-Метки

2011 2012 2014 Dita Von Teese Louis Vuitton alain delon angelina jolie cabaret carla bruni christian dior cinema dalida dior france john galliano madonna metro myparis napoleon napoleon bonaparte noel paris polska tour eiffel Наполеон Бонапарт актрисы александр васильев ален делон анжелина джоли бастилия бонапарт весна видео война всемирная выставка выставка государство далида диор дом инвалидов достопримечательности елисейские поля жозефина император интервью история италия кабаре карла бруни кино культура лувр луи вюиттон любовь мадонна мелодия мода моника белуччи монмартр москва музей музыка наполеон нация ненависть нескучные заметки новый год память париж певица песни площадь вандом портреты праздник пьянство революция ресторан ретро рождество романовы россия русские русский язык свадьба свобода секс совдепия ссср старый париж стриптиз тайны фото фотосессия франция хамство царь шоу эйфелева башня эротика юбилей

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в myparis

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) _Louis_Vuitton_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.07.2009
Записей: 2345
Комментариев: 49278
Написано: 73562


Нескучные Заметки-30: ПАНТЕОН СЛАВЫ (окончание)

Понедельник, 28 Июня 2010 г. 16:29 + в цитатник
 (699x486, 257Kb)


«...Это - высшая Академия служения Родине,
высшая школа военного пафоса и гордости!»
(Из отзывов на 2-ю часть)

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, ЛЕТО В САМОМ РАЗГАРЕ: дело неминуемо идет к очередной годовщине Великой Французской революции, которая под более емким названием «День взятия Бастилии» широко известна большинству просвещенного населения России, а также под музыкальным названием «БАСТИЛИЯ: мы помним, как все начиналось...» - известна большинству просвещенных ПоЧитателей этих Нескучных Заметок... Стоит сказать, что Нескучные Заметки совсем скоро уже отметят свою первую годовщину (!) - и по волшебному стечению обстоятельств, в этот же самый день, 7 июля, свой День Рождения будет праздновать сам Париж, - готовьте, друзья, свои поздравления и подарки!!!

Париж прихорашивается на глазах - стоило только мне посетовать на неприглядный вид Императора, как наконец-то все скульптуры на пилонах Триумфальной Арки отмыли до бела и теперь Император и парижане могут без стыда смотреть в лицо друг другу. Похоже, в Нескучных Заметках и вправду есть реальный жизненный прок, коль скоро их нескучно читать даже трудолюбивым парижским градоначальникам...)) Увы, опустел Гран-Пале: уже давно свернули грандиозную Национальную выставку России, проходившую в рамках взаимных общегосударственных мероприятий ПЕРЕКРЁСТНОГО ГОДА - к сожалению, эта самая крупная выставка была здесь всего-то ...4 коротких летних дня, но не горюйте - «картинки с той выставки» вскоре увидят все ПоЧитатели НЗ.

А пока, дорогие друзья, в этом юбилейном, 30-м выпуске НЗ, я проведу Вас сквозь те самые, золоченые двери внутрь Собора, где мы завершим свой визит в парижский Музей Армии, - один из самых крупнейших в мире военных музеев. Как Вы помните, в первой части мы говорили о Доме инвалидов и истории его создания, вторая часть была посвящена собственно Музею и его самым интересным экспонатам, - теперь же настал черед пройти под золотистый купол Собора Инвалидов, который давно уже стал настоящим Пантеоном военной Славы!
 

 (491x699, 346Kb)




 (699x602, 219Kb)


Для начала внимательно рассмотрите приведенный выше план двух совмещенных церквей: уже знакомой вам по второй части Солдатской, - а также и Купольной церкви, если наиболее близко перевести ее французское название L'Eglise du Dôme, которое на великом и могучем называют то Домским собором, а то и просто - Собором Инвалидов. Стоит подчеркнуть, дабы не ввергнуть читателя в заблуждение: dôme - не в смысле дом, как жилище, - скорее, как возвышение, купол, доминанта.
 

 (474x699, 184Kb)


Стоит лишь войти под купол, как взгляд сразу упирается в церковные хоры, расположенные напротив входа: рассмотрите их повнимательнее, ведь это именно то самое место, которым соединяются обе церкви. Обратите внимание, на крупном фото это видно получше: ангелы в центре держат медальон с выбитыми на нем инициалами SL - это Saint-Louis, или Святой Луи - как вы уже читали в предыдущих частях, к лику святых был причислен король Франции Луи IX, которому парижане обязаны главной христианской святыней - Терновым Венцом Спасителя, хранящимся в сокровищнице Нотр-Дам.

Любопытна также и другая деталь: круглый медальон на потолке с треугольником на фоне солнца внутри, на который указывает вершина креста. Этот масонский символ вы можете встретить почти на всех зданиях, так или иначе связанных с Королем-Солнцем. Как вы уже догадались, это древний символ солнца, - а также мужского начала, как подскажут поклонники Дэна Брауна, - точно такой же треугольник вы сможете увидеть в королевской капелле в Версальском дворце. Вот так - и как всегда блестяще!, - король Франции Луи XIV соединял в одном месте символы двух совершенно противоположных религий: язычества и христианства. Заметьте, - соединял, объединял, - а не в этом ли высшее предназначение правителя?...
 

 (645x498, 372Kb)


Тот из моих ПоЧитателей, кто подумает, что на нижнем снимке - старинное изображение интерьера Собора Инвалидов в прежнее время, будет увы, не прав... Это изображение показывает нам, как выглядел в прежнее время (да и в нынешнее, думается, также) интерьер Собора Святого Петра в Риме - как видите, Ардуэн-Мансар вдохновился не только куполом единым... Но лишь тот из нас вправе счесть себя Вечным Героем, друзья мои, кто найдет, ну скажем, хоть пять отличий...
 

 (636x480, 281Kb)


Если же воздеть очи в небо, то взору потрясенного читателя вновь откроется солнце - да-да, приглядитесь! - золотистый солнечный круг с небом вокруг и с отходящими по тому небу вокруг него двенадцатью золотистыми лучами! Кстати, ровно двенадцать греческих статуй Побед, знаменующих самые великие битвы Императора, окружают саркофаг Наполеона I, расположенного внизу, в крипте Собора, ровно под этим солнечным куполом. Как вспомнит пытливый читатель, ровно столько же, 12 лучей-проспектов отходят и от площади Этуаль, в центре которой стоит Триумфальная Арка.

В центре же солнечного купола Собора - грандиозная потолочная фреска Шарля де Ла Фосса (фр. Charles de La Fosse), ученика Шарля лё Брена (фр. Charles Le Brun), расписавшего Версаль и получившего за то титул Первого живописца Короля (фр. Premier Peintre du Roi). Фреска, созданная на дикой высоте немолодым уже 56-летним художником в 1692 году, носит название «Слава в Раю» (фр. Gloire au Paradis). А разве есть земная Слава? - спросит порой мой поэтичный ПоЧитатель...
 

 (600x480, 108Kb)


Центральная композиция фрески изображает Короля Франции Луи IX Святого, протягивающего свою шпагу Иисусу Христу, - на нижнем фото эта сцена выделена крупнее, присмотритесь. Кстати, возможно вам попадалась растиражированная по всему интернету весьма оригинальная фраза одного весьма впечатлительного автора, бродившего по Парижу «в поисках деревянного слона», и скорее всего, с завязанными глазами, - по его словам, «...кажется стоящая неподалеку скульптурная группа – Святой Людовик отдаёт свой меч Христу». Если встретится вам когда тот автор, друзья мои, молю - развяжите же ему очи, поднимите тяжкия вии, и приведите за руку к этой фреске: пусть он увидит, что это - вовсе не скульптура... Возможно, он начнет и вам рассказывать о своих мучительных поисках и той скульптуры, и того несчастного слона, - но вы, - увы!, - так и не найдете в тех его байках, ну скажем, хоть пять слов правды...))

Прочитаем же, что зашифровал нам в своем послании художник, более чем 300 лет тому назад: здесь всё - не случайно, всё - символ и тайный знак! Итак, справа – восседающая в облаках фигура Христа, на что указывает ее положение выше всех, а также стоящий рядом Крест – символ беспримерных мук Христовых. Левой рукой Христос придерживает земной шар – символ того, что трудолюбивые крестоносцы распространили христианство по всему белу свету. Правой рукой Иисус благословляет склонившегося пред ним монарха. На его высокий - королевский! - сан указывает подбитая горностаем мантия, плащ же синего цвета говорит о том, что пред нами – Король Франции. Слева от Короля ангелы держат королевский герб – три золотых лилии на синем фоне – символ династии Капетингов, правившей Францией с 987 по 1328 гг. Лишь только один король из этой династии был причислен к лику святых, что говорит нам о том, что перед нами – Король Франции Луи IX Святой.

Обращенная невоинственно, книзу, шпага в его ладони, протянутой ко Христу - символ того, что все свои победы в знаменитых крестовых походах Луи IX совершал лишь во имя Господа. Чуть ниже от Христа, по правую - главную! - его руку в облаках восседает Дева Мария, по левую – крест удерживают херувимы: ангелы, охраняющие Рай и божественную Славу, олицетворяющие собой все самое светлое, что присуще человеческой жизни: рождение ребенка, утреннее пробуждение, - и конечно же, восход Солнца!

Свою фреску, написанную в популярном в барокко стиле, создающем иллюзию бесконечного пространства для зрителя снизу (sotto in su perspective, как ее называли итальянцы), Шарль де Ла Фосс завершил к 1705 году. Совсем недавно она была капитально реставрирована, но увы, реставраторы почему-то позабыли подштукатурить две дырки, до сей поры надменно темнеющие в центре (но возможно, все изменится, как по волшебству, стоит лишь выйти в свет этой НЗ?) Если взглянуть на предыдущее фото вверху, можно заметить не только те вечные дырки, но также и Славу, осеняющую всех нас, взошедших под этот солнечный Купол, своим бессмертным Венком!
 

 (640x458, 317Kb)


Вспомним, что первоначально, при его постройке, Собор Инвалидов предназначался под фамильную часовню Бурбонов – сюда предполагалось перенести королевские останки из Сен-Дени, однако с кончиной Луи XIV угасла и сама эта идея, а Собор Инвалидов исподволь стал превращаться в Пантеон Славы – поначалу, разумеется, лишь королевской, а позднее – в Пантеон всей военной Славы, как таковой.

По обе стороны от входа расположены два крупных, примечательных мемориала: справа - мемориал Вобана (фр. Sébastien Le Prestre de Vauban, 1633-1707 гг), наиболее выдающегося военного инженера своего времени, маршала Франции, писателя и отца фортификации: создателя военных укреплений Луи XIV - знаменитых звездчатых крепостей, о которых мы говорили прежде. Надгробный памятник, в котором захоронена урна с сердцем Вобана, был заказан скульптору Антуану Этэксу (фр. Antoine Étex) Наполеоном I в 1808 году. Именно на этом, пустовавшем тогда месте, сидел Наполеон Бонапарт 14 июля 1804 года, когда вручал под этим куполом первые кресты Ордена почётного Легиона.

На надгробие опираются две опечаленные женские аллегории, понесшие тяжкую утрату: слева - Наука, и справа – Война, увенчанная роскошным шлемом, - не иначе, как времен Александра Македонского. Наверху склоненная фигура на фоне поникших знамен и траурного обелиска изображает самого Себастьяна Вобана, опирающегося на книги, со старомодным инженерным циркулем в руке.
 

 (536x699, 334Kb)


Рядом с Домом инвалидов, в сквере, названном его именем, расположена также статуя Вобана, на пьедестале которой можно увидеть звездчатый, словно орден, силует его крепостей, а рядом с Вобаном - корзину с пушечными зарядами, чтобы успешно громить изобретенными им же рикошет-батареями те самые крепости, - но уже, разумеется, противника.
 

 (500x375, 192Kb)


Напротив мемориала Вобана, слева от входа, расположен мемориал Тюренна (фр. Henri de La Tour d'Auvergne, Vicomte de Turenne) - одного их величайших французских полководцев, удостоенного в 1660, во времена Луи XIV, высшего военного чина во Франции - Главного Маршала лагерей и армий Короля (фр. Maréchal général des camps et armées du Roi), - неким аналогом ему было звание генералиссимуса в СССР. Примечательно, что за всю многовековую историю Франции лишь только шесть (sic!) человек носили это звание: последним был наполеоновский маршал Сульт (фр. Nicolas Jean de Dieu Soult), обещавший Луи XVIII привезти Наполеона I в железной клетке, - но, увы! - как известно, не все обещания можно сдержать...

Примечательно также и то, что присвоивший себе в эти самые светлые летние дни 1945 года звание генералиссимуса Советского Союза бывший политкаторжанин, в юные-молодые годы лихо громивший царские почтовые вагоны в поисках налички, но к старости по предусмотрительной традиции уже сменивший как фамилию, так и место работы, так тем единственным генералиссимусом и остался, - тут о мере помнил даже дорогой Леонид Ильич, хотя звание то пережило даже его, официально просуществовав аж до самого 1993 года… На память здесь приходит меткая фраза, как-то упомянутая Э.Радзинским: жадней богатых – только бедные!…
 

 (512x699, 349Kb)


Помимо высшего воинского звания, Король Луи XIV удостоил славного Тюренна высшей посмертной чести — приказал похоронить его прах в Сен-Дени, усыпальнице французских королей, где спустя почти две сотни лет, к несчастью, пламенные революционеры под шумок осквернили и его могилу, не отличив от королевских: наверняка, искали всю ту же наличку… В 1800 году по приказу первого консула Наполеона Бонапарта останки Тюренна нашли, наконец, свое упокоение в Соборе Инвалидов.
 

 (493x699, 335Kb)


Драматическое мраморное надгробие, созданное в 1680 скульпторами Жаном-Батистом Тюби (фр. Jean-Baptiste Tuby) и Гаспаром Марси (фр. Gaspard Marsy) по великолепному эскизу Шарля Лё Брена (фр. Charles Le Brun), изображает самого поджарого Тюренна, зажавшего в правой руке уже обломанный кем-то маршальский жезл, возлежащего на символе отваги и богатства – львиной шкуре. Свою левую руку Тюрренн все еще простирает к высыпающимся из Чаши Изобилия монетам, но свой взор с удивлением направляет ввысь, где сама Смертность снимает с его главы остающийся Вечным Золотой Венок его Славы, - то пробил последний час! Справа от потрясенного Маршала уже взлетает ввысь Душа, воплощенная в наполеоновском Орле, а за всей композицией темнеет аналогичный Вобановскому траурный обелиск, - но уже заметьте, без знамен… Справа от надгробия вновь, но уже горше прежнего, рыдает безутешная Война, а слева – сама Фортуна (здесь – богиня Судьбы, не Счастья), своей левой пятой попирающая ставшие уже никому ненужными старые толстые книги, но заботливо придерживающая так и невостребованную очередную Чашу Изобилия, с тревогой взирает из-под капюшона на усопшего… Что ж, добрым молодцам - неплохой урок, в т.ч. и ныне живущим и с упоением читающим эти мудрые Нескучные Заметки!...
 

 (312x416, 11Kb)


Примечательно, что не только виконт Тюренн из славного семейства Ла Тур д'Овернь захоронен под куполом Собора: как гласит мраморная табличка, здесь также покоится сердце еще одного его родственника - генерала Теофила-Мало де Латур д'Овернь (1743–1800), прославившегося своей храбростью, и получившего за то прозвище «Первый гренадир Республики».
 

 (480x312, 13Kb)


В часовне Св. Августина (фр. Chapelle Saint-Augustin), что сразу справа от входа, установлен саркофаг самого старшего среди братьев Наполеона - Жозефа Бонапарта (фр. Joseph Bonaparte, но прежде - итал. Giuseppe Buonaparte), бывшего с 1804 года Имперским принцем и Великим Магистром масонской ложи Великого Востока Франции. С 1806 по 1808 годы — Король Неаполитанский (фр. Roi de Naples), а позднее - Король Испании (исп. José I Napoleón). На этой старой гравюре - он в свои лучшие годы, но мои испанские друзья никак не могут забыть полученное им в Испании меткое прозвище Pepe Botella, - говорят, по причине изрядного проявления слабости к ...хмельному испанскому вину. Но, скажут другие, - имел право: известно, в каком стрессе приходилось работать!...
 

 (544x698, 349Kb)


Слева от входа, в боковой часовне Святого Жерома (фр. Chapelle Saint-Jérôme), с 1862 года покоится внушительный саркофаг Жерома Бонапарта (фр. Jérôme Bonaparte, 1784 - 1860 гг.) — самого младшего брата Наполеона I. В щедром исполнении сразу чувствуется неповторимый «стиль Наполеона III», как назовет его Шарль Гарнье. Примечательно, что после того, как племянник Жерома Бонапарта - Шарль-Луи Наполеон будет избран первым Президентом Республики, — кстати, и самым молодым: ему было всего 40 лет, — бывший Король Вестфалии Жером получил жезл маршала Франции, стал председателем Сената, получив титул Принца Французов, а чуть раньше — был назначен губернатором Дома Инвалидов. Кстати, если кто не знает, в настоящее время губернатор Дома инвалидов — Бруно Кюшэ (фр. Bruno Cuche), генерал армии в отставке.
 

 (525x700, 324Kb)


Примечательно, что совсем недавно, во время реставрации в основных залах музея Армии именно здесь, в часовне Св. Жерома, выставлялась та самая картина, повествующая нам о исторических этапах возведения того самого Собора, под куполом которого мы сейчас находимся, - взгляните, она уже знакома вам по первой части.
 

 (640x480, 193Kb)


Стоит также сказать о том, что в сороковом году прошлого века, как вы это помните уже из второй части, именно в часовне Св. Жерома, напротив саркофага своего дяди, первоначально покоился привезенный из Вены саркофаг сына Наполеона I - Римского Короля, Наполеона II (фр. Roi de Rome, Napoléon II). Кстати, ровно сто лет до этого, на том же самом месте, находился также и привезенный с острова Св. Елены саркофаг с останками самого Наполеона I, пока не была возведена мемориальная крипта и завершены все реставрационные работы.
 

 (342x565, 173Kb)

 (640x403, 160Kb)


В дальней капелле Сен-Абруа (фр. Chapelle Saint-Ambroise), что справа от хоров, расположен примечательный саркофаг примечательного военачальника, «Отца Победы», маршала Франции Фердинанда Фоша (фр. Ferdinand Foch), остановившего Первую мировую войну: как известно, почти уж сто лет тому назад, 11 ноября 1918 г., ставший маршалом всего за год до этого, Фердинанд Фош принял капитуляцию немцев. Стоит сказать, что маршал Фош – кавалер Орден Святого Георгия II степени (Российская империя, декабрь 1916 года), и в послевоенные годы активно участвовал в организации военной интервенции в Советскую Россию.

Известно, что маршал был глубоко религиозным, но весьма немногословным человеком – мог объяснить целый план сражения двумя-тремя жестами и несколькими колоритными восклицаниями из-под своих трепещущих усов. В то же время, был сторонником традиционных вооружений и тактики, - что, впрочем, ничуть не мешало ему в те дни ковать свою Победу. В этой связи сейчас представляется весьма любопытной его скептическая фраза «Самолеты - интересные научные игрушки, но не имеют военного значения», произнесенная маршалом в 1911 году.
 

 (436x466, 180Kb)


Не менее любопытно и бронзовое надгробие, установленное на саркофаге Фоша: взгляните на снимок вверху – с каким интересом рассматривают его немецкие солдаты! На фото ниже – то же надгробие, но уже без немецких солдат, в наши с вами, мирные дни. На снимке уже не видны крестообразные наклейки на витражах, но зато хорошо видно, как опечаленные солдаты на руках несут своего маршала. Надгробие было выполнено в 1937 году французским скульптором польского происхождения Полем Ландовски (фр. Paul Landowski), незадолго до этого – в октябре 1931, – изваявшего из бронзы руки и голову бразильского Христа, если кто не знает.
 

 (507x699, 354Kb)


Довольно запоминающаяся скульптурная композиция сразу обращает на себя внимание, и до недавних пор мне казалось, что Ландовски совершил потрясающее гениальное открытие, как нельзя кстати подходящее для военного мемориала. Как вдруг, в прошлом году, с огромным удивлением для себя обнаружил в Лувре, что Ландовски был вовсе не первооткрывателем этой идеи: он лишь вдохновился аналогичным надгробием (на снимке ниже), принадлежавшим бургундскому полководцу, средневековому рыцарю Золотого Руна Филиппу Поту, скончавшемуся в 1493г., т.е. почти за четыре с лишним сотни лет до маршала Фоша. Воистину, всё новое... - продолжите сами!
 

 (546x376, 202Kb)


В Париже именем Фердинанда Фоша названа самая широкая улица – авеню Фош, отходящая от Триумфальной Арки на площади Шарля де Голля, и прежде называвшаяся авеню де Булонь, которая не только существенно шире Елисейских полей, но также даст серьезную фору в количестве роскошнейших квартир и престижнейших домов, принадлежащих мно-огим сильным мира сего.

С именем легендарного маршала связана также и находящаяся на вершине холма Шайо (фр. Chaillot) пре-популярнейшая у туристов площадь с двойным названием: Трокадеро и 11 ноября (фр. Place du Trocadéro et du 11 Novembre), куда всех обязательно возят фотографироваться, на фоне Эйфелевой башни: как известно, сфотографироваться здесь не побрезговал и сам рейхсфюрер. Площадь та была создана на этом месте в 1869 году и, кстати, вплоть до 1877 года называлась площадью короля Рима!
 

 (640x431, 52Kb)


Помимо башни, все всегда (а заодно!) фотографируют и конную статую (на снимке вверху), но мало кто знает, кто же именно сидит на коне: а это уже ваш знакомый, - Фердинанд Фош, с маршальским жезлом в правой руке – статуя была возведена в центре площади 11 ноября 1951 года - в день 33-й годовщины окончания Первой Мировой войны и в день 100-летия маршала.

С этой скульптурой тоже происходят не менее интересные метаморфозы: вот взгляните теперь на фото внизу – все тот же конь, тот же жезл, в той же самой руке – но это уже не маршал Фош, а другой ваш знакомый, по первой части - дедушка Короля-Солнца, славный король Анри IV, запомнившийся не только своей вечной страстью к амурным делам и парижской мессе, но также и этой статуей, стоящей недалеко от Лувра на Новом мосту — самом старом из парижских мостов, построенном еще аж в 1604г. Искать те самые хотя бы пять отличий на сей раз даже и не предлагаю!...
 

 (640x463, 64Kb)


Но вернемся под купол! В часовне Св. Григория (фр. Chapelle Saint-Grégoire), расположенной слева от хоров, находится еще один приметный саркофаг, который создал французский архитектор Альбер Лапрадэ (фр. Albert Laprade), украшенный причудливой резьбой в мавританском стиле, а также французскими стихами справа, и загадочной надписью арабской вязью, которую до сих пор никто не может расшифровать – с левой стороны, ее сейчас не видно на фото. Кстати, Альбер Лапрадэ служил вместе с Лиотэ в Марокко.
 

 (572x699, 376Kb)


Как вы уже могли догадаться, здесь лежит Юбер Лиотэ (фр. Hubert Lyautey), за десять лет до кончины также ставший маршалом Франции, а прежде, в 1916—1917 гг служивший министром обороны Франции, известный своим участием в колониальных войнах в Индокитае, бывший первым генерал-резидентом в Марокко с 1912 по 1925 гг и сделавший Марокко французским протекторатом, где и был первоначально похоронен.
 

 (642x429, 169Kb)


Примечательно однако, что в 1963 году прах маршала был доставлен во Францию и перезахоронен в Соборе инвалидов, уже на родных берегах Сены. Известно также, что первый в Париже памятник маршалу Лиотэ был воздвигнут 4 мая 1985г. на площади Дени Кошэн (фр. place Denys Cochin).
 

 (654x638, 321Kb)


Ну вот, друзья мои – беглый осмотр всех шести капелл Собора инвалидов завершен, однако стоит сказать, что свой последний приют под золотистым куполом этого Пантеона Славы нашло еще много достойных людей, военачальников и героев различных войн, империй и революций: именно здесь покоится прах автора государственного гимна Франции - бессмертной Марсельезы (фр. La Marseillaise), уже знакомого вам по Бастильской НЗ - капитана Клода Жозефа Руже де Лиля (фр. Claude Joseph Rouget de Lisle), он захоронен в крипте Собора в 1915 году, однако вы до сих пор еще можете встретить его пустую могилу на кладбище в Шуаси-ле-Руа (фр. Choisy-le-Roi). Можно вспомнить также Пьера Огюста Рока (фр. Pierre Auguste Roques, 1856 - 1920 гг.) – основателя военно-воздушных сил Франции и военного министра в 1916 году, предшественника Лиотэ; героя Второй мировой, маршала Франции Филиппа Леклерка (фр. Philippe Leclerc, 1902 - 1947 гг.), и много иных, не менее достойных – урны с их прахом стоят внизу, в крипте Собора, напоминающей уже приличный кулумбарий!…

Там же, в подземной крипте с 1861 года покоится прах, пожалуй, самого знаменитого полководца и правителя на всей земле – Наполеона Бонапарта. Здесь об этом – больше ни слова, когда-нибудь я посвящу этому отдельную Нескучную Заметку, а пока лишь скажу, что вход в подземную крипту находится как раз за хорами двух церквей, вон за теми витыми колоннами, где уже у стеклянной перегородки, буквально в нескольких шагах от Императора, в двух саркофагах покоятся два его самых преданных генерала: это Анри Грасьен Бертран (фр. Henri Gratien Bertrand, 1773 - 1844 гг), больше известный, как граф Бертран (фр. comte Bertrand), – генерал армии в период Первой, Наполеоновской империи, (Радзинский присвоил ему звание маршала), сопровождавший Наполеона и на остров Эльбу, и на остров Святой Елены. Это он командовал тем батальоном, что шел в Тюильри на помощь королю Луи XVI, в ту самую зловещую июльскую ночь с 13-го. И это именно он привез тело Наполеона обратно во Францию в 1840 году.
 

 (498x698, 306Kb)


- и Жеро Кристоф Мишель дю Рок де Брион (фр. Géraud Christophe Michel du Roc de Brion, 1774 - 1813 гг.), больше известный, как Мишель Дюрок, герцог Фриульский, - генерал, сражавшийся вместе с Наполеоном с самого первого, Итальянского похода, и ставший Гофф-Маршалом Императорского двора (некий аналог Управляющего делами Президента, фр. Grand maréchal du palais de Napoléon Ier), пользовавшийся особым доверием Наполеона и всегда безупречно и четко выполнявший все, даже самые трудные и деликатные поручения Императора.
 

 (524x699, 303Kb)


Как и условились, вниз, к Императору, в этой НЗ мы не пойдем, - взамен предлагаю еще раз окинуть взором весь наш проделанный за сегодня Путь, - с той самой точки, с которой видел его в сороковом году прошлого века вон тот человек, в модном светлом плаще, резко выделяющимся на фоне темных мундиров своих генералов: помолчите, осмотритесь вокруг, задумайтесь…..
 

 (487x641, 218Kb)


Выйдя на свежий воздух, стоит прогуляться по Эспланаде Инвалидов – самом крупном незастроенном участке в самом центре Парижа. Тут выставлено множество пушек, и по словам того сказочника, все еще ищущего слона, где-то тут, на Эспланаде спрятаны таинственные пушки прусского короля Фридриха I, вывезенные Наполеоном из Вены (Отлитые в 1708 году, эти пушки носили название "батарея 12 апостолов" (!), - конец цитаты, орфография и пунктуация автора сохранены. …Признаться, скорее можно найти 12 тех слонов, чем ту невидимую батарею, - лично я искал два дня, но никаких апостолов в виде пушек увы, так нигде и не приметил… Попадались пушки, украшенные головами различных животных – так в прежнее время определяли класс орудий - петух, например, соответствовал самому маленькому, 12 калибру (ядро весило 12 фунтов, или 6 кг), химера обозначала 16 калибр, а лев - уже 24-ый!

Никогда прежде не встречал я и такого, чтобы Фридрих I назвал свои прусские пушки – «батарея 12 апостолов» - и отвез их в австрийскую (!) Вену… Похоже, что сказочник тот изрядно с теми пушками тово, намутил…)) Попробовал я в этой тайне разобраться, и выяснился не совсем удобный факт, имеющий, как ни странно вовсе не прусский, а русский след: действительно, никаких таких пушек «у Фридриха в Вене» никогда не было, - но был на российском флоте 120-пушечный корабль «Двенадцать апостолов», где впервые были установлены мощные т.н. бомбические 68-фунтовые (!) короткие, корабельные пушки, которые превратили тот корабль в плавучую крепость. Корабль тот участвовал в т.н. Крымской войне, да как известно, неудачно: не нашлось тогда лучшего решения, как не сражаться на нем, а попросту затопить тот огромный корабль-крепость, преградив его корпусом вход в бухту. Часть пушек с корабля была снята и установлена на берегу, где эта батарея получила наименование «Двенадцатиапостольская» и стала трофеем Наполеона III. В память о той невеселой истории в России осталась поговорка «шапками закидаем!», в Париже в 1856 построили мост Альма, украшенный статуями воинов, в Солдатской церкви вывесили Андреевский флаг, - его вы и видели во второй части - а те короткие пушки, на откатных корабельных лафетах, до сей поры прохлаждаются на Эспланаде…
 

 (640x432, 220Kb)


Кстати, любопытно будет узнать, что эти утолщенные к задней, казенной части, бомбические пушки, которые стреляли бомбами - разрывными снарядами со взрывателями ударного действия, - были изобретены в 1822 г. французским артиллеристом Пексаном. И если помимо них, вам попадется на глаза и вот эта пушка - с выбитым на ней девизом «ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КОРОЛЕЙ», то вы вполне можете счесть свой визит в МУЗЕЙ АРМИИ завершенным самым достойнейшим образомъ!
 

 (640x420, 274Kb)


Что ж, друзья – настал черед нам направляться к воротам, а впереди уже виднеются темы будущих Нескучных Заметок - не пропустите! :)) - чуть слева огромный стеклянный купол Большого Дворца (фр. Grand Palais), где недавно проходила Национальная выставка России, а прямо - золотые скульптуры, венчающие пилоны моста Александра III, - пожалуй, самого красивого во всем Париже!
 

 (640x418, 105Kb)


Те же из вас, кто прислушавшись к моим советам, не потерял билет, могут отправиться за воротами направо: на соседней улице Варенн (фр. rue Varenne), в старинном особняке герцога Бирона (кстати, первого из тех 6-ти Главных Маршалов!), где при Наполеоне жил русский посол, находится один из самых популярных музеев Франции - Музей Родена. Сходите, - отдохнёте в маршальском саду, где под именем графа Северного гулял incognito Павел I - а заодно и посмотрите на Мыслителя!...
 

 (604x422, 66Kb)

 

À suivre… / Продолжение следует...

Начало и продолжение (кликабельно):

musee1 (500x341, 109Kb)

musee2 (500x333, 121Kb)

 (526x130, 25Kb)



ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:


- часть 47ая: ЮБИЛЕЙ CRAZY HORSE
- часть 46ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть IV
- часть 45ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть III
- часть 44ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть II
- часть 43ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть I
- часть 42ая: НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
- часть 41ая: LA PAIVA - часть III
- часть 40ая: Бриллианты от LOUIS VUITTON
- часть 39ая: LA PAIVA - часть II
- часть 38ая: ТАЙНА ОСТРОВА КОРСИКА
- часть 37ая: LA PAIVA - часть I
- часть 36ая: ТРОКАДЕРО
- часть 35ая: ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ИЮЛЯ
- часть 34ая: ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ЛУИ
- часть 33ая: ГОД
- часть 32ая: NATURE CAPITALE
- часть 31ая: НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА РОССИИ
- часть 30ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть III
- часть 29ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть II
- часть 28ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть I
- часть 27ая: МНЕ НРАВИТСЯ...
- часть 26ая: День Рождения БАСТИЛИИ
- часть 25ая: MNE NRAVITSA...
- часть 24ья: Париж: 26 ГИГАпикселей
- часть 23ья: ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
- часть 22ая: SAINTE RUSSIE-СВЯТАЯ РУСЬ
- часть 21ая: CHAMPS ELYSEES, 70
- часть 20ая: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - часть II
- часть 19ая: НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЕВЫ
- часть 18ая: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - часть I
- часть 17ая: LES CHANSONS de PARIS - III
- часть 16ая: ЮБИЛЕЙ MOULIN ROUGE: 120 ЛЕТ
- часть 15ая: ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ
- часть 14ая: КОРОЛЕВСКАЯ УЛИЦА
- часть 12ая prim: ЮБИЛЕЙ МЕТРО - часть II
- часть 12ая: МОНМАРТР: СТЕНА ЛЮБВИ
- часть 11ая: ЮБИЛЕЙ ПАРИЖСКОГО МЕТРО
- часть 10ая: NAPOLEON: La TRILOGIE ПРЕДИСЛОВИЕ
- часть 7ая (анонс) ИМПЕРАТОР ЧЕМОДАНОВ
- часть 6ая: LES CHANSONS de PARIS-II
- часть 5ая: БАСТИЛИЯ III: N'oubliez jamais...
- часть 4ая: БАСТИЛИЯ II: Мы помним...
- часть 4ая прим: БАСТИЛИЯ I: Ты помнишь...
- часть 3ья прим: LES CHANSONS de PARIS: Tombe la niege
- часть 3ья: ТАЙНЫ ПИРАМИДЫ
- часть 2ая: ТЩЕСЛАВИЕ МИТТЕРРАНА
- часть 1ая: ЛУВР МНЕ ПОНРАВИЛСЯ


Все права защищены © myparis 2009-2011 © Tous droits réservés

тм
Рубрики:  Кварталы ПАРИЖА...
Музеи ПАРИЖА
Метки:  

Процитировано 66 раз
Понравилось: 4 пользователям

раиса_Д   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 17:13 (ссылка)
Собор Инвалидов прекрасен, исторические заметки нескучные, интересные. Спасибо за прекрасную экскурсию!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Июня 2010 г. 17:35ссылка
раиса_Д, спасибо за ваше внимание!

А не разгадаете ли вы ту арабскую надпись, что на снимке:
 (582x485, 242Kb)
ЭВА50   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 18:47 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 29 Июня 2010 г. 23:49ссылка
ЭВА50, благодарю за Ваше внимание!
 (500x460, 153Kb)
Grif-studio   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 19:03 (ссылка)
Богатая история! Интересная и познавательная экскурсия!
 (350x63, 178Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 29 Июня 2010 г. 23:54ссылка
Grif-studio, спасибо! Скоро я приглашу Вас на Национальную выставку России - не пропустите ))
 (590x443, 86Kb)
alla_senkevich   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 21:17 (ссылка)
Спасибо за содержательную и интересную экскурсию!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Лулу_Прада   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 21:26 (ссылка)
Доброго вечера!
Читаю с огромным удовольствием, как и прежде восхищает последовательность подачи материала и его обьем. И, конечно же, и Сам Обьект материала! Спасибо за профессмонализм и огромную работу "в раскопках истории".
Хотела задать "женский" вопрос: портрет Тюренна - герой запечатлен в обуви, которую бы женщины назвали "сандалии с красными подвязками крест накрест", но эта атрибутика не для военного (даже если аллегория с римлянином, то там все равно красные подвязки с бантами не существовали..) - вот такой у меня вопрос остался.
А так что лишнего говорить - Гениально!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 00:04ссылка
Лулу_Прада, благодарю! Приятно, когда внимательный читатель видит все, что хочешь ему показать!:read:

Что же касается красных завязок маршала Тюррена - согласен, они обращают на себя внимание. Вы правы - сам стиль сандалет, кожаная кираса соответствуют одеждам римских легионеров, в популярном образе которого запечатлился Тюренн. Завязки же (тогда еще не изобрели удобных липучек!) красного цвета указывают на то, что пред нами не рядовой пехотинец, но представитель касты aristo - cratia, высшей власти.

Ботинки красного цвета с тех давних пор и до наших дней украшают ноги Папы Римского (обратите внимание), модными высокими (не ввиду роста, а просто, чтоб были заметнее) красными каблуками отличалась обувь и начальника Тюренна - согласитесь, как много раз вы уже видели этот его портрет!:king:

 (528x699, 355Kb)
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Января 2012 г. 07:55ссылка
Mon cher, naskol'ko ya pomnu, eto-portret of Luis 14? Ya vrodi eshe pri pam'ati... aren't I?
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Января 2012 г. 12:31ссылка
Portrait - no doubt. But U are misunderstood.
Любимица_Вселенной   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 21:47 (ссылка)
О, мой друг!!!!
Вы прексны со своими заметками))))

Что бы мы все без вас делали????
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 00:21ссылка
Любимица_Вселенной, наверное, уже бы выскочили замуж, - не правда ли, мой друг?!.... :derisive::air_kiss:

 (699x464, 43Kb)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Июля 2010 г. 00:40ссылка
myparis, а вы мой друг любите девушек из Запорожья????

На одной бы из них точно женились бы)
И_я_была_девушкой   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 22:02 (ссылка)
Благодарю за великолепную экскурсию:)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 00:25ссылка
И_я_была_девушкой, спасибо за ваше внимание! Пойду подрабатывать экскурсоводом, если возьмут на пол-ставки...
 (459x500, 144Kb)
pro100sergacheva   обратиться по имени Понедельник, 28 Июня 2010 г. 22:31 (ссылка)
Благодарю за Ваши великолепные Нескучные заметки! )
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 00:26ссылка
supersergacheva, спасибо, - наслаждайтесь!
 (500x411, 70Kb)
L-a-n-a   обратиться по имени Вторник, 29 Июня 2010 г. 02:03 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Brisja   обратиться по имени Вторник, 29 Июня 2010 г. 21:52 (ссылка)
Право,не скучно. Браво!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
pro100sergacheva   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 12:34 (ссылка)
myparis, спасибо! С удовольствием наслаждаюсь! Спасибо за цветок! Очень приятно получить его от мужчины! ))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
pro100sergacheva   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 13:09 (ссылка)
Спасибо за прекрасную розу... ,а это Вам за Нескучные заметки, за подготовку такого большого материала: )))
 (632x477, 392Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
pro100sergacheva   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 13:58 (ссылка)
myparis, спасибо! )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 14:04ссылка
supersergacheva, у меня цветочный магазин под боком!:))
4261908727_4c2e3929dd (500x458, 110 Kb)
pro100sergacheva   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 14:12 (ссылка)
myparis, вот как! ))) Замечательно для дам, которым Вы дарите цветы и для цветочного магазина выгодно! ))) Всех Вам благ! ))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 14:16ссылка
Дарю цветы для дам и всем моим друзьям!:scenic:
 (500x396, 115Kb)
pro100sergacheva   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 14:19 (ссылка)
myparis, спасибо! Вы ко всему прочему ещё и романтик и поэт! )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 14:27ссылка
О, да! Романтик и Поэт!... Но пора Поэту на обед...))
 (500x383, 64Kb)
Перейти к дневнику

Среда, 30 Июня 2010 г. 14:35ссылка
Приятного аппетита! Я тоже пошла на обед!
myparis   обратиться по имени Среда, 30 Июня 2010 г. 15:31 (ссылка)
supersergacheva, Bon Appétit - и до скорой встречи в Нескучных Заметках!:king:
 (407x500, 122Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 01 Июля 2010 г. 18:49 (ссылка)
Спасибо большое myparis.Было очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
fyodor490531   обратиться по имени Четверг, 01 Июля 2010 г. 19:18 (ссылка)
Даже не знаю, насколько скромно Вы даёте характеристику этого большого сообщения, как "беглый осмотр"... Всё очень подробно, с анализом и своими ремарками (как литературные отступления) и выглядит как, как научная статья с лирическими отступлениями. Браво!
Кстати, ещё со времён юности мне не давала покоя мысль, почему собор в Риге называется Домским. Благодаря Вашему сообщению у меня теперь есть ответ (я так думаю) !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Илья_Элиович   обратиться по имени Нет слов, чтобы выразить восхищение.... Четверг, 01 Июля 2010 г. 19:25 (ссылка)
На своей памяти не могу припомнть такого восторга,который ощутил сегодня!
Титаническая работа влюбленного и эрудированного мастера ...
К этому произведению высочайшего профессионализма надо возвращаться еще и еще...
Спасибо и наилучшие пожелания дальнейших успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Анатоль_01   обратиться по имени Четверг, 01 Июля 2010 г. 20:43 (ссылка)
Отлично, месье! Виват!
Недаром я вчера закончил свой 4-й роман сценой напротив Дома Инвалидов. Подсознание сработало, наверное, под впечатлением ваших рассказов. :):
Ответить С цитатой В цитатник
aleksandr_antonov   обратиться по имени "Гуляет ветер, порхает снег.Идут двенадцать человек." Несут культуру на штыках. Четверг, 01 Июля 2010 г. 22:29 (ссылка)
УВАЖАЕМЬІЙ ! ВЬІ НЕ ПУТЕВОДИТЕЛЬ, А КАК ЗАМЕТИЛИ, ВЬІШЕ ПРОЧИТАТЕЛИ, ПРЯМО ТРАКТАТ ИСТОРИЧЕСКИЙ НАКАТАЛИ. ТАК УВЛЕКАТЕЛЬНО НАПИСАНО, ЧТО ГРЕШНЬІМ ДЕЛОМ ,НЕ ЗАХОЧЕТСЯ В ПАРИЖ ЕХАТЬ?!
"Я БЬІ В МАРШАЛЬІ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ".
ОНИ ,ТО ВОН, КАК СВОИХ МАРШАЛОВ УВАЖАЛИ И УВАЖАЮТ, А У НАС ГРЕШНЬІМ ДЕЛОМ, ЭТОТ ГРУЗИНСКИЙ ГРОМИЛА, КОТОРЬІЙ ВМЕСТЕ С ЛАЗО ГРАБИЛИ БАНКИ, ДЛЯ ПАРТИЙНОЙ КАССЬІ, ИХ КАК "СЕМЕЧКИ" ПО ПОДВАЛАМ ЩЕЛКАЛ.
РАЗНИЦА В КУЛЬТУРАХ.
А ФРАЗА РАДЗИНСКОГО - ВЬІСШИЙ КЛАСС!!
ВОПРОС: ВЕЗДЕ ФИГУРИРУЕТ ЦИФРА 12 ЧТО ОНА ОЗНАЧАЕТ В МАССОНСТВЕ. ПРОСВЕТИТЕ.
ИНАЧЕ: ВСЕ ТАК СЕРЬЕЗНО И ГЛУБОКО ПРОПИСАНО,
ССЬІЛКИ - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЬІ ПРОЯСНЕНИЕМ РАЗНЬІХ СОБЬІТИЙ.
ВАС ТАМ СВЕРХУ ЗАХВАЛИЛИ, ТАК ЧТО ПОВТОРЯТЬСЯ НЕ СТАНУ.



Ответить С цитатой В цитатник
александр_кислицкий   обратиться по имени Пятница, 02 Июля 2010 г. 00:42 (ссылка)
Сударь ! Читал с живым интересом ( как всегда). Замечателен собор .. а саркофаги ! Как изящно и без излишеств , ведь это подлинные произведения искусства. Воистину , французы знают толк в искусстве ! Благодарю и желаю дальнейших творческих удач .
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Не могу молчать. Пятница, 02 Июля 2010 г. 14:53 (ссылка)
Спасибо! Я как будто не спеша прошел по залам и паркам Пантеона Славы в погожий июньский день. Кольнуло сердце от вида свисающего русского стяга - трофея тех Великих войн, сформировавших новую Европу над гробницей Гения из сибирского красного порфира, подарка Николая I, участника штурма Парижа. Россия всегда разделяла и понимала значение реакционных коалиционных войн и Отечественной войны 1812 г. и наш Казанский собор в Санкт-Петербурге с его трофеями - памятник того сложного исторического узла, который пришлось разрубить. Все более и более восхищаюсь быстротой и качеством, подготавливаемых вами, исторических этюдов-постов. Но лучше А.С.Пушкина о Наполеоне не скажешь: "...хвала! Он русскому народу высокий жребий указал и миру вечную свободу из мрака ссылки завещал!.."
Ответить С цитатой В цитатник
Eiffel_80   обратиться по имени Пятница, 02 Июля 2010 г. 19:10 (ссылка)
Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Рина_Сашина   обратиться по имени Пятница, 02 Июля 2010 г. 20:18 (ссылка)
Спасибо! Я восхищена вашей эрудицией, талантом рассказчика и экскурсовода.
895222_1471114 (69x99, 37 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Vlad49   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2010 г. 00:13 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
vata1951   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2010 г. 19:03 (ссылка)
Я всегда с удовольствием читаю Ваши заметки, вы увлекаете своими граммотными рассказами в совокупности с фотографиями. Благодаря таким сведениям можно путешествовать по Парижу без путеводителя. Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
econom-romantic   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2010 г. 20:13 (ссылка)
Мне понравился весь цикл, посвященный Дому ивалидов. Мне довелось там побывать несколько раз. Правда, в Музей армии сходить не получилось. Но запомнилось знаменитое парижское такси, на котором вероятно когда-то перебрасывали солдат на Марну!
Ответить С цитатой В цитатник
причастник   обратиться по имени Понедельник, 05 Июля 2010 г. 01:01 (ссылка)
Читать ваши заметки – одно удовольствие. Они могут составить не только увлекательный путеводитель, но и хороший том по истории Парижа с множеством иллюстраций. Замечательный анализ произведений монументального искусства, упоминание исторических событий, краткое и вполне доступное их объяснение – всё это делает заметки интересными для разных категорий читателей. Спасибо.
P.S. насколько я понял при первом беглом просмотре сообщения – маршал Ф.Фош принял капитуляцию немцев не в 1818, а в 1918 году. Тогда ситуацию «подправили» США, направив в марте 1918 года свои войска на западный фронт, вынудив немецкие войска начать отход с территории Франции.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Июля 2010 г. 01:08ссылка
причастник, благодарю Вас за теплый отзыв! Спасибо и за замечание, - неужто это и Я допустил очепятку?! Виноват, сейчас поправлю, - разумеется, Вы правы! Приглашаю к неторопливому ознакомлению со всеми тремя чястями трилогии о МУЗЕЕ АРМИИ, - мне будет очень полезно узнать Ваш вердикт о каждой из них!
Римма_Динюшева   обратиться по имени Понедельник, 05 Июля 2010 г. 14:09 (ссылка)
БРАВО!!!
 (654x638, 117Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Июля 2010 г. 08:37ссылка
Римма_Динюшева, благодарю, мой друг - я уже стал иконой!:king:
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку