяние, возводящая нас туда, откуда ниспали».
 

    ЛЕСТОВКА, то есть подобная «лестнице» - это слегка видоизмененная лествица, которая до сих пор используется в качестве молитвенного атрибута у старообрядцев. И, наконец, собственно - ЧЁТКИ, а именно нитка с нанизанными на нее бусинами.
 

      В Древней Руси в быту по культовым чёткам производили «чит», то есть «читали молитвы». По ним считывали поклоны, то есть производили «счёт». «Считка» и «счёт» в конечном итоге привели к появлению единого именного названия молитвенного атрибута - чёток (чётное число вознесения молитв к Богу). «Все что чёт - Богу, все, что нечет - лукавому» (народная пословица).
 

    В тоже время, например, в республике Беларусь, на западе и юго-западе Украины чётки называют КОРОНКА, от латинского «соrоnа», то есть венок, венец. Здесь, несомненно, оказала влияние географическая близость Польши, страны с католическим христианством и влиянием западной церкви.В греческой церкви чётки называли «КОМВОЛОГИОН» (Τό κομβολόγιον), то есть «узлословие» (от «комвос» - узел и «логион» — изречение), а в наши дни называют «КОМБОЛОЙЕ» (Τό κομβολοιέ). Другими словами, каждый узелок - это молитва сказанная вслух. Также в Греции можно услышать такие названия

чёток как: «РОДИНОС СТЕФАНОС» (Ο ρόδινος στέψανος, то есть розовый венок, «КОМПОСХИНИОН», то есть «верёвочка хвалы» (Богу). Причем, насадки для греческих чёток делают в основном из ситника или тростника в па-
мять о том, что Иисус Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.
 

    В каждой стране мира чётки имеют свое название. Например: у итальянцев - capellina; корсиканцев - corone; немцев - Der Rosenkranz; французов - le rosaire или le chapelet; англичан - the chaplet, ирландцев - the rosary и т.д.
 


                                 


      Доподлинно не известна конкретная дата появления чёток в христианстве. Более того, ни в одной из книг Библии (состоящей из 39 книг Ветхого Завета, написанных до Рождества Христова и 27 книг Нового Завета, написанных после Р.Х.) нет упоминания о чётках. Ни Христос, ни его соратники-апостолы, ни их последователи даже не упоминали о чётках как о ритуально-молитвенном предмете. А период раннего христианства вообще не знал о них.
 

    (Вплоть по начало V века, когда в ряды христиан входили сотни тысяч монахов и уже существовали множественные храмы и монастыри, даже в эту эпоху о чётках практически не знали и не применяли их в культовых целях).
 

    Основатель иноко-отшельничества преподобный Антоний Великий Египетский (251-356 гг., ушел в пустыню на берегах Нила и стал отшельником), а также основатель иночества общежительского (киновия) преподобный Пахомий Великий (292-348(346) гг.) не вводили чётки в обиход монахов. И причина тут вероятно одна. На тот период развития христианства о них (чётках) скорее всего не знали. Раннехристианские монахи, собираясь в общины, занимались коллективным трудом телесным «абы прокормиши ся», воздерживались от обильных трапез и пития. Более всего заботились о духовном стяжании терпения, сострадания, любви и покаяния. И возношение молитв к Всевышнему почитали за главное предназначение в своей Святой

 

 

Миссии.Не погрешив против истины, можно утверждать следующее, а именно: иноки ТВОРИЛИ умную молитву, «стяжая Духа Святаго», духовно созерцая в размышлениях о Боге (а не ради многократного перечитывания «кратких молитв» и заучивания их до автоматизма). И если даже конкретная молитва обращалась к Нему единожды, то шла она из глубины сердца, то есть от всей души. Согласно заповедям Иисуса Христа (Мк. 13,33; Лк. 21,36) и апостола Павла (1 Фес. 5, 17; Еф. 6, 18; 1 Кор. 14,15)* монаху должно молиться непрестанно. Молиться не только умом, но и духом. Причем, о чётках в сих заповедях не упомянуто вообще. Ведь моление, то есть обращение к Богу, должно быть, как возношение ума и сердца, а счёт молитв (по чёткам) возможен только при многократном повторении одних и тех же молитв. В христианских летописях и преданиях нет конкретного определенного упоминания относительно появления и происхождения чёток. Хотя нельзя не упомянуть о греческих монахах, которые, рассказывая о житие Пахомия Великого, вспоминают о его учениках, среди которых было много безграмотных простолюдин, не умевших ни писать, ни читать. А из множества молитв, выучивших на слух только одну молитву - обращение к Иисусу. Так вот преподобный Пахомий Великийобязал своих иноков читать эту молитву определенное число раз в сутки. А, чтобы не было сбоев при читке, каждому иноку давалась верёвочка (вервица, верви). Прочитал молитву - завяжи узелок. Так же греческие монахи ссылаются на воспоминания о житие святого Василия Великого из Кесарии (330-379 гг.), который перед своей кончиной оставил завещание монахам (свод правил), относительно их молитвенного творения. В этом завещании есть конкретное упоминание о вервице и святости ее употребления при вознесении молитвы к Богу.
------------------------------------
* Мф - Матфей; Мк - Марк; Лк - Лука; Ин - Иоанн; 1 Фее - 1-е Послание к Фессалоникийцам; 1 Кор - 1-е Послание к Коринфянам;Рим - Послание к Римлянам; Еф - Послание к Ефесянам.
 

      Обращаю внимание читателя на следующий факт. Во времена описываемых событий вервица для счёта молитв представляла собой по внешнему виду не круг (венец), а только лишь отрез верёвки определенной длины. Тем самым разговор шел не о чётках в современном представлении, а о вспомогательном молитвенном предмете, являвшимся, по сути своей, предтечей сегодняшнего культового молитвенного атрибута — чёток.
 

    И действительно в «Номоканоне» можно прочитать следующее (здесь сохранены написание и стилистика старославянского языка):
 

      Ст. 87. «Аще не книжный есть монах, да творит на всякий час поклонов 50, глаголя: «Господи, помилуй!», на всяк час, сорок [раз]. Аще ли не может творити поклонов, да глаголет пятьсот молитв, на час, глаголя со вниманием: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго». И далее: «Да, творит безкнижный монах, за полунощницу, вервиц десять; за утреню, вервиц два десять; за часы, вервиц десять; за девятый час, ивечерню, десять; за вечерню, десять. Вервица же да имать узлы, сто и три; на всяком же узле да чтеть преднаписанную молитву. Канон же им есть: сущым убо малаго образа, поклонов 300, схимником же, поклонов 600» (Большой Требник, гл. 108; Номоканон сиречь Законоправильник, ст. 87).

 

     Если обратить свой взор на древние книги, фрески, иконы и прочее, то можно отметить тот факт, что изображения иноков, святых с чётками в руках появились в христианском культе где-то на рубеже Х1-ХП веков, но не как не ранее. Основным поводом для приобретения и внедрения в христианский культ чёток могло послужить и то, что чётки имели 33 зерна. У тогдашних палестинских христиан - это число было священным и почитаемым в память 33 лет земной жизни Иисуса Христа. В последствие, в связи с буквально повальным внедрением чёток в быт верующих чётки были приняты к

 

 

употреблению среди монахов Афона. Хотя стоит оговориться. Монашествующая братия отнеслась философски к такому явлению как чётки. Афонские монахи приняли к употреблению чётки в 100 зёрен и положили христианскую традицию использования чёток для удобства читки молитв и счёта поклонов при этом. В последствие благодаря русским паломникам-христианам, посещавшим Святые земли, традиция использования чёток распространилась и на Руси. Сначала среди монахов, затем, как пример для подражания, и среди мирян. Здесь нельзя не упомянуть и об обратной связи. На русскую землю в целях распространения христианства и для собирания пожертвований (подаяний) приходили греческие монахи и епископы. То есть существовала прямая и обратная связь. Иерусалим, Афон, Царьград, Русь. Уже в ХУ1-ХУ11 веках чётки на Руси являлись повсеместным, бытовым предметом. В частности, о них упоминается в книге «Домострой попа Сильвестра» (гл. 13), где дается совет «каждому всегда иметь при себе в руках чётки».
 

    В настоящее время чётки вручают монаху при обряде пострижения. Как это делается и с каким напутствием - является тайной, таинством самого обряда. Но вот в смысловом, аллегорическом значении чётки в православии считаются «щитом Божиим». Находясь постоянно в руках монаха, чётки осязаемо не дают пролиться гневу, вспылить, повести себя недостойно, не соответствовать чину. Перебирая чётки в руках, монах концентрируется на сосредоточении, покое души, читке соответствующей молитвы. Чётки для монаха в наши дни стали необходимым атрибутом бытия, службы Богу, укрепления Веры. И если чётки есть символ «щита веры», то «Глагол Божий» - есть «меч духовный», тем самым,
монах является воином, стоящим на страже веры и духовности.
 


                                            Число насадок в чётках


                                        Христианство православное


    Общепринятое, число насадок (зёрен или бусин) на чётках - 100 штук в круге, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем - нитяная кисточка. 100 насадок являются наиболее удобными для читки молитв и отбивания поклонов, то есть соблюдения молитвенного правила. Ведь в православии принято читать молитвы в большом количестве (например, инокам 100,300,600,1000 (!) молитв для достижения состояния духовного подвижничества и отрешения от мирских оков). Чётки также бывают в 150,120, 50,40, 30, 20 зёрен. Такое разнообразие в количестве насадок обусловлено, прежде всего, специфическим предназначением каждого вида чёток. И даже есть чётки в 10 зёрен по кругу, которые носят на перстах (пальцах) и называются они - перстные чётки. По этим чёткам читают краткие молитвы. Например, молитву-обращение к Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». А также, «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» или, например, «Ангеле-хранителю, мой святый, от всякаго зла сохрани мя» и тд.

 

  Количество  зёрен                                                             Описание

 

    10 зёрен

 

Богочеловек Иисус Христос. Христос - по-гречески, Мессия - по-древнееврейски переводится как «Помазанник», то есть буквально: Иисус - сын человеческий - Помазанник Божий.

 

    20 зёрен

В христианстве выделяют два из семи церковных таинств. А именно: крещение новообращенного в христианскую веру и святое причастие. У католиков они называются «доминикальные таинства», то есть «от Бога».

 

    30 зерен

«Воскресенье Троицы». В народе называют Троицын день. Этот день служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах - Отца, Сына, Святого Духа. Сама молитва христианская, по сути, есть обращение к Богу Отцу через Сына Иисуса Христа под водительством Святого Духа.

 

    40 зёрен

«Великий пост». Сорок дней предшествующих Пасхе, в течение которых Иисус находился в одиночестве в пустыне после своего крещения Иоанном Крестителем и подвер гался искушениям диавола (лукавого). Сорок дней - это период воздержания от скоромной пищи. Также в сороковой день по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся душой и телом на небеса и воссел одесную (справа) от Бога Отца.

 

50 зерен

«Троица (Пятидесятница)» - в православии, «Пятидесятница» - в католичестве. Истоки нисхождения Св. Духа на ранних христиан описаны в начале «Деяний Апостолов» и связаны с иудейской традицией еврейского праздника первого урожая. Отмечается через пятьдесят дней после Пасхи.

 

100 зёрен  Десять заповедей «Закона Божия».
120 зерен

 

Божественная Сила Святого Духа снизошла на 120 последователей Иисуса Христа (Деяния, 2) в первую христианскую «Троицу».

150 зёрен


Сто пятьдесят псалмов в православии и пятнадцать главных событий в жизни Иисуса Христа и Его Пречистой Матери в католичестве.



      В традиционных христианских странах (православных и католических) чётки используются как у духовных пастырей, так и у светских мирян. В царской России, а затем и в СССР, чётки, а точнее, ранее упомянутые лестовки, были в основном в ходу у старообрядцев (они же староверы, раскольники). Православные христиане отдавали предпочтение нательным крестикам (крестильным). В недавнем, доперестроечном времени, на территории СССР, в годы однопартийного коммунистического режима было крайне опасно открыто посещать храмы и церкви. Поэтому люди верующие, опасаясь за себя и своих близких, скрывали принадлежность к христианским устоям. Естественно не носили в открытую чётки, предпочитая скрытое ношение крестика на шее.
 

    Старообрядческая лестовка для несведущего человека не ассоциировалась с конкретными религиозными чётками. Она скорее воспринималась как ремешок, украшение и т.п., да и сами старообрядцы умели держать язык за зубами и ни словом, ни взглядом не выдавали основного назначения своих религиозных обрядовых атрибутов. А, например, те же раскольники считали лестовку религиозно-догматическим священным предметом. В журнале «Миссионерское обозрение» за июнь 1899 г. (СПб., с.730-731) можно найти интересную информацию о лестовке:

 

     «Лестовка - тоже догмат великий и премудрый. Все ее устройство имеет таинственное и догматическое значение:
 

12 бобков - 12 апостолов (12 учеников-последователей ученггя Иисуса Христа);
38 бобков - 38 недель (38 недель Иисус Христос был в утробе матери до своего появления на Свет Божий);
33 бобка - 33 земных года Иисуса;
17 бобков - 17 пророков (17 пророчеств об Иисусе Христе);
9 бобковпо лестовке - 9 чинов ангельских;
4 лепестка (лопатки) - 4 евангелиста, в середине кожаная вставка - евангельское учение;
7 передвижек (жгутиков) - 7 церковных таинств. Эти семь таинств суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение.
      Без лестовки не может быть истинной и богоугодной молитвы.»  <...>
 


                      Способ использования чёток при молитве
 

    Суть применения чёток при обращении к Господу состоит в том, что их держат и, соответственно, перебирают зерно за зерном в левой руке. Правой осеняют лоб (чело), чрево (живот, утробу), правое и зате левое плечо (рамены), по аналогии последовательности прибивания рук Христа к кресту крестным знамением, то есть накрестием. Наложение накрестия на свое тело православные ассоциируют со следующим смыслом:
1. Лоб - во имя Отца Небесного.
2. Чрево - во имя Иисуса Христа, Сына Божия.
3. Плечи - во имя Святого Духа, Третьего Лица Святой Троицы.
 


    По прочтению очередной молитвы откладывают одно зерно. И так раз за разом» Пока не завершится круговой цикл читки положенных молитв, то есть до тех пор, пока не исполнят всего правила, базирующегося на заданном числе молитв, соответственно им числа поклонов и наложения крестного знамения на тело. По завершению цикла читки, чётки вешают к образам (иконам), если моление было дома, или убирают в карман, если моление было в церкви. Это касается православных верующих. А католики надевают их на шею (100, 150 зёрен) или на голову (на уши) в виде венца (33 зерна). Монахи носят чётки постоянно с собой. Православные, намотав их на левую руку, а католики (например, доминиканцы), заткнув за трут (пояс) на рясе. Греческие монахи используют чётки только в своих кельях, когда молятся, а в быту ими не пользуются.

 

Продолжение тут http://ec-dejavu.ru/r/Rosary.html

 

 Трофимов С. А. Чётки. М., 2001
 

 

Еще информация по теме: [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%82%D0%BA%D0%B8]из Википедии [/url]  

 

[url="50rus.info/society/religion_atheism/%d1%87%d1%91%d1%82%d0%ba%d0%b8-%d0%b1%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d1%8e%d1%82-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bd%d1%8b%d0%bc%d0%b8/"]Чётки бывают разными[/url]

 

[url=http://www.happy7i.ru/forum/viewtopic.php?f=151&t=1173]Четки, что такое и как сделать?[/url]  

Рубрики:  ВЕРА
Метки:  

Процитировано 3 раз

Olga_Manestar   обратиться по имени Четверг, 17 Сентября 2009 г. 20:05 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Инга_из_Швеции   обратиться по имени Четверг, 17 Сентября 2009 г. 23:46 (ссылка)
!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку