-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Павлинова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2009
Записей: 32874
Комментариев: 2741
Написано: 35917


Без заголовка

Пятница, 18 Марта 2016 г. 18:33 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана К 160-летию Михаила Врубеля

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель, русский художник со сложной человеческой и творческой судьбой, во многом недопонятый и недооцененный. Как правило, его картины либо завораживают, либо вызывают неприятие, но в обоих случаях навевают мысль о неординарности видения и мышления художника.

Врубель и вправду был человеком необычным, с хрупкой психикой, с осложнённой наследственностью, что вкупе с обстоятельствами жизни и привело его к трагическому концу.


Первые трещины психического здоровья случились ещё в детском возрасте: когда Мише было три года, скончалась от туберкулёза его 23-летняя мать, оставив сиротами четырёх детей. Когда мальчику было 13 лет, на его долю выпало второе сильное потрясение: от туберкулёза умер его младший брат, одиннадцатилетний Александр.
Вскоре после смерти жены Врубель-старший, профессиональный военный, женился вновь, на хорошей женщине, которая приняла четверых детей со всей душой, и постаралась дать им воспитание, образование и материнское тепло.

По окончании гимназии с золотой медалью Михаил поступил на юридический факультет Петербургского университета, художником быть он тогда и не планировал, хотя рисовать любил с детства, но, окунувшись в вольную студенческую жизнь, университета так и не закончил. Отслужив год в армии, поступил уже в возрасте 24 года в петербургскую Академию художеств в класс Павла Петровича Чистякова. Впрочем, Академию художеств Михаил тоже не закончил. Так совпало, что на четвёртом году обучения его пригласили в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Пригласил замечательный человек, русский историк искусства, археолог и художественный критик, профессор Адриан Викторович Прахов, по рекомендации Чистякова.

Для Кирилловской церкви за пять лет Врубель сделал грандиозный объём работ – роспись стен, четыре большие иконы, прорисовка множества фигур для их реставрации. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов». 


Здесь надо, наверное, сказать, что молодой Врубель был очень влюбчивым человеком; он часто, искренне и сильно влюблялся, порой в женщин не весьма достойных. Киевской весной 1884 года 28-летний Врубель переживал свою очередную бурную влюблённость в жену своего работодателя — 32-летнюю мать троих детей Эмилию Львовну Прахову, пианистку, ученицу Ференца Листа. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», а образ младенца-Христа стал великолепным портретом её маленькой дочери Оли. 




Романа между ними не возникло, и не могло возникнуть, Эмилия Прахова не ответила взаимностью, а Михаил так переживал, что нанёс себе порезы ножом на груди – это описано Константином Коровиным.

Вот общий вид всех четырёх икон: «Святой Кирилл», «Святой Афанасий», «Христос Спаситель» и «Богоматерь с младенцем», которую назовут потом вершиной творчества молодого Врубеля.


Возможно, многие из нас, услышав фамилию Врубель, сразу представляют себе картину «Демон». Демон стал лейтмотивом всего творчества художника. «Демонов» у Врубеля всего три: «Демон (сидящий)», «Демон (летящий)» и «Демон (поверженный)».

Первый «Демон» исследователи творчества Врубеля считают началом его сумасшествия. Наброски этой картины не сохранились. Известно, что Врубель показывал их Константину Коровину, и тот «узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону» - лицо Эмилии Праховой. Художник долго не мог забыть первую любовь, она против его воли воплощалась в его картинах. Считается, что именно она заложила «первый кирпич» безумия.

Возвращение к теме Демона у Врубеля совпало с проектом, предпринятым братьями Кушнерёвыми и художником Петром Кончаловским (отцом П. П. Кончаловского) - издать к 50-летию со дня гибели М. Ю. Лермонтова юбилейный двухтомник его сочинений с иллюстрациями «лучших наших художественных сил». 

Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике. Работы Михаила Александровича проходили с трудом. Основной сложностью было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. 

Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью; монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета. Лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика.


Одновременно с иллюстрациями Врубель написал первое своё большое полотно на ту же тему — «Демон сидящий». 


Внешность Демона в определенной степени была навеяна театральными впечатлениями Врубеля. В голове с огромными горящими глазами, с копной волос критики находили сходство с актером Киевской оперной труппы Тартаковым, который исполнял роль Демона. 

Врубелевские демоны, бесспорно, прекрасны, однако те, что дошли до нас — не самые лучшие работы из созданных художником. В своих воспоминаниях его современники утверждают, что многие рисунки, наброски и эскизы были уничтожены Врубелем. Часть работ и вовсе пропала, а некоторые художник, не удовлетворенный собой, переписывал заново. 

Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух» (хотя на самом деле это не так: душа по-гречески – эйдос). 

В 1889 году Михаил Врубель переехал в Москву, и многие декоративные его творения до сих пор украшают наш город – если вы зададитесь целью посмотреть внутреннее убранство некоторых особняков или, по крайней мере, удосужитесь поднять глаза вверх.
Так, к примеру, особняк Мамонтова на Садовой-Спасской, 6 был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, оформлял художник и особняк Дункеров (Поварская ул., д.9).

Дом Мамонтова

Настоящую известность Врубелю принесло, пожалуй, участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора — Николая II. В экспозиции выставки, после многих перипетий и сложностей, оказалось целых восемь работ Врубеля, включая скульптурные. Самые известные – это два гигантских панно – «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». «Принцессу Грёзу» и сейчас можно увидеть на фасаде «Метрополя».

Микула Селянинович

Принцесса Грёза

Фасад Метрополя

Несмотря на свою влюбчивость, женат Врубель был всего один раз, и женат удачно и счастливо. Его женой стала оперная певица Надежда Ивановна Забела. 


Они поженились в 1896 году, и с тех пор именно лицо Надежды Ивановны появляется на многих картинах Врубеля, рисует он и многочисленные её портреты в разных интерьерах и нарядах, эскизы которых разрабатывает сам. Надежда Ивановна стала музой художника, её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван - "Муза". 


Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». 


«Пана» Врубель написал буквально за день, причём на холсте, на котором уже начал было писать портрет жены. Толчком стала новелла Анатоля Франса «Святой Сатир». 


Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью 1900 года.

В 1900 году Врубель опять обращается к теме «Демона». Два сюжета крутились в его воображении – Демон летящий и Демон поверженный. Врубель начал писать Демона летящего, но, не окончив полотно, в 1901 году начал писать предварительные эскизы к картине «Демон поверженный». 


Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добивался с помощью плоских мазков.

В это время у Врубеля уже в полную силу проявлялись симптомы его недуга — головные боли усиливались до такой степени, что Михаил Александрович стал принимать в огромных количествах обезболивающие средства. 

В 1901 году у Врубелей родился сын Савва. Долгожданный ребёнок родился с дефектом – заячьей губой. Трепетно ожидавший рождения ребенка, Михаил Александрович трагично принял случившееся. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за собственные грехи (не секрет, что ещё в 90-х годах прошлого века он заразился сифилисом). Между тем подобная патология вполне могла появиться по другим причинам, к примеру, в результате заболеваний вирусного характера матери в первые 3 месяца беременности.

Чтобы содержать жену и ребёнка, Врубель работал чуть ли не сутками, до исступления, доводя себя до полного истощения, создавая своего «Демона поверженного». Он продолжал работать над ним даже тогда, когда картина уже висела в выставочном зале – приходил по утрам, когда не было посетителей, и продолжал что-то дописывать, изменять черты лица. Художник рассчитывал, что картину купят для Третьяковской галереи, но его надежды не оправдались. Состояние Врубеля обострилось настолько, что родные вынуждены были положить его в психиатрическую клинику Первого государственного Московского университета, а затем в клинику Сербского. Это была первая, в череде последующих, госпитализация Михаила Александровича.

Последним же ударом по психике художника стала смерть двухлетнего сына от воспаления лёгких. Врубель опять попал в психиатрическую клинику Усольцева в Петровском парке. Находясь в клинике, Врубель сделал эскиз ворот, позже установленных по краям усадьбы (сейчас через эти ворота на улице 8 Марта, дом 1, можно попасть в Московскую областную психиатрическую больницу). 

С 1905 года Михаил Александрович находился под постоянным наблюдением врачей в разных клиниках, в разных городах. 

Последней работой Врубеля стал портрет Брюсова. Николай Рябушинский — издатель журнала «Золотое руно» - взялся за создание портретной галереи выдающихся современных писателей, которых должны были писать ведущие современные мастера. Портрет идейного вождя редакции и мэтра русского символизма — Валерия Брюсова — заказали Врубелю. Рябушинский сразу купил ещё не начатый портрет. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Портрет Брюсова сначала был написан на фоне тёмного куста сирени, из которого выступало лицо. Брюсов был в восторге от портрета, но Врубель не считал его законченным и продолжал сеансы. Брюсову нужно было уехать на две недели в Петербург; по возвращении он ахнул — весь фон с сиренью оказался стёрт. Врубель посчитал, что сирень не подходит к характеру Брюсова, и решил написать новый фон с изображением свадьбы Амура и Психеи. Он принялся за новый фон, но успел нанести на полотно только предварительный набросок. На том работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику — он плохо видел, что делает его рука, путал цвета, брал не те карандаши, какие хотел.


Портрет Брюсова стал последней работой Врубеля.
А таким Серов увидел Врубеля:


1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». 

От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечёт
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.

Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.

Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.

И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простёртых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!

12 февраля 1906 года Врубель в письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Через несколько дней он полностью ослеп. Жить Врубель больше не хотел, он почти постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций. Он намеренно пытался простудиться, и весной 1910 года ему это удалось. Постояв раздетым перед открытым окном, он заболел воспалением лёгких, которое перешло в скоротечную чахотку.

1 апреля 1910 года в возрасте пятидесяти четырёх лет Михаил Врубель скончался. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Прекрасные стихи написаны Осипом Мандельштамом после посещения одной из выставок:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья положил.
Он понял масла густоту -
Его запёкшееся лето
Лиловым мозгом разогрето
Расширенное в духоту. 


Надежда Ивановна пережила мужа всего на три года. Она скончалась 20 июня 1913 года после концерта от сердечного приступа, ей было всего 45 лет. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. 

 
Так тихо – долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной…
Так странно тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный…
Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого…
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого…
Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное
Он тихо таял, - он золотистей
Пылал душою вдохновенною…
Цветов по -больше на крышку гроба:
В гробу – венчанье!.. Отныне оба –
Мечта и кисть – в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии. Апрель 1910 год.
"Гадалка". 1895
-------------
Гадай и жди. Среди полночи
В твоем окошке, милый друг,
Зажгутся дерзостные очи,
Послышится условный стук.

И мимо, задувая свечи,
Как некий Дух, закрыв лицо,
С надеждой невозможной встречи
Пройдет на милое крыльцо.(А.Блок)
 
Рубрики:  Русская
Живопись - мировые шедевры

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку