-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в seleonov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2007
Записей: 1395
Комментариев: 687
Написано: 3512


Замок - символ власти

Четверг, 01 Октября 2009 г. 13:19 + в цитатник

Замок SalzburgСредневековый замок - это символ силы и власти. В манускриптах того времени при описании замков в первую очередь рассказывают о башнях. Широко распространено изображение замковых башен на гербах и печатях, где башня служила архитектурной «афишей» и являлась важным элементом претензий на силу и господство. Образ башни соответствовал идеальному представлению о средневековом замке: мощное, возвышающееся, неприступное строение лучше всего демонстрировало превосходство, силу и неприкосновенность рыцаря-феодала. Также башня являлась символом принадлежности к благородному сословию. Высота размеры даже качество стен башни - все эти параметры непосредственно влияли на символическое значение. Примером может служить башнеподобное привратное строение в замке Salzburg в Нижней Франконии. Владелец замка, архиепископ Вюрцбурга, приказал возвести башнеподобное привратное строение как самое высокое здание в замке, а для придания ему более мощного вида стены здания строились из камней выпуклой формы. Этим архиепископ не только подчеркнул свой высокий ранг вне замка, но и свое положение по отношению к другим его обитателям.

Замок MunzenbergВ замке Munzenberg в Гессене стоят два паласа и две высокие башни романского и готического периода. Эти строения являются примерами высокого искусства каменотесов. Паласы богато украшены орнаментом. К концу XIII века замок Munzenberg перешел к роду Falkenstein. Новые владельцы не стали, как обычно, перестраивать старые постройки, возведенные еще в XII веке, а рядом с ними возвели новые. Этим они еще больше подчеркнули свое богатство и положение в обществе.

Ворота замка также имели большое символическое значение. Даже в наше время, если хотят архитектурно подчеркнуть благосостояние хозяев загородного дома, их ворота делают большими, помпезными, с различными украшениями. Такие ворота дают представление посетителю, в чьи владения он вступает и сколь скромен его общественный статус по сравнению со статусом хозяина. Вход был и остается в значительной степени визитной карточкой хозяина дома. Примером такого входа может служить архитектура зальцбургской привратной башни. Сознательное пренебрежение оборонительными элементами служило епископу символом силы, который должен был продемонстрировать всем, как мало он кого-либо боится. Общественный и политический статус давали ему достаточную защиту, и он мог позволить себе сознательно отказаться от оборонительных элементов.

Для эпохи Средневековья символическое содержание многих архитектурных элементов было важнее их практической ценности.

 

Замок CoucyКаких размеров мог достигать замок как символ статуса и притязаний на власть, впечатляюще иллюстрирует пример средневекового замка Соuсу - каменный образ мощи и мании величия. Гигантский замковый ансамбль всего за несколько лет, между 1225 и 1230 годами, возвел перед воротами Парижа, посреди Пикардии, Enguerrand III, господин de Coucy. Пройдя через вытянутый форбург, являвшийся импозантной частью городских укреплений, вы оказывались перед донжоном. Уже фронтальная сторона должна была произвести на вас сильное впечатление, если не шокировать.

Здесь, за рвом, посреди щитовой стены стояла действительно огромная круглая башня 30 метров в диаметре, высотой более 50 метров, толщина стен башни достигала 7 метров. Только лишь четыре угловые башни имели диаметр 18-23 метра и высоту 35 метров - больше, чем главные башни большинства замков того времени! В центре замка находились роскошное парадное здание размеров большой церкви, а также кухня и замковая церковь. Даже в своих архитектурных деталях и внутреннем оформлении замок-гигант демонстрировал невероятную роскошь - здесь все было гигантским.

Замок CoucyОт донжона замка Соuсу, в котором проживал хозяин замка со своей семьей, в настоящее время остался, к сожалению, лишь холм. В марте 1917 года немецкие саперы с помощью 28 тыс. кг взрывчатки в бессмысленном военном акте взорвали этот шедевр средневековой архитектуры.

Соuсу, кроме переделок и расширений при Enguerrand VII в 1380 году, являлся творением одного человека, который хотел архитектурно заявить свои претензии на французскую корону и создал каменное свидетельство мании величия: Enguerrand III de Coucy (1191-1242), как кум императора Оттона IV, имел шансы на регентство. Господа de Coucy в XII — XIII веках были одной из богатейших и влиятельнейших семей Франции; сам Enguerrand III хотел достигнуть новых масштабов в строительстве, превосходящих все существовавшее до сих пор, затмить даже королев-
ские постройки и сам Лувр, и обозначить таким образом свое особое положение в королевстве. Тщеславная, властолюбивая сущность заставляла его, однако, думать и о предстоящих столкновениях и, несмотря на стремление к подчеркнутой роскоши, создать в высшей степени обороноспособное сооружение.

Масштабы Соuсу есть с чем сопоставить. То, что доведено здесь до предела, знать перенимала с уменьшением размеров для своих резиденций: чем дороже был замок, тем больше, как правило, были социальные претензии его господина. Это доказывает разница между династическими замками и замками мелкой знати, которые отличались как современная вилла от серийного дома.

 

http://ancient-castles.org.ua/castle_symbol

Рубрики:  Архитектура, как музыка в камне, звучит в веках...
Метки: