Цитата сообщения Alexandra-Victoria
Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
пост: "И.Н.Крамской "Неизвестная" - Кто она?"
Автопортрет
Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.
Мария Федоровна, урожденная принцесса Дагмара Дании, женой русского царя Александра III. 1880
Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860),
Роспись главного купола храма Христа Спасителя в Москве. 1863
Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море 1861
большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня». Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия художеств отрицательно отнеслась к предложенному новшеству.
Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва
Неизвестная, 1883 Третьяковская галерея, Москва
Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва
Александр III, 1886 Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Федоровна 1880
Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так характеризовал попытку молодых художников: «в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты». Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать картины на заданную академией тему – «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 году некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок. Крамской сделался портретистом. В дальнейшей своей художественной деятельности, Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам – произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали. Еще в бытность свою академистом, Крамской принес большую пользу своему профессору Маркову, употребив год времени на рисование картонов для плафона в храме Спасителя (в Москве), по эскизам Маркова.
Великий Князь Михаил Павлович
К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие. Много труда положил Крамской на сочинение картины «Иисус Христос, осмеиваемый как царь Иудейский» – картины, которую он называл «Хохот», и много надеялся на нее.
Но Крамскому не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться этой работе, которая так и осталась далеко неоконченной.
Скульптура Христос 1883
Полесовщик 1874
Созерцатель 1876
Русалки (Майская ночь) 1871
Лунная ночь 1880
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи 1884
Семья художника
Дети в лесу 1887
Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался; упомянутая выше картина «Неутешное горе» есть собственно портрет, имеющий все качества и достоинства картины.
Портрет Софьи Крамской, 1869
Портрет пейзажиста Федора Васильева (1850—1873), сгоревшего от чахотки - друг художника
Портрет Льва Толстого 1873
Портрет художника Шишкина, 1873
Портрет художника Ивана Шишкина, 1880
Портрет философа Соловьева, 1885
Женский портрет 1881
Неутешное горе 1884
Но не все произведения Крамского равной силы, что художник и сам признавал без колебания; иногда он не интересовался лицом, с которого ему приходилось писать, и тогда становился только добросовестным протоколистом. Крамской понимал и пейзаж и хотя не написал ни одной картины этого жанра, но в «Майской ночи», равно как и в другой «Ночи», превосходно передал лунное освещение не только человеческих фигур, но и пейзажной обстановки.
Лесная тропинка, 1870
Деревня-Yard-в-Франция, 1876
Техника живописи у Крамского была – тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского (Портрет написан в одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской за этой работой умер.)
Много произведений Крамского находится в известной Третьяковской галерее в Москве (картины «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и «Майская ночь»; портреты П. М. Третьякова, гр. Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, П. И. Мельникова, В. В. Самойлова, М. Е. Салтыкова и др.; рисунки: «У лукоморья дуб зеленый», портрет В. Васистова, Н. Ярошенко и другие произведения).
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского, 1866
Портрет академика Рупрехта Франца Ивановича.(офорт)
Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие – портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко. Сделался ли бы Крамской крупным историческим живописцем – трудно сказать. Рассудочность у художника преобладала над воображением, как он сам признавался и в интимном разговоре, и в переписке, ставя И. Е. Репина выше себя по существу таланта. Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало порицателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Замечания Крамского и его мнения об искусстве не имели характера лишь личного убеждения, но обыкновенно были доказательны, на сколько это вообще возможно в вопросах эстетики.
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Александровны. 1877 г.
Основное его требование – содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но не менее того Крамской требовал и хорошей собственно живописи. В этом отношении Крамской должен быть отмечен, и в этом можно убедиться, читая переписку художника, изданную А. Сувориным по мысли и под редакцией В. В. Стасова («Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». (СПб., 1888). Нельзя сказать, чтобы Крамской судил верно по первым впечатлениям, но всегда более или менее мотивировал перемену мнения. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока живописец не находил компромисса.
Иван Гончаров
Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен также своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).
Портрет художника И. Е. Репина - ученика Крамского
Портрет художника Ивана Николаевича Крамского работы Репина. 1882 год
Крамской Иван Николаевич в ушел из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Могила Ивана Николаевича Крамского. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра
Букет цветов, 1884
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1879
Портрет Анатолия Крамского, Сын, 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, 1882
Портрет Сергея Крамского, сын художника, 1883
Оскорбленный еврейский мальчик 1874
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875
Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича, 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876
Портрет Веры Николаевны Tretjakowa, родившийся Mamontowa, 1876
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского, 1876
Портрет поэта Николая Некрасова, 1877
Н.А. Некрасов в период "Последних песен" 1877-1878
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова 1878
Адриана Викторовича Прахова портрет, искусствовед историк и искусствовед, 1879
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровского на сцене Дворянского собрания, 1879
Портрет писателя Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин), 1879
женский портрет 1880
Портрет доктора Сергей Петрович Боткин, 1880
Портрет С. И. Крамской. 1880
Портрет Анны фон Дервиза, 1881
Девушка с кошкой, 1882
Портрет Барбары Кирилловны Лемох в детстве, 1882
Женщина с зонтиком (в траве, Подмосковье), 1883
1884
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло 1884
Портрет незнакомки, 1886
1870
http://smallbay.ru