Моя первая работа в КОРЕЛЕ.Коллаж 1 Коллаж"Возвращение домой" по уроку Mademoiselle_Viv. Моя пер...
Без заголовка - (0)Моя первая работа в КОРЕЛЕ.Коллаж 1 Коллаж"Возвращение домой" по уроку Mademoiselle_Viv. Моя пер...
Драконы -легенды и памятники - (1)Драконы -легенды и памятники Драконы – легенды и памятники В Год Дракона...
Как пользоваться программой ACDSee/ - (0)Как пользоваться программой ACDSee 14.0 для просмотра изображений и фотографий + прога + кейген ...
Король и королева Нидерландов. - (0)Король и королева Нидерландов Однако внезапно малоизвестная для русскоязычной интернет-аудитор...
"Публика ревела от восторга". Дирижер Анисимов — о классике, звуках Минска и элитности. |
В прошлую субботу в столице стартовала новая серия концертов «Классика у Ратуши с velcom». Накануне старта мы встретились с главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь Александром Анисимовым, чтобы узнать, с какой мелодией у него ассоциируется Минск и что будет в программе концерта завтра.
Александр Михайлович, насколько вам близок такой формат — не традиционный концерт в зале, а фестиваль под открытым небом для всех желающих?
— Действительно, для Минска это достаточно ново — и проект, и сам его формат. Хотя если вернуться на несколько десятков лет назад — например, если вспомнить довоенное время, — духовые и даже симфонические оркестры, которые играли в парках, вовсе не были редкостью и пользовались популярностью. Сразу после консерватории, будучи еще совсем юным дирижером, я принимал участие в интересных концертах на открытых площадках — в Горьком (теперешний Нижний Новгород), в Юрмале. А мой почти семилетний контракт с Национальным симфоническим оркестром Ирландии подразумевал целый цикл ежегодных летних концертов на открытом воздухе.
Как сейчас помню: мы играли увертюру Чайковского «1812 год», где по партитуре предполагается участие орудийных залпов. И приехала бригада артиллеристов с настоящими пушками! Публика ревела от восторга. Оказывается, это для оркестра уже стало традицией, как и то, что после концерта пушечную гильзу преподносят дирижеру. Так что теперь она есть в моей коллекции.
В Минске же классическая музыка действительно очень долго не звучала под открытым небом. И то, что эта традиция возрождается и принимает форму ежегодного фестиваля, просто здорово.
— Атмосфера на уличных концертах и в филармонии разная. А вам какая ближе?
— Мне эта атмосфера очень нравится. С одной стороны, я абсолютно согласен с теми, кто говорит, что классическая музыка, и в особенности симфоническая, — это элитный жанр. Для того чтобы получить правильное представление о том или ином музыкальном произведении, исполняемом оркестром, необходимо обладать хотя бы самыми общими знаниями об эпохе, о жанрах симфонического музицирования, об инструментах оркестра и, конечно, о композиторах и их творчестве. И те, кто действительно способен ориентироваться во всех этих аспектах, — это элитная часть нашей публики. Для нее мне интересно работать — но еще более интересно работать для тех, кто не углубляется в музыковедческий анализ.
И второе, что мне нравится в этой специфике, — это огромное количество слушателей, которые собирают концерты «Классики у Ратуши с velcom». Я очень люблю ощущение того, что ты нужен не 30, не 300 и даже не 600 слушателям, которых вмещает Большой зал нашей филармонии, а десяти тысячам людей — именно столько зрителей приходит на концерты фестиваля. Это такое потрясающее чувство нужности, благодарности за то, что ты сотворил в данный миг на сцене, что оно, на мой взгляд, стоит того, чтобы преодолеть некоторые технические вопросы формата open-air.
- Что будет звучать у Ратуши в этом сезоне?
— Это будет популярная классическая музыка — то, что в отношении других жанров принято называть «хитами». По таким же принципам строятся и некоторые наши концерты в филармонии: скажем, новогодняя программа, которая пользуется сумасшедшей популярностью. Но это высокая классика в лучшем смысле этого слова.
— Как вы относитесь к популяризации классической музыки?
— Чтобы количество почитателей классики увеличивалось, обязательно нужно воплощать необычные задумки. Такими примерами могут быть наши совместные программы с группами «Скорпионс», «Океан Эльзы», «Яблочный чай» или «Новый Иерусалим», которые помогли нам объединить поклонников классики и других жанров — ко взаимному удивлению и удовольствию и тех, и других. Мы ищем такие формы, которые позволили бы классике получить новых поклонников.
— Вы работаете с Государственным симфоническим оркестром уже 15 лет. Что для вас в этой работе главное?
Специфика работы оркестра: все его участники должны думать, дышать, чувствовать вместе. Несмотря на индивидуальные особенности, разницу в темпераментах, сто с лишним человек под руководством одного должны нога в ногу, душа в душу идти к определенной цели. В каждом такте, в каждом произведении, в каждой программе, в каждом сезоне — и в конечном итоге на протяжении всей совместной работы. Поэтому за прошедшие 15 лет мы очень сблизились, уже почти что сроднились.
— Несмотря на то, что вы родились в Москве, а учились в Ленинграде, значительную часть жизни вы прожили в Минске. Какие места города для вас знаковые?
— По сути, Минск уже стал моим родным городом. Здесь я состоялся как признанный, серьезный музыкант, добился международной известности, здесь подрастали, учились мои две дочери и сын. Именно с Минском связаны многие самые яркие моменты моей жизни.
Значительная часть творческого пути, который я прошел, связана с Национальным академическим Большим театром оперы и балета, и каждый сезон в нем был ознаменован новыми вехами: достижениями, успехами, радостями творчества. Потом судьба направила меня в сторону улицы Луначарского, которая теперь известна как бульвар Мулявина, и здание Белорусской государственной филармонии стало для меня еще одним родным домом, как некогда был родным домом Оперный театр.
— Какие музыкальные ассоциации вызывает у вас Минск?
— На стихи Алеся Бачило белорусский композитор Владимир Оловников написал песню «Радзiма мая дарагая» — это, на мой взгляд, лучшая музыка, которую можно посвятить чему-то родному, самое сердечное признание в любви из всех возможных. Но в некотором роде я посвящаю Минску и минчанам все мелодии, все свое творчество.
Рубрики: | Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |