Надо выполнять свои обещания.
Я не считаю себя крупным специалистом в этом деле, но уж если пообещал...
Рекомендую почитать вот эти материалы по сканированию:
Здесь о подготовке плёнки к сканированию:
http://community.livejournal.com/ru_fotoplenka/2702.html
А здесь о сканерах и сканировании:
http://www.i2r.ru/static/470/out_16260.shtml
Ну а теперь, как делаю это я.
Первый этап - подготовка плёнки.
Самая большая проблема в её распрямлении. После долгого хранения в свёрнутом в рулончик состоянии, главная трудность в том, что плёнка становится, как пружина и работать с ней сложно.
Рекомендуют плёнку размачивать, но, после того, как на одной плёнке у меня началось отслоение эмульсии, я бросил это дело. Можно порезать плёнку на куски, заложить в книгу и оставить под грузом на продолжительное время. Но это тоже недостаточно удобно. Я просто перематываю плёнку в обратную сторону - эмульсией наружу и оставляю в таком виде около месяца. Способ, конечно, довольно варварский, но достаточно простой и эффективный.
Затем я режу плёнку на кусочки по пять кадров, одновременно нумеруя их тонким маркером, что бы потом не путаться в хронологии. Мой сканер не может сканировать длинные плёнки из-за конструктивных особенностей. Максимум, что возможно - 6 кадров. Но по 5 кадров удобнее хранить. Работать с плёнкой рекомендуется в перчатках, чтобы не оставлять на ней лишних отпечатков пальцев, но, если кожа на руках сухая и держать плёнку за перфорацию, то можно обойтись и без перчаток.
Вторая проблема - пыль. Я приспособился с ней бороться с помощью груши-клизмы и беличьей художественной кисточки №4. Предметное стекло сканера сначала протираю сухой чистящей салфеткой для мониторов, а затем обдуваю грушей. Плёнку также обдуваю грушей, а особенно настырные пылинки снимаю кисточкой.
Далее само сканирование.
Сканер у меня планшетный, вроде бы как, полупрофессиональный (по крайней мере так говорили) - EPSON PERFECTION 2400 PHOTO с максимальным оптическим разрешением 2400 dpi. Может быть для профессиональных целей это и маловато, но меня устраивает. Этот сканер может работать как с непрозрачными материалами (документы, фотографии), так и с любой (черно/белой, цветной, негативной и позитивной) плёнкой. Программное обеспечение - EPSON TWAIN 5.
Всё это вместе достаточно "умное". Единственное, что я отключил, так это автоматический режим сканирования. Уж слишком много он на себя берёт. Он может сканировать сразу несколько кадров (до 6-ти) с автоматическим разбиением на кадры, но существенно их при этом обрезает. Так что я предпочитаю сканировать по одному кадру. Некоторые сканеры имеют функцию автоматического удаления царапин и пыли. Пробовал я это дело, но при сравнении кадров обнаружил, что при этом могут удаляться и мелкие детали снимка. Так на одном из кадров я увидел, что одна из человеческих фигур на заднем плане оказалась без головы...
Но вот режимом "Автоматическая экспозиция" я пользуюсь. Убедился, что он таки выбирает наилучший режим. Правда после сканирования я всё равно каждый кадр обрабатываю в программе "ACDSee Pro 2.5". Может быть более старшие версии этой программы и лучше, но я как-то к ней уже привык.
В первую очередь сканирую упаковочку. Информация на ней может пригодиться.
Далее списываю (если она есть), нанесённую фотоспособом, информацию на перфорации плёнки (тип плёнки, дата изготовления) и заношу её в текстовый файл, который хранится в папочке вместе с отсканированными кадрами.
Затем вставляю плёнку в фильмовый канал вот этой рамочки:
(Кстати, эту картинку я получил тоже на сканере.)
Четыре квадратных отверстия служат для сканирования слайдов в рамочках.
Сканирую по одному кадру в ручном режиме, причем каждый раз выделяя рамочкой нужный участок снимка (или весь снимок, но без полей) и пользуясь функцией автоматического определения экспозиции. Сканирую "с запасом", оставляя довольно большие поля.
Получается что-то вроде этого:
Обработка.
После того, как отсканирую отрезок плёнки, я сначала переименовываю файлы - даю им новое имя и порядковый номер в плёнке. Затем сразу обрабатываю отсканированные кадры в программе "ACDSee Pro" (если оставить это дело "на потом", то получается уж слишком нудно). При необходимости (используя функцию "Поворот и отражение") поворачиваю кадр на 90 или 180 градусов (да, чтобы не путались право и лево, плёнку нужно вставлять эмульсией вверх), далее, опять же при необходимости, доворачиваю кадр с точностью до 0,1 градуса и обрезаю лишнее (функция "Обрезка"). С помощью функции "Тени и освещение", используя движки эквалайзера света (пять движков для регулировки в "светах" и пять в "тенях"), устанавливаю необходимую (или желательную) освещённость снимка. Там всё просто и наглядно. Кроме того, программа автоматически сохраняет исходный снимок в папке "[Originals]". Так что всегда можно вернуться и проделать корректировку ещё раз. Затем, опять же при необходимости, применяю функции "Экспозиция" (там можно поиграть с яркостью и контрастом) и "Цветовая коррекция" (для цветной плёнки). Все эти функции можно использовать и для обработки снимков с цифрового фотоаппарата (особенно эффективно для тёмных, недосвеченных снимков).
У меня получилось так:
Особо ценные кадры дополнительно обрабатываю в Фотошопе. Но там я использую, в основном, функцию "Штамп" для удаления дефектов изображения. Об этой функции вам лучше почитать самостоятельно.
Ну и самый последний этап - упаковка отсканированной плёнки.
Я заворачиваю её в обычный лист бумаги формата А4. Отрезочки укладываю чередуя "спинка к спинке" и "грудка к грудке", перемежая каждый отрезок бумагой, заклеиваю и надписываю. В результате получается что-то вроде этого:
Ну вот, в общем-то, и всё. Рассказал, как мог. Если появятся вопросы, то спрашивайте,- отвечу.
В заключение только могу сказать, что всё это долго, нудно, но так интересно...
:-)