-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4767
Комментариев: 932
Написано: 7950


Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - балерина и великий педагог

Воскресенье, 07 Февраля 2016 г. 13:40 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951)

135 лет назад родилась балерина Агриппина Ваганова,

 именем которой названа Санкт-петербургская академия балета.

9NcsiTEoM-I (481x700, 29Kb) Ваганова была невысокого роста, с крупной головой и мускулистыми ногами. На протяжении многих лет танцевала в кордебалете. Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своей внешности на свою технику.

Ваганову называли «царицей вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» называют «вагановскими».

   Агриппина Яковлевна Ваганова родилась 26 июня 1879 года в семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 она окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Вазем, Иогансона, Гердта) и её приняли в труппу Мариинского театра.

  «Невыразительные» природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы, на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами она училась. Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. 

  Ваганова встретила свою судьбу в кругах, далеких от театра. Она не оставила записей о том, как познакомилась она с отставным полковником, тонким, интеллигентным человеком, Андреем Александровичем Померанцевым, который вошел в ее жизнь, полностью изменив ее. Брак они не заключили - Померанцев был женат. Но семья у них была — крепкая, настоящая. Померанцев был нежным, тактичным, заботливым спутником жизни вспыльчивой, темпераментной артистки. Их новая квартира оказалась долгой пристанью - Ваганова прожила там больше тридцати лет.

  В 1904 у них родился сын Саша, для соблюдения формальностей усыновленный Померанцевым. А через несколько лет семья еще увеличилась — Померанцев предложил Агриппины Яковлевне взять в их дом двоих детей её умершей сестры. Саша, подрастая, стал внимательно следить за творчеством матери, не пропуская ни одной премьеры, история балета обязана ему. Саша бережно собирал и хранил много лет всё материалы, касающиеся творчества Агриппины Яковлевны, впоследствии он их передал в театральный музей.

   Агриппина Ваганова, "Великая и ужасная"

  Репетиции Вагановс лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Иогансоном, Легатом и Преображенской смягчили прямолинейную жесткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.

  От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» называют «вагановскими». Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли: Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Пуни. Ваганова ощущала недостатки танцевальной техники: «Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания».
  Агриппина Яковлевна исполняла главные партии в балетах «Ручей» Делиба (Наила), «Лебединое озеро» Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» Адана. Жизель ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины.

Агриппина Ваганова

   В 1915,  в день своего рождения, когда Вагановой исполнилось 36 лет, она получила последний «подарок» от Теляковского - приказ о своем увольнении на пенсию «за выслугою установленного срока». Правда, с ней заключили впоследствии контракт на участие еще в четырех балетах, однако балерине даже не предложили бенефиса, как это было принято. Она сама воспользовалась своим правом на бенефисный прощальный спектакль, выбрав балет «Ручей». Спектакль состоялся в начале 1916. Многочисленные рецензенты, жалели о том, что прекрасная балерина не имела возможности использовать весь творческий потенциал. Волынский писал о том, что стихия танца находится у Вагановой на высоте, почти небывалой в летописях театра.

   На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность итальянской и изящество французской. Молодая «русская школа» балета еще не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов — Вазем, пользуясь советами и пояснениями к «итальянскому» экзерсису Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более ясным становилось желание разобраться в «науке танца».

    В 1918 Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца Волынский. Три года спустя Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.
   Агриппина Ваганова начинала преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда пресса называла балет тепличным искусством. «...И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость - все это еще от Монгольфьера, от воздушного шара.» «К
лассика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе!» Подобные заявления пестрели на страницах журналов и газет. Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа балета - классический танец. Апологеты «нового» искусства предлагали классическим танцовщикам «теафизтренаж», танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический»...
    В это время в стенах Ленинградского хореографического училища закладывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система Вагановой. Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 Ваганова выпустила отличных танцовщиц Мунгалову и Млодзинскую, в 1924-м — Камкову и Е.Тангиеву. 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность ее таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели «цветок старинного искусства» - случайное явление, тогда как это была одна из первых закономерных удач советской хореографической школы.
  В 1925 Агриппина Ваганова выпустила Ольгу Иордан,
затем Галину Уланову, Татьяну Вечеслову и Наталью Дудинскую, Фею Балабину... Критика отмечала индивидуальный характер дарования молодых балерин. И в то же время в танце Улановой находили «много семеновского: грацию, исключительную пластичность и увлекающую скромность жеста». Черты формирующейся школы стали очевидными.



  Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни». Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы нового стиля закладывала хореографическая школа, руководимая Агриппиной Вагановой.

 

  Агриппины Яковлевны Вагановой не стало 5 ноября 1951 года. Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера» и в торжественном карауле стояли взращенные ею «Лебеди» — Кириллова, Семенова, Зубковская, Дудинская, такие непохожие, но объединенные несравненной школой Файл:Ваганова2.jpgВагановой. И не случайно на надгробии изображена девушка в танцевальном платье, держащая в руках раскрытую книгу. Ваганова работала и училась всю жизнь, она научила этому и многих других, ставших гордостью отечественного балета.

  Дудинская писала в Воспоминаниях: «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин —нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой».
   Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педаго
гами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира - книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.

velchel.rubiography/index.php…

Деятельность Агриппины Яковлевны Вагановой

Серия сообщений "Балетмейстеры":
Часть 1 - Испанский хореограф Начо Дуато в Михайловском.
Часть 2 - Знаменитый танцовщик Никита Александрович Долгушин
...
Часть 9 - Серж Лифарь (1905 - 1986)
Часть 10 - Джон Ноймайер. Балет «Дама с камелиями»
Часть 11 - Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951)
Часть 12 - Замечательный танцовщик и балетмейстер Леонид Федорович Мясин (1895 - 1979)
Часть 13 - Выдающийся хореограф Борис Эйфман
Часть 14 - Владимир Павлович Бурмейстер — известный хореограф середины XX века
PS. Видео, которые были в этом сообщении, почти все пропали, тч я вставила те, которые нашла. Не очень связанные c текстом.

Серия сообщений "женщины в истории":
женщины в истории
Часть 1 - Поистине, коса - всему миру краса!!!
Часть 2 - Незабываемая Има Сумак
...
Часть 30 - Божественная Сара Бернар...
Часть 31 - О судьбах героинь известных картин
Часть 32 - Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - балерина и великий педагог
Часть 33 - Легендарная балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908 - 2010)
Часть 34 - Балерина, творившая на сцене волшебство - Галина Уланова (1910 - 1998)
...
Часть 48 - Танец, вошедший в классику разведки, или тайная жизнь детской писательницы Зои Воскресенской
Часть 49 - Дискредитация образа матери в современной масс-культуре
Часть 50 - Невероятная история Розмари Браун

Рубрики:  Мир танца
балет, танец
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку